• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Программа элективного курса За здоровый образ жизни для обучающихся 8-9 классов

Программа элективного курса За здоровый образ жизни для обучающихся 8-9 классов

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «За здоровый образ жизни» составлена в соответствии с программой элективного курса «За здоровый образ жизни». Автор-составитель В.В. Гаевая- Волгоград: Учитель, 2015.

Курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся по биологии, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.

Тематика курса помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье - это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен бережно относиться к себе и своему здоровью.

Темы курса помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек - это часть природы, его назначение- понять законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.

Целью данного элективного курса «За здоровый образ жизни » является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе.

Задачи курса:

- Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.

- Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающимся условиям окружающей среды, наносящей ущерб здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

- Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания.

- Знакомство с основами рационального питания.

- Развитие творческого потенциала учащихся в ходе написания реферата, выполнения практических и исследовательских работ.

Необходимость курса обусловлена осознанием человеком того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса.

Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни, на осознание того, что от здоровья отдельных граждан зависит здоровье нации, а значит, и её будущее.

Программа рассчитана на 17 часов в год (1 час в две недели).

Преподавание курса предполагает использование различных методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, конференции, дискуссий, что позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Завершается курс обобщающим уроком - конференцией, на которой ребята выступят с рефератами, позволяющими глубже изучить информацию в соответствии с тематикой курса.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.

3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.

4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

5.Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.

6.Понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку.

7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.

8.Основные требования к охране труда.

9.Понятие рационального питания.

10.Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека.

11.Меры по улучшению качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.

2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».

3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности

4.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

5.Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.

6.Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.

7.Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.

8.Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.

9.Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.

10.Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

Место курса в учебном плане.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «За здоровый образ жизни» в 8-9 классах в программе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю во всех классах). В учебном плане предусмотрено:

Компонент ОУ (школьный компонент)

За здоровый образ жизни

0,5 часов

Содержание программы.


Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ жизни». Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. Жизнь в экстремальных условиях. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения. Шум и здоровье. Образ жизни моей семьи. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. Культура питания. Лечение музыкой. Слова-паразиты. Бранное слово. Мёд и пчёлы. Алкоголизм, табакокурение, наркомания-болезни химической зависимости. Вредным привычкам-нет!

Содержание курса «За здоровый образ жизни».


За год: 17 часов, в неделю: 0,5 ч.

1. Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ жизни».

Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ.

2. Психика и здоровье. Механизмы психической защиты.

Основы психического здоровья,эмоции.

3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие.

Старение как процесс, теории старения, старение и эволюция человека, старение и окружающая среда.

4. Жизнь в экстремальных условиях.

Адаптация; человек и пустыня; обитатели тропических лесов; жизнь на высокогорье.

5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний.

Инфекционное заболевание, специфический возбудитель, грибковые заболевания, интоксикация, водные эпидемии, среда обитания возбудителя.

6. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения.

Город как экосистема; растения в городе; город по условиям озеленения.

7. Шум и здоровье.

Звуковой ландшафт; измерение уровня шума; тишина и творчество.

8. Образ жизни моей семьи.

Образ жизни предков; отношение членов семьи к проблеме свободного времени.

9. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов.

«Совы» и «жаворонки»; суточные ритмы и биоритмы.

10. Культура питания.

Рациональное питание, режим дня.

11. Лечение музыкой.

12. Слова-паразиты.

Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

13. Бранное слово.

Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

14. Мёд и пчёлы.

Матка, воск, пчелиный яд, пчелиный клей, цветочная пыльца, медоносные пчёлы.

15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости.

16. «Вредным привычкам - нет!» - выступление агитбригады.

17. Урок- конференция.

Календарно-тематическое планирование.


№ П/П

Тема (раздел), количество часов

Количество часов

Планируемые результаты обучения

Тип урока, оснащение

Возможные виды деятельности

Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности

Дата проведения

По пл. По ф.

Основные вопросы, понятия

Предметные результаты

1

Введение. Предмет и задачи курса «За здоровый образ жизни».

1

Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ.

Помочь учащимся уяснить новое понятие «валеология», связать это с понятием «экология».

УОНМ

Беседа, рассказ учителя, сообщение «Вольтер о здоровье», пословицы и поговорки о здоровье.

Привести примеры литературных героев, спортсменов, родственников, обладающих хорошим здоровьем. Объяснить смысл фразы «Человек в ответе за своё здоровье».

2

Психика и здоровье. Механизмы психической защиты.

1

Основы психического здоровья,эмоции.

Показать учащимся, что умение владеть собой - залог дальнейших правильных отношений с окружающими.

УОНМ

Рассказ, беседа, работа с тетрадью.

Привести примеры из жизни

3

Здоровый образ жизни: творчество и долголетие.

1

Старение как процесс, теории старения, старение и эволюция человека, старение и окружающая среда.

Помочь учащимся выяснить причины ранней смерти, увидеть связь здорового, активного образа жизни с долголетием.

Комбинированный

Беседа, работа с тетрадь.

Проверка кратких записей в тетради, обсуждение вопросов семинара.

4

Жизнь в экстремальных условиях.

1

Адаптация; человек и пустыня; обитатели тропических лесов; жизнь на высокогорье.

Выяснить, какие условия в жизни являются экстремальными, показать, как они влияют на состояние здоровья человека.

Комбинированный

Беседа, сообщения учеников.

Опрос

5

Природная среда - источник инфекционных заболеваний.

1

Инфекционное заболевание, специфический возбудитель, грибковые заболевания, интоксикация, водные эпидемии, среда обитания возбудителя.

Помочь учащимся выяснить понятия - инфекционные болезни, а также выяснить причины заболевания ими человека.

УОНМ

Беседа, рассказ, работа с тетрадь.

Составить рассказ об инфекционном заболевании, используя опорные слова.

6

Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения.

1

Город как экосистема; растения в городе; город по условиям озеленения.

Усвоить ключевые понятия темы: характеризовать не только природную среду, но и среду поселений - заселенных мест, жилых помещений.

Комбинированный

Работа учащихся в группах.

Оценивание работы в группах.

7

Шум и здоровье.

1

Звуковой ландшафт; измерение уровня шума; тишина и творчество.

Выяснить в чём особенности звукового воздействия на организм человека, природа звуков; познакомить с единицей измерения звуковых колебаний; научить избегать негативные последствия звукового стресса.

Урок применения знаний и умений

Семинар

Обсуждение вопросов семинара.

8

Образ жизни моей семьи.

1

Образ жизни предков; отношение членов семьи к проблеме свободного времени.

Обращаясь к опыту жизни учащихся и их семей, установить эмоциональные контакты с ними; привлечь их к заинтересованному обсуждению проблем здорового образа жизни.

Урок применения знаний и умений

Семинар, обобщающая беседа

Оценивание по карточкам-заданиям.

9

Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов.

1

«Совы» и «жаворонки»; суточные ритмы и биоритмы.

Помочь учащимся выяснить значение понятий «совы» и «жаворонки» с точки зрения валеологии и таким образом определить природные ритмы в жизни человека.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.

Опрос.

10

Культура питания.

1

Рациональное питание, режим дня.

Привлечь внимание к ЗОЖ как фактору, который более чем на 50 % определяет здоровье и долголетие человека; пробудить потребность соблюдать требования ЗОЖ.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Тестирование, беседа, рассказ учителя

Опрос.

11

Лечение музыкой.

1

Помочь учащимся выяснить влияние классической и рок-музыки на настроение, работоспособность, здоровье.

УОНМ

Беседа, сообщения учащихся, прослушивание музыкальных произведений.

Опрос.

12

Слова-паразиты.

1

Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

Профилактика употребления в речи слов-паразитов; формирование грамотного коммуникатора.

Урок применения знаний и умений

Беседа, работа в группах.

Обсуждение афоризмов Шекспира.

13

Бранное слово.

1

Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

Предупреждение, профилактика употребления бранных слов, хулы, мата; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, воду, а также об истоках сквернословия.

Комбинированный

Сообщения учащихся

Опрос

14

Мёд и пчёлы.

1

Матка, воск, пчелиный яд, пчелиный клей, цветочная пыльца, медоносные пчёлы.

Помочь учащимся вспомнить особенности строения пчелы, образа её жизни; выяснить значение продуктов жизнедеятельности пчелиной семьи для здоровья человека.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Рассказ, беседа, сообщения учащихся, работа с тетрадью.

Опрос.

15

Алкоголизм, табакокурение, наркомания - болезни химической зависимости.

1

Алкоголизм, табакокурение, наркомания.

Пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ жизни.

Урок применения знаний и умений. Компьютер, презентация.

Урок в форме устного журнала.

Чтение положительных и отрицательных ответов учащихся.

16

«Вредным привычкам - нет!» - выступление агитбригады.

1

Алкоголизм, табакокурение, наркомания.

Пробудить у учащихся сознательные установки на здоровый образ жизни.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выступление агитбригады.

17

Урок- конференция.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Исследовательская работа по одной из тем курса (реферат).





Темы для проектов

  1. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

  2. Система закаливания- важное условие для воспитания здорового человека.

  3. Питание человека в детском возрасте.

  4. Наркомания как социальное зло.

  5. Курени как социальное зло нашего времени.

  6. Алкоголизм. Пагубное воздействие на организм.

  7. Проблема женского алкоголизма.

  8. СПИД-социальная болезнь 20 века.

  9. Биоритмы и их значение в режиме дня школьников.


Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.


Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой

ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ЗОЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ЗОЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной не грубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

  1. Учебно-методическое сопровождение:

  • Схема «Город как экосистема».

  • Схемы «Растения в городе».

  • Фотографии различных источников звука.

  • Картины Айвазовского, изображающие море.

  • Картины с изображением птиц.

  • Картины с изображением леса.

  • Магнитофонные записи шума.

  • Книга «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве».

  • Репродукции картин Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», Б.М. Кустодиева «Утро».

  • Портреты Бетховена, Чайковского; кассеты с музыкальными произведениями к уроку № 11.

  • Н.В. Гоголь «Повесть о капитане Копейкине».

  • Презентация «Спид и его профилактика».

  • Презентация «Здоровый образ жизни».

  • Презентация «Здоровье человека».

  • Презентация «Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни населения Иркутской области».

  • Презентация «Демографическая ситуация в Иркутской области».

  • Презентация «Вредные привычки и здоровье» - 6 шт.

  • Презентация «Витамины».

  • Презентация «Мёд и пчёлы».

  • Презентация «Культура питания».

  • Презентация «Совы и жаворонки».

  • Социальная реклама курения - 4 шт.

  • Видеофильмы «Алкоголь. Общее дело». - 2 шт.

  • Безопасность питания. Особенности продуктов питания (в компьютере).

  • Методические рекомендации по формированию здорового образа жизни (практические работы).

© 2010-2022