Рабочие программы по ОБЖ (5-11 классы)

Рабочие программы для 5-11-х классов разработаны на базе федерального компонента государственного стандарта средне­го (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программ общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, изд. «Просвещение» 2010 г.      Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать: •  повышению уровня защищенности жизненно важных и...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


В ХХI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.

В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.

В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специальной отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».

Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы

(5-9 классов).

Рабочая программа для 5-х классов разработана на базе федерального компонента государственного стандарта средне­го (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, программ общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5 - 11 классы» авторов А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, изд. «Просвещение» 2010 г.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 5 классе из расчета 1 ч в неде­лю (всего 35 ч). Используется учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс», А.Т.Смирнов и др., издательство «Просвещение», Москва, 2013 год.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

  • повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы - совокуп­ность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспе­чивает существование и возможности прогрессивного разви­тия личности, общества и государства);

  • снижению отрицательного влияния человеческого фак­тора на безопасность личности, общества и государства;

  • формированию антитеррористического поведения, отри­цательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков:

  • обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня куль­туры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отри­цательного отношения к психоактивным веществам и асоци­альному поведению.

Внеурочные занятия по курсу ОБЖ являются логичным продолжением усвоения программы и признаны способство­вать формированию у учащихся сознательного и ответствен­ного отношения к вопросам личной и общественной безопас­ности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и соци­ального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения. Основу вне­урочных занятий по курсу ОБЖ составляет подготовка и участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», а также работа в различных кружках, секциях и клубах, туристических походах, слетах и соревнованиях.

Требования к знаниям обучающихся (ожидаемый результат обучения)

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные

результаты

- развитие личностных, в том числе духовных и физичес­ких, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важ­ных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к инди­видуальной и общественной ценности.


- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опас­ных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять при­чинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в по­вседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных це­лей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуаль­ные подходы к обеспечению личной безопасности в повсе­дневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельнос­ти с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- формирование умений взаимодействовать с окружаю­щими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

1.В познавательной сфере:

- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и госу­дарства; о государственной системе обеспечения защиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой меди­цинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обя­занностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2.В ценностно - ориентационной сфере:

- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе ана­лиза специальной информации, получаемой из различных ис­точников;

- умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабаты­вать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3.В коммуникативной сфере:

- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на­ходить компромиссное решение в различных ситуациях.

4.В эстетической сфере:

- умение оценивать с эстетической (художественной) точ­ки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5.В трудовой сфере:

- знания устройства и принципов действия бытовых при­боров и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

- умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

- формирование установки на здоровый образ жизни;

- развитие необходимых физических качеств: выносливос­ти, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточ­ных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

- умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.


Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения основ безопасности жизнедеятель­ности ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в по­вседневной жизни, их возможные последствия и правила лич­ной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в при­родных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государ­ства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их по­следствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и спо­собы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Россий­ской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе террористическою акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

• основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающих­ся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечи­вая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористическо­го акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллектив­ной зашиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотлож­ных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практичес­кой деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и соци­ального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного от­дыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Требования к уровню усвоения дисциплины

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (5 -9 классы).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 - 9 классы).

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучае­мых, формирования у них индивидуальной системы здорово­го образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.


Содержание учебной программы для 5 - 9 классов


Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва

Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении

Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности

жизнедеятельности у населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах

поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление

чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье

Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД - угроза здоровью личности и общества.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путем и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в РФ. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение верхних дыхательных путей и др.).


Тематический план 5 класс

№ модуля, раздела и темы

Наименование разделов и тем

кол-во часов

раздел

тема

М - I

Основы комплексной безопасности личности, общества и государства

22


Р-I

Основы комплексной безопасности

22


Т-1

Человек, среда его обитания, безопасность человека


5

Т-2

Опасные ситуации техногенного характера


6

Т-3

Опасные ситуации природного характера


2

Т-4

Опасные ситуации социального характера


3

Т-5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера


6

М - II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13


Р-III

Основы здорового образа жизни

5


Т-6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни


3

Т-7

Факторы, разрушающие здоровье


2

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8


Т-8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания


8


Всего часов:

35


Календарно-тематическое планирование

5 класс


№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Тип урока

Понятия

Оборудование

Дата проведения

Задание на дом

5 «А»

5 «Б»

I

Основы комплексной безопасности (22)







1

Человек, среда его обитания, безопасность человека (5).







1.1

Город как среда обитания.

комбинированный

город

учебник



§ 1.1 пересказ запис. в тетр.

1.2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

комбинированный

-

учебник



§ 1.2, отв.на вопр.1- 4 с.17 устно

1.3.

Особенности природных условий в городе.

комбинированный

кислотные дожди

учебник, схема



§ 1.3, запис. в тетр.и правила повед-я в неблагопр.усл-х пересказ.

1.4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

комбинированный

социальная среда

учебник



§ 1.4, запис. в тетр.и с.27-28 пересказ.

1.5

Основы безопасности жизнедеятельности человека.

урок обобщения и систематизации знаний

опасная ситуация, ЧС, основы безопасности жизнедеятельности

учебник, план, презентация, телефон



§ 1.5, опред. выуч., запис.в тетр. и с.33 пересказ

2

Опасные ситуации техногенного характера (6).







2.1

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

урок изуч-я и первич. закреп-я нов. знаний

дорога, регулирование дорожного движения

учебник, презентация



§ 2.1, опред. выуч., пересказ по плану

2.2

Пешеход. Безопасность пешехода.

комбинированный

пешеход

учебник, презентация



§ 2.2, опред. выуч., отв.на вопр. устно, ситуац. задачи письменно

2.3

Пассажир. Безопасность пассажира.

комбинированный

пассажир, общественный транспорт

учебник, презентация



§ 2.3, опред. выуч., правила повед-я пересказ.

2.4

Водитель.

комбинированный

водитель, транспортное средство, велосипед

учебник, презентация



§ 2.4, опред. выуч., отв.на вопр. устно

2.5

Пожарная безопасность.

комбинированный

пожар, пожарная охрана, ГПС

учебник, презентация, видеофрагмент



§ 2.5, отв. на вопр. устно, ситуац. задачи письменно

2.6

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

урок обобщения и систематизации знаний

быт

учебник, презентация, видеофрагмент



§ 2.6, отв.на вопр.1-2 устно, вопр.3,4 - письменно

3

Опасные ситуации природного характера (2).







3.1

Погодные условия и безопасность человека.

урок изуч-я и первич.закреп-я нов. знаний

погода, гроза, гололёд, гололедица, снежный занос, метель

учебник, презентация, видеофрагмент



§ 3.1 чит., опред. выуч.

3.2

Безопасность на водоёмах.

комбинированный

судорога, буйки

учебник, презентация, видеофрагмент



§ 3.2 чит., ситуац. задачи письменно

4

Опасные ситуации социального характера (3).







4.1

Криминогенные ситуации и личная безопасность.

урок изуч-я и первич.закреп-я нов. знаний

криминогенные ситуации, вор, грабитель, мошенник

учебник, фрагменты рус. народн. сказок



§ 4.1 чит., вопр. и зад-я письменно

4.2

Обеспечение личной безопасности дома.

комбинированный

-

учебник, презентация, видеофрагмент



§ 4.2 чит., отв.на вопр. устно

4.3

Обеспечение личной безопасности на улице.

комбинированный

-

учебник, видеофрагмент



§ 4.3 чит., ситуац. задачи письменно

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (6).







5.1

Чрезвычайные ситуации природного характера.

урок изуч-я и первич.закреп-я нов. знаний

стихийное бедствие, землетрясение, наводнение, ураган, буря, сель, смерч, оползень, обвал

учебник, презентация



§ 5.1 чит., опред. выуч., отв.на вопр. устно

5.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

комбинированный

РОО, пожаровзрывоопасный объект, ХОО

учебник, презентация



§ 5.2 чит., опред. выуч.

5.3

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия) (4).

практическое занятие

сигнал «Внимание всем!»

учебник, видеофрагменты, скотч, ножницы, ватно-марлевые повязки, сода, стакан, лимонная кислота, вода



пересказать действия: 1) при пожаре; 2) при выбросе хлора; 3) при выбросе аммиака; 4) при урагане.

III

Основы здорового образа жизни (5)







6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3).







6.1

О здоровом образе жизни.

урок изуч-я и первич.закреп-я нов. знаний

ЗОЖ, здоровье, режим дня

учебник, презентация



§ 6.1 чит., опред. выуч., отв.на вопр. устно

6.2

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья.

комбинированный

двигательная активность, осн. физич. качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость), закаливание

учебник, презентация



§ 6.2 чит., заполнить таблицу, задание 4 письменно

6.3

Рациональное питание. Гигиена питания.

комбинированный

рациональное питание

учебник, презентация, видеофрагмент



§ 6.3 чит., отв.на вопр. устно

7

Факторы, разрушающие здоровье (2).







7.1

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

урок обобщения и систематизации знаний

никотинизм, пассивное курение, алкоголь, наркомания, токсикомания

учебник, презентация



§ 6.4 чит., отв. на вопр.1-4 устно, в.5 письменно

7.2

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

комбинированный

-

учебник



§ 6.5 чит., ситуац. задачи с.144 устно

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8)







8

Первая медицинская помощь и правила её оказания (8).







8.1

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений (2).

1) урок изуч-я и первич.закреп-я нов. знаний; 2) комбинированный

ПМП

учебник, аптечка, видеофрагмент



1) § 7.1 чит., отв. на вопр.1-4 устно; 2) подгот. презентацию о ПМП при ушибах, ссадинах, нос. кровотечении.

8.2

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) (3).

практическое занятие

ушиб, ссадина

аптечка, видеофрагменты



1) с.149-150 пересказ; 2) c. 150-151 пересказ; 3) с 151-152 пересказ.

8.3

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) (3).

практическое занятие

никотин, угарный газ

сода, лимонная кислота, марганцовка, стакан, ложка, активированный уголь



§ 7.3 чит., 1) с.152-154 пересказ; 2) с.154-155 пересказ










Всего часов (35)









Материально - техническое обеспечение по ОБЖ

1. Учебно-методическая литература

Нормативная и правовая литература:

  • Конституция Российской Федерации

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности на­селения»

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движе­ния»

• Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Периодические издания:

Подшивки журналов и газет «Гражданская зашита», «Ос­новы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.

2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

  • Мультимедиапроектор

  • Экран настенный

3. Средства нрограммного обучения и контроля знаний

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситу­аций»

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи»

  • Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

  • Географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»

  • Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных райо­нах)

  • Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»

4. Макеты, муляжи, модели

  • Mакеты местности, отражающие расположение потенци­ально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ и т. п.

  • Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жиз­необеспечения, технологическим оборудованием

  • Макеты потенциально опасных элементов технологичес­кого оборудовании

  • Макеты фильтрующих, изолирующих и других противо­газов, респираторов в разрезе

  • Макеты убежищ, укрытий с основными системами жиз­необеспечения

  • Макеты АСИО, ПР. СП и др. в разрезе

  • Муляжи тела человека

5. Тренажеры

• Робот-тренажер «Гоша»

• Куклы-тренажеры для искусственного дыхания

• Фантомы-тренажеры искусственной вентиляции легких
и наружного массажа сердца

6. Стенды, плакаты

Стенды

  • Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи

  • Правила повеления при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания медицинской помощи

Плакаты

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи

7. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

  • Противопылевые тканевые маски

  • Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

• Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства защиты кожи

• Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)

• Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)

Средства медицинской защиты

  • Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)

  • Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.

  • Противохимический пакет (типа И.ПП-8 и т. п.)

8. Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой медицинской помощи

  • Действия населения при химически опасных авариях

  • Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения

  • Действия в зоне затопления

  • Стихийные бедствия


Интернет-ресурсы

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соц.развития РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru


© 2010-2022