Технологическая карта урока обж 6 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока ОБЖ, 6 класс

Тема: Клещевой энцефалит и его профилактика

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.

Цель урока:

Создать условия для:

- выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья.

- изучения методов защиты от нападения клещей.

- получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.

- формирования способностей конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели;

- развития способности применять полученные знания на практике.

- стимулирования интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • знание часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья;

  • умение защищать себя от нападения клещей;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • владение основами самоконтроля;

  • умение самостоятельно принимать решения о действии, анализировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы, планировать действия;

  • умение строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности;

  • освоение приёмов действий в опасных ситуациях.

Личностные:

освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Место проведения: компьютерный класс

Оборудование: тесты,проектор


Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: Организационный

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на положительное восприятие нового материала

Создать благоприятную атмосферу для проведения урока

2 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Приветствует обучающихся

Приветствуют и слушают учителя

Ребята, расслабившись, слушают учителя

II этап учебного занятия: определение темы, целей, проблемного вопроса урока

Цель

Задачи

Длительность

  1. Определить тему и цели урока

  2. Объявить план урока

Сориентировать и настроить учащихся на определение темы и постановку целей урока.

  1. минуты

Этот маленький злодей

Зверя грозного страшней.

На ветвях, в лесу живет.

Не росу, а кровь он пьет.

Настоящий паразит,

И несет энцефалит.

Облик страшен и зловещ!

Берегитесь! Это - (клещ).

Отвечают

III этап учебного занятия: актуализация знаний

- Какую опасность для человека представляют лесные клещи?
- В какой период года и в каких местах нашего региона наиболее часто встречаются клещи?
- Переносчиками каких заболеваний являются клещи?
(слайд №9)
Многие из нас даже не знают о болезни энцефалит, о способах её передачи, предупреждения и лечения.

Во время игры ребята отвечают на вопросы, предложенные учителем.



IV этап учебного занятия: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Места обитания клещей:

1. Клещи влаголюбивы и поэтому их численность больше в хорошо увлажнённых местах.

2. Клещи предпочитают умеренно затенённые лиственные и смешанные леса с густой травой и подлеском.

3. Много их на лугах, лесных оврагах и опушках, по берегам лесных водоёмов, так же их много на лесных дорожках, поросших по обочинам травой.

- Как вы думаете или может кто-то знает, слышал и нам расскажет о особенностях поведения клещей.

Особенности поведения клещей (работа по учебнику. Выбрать и записать в тетради)

  1. Время наибольшей концентрации клещей - с апреля по сентябрь, наиболее опасным является май.

  2. Наименьшее количество активных клещей наблюдается в ранние и предутренние часы.

  3. Наименьшее количество активных клещей наблюдается в ранние и предутренние часы.

  4. Если в непосредственной близости от клеща пройдёт человек или животное, то растопырив передние ноги, он пытается ухватить своего будущего хозяина.

  5. Если в непосредственной близости от клеща пройдёт человек или животное, то растопырив передние ноги, он пытается ухватить своего будущего хозяина.

(Выполнение работы)

- Ребята, а переносчиком какого опасного заболевания является клещ?).

- Энцефалит

- А что вы знаете об этой опасной для человека вирусной болезни, её переносчиках и способах передачи?

(слайд №10)

Клещевой энцефалит - это острое вирусное заболевание, протекающее с поражением головного и спинного мозга (центральной нервной системы). Возбудителем клещевого энцефалита является вирус, обитающий в крови некоторых диких животных и птиц. Переносчиком вируса являются клещи, которые питаются кровью этих животных.
(слайд №11)
Основными переносчиками вируса клещевого энцефалита являются два вида клещей: таёжный клещ и собачий клещ. Сезон активности клещей начинается с появления первых проталин в лесу (конец марта - середина апреля). Численность активных взрослых клещей обоих видов достигает максимума к концу мая - началу июня, а затем постепенно снижается.
Способы передачи вируса:
1. Присасывание заражённого вирусом клеща.
2. Употребление сырого молока животных у которых вирус находится в молоке.
3. При втирании вируса при раздавливании клеща или расчёсывании места укуса.
Как удалить присосавшегося клеща: (слайд №12)
1. Его предварительно смазывают каким-нибудь жиром (вазелином, кремом, подсолнечным маслом).
2. Через 15-20 мин осторожно вытягивают нитяной петлёй или пинцетом, покачивая из стороны в сторону.
3. Ни в коем случае нельзя давить клеща.
4. Снятое с одежды или удалённое с тела насекомое надо сжечь или залить кипятком.
5. Место укуса необходимо обработать йодом или спиртом и тщательно вымыть руки.
Симптомы заболевания: (Слайд №13)

  1. Заболевание может начаться как на следующий день после укуса, так и через месяц, но в среднем через 1-2 недели после укуса клеща.

  2. Резко поднимается температура до 38-39 °С, начинаются судороги, параличи отдельных мышц.

  3. Позже, когда воспаление охватывает мозг, отмечаются головные боли, постоянную рвоту, потеря сознания, возбуждение с утратой ориентации во времени и пространстве.

- Ребята, как по вашему мнению можно защитится от клещей и клещевого энцефалита? Как можно обезопасить себя и близких от опасных последствий?

(Обсуждение)

(Слайд №14)

Меры предосторожности:

1. Надо стараться удалить клеща раньше, чем он успеет присосаться. После прогулок по лесу следует осмотреть свою одежду и тело.

2. Ползёт клещ по человеку снизу вверх, поэтому следует куртку заправлять в брюки, штаны - в носки и сапоги, голову и шею закрывают капюшоном.

3. Самый надёжный способ защиты от клещевого энцефалита - это сделанная заранее прививка.

Слушают учителя.

Обсуждают и уточняют идею исследования.

Распределяют работу между членами группы (работа естественным образом делится на пятерых или шестерых).

Например, один учащийся читает и анализирует текст учебника, второй - ищет и анализирует информацию в сети Интернет, третий и четвёртый - фиксируют на черновике нужную информацию, которую диктуют работающие с текстом и Интернетом. Пятый - оформляет таблицу на плакате.

- Обсуждают оформление результатов исследования.

Участвуют в диалоге

Отвечают на проблемные вопросы

V этап учебного занятия: Физкультминутка

Учитель: Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь»

Если мое утверждение верно - вы хлопаете, если нет - молчите.

  1. Комары являются переносчиками инфекционных заболеваний.

  2. Во время похода стоянку необходимо устраивать в густой чаще леса.

  3. Гнёзда лесных пчёл и ос располагаются на деревьях, шершней - в дуплах деревьев, а шмелей - в подземных норах.

  4. Пчела может ужалить несколько раз и улететь.

  5. При нападении роя пчёл спастись можно только бегством, прикрывая лицо руками.

  6. Клещи являются переносчиками гриппа.

  7. Чтобы не покусали пчёлы, осы или шершни, рекомендуется смазывать открытые участки тела одеколоном, в который добавлены мятные капли.

  8. Укус клеща очень болезненен.

  9. От укусов комаров и клещей защищает плотная одежда и пользование отпугивающими средствами.

  10. В походе желательно обходить стороной места обитания этих опасных насекомых и не разорять их гнёзда.

Активно участвуют в физкультминутке.

VI этап учебного занятия: Практическая работа

( комплект одежды)

Учащимся сделать из одежды защиту от клещей (кроме головы).

Практическая работа в группах.

Демонстрация одежды

VII этап учебного занятия: Контроль знаний

Для закрепления знаний я предлагаю работать с учебником:

Прочитайте текст учебника на стр. 137 и составьте в тетради памятку о мерах предосторожности от укуса клещей.

(Выполнение задания)

(Выборочная проверка работ)

Обучающиеся, самостоятельно работают, выполняют задание.

Делаем взаимопроверку.

VIII этап учебного занятия: Рефлексия. Подведение итогов урока

Задаёт вопросы:

Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Какова была проблема нашего урока?

Можем ли теперь мы ее решить?

Прошу - ваши выводы?

Отвечают на вопросы, вспоминают проблему, сформулированную в начале урока,

делают вывод, что надо знать методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых и умело применять их на практике.

Домашнее задание: П.6.2, стр. 139, записи в тетради
С использованием 2-3 примеров из сети Интернет подготовьте сообщение «Опасности и последствия заболевания клещевым энцефалитом».

Слушают учителя,

записывают домашнее задание.




Приложение 1

Найди неправильные ответы:

При обнаружении змеи надо…
1. Остановиться, отступить назад.

2. Напугать.

3. Не делать резких движений.

4. Обойти ее стороной.

Каким образом защитить себя от укусов ядовитых змей?
1. Надевать спецодежду.

2. Во время прогулок по лесу надо иметь в руке трость или палку, при помощи которой раздвигать впереди себя траву, чтобы змея могла уползти.

3. В лес ходить в кожаных или резиновых сапогах.

4. Громко разговаривать и кричать, чтобы отпугнуть змею.

Для профилактики комариных укусов следует…
1. разбивать лагерь на возвышенном месте

2. разбивать лагерь у реки

3. спать под покрывалом, тщательно заправив одежду

4. можно использовать дымовую завесу

Какие действия необходимо предпринять при укусах «жалящими» насекомыми?
1. Надрезать место укуса ножом

2. Удалить жало

3. Выдавить пальцами из ранки яд

4. Промыть водой из любого источника

5. Промыть ранку нашатырным спиртом или раствором йода

6. В случае сильного отека принять противоаллергическое средство



© 2010-2022