Рабочая программа по ОБЖ базовый уровень 10-11 класс

рабочая программа соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного Стандарта 2004 года. Программа прошла проверку министерства образования Оренбургской области.Приложением к программе является календарно-тематическое планирование для 10 и 11 класса.(10 класс1,5 часов в неделю, 11 класс-1 час в неделю)
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Основы безопасности жизнедеятельности составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях при­родного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государ­ственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граж­дан по защите государства;

  • воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность общества; отношения к здоровью и человеческой жизни как главной ценности; уважения к героическому наследию России, государственной символике и традициям;

  • развитие эмоциально-волевых черт личности, обеспечивающих безопасное поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях; бдительности по предотвращению актов экстремизма и терроризма; потребности ведения здорового образа жизни; необходимых физических и психологических качеств личности при подготовке к защите Отечества; и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потреб­ности ведения здорового образа жизни;

• овладение умениями действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья.

Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в рабочей программе предусмотрены по 1,5 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе. Программа рассчитана на 87 часов, при этом в ней предусмотрен резерв свободного времени 57 часов.

Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов).

Межпредметные связи.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В обществознании - сведения о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. В физической культуре - основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приори­тетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Особенности организации учебного процесса по ОБЖ

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)

Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое занятие), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.

Виды интерактивных методов используемых в обучении - мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.

Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.

Типы уроков - изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.

Обязательный минимум содержания (30часов + резерв 57 часов)

1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

(4 часа + резерв 16 часов)

Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности жизнедеятельности личности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья.

Репродуктивное здоровье. Факторы, разрушающие здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и др.) Репродуктивное здоровье. Инфекции, передаваемые половым путем. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

Личная безопасность и сохранение здоровья в быту.

Меры пожарной безопасности. Применение средств пожаротушения.

Правила и безопасность дорожного движения.

Безопасное поведение в природной среде. Ориентирование на местности, сооружение временного укрытия, добывание огня, воды и пищи, подача сигналов бедствия.

Безопасное поведение на воде. Приемы оказания помощи утопающему.

Безопасное поведение в экологически неблагоприятных условиях. Оценка экологической комфортности окружающей среды.

Формирование навыков пользования СИЗ.

Ситуации криминогенного характера. Овладение элементарными способами самозащиты.

Формирование навыков оказания первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Физическая подготовленность как фактор, обеспечивающий безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

2.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (8 часов + резерв 11 часов)

Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) происхождения.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно- спасательные работы, обучение населения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения, контролю экологического состояния окружающей среды, обеспечению безопасности в ситуациях криминогенного характера и в случае угрозы терроризма. Их предназначение и основные задачи.

3. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВА

(18 часов + резерв 30 часов)

Защита Отечества - долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.

Вооруженные Силы Российской Федерации - основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.

Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.

Общие обязанности и права военнослужащих.

Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.

Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

«Основы безопасности жизнедеятельности»

10 класс (52 часа из них 37 часов резерв)

  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья ( 2 часа + 6 резерв )

Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной кри­миногенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и

др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Про­филактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

  1. Государственная система обеспечения безопасности населения

(4 часа+11 резерв)

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

Военные угрозы национальной безопасности. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

Терроризм и экстремизм. Ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий

Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, класси­фикация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства за­щиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан. Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

  1. Обязанности граждан по защите государства( 9 часов + 20 резерв)

История создания вооруженных сил. Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Памяти поколений. Дни воинской славы РФ. Основные формы увековечивания памяти российских воинов.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

Военная служба по призыву, как этап профессиональной карьеры. Овладение военно-учетными специальностями. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса.

Размещение и быт военнослужащих. Обязанности и суточный наряд. Организация караульной службы.

Строи и управление ими. Отработка строевых приемов. Выполнение воинского приветствия без оружия. Разборка и сборка АК-74. Обязанности солдата в бою.


Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

11 класс (35 часов из них 20 часов резерв)

  1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

(2 часа + резерв 10 часов)

Основы здорового образа жизни. Правила личной гигиены и здоровье. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очище­нии организма. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, при­чины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью. СПИД и его профилактика. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД - это финальная стадия инфекционного заболевания, вы­зываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-ин­фекцией.

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания проч­ной семьи. Семья в современном обществе. Законодательство о семье Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и по­рядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

Обеспечение личной безопасности на водоеме.

Обеспечение личной безопасности на различных видах транспорта.

Первая медицинская помощь при острой сердечной недо­статочности и инсульте. Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицин­ская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Пер­вая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области та­за, при повреждении позвоночника. Способы иммобилизации. Первая медицинская помощь при остановке сердца Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причи­ны клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непря­мого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.

II. Государственная система обеспечения безопасности населения (4 часа )

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.).Пожарная безопасность.

Государственная политика противодействия наркотизму. Контртеррористическая операция.

III. Обязанности граждан по защите государства (9 часов + резерв 10 часов)

Функции и основные задачи ВС. Международная миротворческая деятельность.

Боевое знамя воинской части. Ордена-почетные награды.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и про­хождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основное содержание обязательной подготовки граждан к воен­ной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и про­фессиональным качествам молодежи призывного возраста для ком­плектования различных воинских должностей (командные, опера­торские, связи и наблюдения, водительские и др).

Добровольная подготовка граждан к военной службе Основные направления добровольной подготовки граждан к во­енной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобра­зовательных учреждениях среднего (полного) общего образо­вания.

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессио­нального образования. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе.

Организация профессионально-психоло­гического отбора граждан при первоначальной постановке их на во­инский учет. Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил РФ, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.

Правовые основы военной службы, Конституция РФ, Фе­деральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе». Военная служба - особый вид федеральной государственной службы. Конституция РФ и вопросы военной службы. Законы РФ, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Военные аспекты международного права.

Общевоинские уставы - нормативно-правовые акты, регламен­тирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Устав гарни­зонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинар­ный устав Вооруженных Сил РФ, Строевой устав Вооруженных Сил РФ, их предназначение и основные положения. Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России. Военная присяга - основной и нерушимый закон воинской жиз­ни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужа­щим воинского долга.

Прохождение военной службы по призыву. Призыв на военную службу. Время призыва на военную служ­бу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от воен­ной службы и предоставления отсрочек. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужа­щих. Размещение военнослужащих, распределение времени и по­вседневный порядок жизни воинской части. Время военной служ­бы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.

Прохождение военной службы по контракту Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Альтернативная гражданская служба. Права и ответственность военнослужащих. Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослу­жащих.

Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, матери­альная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаи­моотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества. Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с чес­тью и достоинством носить свое воинское звание - защитника Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, вер­ность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую ми­нуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества. Военнослужащий -специалист, в совершенстве владею­щий оружием и военной техникой. Порядок вручения Боевого знамени воинской части.

Требования воинской деятельности, предъявляемые к мо­ральным, индивидуально-психологическим и профессиональным каче­ствам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные эле­менты воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и ро­дах войск.. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему.

Военнослужащий -подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий тре­бования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ.

Военно-профессиональная ориентация. Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Ориентация на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах учреждений высшего профессионального образования. Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

Контроль результатов обучения

Контроль результатов обучения осуществляется через использование следующих видов оценки и контроля : входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы оценки и контроля : контрольная работа (к.р.), самостоятельная работа (с.р.), тест, контрольный тест (т.), устный опрос (у.о.).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы

Результаты обучения.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

• основы здорового образа жизни и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, при­зыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

    • особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту; альтернативной гражданской службы;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • правила безопасности дорожного движения.

Уметь

  • выполнять последовательно действия при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» и комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

  • применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу в случае автономного существования в природной среде;

  • правильно пользоваться СИЗ (противогазом, респиратором,ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения;

  • адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и велосипедиста или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья своих и окружающих людей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • вести здоровый образ жизни;

  • правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • уметь пользоваться бытовыми приборами, лекарственными препаратами и средствами бытовой химии, бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдать общие требования безопасности при пользовании ТС, при нахождении на улице, правила поведения на воде, меры пожарной и инфекционной безопасности;

  • оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;

  • вызывать в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.

  • Понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету

Оценка знаний

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах реализует комплексный подход по формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл,11 кл. общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014

  3. Акимов В. А. Основы анализа и управления рисков в при­родной и техногенной сферах: учеб. пособие в системе образо­вания МЧС России и РСЧС / В. А. Акимов. - М., 2004. .

  4. Альтшулер В. Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учите­лей и родителей / В. Б. Альтшулер, А. В. Надеждин. - М., 2000.

  5. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. - М., 2005.

  6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуаци­ях / под общ. ред. М. И. Фалеева. - Калуга, 2001.

  7. Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2007.

  8. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2007.

  9. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск, 2004.

  10. Топорова И.К., С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2010 г. ОБЖ тесты:

  11. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Россий­ской Федерации: Официальное издание. - М., 2006. - № 11.


Сайты, используемые при подготовке уроков, сообщений, докладов и рефератов.

Название сайта

Электронный адрес

Российское образование" Федеральный портал»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября)

festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det


15


© 2010-2022