• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект занятия по теме «Установка палаток. Размещение в ней вещей»

Конспект занятия по теме «Установка палаток. Размещение в ней вещей»

Цель занятия: Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для участия в соревнованиях, походах различной степени сложности.                       « Установка палаток. Размещение в ней вещей». Для чего же используется палатка? Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от непогоды.  Общие требования к любым палаткам – это небольшой вес, непромокаемость, хорошая теплоизоляция, ветроустойчивость, быстрота установки и разборки, комфортность, прочность, удобство переноски ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ» Г. БРЯНСКА




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

«Установка палаток. Размещение в ней вещей».


РАЗРАБОТАЛА: педагог

дополнительного образования

Стасишина Н.В.



г. Брянск - 2005 год

Конспект занятия по теме

«Установка палаток. Размещение в ней вещей».

Цель занятия: Способствовать формированию умений и навыков, необходимых для участия в

соревнованиях, походах различной степени сложности.

Задачи занятия:

- ознакомить детей с устройством палатки;

- закрепить знания об укладке рюкзака;

- формировать умение и навыки работы с палаткой;

- развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

- продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания участников.

Оборудование:

- плакат с установкой палатки.

- плакаты с разновидностью палаток.

- палатка, стойки, колышки.


Тип занятий:

комбинированный


Литература: 1. Бардин К. - «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981 г.

2. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г., - «Туризм в школе» - М.;

3. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г., - «Физическое воспитание», -

Изд-во «Высшая школа»,- М.; 1989 г.

4. Кравченко И.А., Малеева И.А., - «Памятка руководителю похода», - Областная

детская экскурсионно-туристская станция, - г. Брянск 1963 г.

5. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., - «Школа туристских вожаков», - М., 1997 г.

6. Рыжавский Г.Я.,- «Биваки», - М.; ЦДЮТ, 1985 г.

7. «Энциклопедия туриста» - М., 1993 г.

План занятия

  1. Подготовительная часть. (3)

  2. Проверка знаний по предшествующей теме. (5)

  3. Объяснение новой темы: (28)

- изложение новой информации;

- практическая работа с дидактическим материалом. 4. Закрепление изученного материала. (5)

5. Подведение итогов занятия. (2)

6. Организационный момент. (2)

Ход занятий.

Содержание занятия

ОМУ

1. Вводная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятий.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

2. Проверка знаний по предшествующей теме:

Прежде, чем мы с вами начнем рассмотрение нового материала, мы должны вспомнить, какую тему мы рассматривали на прошлом занятии.

Ответ: Личное и групповое снаряжение. Укладка рюкзака.

Для проверки знаний, я предлагаю вам ответить на ряд моих вопросов.

1. Перечислите какое бывает снаряжение?

Ответ: Групповое, личное и специальное снаряжение.

2. Что относится к групповому снаряжению?

Ответ: Палатка, компас, топоры, тросик, аптечка, котлы и т.д.

3. Что относится к личному снаряжению?

Ответ: рюкзак, спальник, коврик, туалетные принадлежности,

личная посуда, белье и т. д.

4. Расскажите, как правильно укладывать рюкзак?

Ответ: Под спину и на самое дно рюкзака укладывает толстый слой мягких вещей, а затем - тяжелые вещи. Продукты должны быть надежно упакованы. Предметы, которые могут понадобиться во время маршрута, необходимо положить сверху или в специальные карманы рюкзака. Сверху могут крепиться предметы группового снаряжения (палатки, инструмент).

3. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации.

Сегодня на занятии мы пройдём новую тему:

« Установка палаток. Размещение в ней вещей».

Для чего же используется палатка?

Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от непогоды. По конструкции палатки подразделяются на каркасные, полукаркасные и бескаркасные. В каркасных палатках конструктивной основой является жесткий каркас, на который натягивают полотно палатки. В полукаркасных - полотно натягивается частично за счет каркаса, частично при помощи растяжек. В бескаркасных - полотнище натягивается на центральные стойки (иногда 1 стойку) или между естественными опорами (Н: деревьями) при помощи растяжек.

Полотнище палаток обычно изготавливается из прочного водонепроницаемого материала, например из тонкого брезента, каландрированного капрона, перкаля. Элементы каркаса делают из алюминиевых сплавов. По форме свода различают палатки 2 -,3 -,4 - скатные, шатровые и куполообразные. Вход в палатку может быть с тамбуром или без него, с плоским пологом или с тубусом (т.н. рукавный вход).

Общие требования к любым палаткам - это небольшой вес, непромокаемость, хорошая теплоизоляция, ветроустойчивость, быстрота установки и разборки, комфортность, прочность, удобство переноски в рюкзаке, защищенность от проникновения гнуса.

Свою палатку ставят сами жители, ставят вдвоем, но может это делать и один человек, если он имеет соответствующий навык.

В отведенном месте выбирают площадку поровнее, без ямок, кочек, пней, торчащих из земли камней или корней. Площадку очищают от шишек, сучьев, крупных камней, отдельные углубления закрывают мелкими ветками, сухими листьями, мхом или песком, а возможные бугорки срезать.

Если площадка имеет небольшой общий наклон, палатку надо ориентировать так, чтобы вход в нее располагался выше по склону, а конек был параллелен линии наклона. Тогда лежащие в палатке не будут скатываться к одному боку, и наваливаться на него, а голова будет находиться выше ног.

Если земля сырая после дождей, под дно палатки подстилают полиэтиленовую пленку, которая не должна быть по размерам больше самого дна: иначе при дожде выступающие края пленки будут собирать стекающую со скатов крыши воду и под спящими в палатке образуется лужа.

Ставят палатку по-разному. Можно, например, просто подвесить конек без опоры на стойки между двумя деревьями и только пришпилить к земле дно и углы скатов крыши. А иногда, если ночь теплая и звездная, палатку просто расстилают на земле и забираются в нее, как в конверт.

Техника установки палатки не сложна. Для установки палатки необходимо иметь набор колышков 10 - 12 штук и лучше всего разборные стойки.

Сначала надо расстелить дно, разровнять его и, растянуть дно по диагоналям, пришпилить углы к земле. При этом важно сохранить прямоугольность дна, не перекосить его. Затем под переднее и заднее гнезда конька поставить стойки и растянуть конек, прочно закрепив веревочные оттяжки кольями. Далее самая ответственная часть работы - натяжка скатов крыши. Делается она тоже по способу диагоналей: один - задней стенки, другой - у передней, сначала натягивают те углы скатов крыши, которые у каждого справа, а потом те, которые слева. Натягивать оттяжки надо равномерно, чтобы избежать складок и морщин на скатах крыши. Оттяжки надо тянуть к земле, каждую по направлению линии, соединяющей угол крыши, к которому она привязана, и середину конька. Все шпильки и колышки втыкать в землю не отвесно, а с небольшим наклоном в противоположную от оттяжки сторону (под 45гр.).

В продаже бывают палатки с готовыми тентами, но они, как правило, очень тяжелы. Тент к палаткам можно сделать самим из большого куска полиэтиленовой пленки. Тент очень выручает туристов: в палатке становится теплее и, главное, абсолютно сухо. Да и сама палатка после дождливой ночи остается сухой под тентом. Есть лишь одно неудобство - при сильном ветре тент из пленки гремит под порывами ветра.

Тент желательно натягивать так, чтобы он не касался скатов крыши. Для этого вдоль конька, но выше него надо натянуть между деревьями веревку (капроновый шнур); сам тент должен быть несколько больше по размерам, чем скаты крыши. Навязав по углам тента веревочные петли, его пришпиливают к земле отдельными колышками. На верхнем шнуре тент можно закрепить бельевыми прищепками. В горах для закрепления палатки и тента используют большие камни, на которые наматываются все оттяжки.

Туристы не должны ломать в лесу еловый лапник для мягкой подстилки под дном палатки. Культура туриста требует беречь природу. Надо брать с собой в поход коврики, которые несложно изготовить самим. Коврик расстилают на пол палатки. Под них можно подстелить еще одну непромокаемую пленку. Поверх ковриков стелют спальные мешки, одеяла, куртки. Под голову кладут рюкзаки с мягкими вещами. После захода солнца вход в палатки надо застегнуть, чтобы постели не отсырели от росы. Походную обувь на ночь укладывают под дно палатки, но так, чтобы в ботинки не попала стекающая с крыши вода. Посуду ставят под скат крыши, топоры убирают под дно палатки у входа. Мелкие вещи убирают в рюкзаки или в карманы палатки.


Обратить внимание на правильность ответов.




Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему. Тему записать на доске




Записать в тетрадь.







Записать в тетрадь.








Записать в тетрадь.

4. Закрепление нового материала.

Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили

сегодняшний материал, предлагаю каждому ряду составить по 2 -3 вопроса.

1. Какие приспособления надо для того, чтобы поставить палатку?

Ответ: Палатка, тент для палатки, набор колышков 10 -12 шт, стойки.

2. Для чего служит палатка?

Ответ: Палатка используется туристами для сна, отдыха и укрытия от

непогоды.

3. По каким конструкциям подразделяются палатки?

Ответ: По конструкции палатки подразделяются на каркасные,

полукаркасные и бескаркасные.

4. Ваши действия по установке палатки?

Ответ: Сначала растягивается дно, закрепляется по углам

колышками. Затем собираются стойки, устанавливают конек

и натягивают его. Натягиваются боковые скаты палатки.

5. Какие же требования должны быть к палатке?

Ответ: небольшой вес, непромокаемость, хорошая теплоизоляция, ветроустойчивость, быстрота установки и разборки, комфортность, прочность, удобство переноски в рюкзаке, защищенность от проникновения гнуса.

6. Для чего служит тент на палатке?

Ответ: защищает от сырой погоды.



Обратить внимание на правильные ответы.

5. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, проводит диагностику настроения, даёт установку на следующее занятие.

Оценить работу каждого занимающегося.

6. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.



© 2010-2022