• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа по предмету ОБЖ 5 - 9 классы специальной (коррекционной) школы

Рабочая программа по предмету ОБЖ 5 - 9 классы специальной (коррекционной) школы

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОКУ «Школа-интернат п. Квиток»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на педагогическом совете заместитель директора директор школы

протокол № __ от_______ по УВР _______ ФИО _______ ФИО ___________2015 г. ____________ 2015 г. __________ 2015 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по предмету (курсу и т.д.) ОБЖ

класс 5 - 9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

количество часов на один год обучения 34 ч. в год (1 ч. в неделю)

учитель Тимошенко Елена Сергеевна





















2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка.


Рабочая программа курса Основы безопасной жизнедеятельности для 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы составлена на основе Учебной программы дисциплины Основы безопасной жизнедеятельности для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, разработчики кафедра ОБЖ, физической культуры и экологии человека ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», Иркутск 2010 г.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.

Курс «ОБЖ» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний, умений и навыков распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения со 2 по 9 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;

  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения

фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, об­щества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечи­вающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивиду­альной и общественной ценности;

развитие умений:

  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер­ным признакам их появления, а также на основе анализа специ­альной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Структурные компоненты курса ОБЖ в рабочей программе представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.

Модульная система построения учебной программы позволяет более рационально распределить учебный материал.

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Также при планировании учитываются: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

  • наглядные - наблюдение, демонстрация.

  • практические - упражнения.

  • методы изложения новых знаний.

  • методы повторения, закрепления знаний.

  • методы применения знаний.

  • методы контроля.

Занятия проводятся в классно урочной форме.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Комбинированный урок

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, решение ситуативных задач, контрольных работ. Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей:

«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.

«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.

«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.

«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год на каждый класс. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 34 часа в год (1 час в неделю) на каждый класс. Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у обучающихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

В структуре программы предусмотрено календарно - тематическое планирование.

Содержание программы

5-9 классов

(1 ч в неделю на каждый класс)


Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.2. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

1.3. Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

1.4. Безопасность на водоемах

Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само -, и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

1.5. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

1.6. Опасные ситуации социального характера. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения.

Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

2.2. Активный отдых на природе и безопасность Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

2.5. Опасные ситуации в природных условиях

Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

3.1. Наиболее опасные террористические акты Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

3.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас завалило обломками стен.

3.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения

Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационноопасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

4.3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 5. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

5.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности.

5.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны.

5.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

6.1. Система борьбы с терроризмом

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

6.2. Государственная политика противодействия наркотизму

Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие

7.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического и психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.

7.2. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье

8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма - на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.

8.2. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД - угроза здоровью личности и общества.

Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции.

Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов

9.1. Семья в современном обществе

Законодательство и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Брак и семья, основные понятия и определения. Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.

Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 10. Основы медицинских знаний

10.1. Основы медицинских знаний

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.

Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.

Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

11.1. Правила оказания первой медицинской помощи

Первая медицинская помощь при отравлении.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.

Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.

Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.

Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях

12.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях

Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера.

Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавших из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и др.).


Распределение часов 5 класс

№ модуля, раздела, темы


Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов


М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

21

Р-1

Основы комплексной безопасности

21

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера

5

Итоговое задание

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

Р-III

Основы здорового образа жизни

5

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

Р-1У

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

Итоговое задание

Всего часов

34

Распределение часов 6 класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование модуля, раздела, темы


Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности

24

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

5

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

4

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

Итоговое задание

25

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Р-III

Основы здорового образа жизни

6

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него вли­яющие

6

Итоговое задание

Всего часов

34


Распределение часов 7 класс

№ модуля, раздела, темы


Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов


М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Р-1

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения, их причины и последствия

4

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

2

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

4

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического про­исхождения, их причины и последствия

3

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения и защита населения

3

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения

1

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического про­исхождения и защита населения

1

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Р-III

Основы здорового образа жизни

6

Тема 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

6

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

5

Тема 7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

5

Итоговое задание

Всего часов

35

Распределение часов 8 класс

№ модуля,

раздела,

темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

Модуль-I

Основы безопасности личности, общества и государства

22

Раздел-1

Основы комплексной безопасности

15

Тема 1

Пожарная безопасность

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

2

Тема 4

Экология и безопасность

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

Итоговое задание

М - II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Р- III

Основы здорового образа жизни

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Итоговое задание

Всего часов

34

Распределение часов 9 класс

№ модуля,

раздела,

темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество часов

М- I

Основы безопасности личности, общества и государства

23

Р-I

Основы комплексной безопасности

11

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

3

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Р-III

Основы здорового образа жизни

9

Тема 8

Основы здорового образа жизни

3

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи

2

Всего часов

34

Итоговое задание


Требования к уровню подготовки учащихся 8 - 9 классов


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся должны знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

  • основные меры по профилактике наркомании.

Учащиеся должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная

  1. Учебная программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, кафедра ОБЖ, физической культуры и экологии человека ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», Иркутск 2010 г.

Литература дополнительная

  1. Основы безопасности жизнедеятельности :6-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений; М.П Фролов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьева.- 2 изд.,- М. АСТ: Астрель, 2007.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности : 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений; М.П Фролов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьева.- 2 изд.,- М. АСТ: Астрель, 2006.

  3. Основы безопасности жизнедеятельности : 8-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений; М.П Фролов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьева.- М.: АСТ: Астрель, 2010.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности : 9-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений; М.П Фролов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьева.- 2 изд.,- М. АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

  5. Основы безопасности жизнедеятельности : 10-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений; М.П Фролов, А.Т. Смирнов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьева.-2 изд.,- М.: АСТ: Астрель, 2002.

  6. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие под редакцией В.В Полишко,- Смоленск, 1995.

  7. Интернет источники:

it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности

uroki.net/

obzh.ru/

school-obz.org/

metodichka.net/

alleng.ru/edu/saf.htm - Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;

znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 - Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ разде­ла, темы, урока

Тема урока

5а

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма

контроля

Дата

количество часов

Р-I

Основы комплексной безопасности

21



Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5



1

Город как среда обитания


1

Иметь представление об особенности современных городов,

Знать наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе

2

Жилище человека, особенности жизнеобес­печения жилища


1

Иметь представление о системе обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.

Знать возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

3

Особенности природных условий в городе


1

Иметь представление о природных и антропогенных факторах формирующих микроклимат города

Знать особенности природной среды в городе.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность


1

Иметь представление о особенности социальной среды в городе

Знать зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе

Решение ситуационных задач

5

Основы безопасности жизнедеятельности че­ловека


1

Иметь представление об опасных и чрезвычайных ситуациях.

Знать основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС.

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

6

Дорожное движение, безопасность участни­ков дорожного движения


1

Иметь представление о дороге и ее предназначении.

Знать участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожную разметку. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщиков

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

7

Пешеход. Безопасность пешехода


1

Иметь представление о пешеходе- участнике дорожного движения.

Знать меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни

Решение ситуационных задач

8

Пассажир. Безопасность пассажира


1

Иметь представление о пассажире- участнике дорожного движения.

Знать меры безопасного поведения пассажира.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

9

Водитель


1

Иметь представление о Транспортном средстве и водителе

Знать общие обязанности водителя

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

10

Пожарная безопасность


1

Иметь представление о причине пожара и его возникновение.

Знать пожарную безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Фронтальный опрос

Решение ситуационных задач

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях


1

Иметь представление о опасные х аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни

Знать общие правила безопасного поведения в быту

Фронтальный опрос

Решение ситуационных задач

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

12

Погодные условия и безопасность человека


1

Иметь представление о опасных природных явлениях

Знать правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

Решение ситуационных задач

13

Безопасность на водоемах


1

Иметь представление о безопасности на водоемах

Знать меры безопасного поведения на водоемах в различное время года

Решение ситуационных задач

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

14

Криминогенные ситуации и личная безопас­ность


1

Иметь представление о криминогенных ситуациях

Знать меры личной безопасности при возникновении криминогенной ситуации

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

15

Обеспечение личной безопасности дома


1

Знать общие правила безопасного поведения дома

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

16

Обеспечение личной безопасности на улице


1

Иметь представление о обеспечении личной безопасности на улице

Знать свой город (поселок и т.д) и его особенности

Решение ситуационных задач

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера

5

17

Чрезвычайные ситуации природного харак­тера


1

Иметь представление о чрезвычайных ситуациях природного характера

Знать характеристику ЧС природного характера

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

18

Чрезвычайные ситуации техногенного ха­рактера


1

Иметь представление о чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Знать характеристику ЧС техногенного характера

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос


19

20


21

Общие правила поведения при возникнове­нии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические за­нятия)



1


1


1

Знать общие правила поведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

Р- III

Основы здорового образа жизни

5

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

22

О здоровом образе жизни


1

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

23

Двигательная активность и закаливание ор­ганизма - необходимые условия укрепле­ния здоровья


1

Знать значение двигательной активности и закаливания.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для укрепления здоровья

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

24

Рациональное питание. Гигиена питания


1

Знать о необходимых организму веществах и гигиене питания.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

25

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека


1

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

26

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек


1

Знать о профилактике вредных привычек.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Тест

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

27


28

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений


2

Знать различные виды повреждений.

Правила оказания помощи при повреждении

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

29


30


31

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)


3

Знать последовательность в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

32


33


34

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)


3

Знать правила оказания помощи при отравлениях

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)


Календарно-тематическое планирование 6 класс


№ разде­ла, темы, урока


Тема урока


Дата

Количество

часов

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Форма контроля

Р-I

Основы комплексной безопасности


24



Тема 1

Подготовка к активному отдыху

на природе


5



1

Природа и человек


1

Знать: условия экстремальных ситуаций; правила безопасности в природе; способы ориентирование по местным признакам; способы разведения костра режим и распорядок в походе .что взять в поход;

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

2

Ориентирование на местности


1

Знать: условия экстремальных ситуаций; правила безопасности в природе; способы ориентирование по местным признакам

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

3

Определение своего местонахождения и на­правления движения на местности


1

Знать: условия экстремальных ситуаций; правила безопасности в природе; способы ориентирование по местным признакам

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

4

Подготовка к выходу на природу

Определение места для бивака и организа­ция бивачных работ


1

Уметь: определять стороны горизонта;

обеспечить безопасность во время походов

Знать: правила безопасности активного отдыха на природе

Решение ситуационных задач

5

Определение необходимого снаряжения для похода


1

Знать: автономное пребывание человека в природной среде, вынужденная автономия, опасные погодные условия

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность


5

6

Общие правила безопасности во время ак­тивного отдыха на природе


1

Уметь: определять стороны горизонта;

Знать: правила безопасности активного отдыха на природе

Решение ситуационных задач

7

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности


1

Знать: факторы, влияющие на безопасность в горной области

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

8

Подготовка и проведение лыжных походов


1

Уметь: определять стороны горизонта;

правила безопасности активного отдыха на природе; обеспечить безопасность во время пеших, лыжных походов

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

9

Водные походы и обеспечение безопасности на воде


1

Способы защиты от опасных погодных явлений

Решение ситуационных задач

10

Велосипедные походы и безопасность ту­ристов


1

Знать: правила безопасности активного отдыха на природе

Решение ситуационных задач

Тема 3

Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности


6

11

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и вы­ездном туризме


1

Знать: добровольная и вынужденная

автономия; способы защиты от опасных погодных условий

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

12

Акклиматизация человека в различных кли­матических условиях


1

Знать: акклиматизацию в разных условиях добровольная и вынужденная автономия; способы защиты от опасных погодных условий

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

13

Акклиматизация в горной местности


1

Знать: акклиматизацию в разных условиях

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

14

Обеспечение личной безопасности при сле­довании к местам отдыха наземными видами транспорта


1

Уметь: использовать знания и правила

личной безопасности при следовании

различными видами транспорта

Решение ситуационных задач

15

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте


1

Уметь: использовать знания и правила

личной безопасности при следовании

2различными видами транспорта

Решение ситуационных задач

16

Обеспечение личной безопасности на воз­душном транспорте


1

Уметь: использовать знания и правила

личной безопасности при следовании

различными видами транспорта

Решение ситуационных задач

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде


4

17

Автономное существование человека в при­роде


1

Знать: добровольная и вынужденная

автономия; способы защиты от опасных

погодных условий

Индивидуальный опрос

18

Добровольная автономия человека в природ­ной среде


1

Знать: добровольная и вынужденная

автономия; способы защиты от опасных

погодных условий

Фронтальный опрос

19

Вынужденная автономия человека в природ­ной среде


1

Знать: добровольная и вынужденная

автономия; способы защиты от опасных

погодных условий

Фронтальный опрос

20

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существо­вании


1

Знать: добровольная и вынужденная

автономия; способы защиты от опасных

погодных условий

Решение ситуационных задач

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях


4

21

Опасные погодные явления


1

Знать: способы защиты от опасных погодных явлений

Решение ситуационных задач

22

Обеспечение безопасности при встрече с ди­кими животными в природных условиях


1

Знать: правила поведения при встречи с

дикими животными

Решение ситуационных задач

23

Укусы насекомых и защита от них


1

Знать: правила поведения при встречи с

дикими животными

Решение ситуационных задач

24

Клещевой энцефалит и его профилактика


1

Уметь: оказать первую помощь при укусе насекомых, клещей

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

Р-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


4

Тема 6

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях


4

25

Личная гигиена и оказание первой медицин­ской помощи в природных условиях


1

Знать правила личной гигиены и приёмы оказание помощи в природных условиях

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

26

Оказание первой медицинской помощи при травмах


1

Знать классификацию травм, приёмы

оказания ПМП

Уметь: оказывать первую медицинскую

помощь при травмах

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

27

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге


1

Знать приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах

Уметь: оказывать первую помощь при

тепловом и солнечном ударе, обморожении и ожоге.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

28

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых


1

Знать приемы оказания первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

Уметь: оказывать первую помощь при при укусе насекомых, змей.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

Р- III

Основы здорового образа жизни


6

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него вли­яющие


6

29

Здоровый образ жизни и профилактика утомления


1

Знать правила ЗОЖ. Правила соблюдения личной гигиены, понятие « здоровье и ЗОЖ» Влияние социальной среды на здоровье человека.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

30

Компьютер и его влияние на здоровье


1

Знать полезное и вредное для здоровья Соблюдать правила работы с компьютером.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

31

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека


1

Влияние неблагоприятной среды на здоровье человека.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

32

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека


1

Знать о влиянии социальной среды.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

33

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека


1

Знать о влиянии вредных привычек.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

34

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ


1

Знать о профилактике вредных привычек.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Тест



Календарно-тематическое планирование 7 класс


№ разде­ла, темы, урока


Тема урока


Дата

Количество часов

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Форма контроля

Р-I

Основы комплексной безопасности


16

Тема 1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера


3

1

Различные природные явления и причины их возникновения


1

Знать природные явления.

Решение ситуационных задач

2

Общая характеристика природных явлений


1

Знать определения 10 природных явлений, которые происходят на территории нашей страны и в других странах мира.

Фронтальный опрос.

3

Опасные и чрезвычайные ситуации природ­ного характера


1

Знать наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного характера

Решение ситуационных задач

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения, их причины и последствия


4

4

Землетрясение. Причины возникновения зем­летрясения и его возможные последствия


1


Знать причины возникновения землетрясения и его возможные последствия

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

5

Правила безопасного поведения населения при землетрясении


1

Знать правила безопасного поведения при землетрясении.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

6

Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле


1


Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

7

Обвалы и снежные лавины


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от обвалов и снежных лавин

правила безопасного поведения при обвалах и снежных лавинах

Тест (15 мин.)

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия


2

8

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия


1


Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Решение ситуационных задач(15 мин.)

9

Смерчи


1

Знать правила безопасного поведения при смерчах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Решение ситуационных задач

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия


4

10

Наводнения. Виды наводнений и их причины


1

Знать виды наводнений и их причины.

Решение ситуационных задач

11

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения


1

Знать правила безопасного поведения при наводнении.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

12

Сели и их характеристика


1

Знать определение.

Знать характеристику селей.

Решение ситуационных задач

13

Цунами и их характеристика


1

Знать определение.

Знать характеристику цунами.

Решение ситуационных задач

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического про­исхождения, их причины и последствия


3

14

Лесные и торфяные пожары и их характе­ристика


1

Знать определение.

Знать характеристику цунами.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

15

Эпидемии


1

Знать правила безопасного поведения при эпидемии.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

16

Эпизоотии и эпифитотии


1

Знать правила безопасного поведения при эпизоотии и эпифитотии.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Контрольная работа

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций


8

Тема 2

Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения и защита населения


3

17

Защита населения от последствий землетря­сений


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясений

Правила безопасного поведения при землетрясении.

18

Последствия извержения вулканов. Защита населения


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от извержения вулканов

Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

19

Оползни, их последствия, защита населения


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от оползней

Правила безопасного поведения при оползнях

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения


1

20

Защита населения от последствий ураганов и бурь


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от ураганов, бурь и смерчей

Правила безопасного поведения при ураганах и бурях, смерчах.

Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения


3

21

Защита населения от последствий наводнений


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от наводнений

Правила безопасного поведения при наводнениях.

22

Защита населения от последствий селевых потоков


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от селевых потоков.

Правила безопасного поведения при селевых потоках.

23

Защита населения от цунами


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от цунами.

Правила безопасного поведения при цунами.

Тема 5

Чрезвычайные ситуации биологического про­исхождения и защита населения


1

24

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения


1

Знать меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от лесных и торфяных пожаров.

Правила безопасного поведения при лесных и торфяных пожарах.

Р- III

Основы здорового образа жизни


6

Тема 6

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека


6

25

Психологическая уравновешенность


1

Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

26

Стресс и его влияние на человека


1

Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

27

Анатомо-физиологические особенности че­ловека в подростковом возрасте


1


Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

28

Формирование личности подростка при вза­имоотношениях со взрослыми, со сверстниками


1


Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

29

Формирование взаимоотношений со свер­стниками противоположного пола


1

Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

30

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних


1

Иметь представления об основных положениях здорового образа жизни

Тест

Р- IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


5

Тема 7

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях


5

31

Общие правила оказания первой медицинской помощи


1

Знать общие правила оказания первой медицинской помощи

Решение ситуационных задач

32

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении


1


Знать способы первой медицинской помощи остановки кровотечений.

Владеть навыками оказания первой мед.помощи при кровотечении.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

33

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах


1

Знать способы первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при травмах, ушибах, переломах.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

34


35

Общие правила транспортировки пострадав­шего

Итоговый контроль знаний за курс «Основы безопасности жизнедеятельности»


1



1

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

Тестовые задания


Календарно-тематическое планирование 8 класс



№ п/п

Тема урока



Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Дата

количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и

государства.

22

Р-I

Основы комплексной безопасности.

15

Тема 1

Пожарная безопасность.

3

1

Пожары в жилых и в общественных зданиях, их причины и последствия.


1

Знать причины и последствия пожаров. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.


1

Знать основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций.

Фронтальный опрос.

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.


1

Знать правила безопасного поведения

Тест

Тема 2

Безопасность на дорогах.


3

4

Причины дорожно - транспортных происшествий и травматизма людей.


1

Характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.


1

Знать обязанности пешеходов и пассажиров

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

6

Велосипедист - водитель транспортного средства.


1

Знать правила безопасного поведения велосипедиста.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Тест

Тема 3

Безопасность на водоёмах.

2

7

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.


1

Знать как себя вести на водоёмах в различных местах

Решение ситуационных задач

8


Безопасный отдых на водоёмах.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.


1


Знать правила безопасного поведения

Знать, как оказывать помощь терпящим бедствие на воде

Решение ситуационных задач

Тема 4

Экология и безопасность.

2

9

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.


1

Знать негативные факторы.

Решение ситуационных задач

10

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.


1

Знать правила безопасного поведения

Решение ситуационных задач

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.

5

11

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


1

Уметь приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Решение ситуационных задач

12

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.


1

Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

13

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.


1

Знать правила безопасного поведения при химических авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

14

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах и их возможные последствия.


1

Знать правила безопасного поведения.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

15

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.


1

Знать правила безопасного поведения при химических авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения.

4

16

Обеспечение радиационной безопасности населения.


1

Иметь представление о радиационной защите населения.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

Практическая работа.

Правила безопасного поведения при радиационных авариях(15 мин.)

17

Обеспечение химической защиты населения.


1

Знать об организации защиты населения.

Иметь представление о химической защите населения.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

Практическая работа.

Правила безопасного поведения при наводнениях.

(15 мин.)

18

Обеспечение зашиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.


1

Иметь представление о защите населения в случае аварии на взрывоопасном объекте.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.


1

Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3

20

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.


1

Знать способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях

Решение ситуационных задач

21

Эвакуация населения.


1

Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.

Уметь комплектовать минимально необходимый набор вещей в случае эвакуации населения.

Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

22

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.


1

Иметь представление об инженерной защите населения.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности

Тестовая работа по разделу «ЧС техногенного характера»

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Р-III

Основы здорового образа жизни.

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

23

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.


1

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

24

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.


1

Знать определения что такое: Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

25

Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.


1

Знать о репродуктивном здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

26

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.


1

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

27

Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний.


1

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

28

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.


1

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

29

Профилактика вредных привычек.


1

Знать о профилактике вредных привычек.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

30

Здоровый образ жизни и безопасности жизнедеятельности.


1

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Тест

Р-IY

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

4

31

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение.


1

Знать общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи.

Решение ситуационных задач

32

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.


1

Знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

33

Первая медицинская помощь при травмах.


1

Знать наиболее характерные травмы. Правила оказания помощи при травмах

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

34

Первая медицинская помощь при утоплении.


1

Знать правила оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

Календарно-тематическое планирование 9 класс


№ п/п

Тема урока

9 «а»

Требования к уровню подготовки

обучающихся




Формы контроля


Дата

количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства.

23

Р-I

Основы комплексной безопасности.

11

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире.

3

Иметь представления: о национальных интересах России в современном мире, об основных угрозах национальным интересам и национальной безопасности России.

Знать: для чего необходимо повышение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1

Россия в мировом сообществе.


1

Фронтальный опрос.

2

Национальные интересы России в современном мире.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Знать: потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности.

Уметь: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам.

4

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

5

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.


1

Решение ситуационных задач.

6

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия


1

Решение ситуационных задач. Тест.

Тема 3

Современные проблемы безопасности социального характера и национальная безопасность России.

3

Знать: государственную политику противодействия наркотизму.

Иметь представления: о военной угрозе национальной безопасности России, о формах международного терроризма.

7

Военная угроза национальной безопасности России.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

8

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

9

Наркотизм и национальная безопасность России.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

2

Знать: правила безопасного поведения при автономном существовании человека в природной среде.

Уметь: организовать свою деятельность для обеспечения выживания при автономии в природной среде.

10

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

11

Правила поведения при угрозе террористического акта.


1

Решение ситуационных задач

Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организация основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3

Знать: систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

12

Единственная государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС)


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

13

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

14

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

5

Знать: наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного техногенного и социального характера, их последствия и классификацию.

Уметь: принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций.

15

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

16

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

17

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях


1

Решение ситуационных задач

18

Эвакуация населения


1

Решение ситуационных задач

19

Аварийно- спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.


1

Решение ситуационных задач

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

Знать: основные меры по профилактике наркомании; законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом; правила поведения при угрозе террористического акта; государственную политику противодействия наркотизму.

Уметь действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности.

20

Законодательная и нормативно-правовая база по организации и борьбе с терроризмом


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

21

Система борьбы с терроризмом


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

22

Государственная политика противодействия наркотизму


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

23

Итоговый урок


1

Тест

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

11

Р-III

Основы здорового образа жизни

9

Тема 8

Основы здорового образа жизни


3

Обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

24

Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

25

Здоровый образ жизни и его составляющие


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

26

Здоровье населения и национальная безопасность России


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Тема 9

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье

3

Знать: о инфекциях, передаваемых половым путем.

Иметь понятие: о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний

27

Ранние половые связи и их последствия


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

28

Инфекции, передаваемые половым путём


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

29

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДE


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Знать: основы семейного права в Российской Федерации.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для ведения здорового образа жизни для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

30

Брак и семья


1

Решение ситуационных задач

31

Семья и здоровый образ жизни человека


1

Решение ситуационных задач

32

Основы семейного права в Российской Федерации


1

Решение ситуационных задач

Р-IY

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

2

Тема 11

Оказание первой медицинской помощи


2

Уметь: оказать первую помощь при неотложных состояниях. Обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для оказания первой помощи пострадавшим.

33

Первая медицинская помощь при массовых поражениях


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Практическая работа(15 мин)

34

Первая медицинская помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.


1

Фронтальный опрос,

индивидуальный опрос.

Практическая работа(15 мин)

14


© 2010-2022