Программа внеурочной деятельности Школа пешехода

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кружка «Школа пешехода» относится к социально направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.

Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.

Дети ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность - личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Новизна:

воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта безопасности через практику. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через практику и теорию приобщить детей для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде.

Образовательная программаразработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Цель программы - систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах села, во дворе и общественном транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

  1. Обучение детей правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта - грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, - с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

  2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

  3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

  4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

  5. Развивать мотивацию к безопасному поведению.

  6. Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

  7. Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  8. Повысить интерес школьников к велоспорту.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по ПДД. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, назнаниями и навыками использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Контингент обучаемых: дети возраста 7-11 лет

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год

Формы организации работы учащихся: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю в 1-4 классе, 70 часов в год, час длится 45 мин.

Ожидаемые результаты:

уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыкидисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

знать:историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора, виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Формы подведения итогов реализации программы:

Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы, индивидуальный устный опрос, выставки, праздники, соревнования, конкурсы, агитбригады.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Всего часов

1

Улица полна неожиданностей

4

2

Наши верные друзья на улицах и дорогах

4

3

Это должны знать все

3

4

Мы - пассажиры

3

5

А знаешь ли ты?

5

6

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

2

7

Детский дорожно-транспортный травматизм

2

8

Знакомство с дорожными знаками

4

9

Пассажиры

4

10

Будь внимательным и осторожным!

4

Всего:

35

Методическое обеспечение программы:

Деятельность кружка строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- плакаты по ПДД.

Методическое:

- билеты по ПДД, медицине;

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;

- программа по изучению правил дорожного движения в школе;

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД;

- видео игры по ПДД.

Список литературы


1. Экзаменационные билеты по ПДД с комментариями, М.: «Рецепт - Холдинг», 2012г. -224с.: ил.

2. .Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями, Москва: ОО «АТБЕРГ 98» 2014г.- 62 с.: ил.

3. Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями, Москва: ОО «АТБЕРГ 98» 2012г.- 64 с.: ил.

4. Газета «Добрая дорога детства»

5. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.

6. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 192 с. - (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

7. Дорога глазами детей. Сборник детских творческих работ по вопросам безопасности дорожного движения/ Под общ. ред. В.В. Парахина .- Липецк, ООО «Смарт Пресс 2.0», 2013г.- 52с.: ил.

pdd-dlya-shkolnikov

pdd-test-online.ru

festival.1september.ru


Календарно- тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Улица полна неожиданностей

4

1

Безопасность на улице

1

2

Наше село, где мы живем.

1

3

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?

1

4

Как правильно переходить дорогу.

1

Наши верные друзья на улицах и дорогах

4

5

Сигналы (жесты) регулировщика

1

6

Дорожные знаки

1

7

Светофор и его сигналы

1

8

Пешеходные переходы, их виды и правила пользования

1

Это должны знать все

3

9

Где можно играть?

1

10

Движение пешеходов и машин

1

11

Наиболее безопасный путь в школу и домой

1

Мы - пассажиры

3

12

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный

1

13

Пассажирский транспорт города

1

14

Правила поведения в общественном пассажирском транспорте

1

А знаешь ли ты?

5

15

А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?

1

16

А знаешь ли ты, из чего сделана машина?

1

17

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?

1

18

А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?

1

19

А знаешь ли ты, что такое автозавод?

1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге

2

20

Что называется улицей и из каких частей она состоит

1

21

Как и где нужно переходить улицу и дорогу

1

Детский дорожно-транспортный травматизм

2

22

Причины детского травматизма и несчастных случаев на дороге

1

23

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на дорогах

1

Знакомство с дорожными знаками

4

24

Дорожные знаки

1

25

Знаки сервиса

1

26

Островки безопасности и осевые линии

1

27

Человек с жезлом на перекрестке

1

Пассажиры

4

28

Ожидание общественного транспорта

1

29

Правила пользования общественным транспортом

1

30

Посадка и высадка пассажиров

1

31

Обобщение. Викторина «Как ты думаешь почему?»

1

Будь внимательным и осторожным!

32

Наблюдение за дорожным движением

1

33

Тормозной путь транспортных средств

1

34

Как должен поступить пешеход, если…

1

35

Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения

1

Календарно- тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов


Путешествие в историю ПДД.

3

1

История колеса

1

2

Краткая история автомобиля

1

3

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

1


Дорога, что ты расскажешь о себе?

14

4

Мы идем в школу

1

5

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.

1

6

Правила поведения на улице

1

7

Движение пешеходов по улицам и дорогам

1

8

Общие правила перехода улиц и дорог

1

9

Где можно играть

1

10

Элементы улиц и дорог

1

11

Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах

1

12

Основные правила поведения учащихся на улицах, дороге

1

13

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

1

14

Организация движения

1

15

Светофорное регулирование

1

16

Мы - пассажиры

1

17

"Что значит слово "дорога"

1

18

Виды перекрестков

1


Современный транспорт.

4

19

Что такое транспорт

1

20

Виды транспортных средств

1

21

Проезд специальных транспортных средств

1

22

Железная дорога

1


А знаешь ли ты?

8

23

А знаешь ли ты, что колесо может и умеет?

1

24

А знаешь ли ты, из чего сделана машина?

1

25

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?

1

26

А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение?

1

27

А знаешь ли ты, что такое автозавод?

1

28

А знаешь ли ты, какой бывает транспорт?

1

29

А знаешь ли ты, что тротуар - дорога пешеходов?

1

30

А знаешь ли ты, что такое цвет-сигнал?

1


В стране дорожных знаков

4

31

Дорожные знаки

1

32

Сигналы регулировщика

1

33

Мероприятие: "Я знаток дорожных знаков"

1

34

Как должен поступить пешеход, если…

1

35

Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кружка «Школа пешехода» относится к социальной направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.

Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.

Дети ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность - личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Новизна:

воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта безопасности через практику. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через практику и теорию приобщить детей для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде.

Образовательная программаразработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Цель программы - систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах села, во дворе и общественном транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

  1. Обучение детей правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта - грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, - с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

  2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

  3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

  4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

  5. Развивать мотивацию к безопасному поведению.

  6. Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

  7. Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  8. Повысить интерес школьников к велоспорту.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по ПДД. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, назнаниями и навыками использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Контингент обучаемых: дети возраста 10-11 лет

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год

Формы организации работы учащихся: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раза в неделю в 5 классе, 70 часов в год, час длится 45 мин.

Ожидаемые результаты:

уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыкидисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

знать:историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора, виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Формы подведения итогов реализации программы:

Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы, индивидуальный устный опрос, выставки, праздники, соревнования, конкурсы, агитбригады.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Всего часов

1

Путешествие в историю ПДД.

4

2

Дорога, что ты расскажешь о себе?

14

3

Современный транспорт.

4

4

А знаешь ли ты?

8

6

В стране дорожных знаков

5

Всего:

35

Методическое обеспечение программы:

Деятельность кружка строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- плакаты по ПДД.

Методическое:

- билеты по ПДД, медицине;

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;

- программа по изучению правил дорожного движения в школе;

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД;

- видео игры по ПДД.

Список литературы


1. Экзаменационные билеты по ПДД с комментариями, М.: «Рецепт - Холдинг», 2012г. -224с.: ил.

2. .Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями, Москва: ОО «АТБЕРГ 98» 2014г.- 62 с.: ил.

3. Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями, Москва: ОО «АТБЕРГ 98» 2012г.- 64 с.: ил.

4. Газета «Добрая дорога детства»

5. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.

6. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 192 с. - (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

7. Дорога глазами детей. Сборник детских творческих работ по вопросам безопасности дорожного движения/ Под общ. ред. В.В. Парахина .- Липецк, ООО «Смарт Пресс 2.0», 2013г.- 52с.: ил.

pdd-dlya-shkolnikov

pdd-test-online.ru

festival.1september.ru




© 2010-2022