Дополнительная рабочая программа Допризывник

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей№1 г. Усмани Липецкой области

им. Героя Советского Союза Б.А.Котова

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом приказом лицея от 30.10.2014 г. № 166

протокол от 28.10. 2014г. № 18 Директор лицея Э.В. Елфимова



«Допризывник»

дополнительная общеразвивающая программа

военно-патриотической направленности

для юношей 15-17 лет

Срок реализации программы: январь - май 2015 год







Составил:

Кувалдин А. Г.,

преподаватель - организатор ОБЖ




Усмань

2014

Пояснительная записка

Цель программы: развитие системы учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей комплексное использование возможностей педагогического процесса для военно - патриотического воспитания, подготовке к действиям в экстремальных ситуациях и чрезвычайных условиях, формирования потребности здорового образа жизни.

Задачи:

  • Сформировать систему функционирования на базе образовательного учреждения систему дополнительного образования подростков.

  • Организовать работу службы научно - методического сопровождения, внедрения концепции «Воспитание патриота».

  • Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, изучению истории Вооруженных сил.

  • Техническая, физическая и моральная подготовка воспитанников для службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

  • Осуществление физкультурно - оздоровительной работы среди обучающихся, направленной на укрепление их здоровья, физического, психического и всестороннего развития.

  • Формирование политической культуры, уважение к традициям старшего поколения.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

- Закона РФ от 29.12.2012 №273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468);

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1 города Усмани Липецкой области;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1 города Усмани Липецкой области.

Сведения о дополнительной общеразвивающей программе, на основе которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа военно-патриотического клуба «Допризывник» составлена на основе Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 14,17,18,19), Постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», программы «Оборонно-спортивные кружки» для учреждений дополнительного образования (Москва, «Просвещение» 2007 г.), государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности на ступени среднего (полного) общего образования.

Направленность программы

Основные направления развития дополнительной образовательной программы «Допризывник»:
• создание условий для становления мировоззрения и системы нравственных ценностей школьников;
• формирование профессиональной направленности воспитательной деятельности;
• воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
• формирование здорового образа жизни и экологической культуры;
• воспитание культуры общения в семье, трудовом коллективе, быту, обществе в целом;
• развитие отношений сотрудничества школьников и преподавателей;
• развитие творческой деятельности учащихся, соотносимой с общим контекстом его будущей профессиональной деятельности;
• развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи;
• организация отдыха учащихся как специфической формы образовательного и оздоровительного процессов.

Новизна программы

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Возраст детей: предполагаемая программа предназначена для юношей 15-17 лет, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.

Сроки реализации: программа рассчитана на январь-май 2015 год.

Организация образовательного процесса.

Программа рассчитана на 2 года, количество часов в год 70 (всего 140 часов за весь курс обучения), количество часов в неделю - 2 часа переменного состава. Клуб «Допризывник» вступают и обучаются коллективы детей 9-11 классов.

Формы обучения: мини - лекции, дискуссии, ролевые игры, тренинги, практические занятия.

Используемые формы работы: групповая, индивидуальная, поисковая, научно - исследовательская, встречи с ветеранами боевых действий, военнослужащими.

Ожидаемые результаты: физическая и психическая выносливость воспитанников, готовность нести военную и гражданскую службу, действовать в экстремальных ситуациях. Создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.

Механизм реализации программы.

  1. Военно - патриотический клуб «Допризывник» осуществляет свою деятельность на базе МБОУ «лицея №1» Усманского района Липецкой области, тесно взаимодействуя с органами ученического самоуправления лицея.

  2. В работе военно - патриотического клуба «Допризывник» активно принимает участие педагогический коллектив, родительская общественность лицея.

  3. Военно - патриотический клуб «Допризывник» тесно взаимодействует и сотрудничает с районным отделением ДОСААФ.

Оценка эффективности реализации программы

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать

  • умение принимать и защищать свои решения

  • готовность к участию в общественных делах

  • готовность к образованию

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • символика Российской Федерации;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан;

  • гражданственность.

Количественные параметры:

  • Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

  • Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам)

  • Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • Проведение мероприятий.

Формы, методы и средства реализации программы.

  1. Формы:

  • индивидуальная, групповая;

  • экскурсии;

  • конкурсы, викторины для обучающихся начальных классов;

  • работа с родителями.

  1. Методы:

    • словесные (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой);

    • наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций);

    • практические (упражнения, практические работы);

    • репродуктивный;

    • частично-поисковый.

  2. Средства:

    • учебные видеофильмы фильмы;

    • компьютерные программы;

    • печатные пособия;

Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков.

Формы контроля:

  • письменный;

  • устный;

  • тестирование;

  • практическая работа.

Формы подведения итогов работы

Итоги работы подводятся в виде военно-спортивной игры «Маршрутом разведчика»

см. приложение №2

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

всего

теория

практика

1. История Вооруженных сил РФ

4

4

2. Строевая подготовка

22

2

20

3. Уставы Вооруженных сил РФ

4

4

4. Огневая подготовка

12

12

5. Физическая подготовка

12

12

6. Гражданская оборона

8

8

7. Медицинская подготовка

4

2

2

8. Военная топография

4

2

2

Всего

70

14

56

Средства необходимые для реализации программы

Материально-технические: - кабинет на 20 посадочных мест; - экран и проектор для демонстрации презентаций и кинофильмов; - большой и малый спортивные залы; - стадион; - строевая площадка; - тир; - пневматические винтовки; - макет автомата; - ОЗК, Л-1; - форма

Содержание программы.

История Вооруженных сил РФ - 4 ч. Древняя Русь, Московское государство. Ратная слава русских дружин и ополчений, век русской воинской славы. Императорская Россия. Армия и флот России в войнах 19 начала 20 века. Великая Отечественная война 1941-1945 года. Конституционные основы Российской Федерации. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России.

Строевая подготовка - 22 ч. Элементы строевой подготовки, обязанности солдата перед построением и в строю. Одиночная строевая подготовка военнослужащего, строевые приемы и движение без оружия.

Практика: тренировка и выполнение строевых приемов.

Уставы Вооруженных сил РФ -4 ч. Вооруженные силы РФ, виды и рода вооруженных сил РФ. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил РФ. Офицерский корпус России, младший командный состав. Военнослужащие и взаимоотношения между ними, воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания. Воинский этикет и культура общения военнослужащих. Устав гарнизонной и караульной службы, суточный наряд роты, обязанности и действия часового.

Умения и навыки: знать виды и рода войск РФ, назначение суточного наряда роты, обязанности и действия часового.

Огневая подготовка -12 ч. Устройство и порядок применения стрелкового оружия, назначение и боевые свойства гранат Ф -1 и РГД - 5. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами ,устройство автомата АКМ, порядок выполнения упражнения стрельб из пневматической винтовки и АКМ.

Уметь выполнять стрелковые упражнения из пневматической винтовки и АКМ.

Физическая подготовка - 12 ч. Отработка выполнения упражнений на перекладине, брусьях, «шведской стенке», «римской скамье». Отработка силовых упражнений. Кросс на 1000 метров по пересеченной местности, «челночный бег», спортивные игры, эстафеты.

Умения и навыки: уметь выполнять упражнения на перекладине, брусьях, «римской скамье», «шведской стенке», совершенствовать свои физические качества.

Гражданская оборона - 8 ч. Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Приборы радиационной разведки, приборы химической разведки. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны.

Умения и навыки: знать устройство, принцип действия, подготовку к работе ВПХР, ДП - 5, уметь пользоваться противогазом, респиратором, хим. комплектом.

Медицинская подготовка -4 час. Основы здорового образа жизни, правила личной гигиены и здоровья. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах, ожогах, отравлениях, остановке сердца. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья, профилактика вредных привычек.

Умения и навыки: уметь оказывать первую доврачебную помощь при ранениях, травмах, ожогах, отравлениях, остановке сердца.

Военная топография - 4 ч. Движение по азимуту, движение по карте, ориентирование на местности без карты.

Умения и навыки: уметь ориентироваться на местности, двигаться по азимуту.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Содержание образования имеет концентрическое построение состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение История Вооруженных сил; второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды; третий этап - умение применить навыки в повседневной жизни.

В образовательном процессе широко используются технологии развивающих игр, направленные на развитие творческих качеств личности.

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практичес­ки на каждом занятии. В систему игр входят такие группы, как: обу­чающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в старем школьном воз­расте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них яв­ляется подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.

Деятельность клуба «Допризывник» строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых городских мероприятий среди образовательных учреждений.

Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Рос­сийском конкурсе «Победа». Финальные встречи-кон­курсы определяют итоги работы за учебный год.

Критериями выполнения программы служат: стабильный инте­рес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде Вооруженных Сил, массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных, городских, областных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельно­сти в творческой деятельности.

Планируемый уровень подготовки учащихся по окончании учебного курса.

В результате реализации данной программы:
• становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;
• воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
• создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
• привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений. В случае реализации данной программы мы ожидаем, что полученные в клубе навыки и знания помогут быстрой адаптации к воинской службе. Выпускники клуба «Допризывник» должны выполнять следующие нормативы (утв. Генеральным штабом Вооруженных сил РФ 28 февраля 2008 г.):

1. Бег 100 м (сек.)

13,1 (отл.)

13,7 (хор.)

14,3 (удов.)

2. Подтягивание (кол-во раз)

12 (отл.)

9 (хор.)

5(удов.)

3. Кросс 1км (мин., сек.)

3,30 (отл.)

3,40 (хор.)

4,00 (удов.)

4. Прыжок в длину с места (см.)

220 (отл.)

205 (хор.)

190 (удов.)

Кроме этого повышение познавательного интереса учащихся к военному делу, происходит развитие физических данных, наблюдается повышение самосознания и личной дисциплины. Деятельность клуба обеспечивает успешное участие в школьных и городских военно-спортивных мероприятиях.

Информационно-методическое обеспечение программы

1. Алексеева Г.Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника: программа для общеобразовательных школ. Шиханы, 2000. 2. Воронин А.В. Боевые традиций Вооруженных Сил. Символы воинской чести - М. «Армпресс», 2001 -95 с.
3. Коледа С.И. Выживание - Мн: ООО «Лазурак», 1996-465 с.
4. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». Учебное пособие. - М. Гуманитарный Издательский цетр ВЛАДОС, 2000 - 160 с.
5. Кузнецов А.Г. Особенности военной службы - М: «Армпресс», 2000-95с.
6. Марков М.Ю. Воинская обязанность. Военнослужащий - защитник своего Отечества. - М. «Армпресс», 2000 - 96 с.
7. Меримский В.А. Приемы и способы действия солдата в бою. - М. Военное издательство. 1988- 136 с.
8.Михайлов Г.И. Символы Россий и Вооруженных Сил.- М. «Армпресс», 2000-87с.
9. Смирнов А.Т. Основы военной службы. М: Издательский Центр «Академия», 2000-239с.
10.Тебиев Б.К. Возрождение и будущее Отечества в патриотизме молодежи: Кол. Монографии - М. Издательство «Международный педагогический академии», 2000-204 с.
11. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: Учебник для образовательных учреждении - М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 - 366 с.
12. Ханкевич Ю.Г. Начальная военная подготовка. - М.: - АСТ, 2001 - 274-289с.
13. Чечурин Е.Г. Самоспасение без снаряжения. - М.: «Русский журнал, 2001 - 194 с.
14. Шойгу С.К. Учебник спасателя. - М.: - 1997 - 520 с.
15. Грачев Н.А. Ориентация на патриотизм. - ОБЖ, 2000 № 8, 40-42 с. 16. Закон РФ «О военной обязанности и военной службе». - М. 2006.
17. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». - М. 2006.
18. Закон РФ «О гражданской обороне». - М. 2006.
19.Конституция Российской Федерации. - М. 2000.
20. «Общевоинские уставы ВС РФ». - М. 2006.
21. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. - М. 1999 - 156 с.
22. Повесимо П.Н. Социальная напряженность и проблема воинской дисциплины. - Информационно-исторический сборник. - М. 1993 - 24-28 с.
23. Поляков С.Д. Цели современного воспитания. Ульяновск Мэд УГПУ, 1996 - 86 с.
24. Утлих Э.П. Психологические основы дисциплины. - М. : МОРФ, 1993.
25. Приказ МО РФ и Министра образования от 16.08.2000 г. № 432/2458 «Об организации военно-профессиональной ориентации молодежи в образовательных учреждениях».
26. Родионов Е.Г. индивидуально-воспитательная работа с будущими офицерами, эффективность и ее критерии//сборник научных трудов № 1 - М.: ВУ, 1997 - 202 с.

1 .patriot-rf.ru/law/norm/fed/patriot_2011-2015.html ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

2. polit.ru/dossie/2005/07/20/patria.html Приложение №3 "Растим патриотов России"к правительственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".

3. patriot-rf.ru/met/pokolenie/013.html «Патриоты России»

4. patriot-rf.ru/met/unarm/017.html «Патриотическое воспитание»

5. revolution.allbest.ru/pedagogics/00039517.html Использование геральдики в патриотическом воспитании

6. Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Планируемое

Фактически

1

Основные понятия о воинской службе

2

17.01


2

Стрельба из пневматической винтовки

2

24.01


3

Организация воинского учета

2

31.01


4

Обязательная и добровольная подготовка к военной службе

2

7.02


5

Общевоинские уставы ВСРФ

2

14.02

20.09


6-8

Стрельба из пневматической винтовки

6

21.02

28.02

7.03

4.10


9

Меры безопасности при обращении с оружием

2

14.03


10-14

Порядок неполной разборки и сборки АК

10

21.03

28.03

4.04

11.04

18.04

5.12

6.12

12.12


15-17

Строевая подготовка

6

25.04

4.05

8.05

26.12.

27.12


18-20

Физическая подготовка

6

16.05

23.05

30.05

24.01








© 2010-2022