- Преподавателю
- ОБЖ
- Статья Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ
Статья Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Протасова М.В. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как заинтересовать детей на уроках ОБЖ? |
|
Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети - это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать. Уроки должны быть интересными, разнообразными. Вот уже 2 года я работаю над проблемой: «Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ». В основе моего педагогического опыта заложены:
Идеи личностно-ориентированного обучения;
Учёт психологических особенностей учащихся;
Основной канал восприятия (модальность) и ведущее полушарие головного мозга.
При подготовке и проведении уроков я стараюсь брать во внимание психологические особенности каждого ребёнка, так как личностн-ориентированное обучение направленно именно на это. С педагогом-психологом мы выявили правополушарных и левополушарных учащихся. И с учётом особенностей их познавательных процессов я применяю следующие методы: для правополушарных учащихся использую такие приёмы учебной деятельности:
-
синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);
-
задания на время;
-
проекты и др.
-
для левополушарных учащихся использую такие приёмы учебной деятельности:
-
анализ;
-
вневременные задания;
-
логические, нестандартные задания;
-
задания на поиск ошибок и др.
Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание.
-
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом.
-
Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает слушая. В работе с аудиалами лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение.
-
Кинестетику нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера.
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия. Нестандартные уроки интересны и визуалам, и аудиалам и кинестетикам. Они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем.
Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки - лекции, семинары, интегрированные уроки, инсценирование и т.д. совершенствуют творческие способности детей, помогают мне сделать работу лишенной шаблона, повышают интерес к предмету. Поэтому я рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся. Рационально используя в учебно-воспитательном процессе активные формы и методы обучения добилась положительных результатов в воспитании и обучении учащихся. Мои ученики умеют размышлять над прочитанным, активно участвуют в обсуждении проблемы.
Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность. Прежде всего, в своей работе я использую такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей.
Я пришла к выводу, что наиболее эффективными являются нестандартные уроки: Для учеников 5-6 классов - это урок-игра, урок-КВН, уроки-соревнования. Для учеников 7-9 классов - урок-семинар, урок-зачёт, урок-практикум, урок- творческий отчёт. И для 10-11 классы - урок-лекция, урок-диспут, урок-конференция.