• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

Выстроенная с 2001 года система профориентации в сферах деятельности связанных с туризмом включает в себя элементы просвещения и агитации школьников в этой области, а так же получение специфических навыков на учебно-тренировочных сборах, путешествиях и экспедициях во внеурочное время по трем направлениям с обязательным подтверждением полученных знаний и умений. Прошедшим полный курс выдается Сертификат «Получение основ профессиональных навыков в области туризма» подписанный администрацией гимназ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастера физической культуры и спорта.

Представляются материалы, отражающие систему работы по привлечению учащихся к занятиям физкультурой и спортом, а также по развитию спортивных достижений учащихся.

Критерии:

  • Актуальность, нацеленность на решение ключевых проблем.

  • Системность.

  • Технологичность и транслируемость.

  • Учет возрастных особенностей.

  • Результативность.

  • Культура оформления.


Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации












Опыт инновационной практики творческой

группы педагогов МБНОУ «Гимназия №59»:

Долинцевой Н.В., Дорофеевой Н.В.,

Решетникова А.Г., Смолина С.П.



Инновационная практика в системе работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

Одно из требований Федерального государственного образовательного стандарта это «…создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности». Спортивно - оздоровительная и туристская работа в гимназии в наибольшей степени подходит для выполнения этого требования, потому что кроме естественного оздоровительного эффекта мероприятий дети получают основы профессиональных знаний и навыков в перспективной для страны индустрии.

Выстроенная с 2001 года система профориентации в сферах деятельности связанных с туризмом включает в себя элементы просвещения и агитации школьников в этой области, а так же получение специфических навыков на учебно-тренировочных сборах, путешествиях и экспедициях во внеурочное время по трем направлениям с обязательным подтверждением полученных знаний и умений. Прошедшим полный курс выдается Сертификат «Получение основ профессиональных навыков в области туризма» подписанный администрацией гимназии и профессиональным сообществом - Кузбасским некоммерческим партнерством предприятий туристской индустрии.

В своих Посланиях Федеральному Собранию РФ президент страны настаивает на необходимости создания условий и мотиваций для здорового образа жизни россиян, в частности через активный туризм в своей стране - «развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации», туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодых людей. Система работы в этом направлении уже много лет приносит реальные результаты и является ноу-хау гимназии. Эту систему поддерживают грантодающие организации, административные и законодательные органы нашего города и области, а самое главное дети и родители. 5 краеведческих проектов стали победителями различных конкурсов на получение грантов - 940 тыс. рублей были получены на профориентационную и исследовательскую деятельность. Полученный опыт стал основой инновационного проекта гимназии «Формирование ценностных ориентаций гимназистов в процессе профильного обучения».

Известно, что на формирование профессиональных ценностных ориентаций влияет множество факторов. Нами было изучено, как занятия туристкой деятельностью влияют на уровень сформированности профессиональных ценностных ориентаций у учащихся гимназии.

В результате исследования было выявлено, что у обучающихся, занимающихся туристкой деятельностью, более выражены ценности, которые способствуют профессиональному становлению и связанные с достижением хороших результатов в работе.

Туристско - краеведческая деятельность обучающихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются все основные стороны воспитания: гражданское, патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое, физическое, воспитание самосознания, значительно расширяется кругозор обучающихся - идет интенсивное умственное развитие. Данный вид внеурочной деятельности является катализатором дальнейшего формирования ценностных ориентаций личности у обучающихся старших классов, позволяет выпускникам осознано сделать профессиональный выбор на основе полученных специфических навыков, которые соответствуют требованиям, продлеваемым работодателями туриндустрии на территории Кемеровской области, успешно осуществлять исследовательскую, эколого-просветительскую и практическую природоохранную деятельность. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию.

Внеурочная деятельность в гимназии строится по следующим методологическим подходам в обучение детей, такие как:

- системный подход - рассмотрение исследуемых объектов в качестве систем, как множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей

- деятельностный подход - подразумевает активное взаимодействие с окружающей действительностью «в деятельности и через деятельность», где дети выступают как субъекты, целенаправленно воздействующие на тот или иной объект и удовлетворяющие свои потребности

- средовый подход включает комплекс природных условий, внешний мир человеческого обитания, «ноосферные» феномены, которые формируют мир ребенка как «мир человека», окружающие ребенка люди и человеческие сообщества, организации, взаимодействовать с которыми в разной степени ему приходится, в своей совокупности создающие окололичностное «воспитательное пространство», вбирающее и ассимилирующее (или конфронтирующее) духовно-нравственную сущность подрастаю

Обучение по освоению туристических навыков проводится в течение всего года, система работы построена по следующим критериям:

- по возрастным категориям

- по степени сложности (категорированные походы)

- по содержанию (учеба, тренировка, экспедиция)

- поэтапное усложнение туристических мероприятий: учебно - тренировочные сборы, походы выходного дня, 1 - 2 дневные походы, категорированные походы, многодневные научно - исследовательские экспедиции.

В процессе внеурочной деятельности по привлечению учащихся занимающихся туристической деятельностью отслеживается обратная связь:

- положительная эмоциональная реакция (турслет, соревнования)

- развитие мотивационной сферы (учебно-тренировочные сборы)

- составление отчета о походе

- результативность

ДЮСТЭН - трамплин в профессию

В гимназии №59 выстроена система профориентации в сферах деятельности связанных с туризмом, которая включает в себя следующие элементы:

просвещение и агитация в школьников путем проведения тематических, постоянно действующих выставок и презентаций продуктов деятельности объединения творческой молодежи «Комитет содействия детско-юношескому спортивному туризму экологической направленности» - ДЮСТЭН;

предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей в сфере туризма через участие в традиционных Туристических Слетах - ежегодно на тропу здоровья и безопасности выходят до 200 младших школьников и до 500 обучающихся 5-11 классов;

консультативная индивидуально-командная помощь в приобретении основ профессиональных навыков при организации и проведении учебно-тренировочных сборов по основам водного и пешеходного туризма - три-четыре однодневных мероприятия для 150-200 человек обучающихся в год;

элементы профессионального отбора с целью определения кандидатур, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно выполнять обязанности инструктора водного или пешеходного маршрута. Походы выходного дня для 30-40 детей - от 2 до 4-х ежегодных мероприятий в дни каникул или длинных выходных;

социально-профессиональная адаптация, которая осуществляется в многодневных походах оздоровительно-познавательного характера в районы туристской активности Алтая, Горной Шории или Кузнецкого Алатау в дни летних каникул. Ежегодно проводиться 2-3 похода или экспедиции, в которых принимают участие 25-40 наиболее подготовленных ребят;

профильная подготовка и профессиональное определение в процессе камеральной обработки экспедиционных материалов и подготовки научно-исследовательских работ. Рефераты, проекты, исследовательские работы по географии, экологии, краеведению, истории являются катализатором для дальнейшего формирования у школьников стремления к получению профессии в выбранной сфере. Ежегодно 6-8 гимназистов принимают участие в научно-практических конференциях, конкурсах и т.п. мероприятиях связанных с туризмом, краеведением, экологией выбирая, в дальнейшем, соответствующий ВУЗ.

Обучающимся, прошедшим курс по той или иной программе вручается Сертификат «Получение основ профессиональных навыков в области туризма» подписанный администрацией гимназии и профессиональным сообществом - Южно-Кузбасским некоммерческим партнерством туристской индустрии (ЮКТИ). С 2010 года 92 ученика 4-9 классов получили документ после учебно-тренировочных сборов. 32 старшеклассника получили Сертификат после многодневных походов и экспедиции. Форма документа не сложная и может быть выполнена любым умелым пользователем компьютера.

Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

На оборотной стороне Сертификата указываются: дата проведения мероприятия, номер приказа по учреждению, программа и самое главное в качестве кого ученик был на сборах.

Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

Если, например пятиклассник Шереметьев Данил «принял участие», то бывалый во многих походах и экспедициях выпускник Зенков Илья, «работал инструктором» на этих же сборах. А Майцветов Влад уже «принял участие в категорированном учебно-тренировочном водном походе» по совершенно другой программе.

Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

Система работы по привлечению гимназистов к занятиям спортивным туризмом на водных дистанциях методами профессиональной ориентации

Общей целью профориентации гимназистов является формирование у них осознанного профессионального выбора на основе полученных специфических навыков, которые соответствуют требованиям предъявляемым работодателями туриндустрии на территории Кемеровской области.

Основными задачами данной работы являются:

максимальное информирование детей о требованиях к личности в профессиях, связанных с туризмом;

активизация познавательной деятельности в процессе «пробы сил» практически во всех видах деятельности связанных с туризмом, осознанного поиска и выбора «своей» профессии (специализации);

создание условий для практической работы в различных видах деятельности в походах и экспедициях;

формирование у детей и подростков экономического мышления в процессе оформления и реализации крупномасштабных краеведческих проектов городского или областного значения с привлечением инвестиций в виде грантов, пожертвований, собственных средств;

воспитание привычки ведения здорового образа жизни;

социально-психологическая адаптация детей в период автономного существования в постоянно меняющихся условиях дикой природы;

Полевой сезон со школьниками начинается в апреле и заканчивается в октябре. Воскресные дни заняты учебно-тренировочными сборами с младшими школьниками из 4-7 классов. В районе акватории водохранилища или на берегу реки Томи устраивается лагерь, оборудуется стоянка со всеми атрибутами походного быта - кострище, палатки, умывальник, место для приготовления и приема пищи. Группа, а это 25-30 обучающихся, делиться по учебным местам - поддержка огня, приготовление горячей пищи на костре, установка палаток, сборка катамаранов туристических, отработка навыков пользования спасательными и навигационными приборами, управление катамараном на спокойной воде. За 10 часов занятий на свежем воздухе каждый сможет попробовать свои силы на всех учебных местах.

Учебно-тренировочные походы выходного дня предполагают одну-две ночевки. Обычно это сплав по реке Томи в период длинных выходных мая или воскресных дней «бабьего лета» в сентябре-октябре. Весной верховья Томи от ст. Балыкса до ст. Теба (ж.д. ветка Новокузнецк-Абакан) представляют собой прекрасный полигон для отработки навыков прохождения не очень сложных препятствий для участников прошедших учебные сборы на спокойной воде хранилища. Весенний паводок усиливает скорость течения реки, что не даёт участникам расслабляться весь маршрут. Здесь на каждого новичка из 6-7 классов приходиться по1-му инструктору или опытному туристу из 8-11 классов. Если собирается группа, где много подготовленных ребят происходит выход на порожистые участки рек Теба и Казыр. Здесь отрабатываются навыки прохождения «шивер» и порогов расположенных локально на коротком, 1-2 км, участке реки.

Осенью проходят сплавы на острова в районе села Ильинка Новокузнецкого района. За два дня похода, в которых принимают участие даже «пятиклашки», курсанты осваивают не только спортивные навыки, но и приобретают опыт ведения исследований. На пятнадцатикилометровом участке встречаются три переката, имеются познавательные геологические и экологические объекты, мемориальные и исторические памятники. В 2010 году в результате короткой экспедиции в канун Дня Примирения и Согласия, школьники нашли давно заброшенный памятник красноармейцу Логинову, расстрелянному на острове карательным отрядом белогвардейцев 1920 году. Выяснилась и географическая коллизия, если в 20-х годах прошлого века остров назывался Середыш, то сейчас он обозначен на картах как Красный. Сколько тем для научно-практических конференций, а сколько впечатлений у детей, которые оказались в центре исторических событий, которые происходили совсем рядом с их домом. Исподволь, без нажима и нравоучений проходит профориентация в сфере исторического краеведения, экологии, географии, геологии.

Через 15-20 дней после учебно-тренировочных походов все желающие могут принять участие в категорированном походе оздоровительно-познавательного характера. Обычно это сплав по реке с короткими пешеходными выходами к местам исследований. Водный маршрут до 3-ей категории сложности не требует особой физической подготовки, не предполагает нагрузок в виде рюкзаков. В то же время туристам-исследователям позволено брать с собой необходимое оборудование - генератор тока, ноутбук, средства слежения и связи, электронные поисковые и измерительные приборы. Все это создает оптимальный эффект при обучении основам профессиональных навыков не только в области туризма. Участники «Комитета содействия ДЮСТЭН», регулярно проходят маршруты по рекам области, познавая неизведанное, наблюдая природные объекты, добывая новые сведения и артефакты, создавая «портреты» рек - самого востребованного турпродукта Кузбасса в летнее время. Выпускники, познавшие азы профессии в сфере «рекреационного природопользования» будут востребованы на рынке труда, быстрее реализуют свой творческий потенциал. Такие практики помогают десяткам молодых людей приобрести профессиональные умения и навыки, необходимые для дальнейшей работы в сфере туристской индустрии.

На экскурсиях, а тем более в классной аудитории подобных знаний не получить, потому что их невозможно преподать. Большинство «классных мам» и руководителей отвечающих за воспитательную работу в образовательных учреждениях в лучшем случае не верят, а в худшем препятствуют внедрению данного аспекта образовательно-воспитательного процесса в жизнь школы. Прежде всего, это связано с некомпетентностью, непониманием, с боязнью ответственности и нежеланием трудиться в этом направлении. В результате на кафедрах ВУЗов, связанных с туризмом могут оказаться случайные люди, которые после обучения пополнят ряды безработных.

Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. На учебно-тренировочных сборах и в туристских походах дети закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, владения приборами, преодоления естественных препятствий, самообслуживания. Особые условия окружающего мира дикой природы способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств. В многодневных каникулярных походах школьники получают заряд бодрости и положительных эмоций в условиях автономного существования, и в то же время приносят пользу экономике своей малой родины в виде отчетов, рефератов, курсовых работ, фильмов, альбомов, сайтов.

К празднованию Всемирного Дня Туризма 2011 года педагоги гимназии организовали и провели:

2 категорированных похода - 9 гимназистов получат Справки-подтверждения прохождения спортивного маршрута;

2 не категорированных маршрута - 27 участников;

3 похода выходного дня (с одной ночевкой) - 34 участника;

7 учебно-тренировочных сборов в виде однодневных походов выходного дня - 122 участника;

1 Туристский Слет гимназистов - 449 участников;

Приняли участие в открытых соревнованиях по спортивному туризму на водных дистанциях «Веснянка» (г.Междуреченск, областной уровень) - 6 человек, 2 место в классе «четырехместный катамаран»

Сначала - учебно-тренировочные сборы с младшими школьниками из 3

-7 классов. В районе акватории водохранилища или на берегу реки устраивается лагерь, оборудуется стоянка со всеми атрибутами походного быта - кострище, палатки, умывальник, место для приготовления и приема пищи. Группа, а это 25-30 обучающихся, делиться по учебным местам - поддержка огня, приготовление горячей пищи на костре, установка палаток, сборка сплавных средств, отработка навыков пользования спасательным и навигационными оборудованием, управление катамараном на спокойной воде. За 10 часов занятий на свежем воздухе каждый сможет попробовать свои силы на всех учебных местах. В год проходит 6-8 таких занятий для 100-120 чел.

Следующий этап - учебно-тренировочные походы выходного дня с одной-двумя ночевками. Обычно это сплав по реке Томи в период длинных выходных мая или воскресных дней «бабьего лета» в сентябре-октябре.

Для подготовленных ребят происходит выход на порожистые участки рек Теба и Казыр. Здесь отрабатываются навыки прохождения «шивер» и порогов. В год проходит 3-4 таких выхода для 50-70 человек.

Наибольший интерес детей вызывают сплавы на острова в районе села Ильинка. За два дня похода, в которых принимают участие от 20 до 40 человек одновременно, курсанты осваивают не только спортивные навыки, но и приобретают опыт ведения исследований. На пятнадцатикилометровом участке встречаются три переката, имеются познавательные геологические и экологические объекты, мемориальные и исторические памятники. В 2010 году в результате короткой экспедиции, школьники нашли давно заброшенный памятник красноармейцу Логинову, расстрелянному на острове карательным отрядом белогвардейцев 1920 году. Сколько тем для научно-практических конференций, а сколько впечатлений у детей, которые оказались в центре исторических событий.

Летом все желающие могут принять участие в экспедициях оздоровительно-познавательного характера. Обычно это сплав по реке с короткими пешеходными выходами к местам исследований. В водный маршрут туристы-исследователи берут с собой необходимое оборудование - генератор тока, ноутбук, средства слежения и связи, электронные поисковые и измерительные приборы. Все это создает оптимальный эффект при формировании ценностных ориентаций в области туризма, краеведения, истории, географии, экологии. Участники «Комитета содействия ДЮСТЭН», регулярно проходят маршруты по рекам области, познавая неизведанное, наблюдая природные объекты, добывая новые сведения и артефакты, создавая «портреты» рек Кузбасса.

Реализация внеурочной деятельности в начальных классах.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального образования (далее ФГОСТ), утвержденный приказом Миноборонауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и ведении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования», внеурочная деятельность рассматривается как важная часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересам и потребностям, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Сформирование педагогическим коллективом общеобразовательной организации предположения о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности учащихся следует изложить в основной образовательной программе начального образования.

Цели организации внеурочной деятельности можно представить как совокупность изложенных ФГОСТ требований к результатам освоения ООП, интересов и потребностей учащихся, запросы их родителей, целевых установок педагогического коллектива ОО. В качестве главной цели рассматривается содействие интеллектуальному, духовно - нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

"Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности" (проект "Наша новая школа").

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Вследствие реализации данной программы и внедрения предлагаемой Модели эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена, а также может быть создан особый уклад школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

а) ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства;

а) принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;

б) использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.)

в) согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

г) реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

10 часов учебного плана выделены на внеучебную деятельность. Их могут вести как педагоги школы так и приглашенные специалисты. В любом случае педагоги должны иметь программу содержания деятельности на выделенные часы и владеть технологиями проектной, исследовательской. игровой деятельности, учитывать возрастные особенности детей. Повышение квалификации по внеурочной деятельности организуется по заявкам муниципальных органов управления образованием.

В нашем районе проживает более 80 тысяч жителей, из них 30 тысяч - дети и подростки. По данным статистики среди детей осталось здоровых примерно 3% - причины: малая подвижность, ожирение, дистрофия, вредные привычки, наркотики, окружающая среда. Детям негде заниматься спортом, в течении всего года, так как функционируют всего два спортивно - оздоровительных комплекса, которые не справляются с потоком всех желающих.

Интенсивное строительство и ввод в строй новых домов на улице Рокоссовского итого обострило социальные вопросы, так как в эти квартиры заселяются, в основном, молодые семьи с детьми школьного возраста. Здесь и возникает проблема, а именно, - отсутствие спортивных объектов в данном районе.

Заключение.

Мы считаем, что процесс обучения экологической грамоте не простая передача знаний, а достижение определенного результата. Акцент в нашей работе делается на обучение через практику, продуктивную работу в малых группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений. Все это востребовано в современном мире, в котором живут все, и взрослые и дети. Все выпускники нашего района успешно реализовались в жизни, некоторые занимают руководящие посты и принимают решения связанные с нашей страной. Им не безразлична судьба нашего региона, потому что мы воспитали в них экологическое мышление на всю жизнь.


© 2010-2022