• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа по ОБЖ для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (10 класс) - 0, 5 часа в неделю

Рабочая программа по ОБЖ для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (10 класс) - 0, 5 часа в неделю

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ОБЖ для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (10 класс) - 0,5 часа в неделю

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г..о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №1»

г.о.Королёв мкр. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2015 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОБЖ

для 10 класса

средней школы

(базовый уровень)

(домашнее обучение)







Составитель - учитель общетехнических дисциплин

Ивлев Александр Владимирович

Высшая квалификационная категория




2015

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по ОБЖ для 10 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), авторской Программы по курсу ОБЖ (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников), требований к обя­зательному минимуму содержания обра­зования в средней школе, Учебным планом МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.

Программа предназначена для учащихся 10 класса с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по индивидуальному образовательному маршруту, в том числе с использованием дистанционных технологий. Рабочая программа рассчитана на 17 часов из расчёта 0,5 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об охране окружающей природной среды»; «О пожарной безопасности»; «О гражданской обороне»; «Об обороне»; «О воинской обязанности и военной службе»; «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

  • обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

  • государственная система обеспечения безопасности населения

  • основы обороны государства и воинская обязанность.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

• овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире;

• воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи реализации данной программы:

• приобретения практических умений и теоретических знаний;

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

• освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

В ходе преподавания ОБЖ следует обратить внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта:

• решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

• исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений;

• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Рабочая программа ориентирована на использование в работе учебника «Основы безопасности жизнедеятельности»: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М: Просвещение, 2013.

II. Содержание программы.

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (4 ч)

Автономное пребывание человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вы­нужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизон­та. Определение своего местонахождения и направления движения на мес­тности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области по­жарной безопасности.

Правила личной безопасности при пожаре. Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Пра­вила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопас­ности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

Уголовная ответственность за подготовку и совершение терро­ристического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их воз­никновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологи­ческого, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае воз­никновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. (4 ч)

Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Националь­ные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, су­веренитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Воору­женный конфликт, локальная, региональная, крупномас­штабная войны

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России

Терроризм - общие понятия и определения. Характеристика сов­ременной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

Основные виды терроризма по средствам, используемым при осу­ществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.

Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

Наркотизм и национальная безопасность России

Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (4 ч)

Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индиви­дуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профи­лактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека.

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и упот­ребление алкоголя - разновидность наркомании. Наркомания - заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании

5. Основы военной службы. (2 ч)

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XVвв. Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназна­чение.

Память поколений - дни воинской славы России

Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравших ре­шающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, от­личившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руковод­ство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и уп­равление Вооруженными Силами Российской Федерации.

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. (2 ч)

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества

Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослу­жащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.

Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защи­те. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.

7. Символы воинской чести. (1 ч)

Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

III. Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

4

2

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

4

3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

4

4

Основы военной службы.

2

5

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

2

6

Символы воинской чести.

1

Итого:

17



Календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса (домашники)


п/п

Наименование разделов и

тем урока


Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

план

факт

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (4 ч)

1

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе и ситуациях криминогенного характера

Причины попадания человека в условия вынужденного автономного существования. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Правила ориентирования на местности, движения по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием.

Оборудование временного жилища, добыча огня Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.

Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

2

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника

Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в Чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, ее структура и задачи

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Знать предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

4

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. (4 ч)

5

Гражданская оборона.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

6


Современные средства поражения

Ядерное оружие, поражающие фаткторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

7

Оповещение

и информирование населения

об опасностях, возникающих

в ЧС военного и мирного времени. Организация инженерной защиты

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях; виды защитных сооружений,

правила поведения в защитных сооружениях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты

8


Средства индивидуальной защиты. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики; об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой); использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (4 ч)

9


Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества

Знать основные определения понятия «здоровье» и факторы, влияющие на него, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета

10

Инфекционные заболевания, их классификация

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний

Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

11

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека, формирования духовных качеств. Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья

Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

12

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

Знать о вредных привычках-факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

4. Основы военной службы. (2 ч)

13

История создания Вооруженных Сил России. Организационная структура ВС РФ.

С чего начинается Родина. Армия в нашем Отечестве. Конституция РФ и Федеральный закон имеют верховенство на территории нашего государства. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в Сухопутные войска. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии

Иметь предстваление об истории создания Вооруженных Сил России; организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

14

Функции и основные задачи современных ВС РФ.

Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны.

Руководство и управление Вооруженными Силами.

Реформа Вооруженных Сил России, ее этапы и основное содержание

Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

5. Боевые традиции Вооруженных Сил России. (2 ч)

15

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества

Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего-защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг.

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых патриоту

16

Памяти поколений - дни воинской славы России.

Дни воинской славы -Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь:отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

6. Символы воинской чести. (1 ч)

17

Боевое Знамя воинской. Ордена - почетные награды. Ритуалы ВС РФ

Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку

Иметь представление об основных государственных наградах; о ритуалах ВС РФ.

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды




IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

 потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

 основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

 порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

 состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

 основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

 основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

 требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

 предназначение, структуру и задачи РСЧС;

 предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

уметь:

 владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для ведения здорового образа жизни;

 оказания первой медицинской помощи;

 развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

 вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

V. Перечень учебно-методических средств обучения

Учебно-методическое обеспечение

  1. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  2. Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «Просвещение»

  3. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2011

  4. Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007

  5. ОБЖ 5 - 11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ, © ГУ РЦ ЭМТО, © «Кирилл и Мефодий», 2003 г.

  6. От Кремля до Рейхстага. Мультимедиа CD-ROM. © 2000, Московское городское объединение архивов.

  7. Сам себе МЧС. DVD-video.


Список литературы (основной и дополнительной)


  1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. - Л.: ГДОИФК. 1990.

  2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. - М.: Провящение,1985.

  3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. - М.: Энергоатомиздат, 1986.

  4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. - М. Мысль, 1983.

  5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

  6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Русь РКБ, 1998.

  7. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  8. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  9. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  10. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.















Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г.

Руководитель ШМО ________/А. В. Ивлев/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2015 г.


© 2010-2022