- Преподавателю
- ОБЖ
- ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Порядина С.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Прокопьевский транспортный техникум
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
2014
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик.
Одобрено на заседании Методической комиссии «Автомеханик»
Протокол № _________
«___» ___________________ 2014 г.
Председатель Методической комиссии
_____________________(______________)
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования
190631.01 Автомеханик
Заместитель директора по УПР
____________________(______________)
Составитель (автор) , преподаватель государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Прокопьевский транспортный техникум»
Рецензент _________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 190631 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (базовая подготовка).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:
знать/понимать
-
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
-
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
-
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
-
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
-
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
-
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
-
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
-
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
-
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для ведения здорового образа жизни;
-
оказания первой медицинской помощи;
-
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
-
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часа;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
50
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
10
в том числе:
Проработка конспектов и специальной литературы
подготовка и написание рефератов и докладов на заданные темы;
работа с текстом учебника и с дополнительной литературой.
4
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
реферат «Наркомания: проблема личности и общества»;
реферат «Факторы способствующие укреплению здоровья»;
реферат «Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы»;
реферат «Боевые традиции и символы воинской чести»;
реферат «Дни воинской славы»;
реферат Основы обороны государства»
6
Итоговая аттестация в форме ЗАЧЕТА
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.1 Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Содержание учебного материала
6
1
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье.
1
1
2
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.
1
3
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
1
4
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
1
5
Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
1
6
Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Курение и его влияние на состояние здоровья.
1
Практическое занятие: Выполнение тестовых заданий по теме «Здоровый образ жизни»
2
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).
подготовка и написание рефератов;
реферат «Наркомания: проблема личности и общества»;
реферат «Факторы способствующие укреплению здоровья»;
реферат «Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы»;
2
Тема1.2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Содержание учебного материала
8
1
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1
2
2
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1
3
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
1
4
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
1
5
Защитные сооружения гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
1
6
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
1
7
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
1
8
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
1
Практические занятия: «Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения»
2
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;
Подготовка докладов на заданные темы;
2
Тема 1.3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Содержание учебного материала
12
1
История создания Вооруженных Сил России. Создание Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
1
2
2
Организационная структура Вооруженных Сил.
1
3
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
1
4
Другие войска. Их состав и предназначение.
1
5
Правовые основы военной службы.
1
6
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.
1
7
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение.
1
8
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету.
1
9
Порядок сбора и оформления документов на приписную комиссию.
1
2
10
Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
1
11
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
1
12
Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе
1
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстом учебника и с дополнительной литературой;
подготовка и написание рефератов на заданные темы
реферат «Боевые традиции и символы воинской чести»;
реферат «Дни воинской славы»;
реферат Основы обороны государства»
4
Тема 1.4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Содержание учебного материала
4
1
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья.
1
2
2
Культура брачных отношений. Основные функции семьи.
1
3
Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей.
1
4
Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика.
1
Тема 1.5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Содержание учебного материала
4
3
1
Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Ранение (понятие). Их виды.
1
2
Повязка и перевязка (понятие). Правила наложения стерильных повязок.
1
3
Отработка навыков наложения стерильных повязок.
1
4
Кровотечения и их виды. Краткая характеристика первой медицинской помощи при кровотечениях.
1
Практическое занятие: Отработка правил наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств.
2
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка и разработка кроссвордов на заданные темы:
«Организация первой помощь»,
«Повязки»
2
Всего:
50
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- нормативные документы по безопасности жизнедеятельности: «Конституция РФ», ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68 - ФЗ, ФЗ «Об обороне» от 31.05.96 № 61 - ФЗ
- макеты, модели, натурные образцы защитных средств;
- информационные стенды « Основы гражданской обороны»
- наглядные учебные пособия по безопасности:
- плакаты «Алкоголизм», «Наркомания», «Табакокурение», «Инфекционные заболевания»
- опорные схемы: «Гражданская оборона», «Современные боевые средства поражения», «организационная структура ВС РФ», «Первая помощь при ранениях, травмах»
- тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий (манекен) «МАКСИМ II-01»;
- бинты, жгуты;
«ЧС природного и техногенного характера», «РСЧС - ее структура и задачи», «Первая помощь при ранениях», «Первая помощь при травмах».
- комплект тестовых заданий;
«Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни», «ГО - составная часть обороноспособности страны», «Правила оказания первой доврачебной помощи»
- комплект электронных презентаций, видеофрагментов и других электронных средств обучения:
«Классификация ЧС», «Убежища и укрытия», «ЧС природного и техногенного характера», «Первая доврачебная помощь»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением Microsoft Windows XP и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]; /Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.
Дополнительные источники:
-
Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. [Текст]: 10-11 кл/ И.К. Топоров. - М.: Просвещение, 2005. - 154 с.
-
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл. [Текст]: / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев - М.: Просвещение. 2003. - 320 с.
-
100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: [Текст]: Сборник. - М.: Академия. 2006. - 185 с.
-
Смирнов, А.Т. Армия государства Российского и защита Отечества [Текст]: / Под ред. В.В.Смирнова. - М.: Просвещение. 2004.
-
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» [Текст]: // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993-2007.
-
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. [Текст]: - М., Просвещение. 2003. - 241 с.
-
Смирнов, А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. [Текст]: / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., Просвещение. 2002. - 320 с.
-
Петров, С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие [Текст]: / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М.: Дрофа. 2000. - 287 с.
Интернет-ресурсы (ИР)
1. Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ. [Электронный ресурс]: учебные фильмы, плакаты . - Режим доступа: http :// bez.econavt.ru. - Загл. с экрана.
2. Новости - ОБЖ - Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// obzh.ru . - Загл. с экрана.
3. ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http :// 0bj.ru. - Загл. с экрана.
4. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" [Электронный ресурс]: [(с изменениями и дополнениями)]. - Режим доступа: [Консультант плюс]. - Загл. с экрана.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализ результатов - анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- взаимоконтроль;
- самопроверка.
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- самопроверка;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- оппонирование.
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- самопроверка;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- взаимопроверка.
Знания:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- самопроверка;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- оценка результатов выполнения домашней работы;
- оценка выполнения докладов, реферативных сообщений.
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- самопроверка;
- экспертная оценка результатов выполнения практических работ.
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- самопроверка;
- оценка результатов выполнения практических работ.
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- оценка выполнения докладов, реферативных сообщений.
- оценка результатов выполнения практических работ.
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- оценка результата выполнения контрольных работ;
-анализ результатов тестирования, устного опроса
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
-анализ результатов тестирования, устного опроса
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
-анализ результатов тестирования, устного опроса, собеседования
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- анализ результатов устной проверки;
- анализ результатов письменного опроса;
- самопроверка;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- оппонирование.
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- оценка результата выполнения практических работ и индивидуальных заданий;
-анализ результатов тестирования;
- анализ результатов собеседования
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
-оценка результата выполнения практических работ и индивидуальных заданий;
-анализ результатов тестирования;
- взаимоконтроль.
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
- анализ результатов тестирования, устного опроса
6