Кадетское образование-это формирование общей культуры

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кадетское образование как средство патриотического воспитания обучающихся

в учебно-воспитательном пространстве образовательной школы


В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в

духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения среди целей исторического и обществоведческого образования основной выделяется "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

Возрождение кадетского образования - решение данного социального заказа, так как кадетское образование - это не только система образования, но и система воспитания. В МБОУ "Большеяниковская СОШ" с 2008г. существуют кадетские классы, создана воспитательная система военно-патриотической направленности и кадетский уклад жизни (форма одежды, построение, распорядок дня, традиции), широко внедряются в образовательный процесс инновационные педагогические, информационно-коммуникационные технологии. Кадетский компонент включает военно-спортивную подготовку, духовное воспитание, хореографию.

В 2012 году кадеты по учебным достижениям стали призерами республиканского конкурса кадетских школ и кадетских классов и выиграли Грант Президента Чувашской Республики в размере 20 тыс. рублей. По итогам 2014-2015 учебного года МБОУ «Большеяниковская СОШ» Урмарского района занимает II место в Республиканском смотре - конкурсе кадетских школ и школ, имеющих кадетские классы (классные руководители Заслуженный учитель Чуващской Республики Табакова Татьяна Рудольфовна, педагог-психолог Сергеева Алина Геннадьевна, преподаватель ОБЖ Иванов Вячеслав Николаевич, обладатель кубка "Лучший наставник" в 2010, 2013 годах).

Одна из главных задач школы - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. С этой целью практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся определяется использованием:

- уроков истории и обществознания- это ориентация на отечественные ценности: любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- духовного опыта предшествующих поколений- примеры служения Родине;

- памятных дат и знаменательных событий отечественной истории и истории родного края как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

- связи с Центром внешкольной работы Минобразования Чувашии "Эткер", Центром военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе "Юнитэкс", как условия формирования гражданской позиции школьников через участие в акциях, играх, конкурсах, исследованиях, направленных на гражданское и патриотическое воспитание школьников;

- связи с Музеем Боевой Славы в с. Шоркистры, историко-краеведческим музеем "Таван ен-Родной край" в п. Урмары, как условия формирования более глубоких знаний о родной истории и развития исследовательских умений;

- творческого поиска учителем различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека - гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности. В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души".

Важным в реализации кадетского воспитания является создание воспитывающей среды, способствующей патриотическому воспитанию обучающихся.

Активное воздействие, оказываемое на ребенка в процессе гражданско-патриотического воспитания патриотическому воспитанию, происходит через систему мероприятий: дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы, героико-патриотические мероприятия, тематические вечера, классные часы, походы по местам боевой славы, посещения музеев, проведение митингов и демонстрационных мероприятий (конкурса строя и песни и т.д.). В течение года проходят встречи с участниками боевых действий (ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чеченской республике). Эти мероприятия включают множество ситуаций, предъявляют образцы военно-профессионального служения. В шкале ценностей кадет важнейшими становятся понятие долга и совести. У них появляются такие качества как дисциплинированность, уважение к старшим, сильная воля, способность преодолевать трудности и выживать в сложных условиях, умение жить и действовать в условиях коллектива, товарищество. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско - патриотическое воспитание является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер "Посвящение в кадеты", где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; спартакиада допризывной молодёжи; соревнования по пулевой стрельбе; уроки мужества; помощь ветеранам ВОВ; посещение музея; участие в акциях.

Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают секции. Принимают участие в районных, республиканских соревнованиях по легкой атлетике. Команде Большеяниковской СОШ - победителю Фестиваля спорта прессы Чувашии-76-го республиканского легкоатлетического эстафетного пробега газеты «Советская Чувашия», памяти дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева в группе «Средние общеобразовательные школы» - вручен сертификат на получение спортивного оборудования (приказ Минобразования Чувашии №1547 от 10.09.2014г.).

Художественно-эстетическое воспитание включает в себя организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения воспитанников на занятиях искусства, мировой художественной культуры к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности - вот путь к душе ребенка.

Ежегодно кадеты становятся победителями и призерами регионального отборочного тура Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны» в разных номинациях. Кадеты являются активными участниками республиканского проекта «Танцующая школа», который стартовал в 2011-2012 учебном году на три года. В ходе реализации проекта осуществляется художественно-эстетическое воспитание кадет, идет активное обучение основам этикета и манерам поведения в обществе.

Один из главных результатов кадетского движения - эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. Выпускник 2009г. успешно окончил Калининградский пограничный институт и поступил на государственную службу в г. Москве, три выпускника 2015 года поступили в Голицынский пограничный институт ФСБ России, Казанский юридический институт МВД России, юридический и историко-географический факультеты ЧГУ им. И.Н.Ульянова.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

- использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

- гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность;

- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Кадетское воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.


© 2010-2022