Конспект урока Безопасность дорожного движения

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимназия № 19 г. Орла













Конспект урока ОБЖ

"Безопасность дорожного движения"

5-й класс













Учитель ОБЖ:

Королёва Оксана Александровна

Конспект урока

"Безопасность дорожного движения" 5-й класс

Тип урока: урок - закрепление изученного материала (практикум)

Форма проведения: игра

Цель урока:

1. Воспитание у детей культуры поведения на дорогах.
2. Формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и в транспорте.

Задачи:

1. Развитие дорожной грамотности детей.
2. Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
4. Воспитание ответственности у детей за свое поведение.

Планируемый результат:

Должны знать и уметь.

1. Поведение на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.) и правила движения по дороге в качестве пешехода (как ходить по загородной дороге и переходить ее) и в качестве водителя (велосипед, мопед)
2. Научится пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем (соблюдать Правила ожидания транспорта на остановке, безопасное поведение при пожаре в транспорте)

3. Познакомится со значением важнейших дорожных знаков.
4. Оценивать свое поведение на дорогах.
5. Ориентироваться в дорожных ситуациях.

Оборудование: Доска, мел, листы формата А4 с заданием, знаки дорожного движения (пазлы), наглядный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок - игра на закрепление имеющихся знаний по теме: «Опасные ситуации техногенного характера. Безопасность дорожного движения». Для повторения изученного используем игру «Крестики - нолики». Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, скажите, какие темы мы изучали на прошлых уроках? (Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Пешеход. Безопасность пешехода. Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель).

Прежде чем мы начнём играть, давайте разомнёмся - повторим пройденный материал. Чья команда справиться лучше, та и начнёт игру.

Вопросы для разминки:

1. Что понимается под словом «дорога»?

2. Кто считается пешеходом, пассажиром, водителем?

3. Дайте определение, что такое транспортное средство?


III. Игра «Крестики - нолики».

После разминки, приступаем к игре. Хочу напомнить вам правила. На доске чертится поле из 9- ти секторов. Каждый сектор пронумерован. Под каждым номером скрывается вопрос (сектора нумеруются вразнобой). Играют две команды: команда «Крестики», команда «Нолики».

Команды по очереди выбирают свободные клетки (секторы) поля, под которыми скрываются вопросы. Правильно ответив на вопрос, ставят в поле свой знак (крестик или нолик). Команда, выстроившая в ряд 3 свои фигуры по вертикали, горизонтали или диагонали, выигрывает. Напоминаю, что на игровом поле есть вопросы «со звёздочкой». Это вопросы повышенной сложности. Если команде удаётся ответить на него правильно, то члены команды имеют право поставить свой знак в любое другое поле, не отвечаю на вопрос, скрытый в этом секторе. Во время игры вам попадётся задание «Собери знак». Команде необходимо собрать разрезанный дорожный знак (пазл). Назвать знак, и к какой группе дорожных знаков он принадлежит.

Также за не спортивное поведение (нарушение дисциплины во время игры), команда наказывается штрафными очками. Выигрывает та команда, которая не только показала высокий уровень знаний, но и не имеет штрафных очков.

Вопросы составлены для проведения 2-х туров игры (Приложение 1)

IV. Отработка практических навыков.

В ходе игры мы закрепили полученные знания - рассмотрели вопросы, связанные с вашей личной безопасностью на дороге и в транспорте. Давайте

теперь рассмотрим ситуации, представляющие повышенную опасность для пешеходов - «дорожные ловушки».

Ловушка № 1

Главная опасность - стоящая машина. (Приложение 3)

Как показывает анализ, одной из основных причин ДТП с участием детей-пешеходов, является неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих автомобилей, деревьев, остановок. Это и есть типичная «дорожная ловушка. Стоящая машина мешает вовремя заметить опасность - например, закрыть собой другой автомобиль, движущийся с большой скоростью.
Поэтому ни в коем случае нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, деревьев, кустов, остановок, домов, заборов. Для перехода нужно выбрать такое место, где дорога хорошо просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

ЛОВУШКА № 2 . (Приложение 3)

Остановка - место, где дети чаще всего попадают под машину!
Остановка - одно из наиболее опасных мест на дороге. Стоящие на остановке маршрутные транспортные средства закрывают собой довольно большой участок дороги, по которому в этот момент, вполне возможно, едут другие автомобили. Поэтому необходимо быть особенно осторожным в этой ситуации, не спешить и внимательно смотреть по сторонам. Нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни сзади. Для того, чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Или, по крайней мере, подождать, пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в безопасности и только после этого переходить проезжую часть.

ЛОВУШКА № 3 . (Приложение 3)

За одной машиной может двигаться другая!

Весьма обманчивым может быть автомобиль, движущийся на небольшой скорости. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой другую, идущую на большой скорости, о чем пешеход может не подозревать. Выход из этой «дорожной ловушки» - даже если машина приближается на небольшой скорости, ее все равно необходимо пропустить и обязательно убедиться, что за ней нет других автомобилей.

ЛОВУШКА № 4.

"Пустынную" улицу пешеходы часто перебегают неглядя.
На улице, где машины появляются редко, дети зачастую выбегают на дорогу, не посмотрев по сторонам, и попадают под машину. Необходимо выработать всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться - и

только тогда переходить улицу.

ЛОВУШКА № 5.

И у светофора можно встретить опасность.

Дорожная ловушка может поджидать и у светофора: зеленый сигнал еще не гарантия безопасности. Сегодня водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Недостаточно только ориентироваться на «зеленый свет», необходимо убедиться, что все автомобили остановились, никто не мчится на высокой скорости и опасности для перехода дороги нет.

V. Итог урока

Наш урок подходит к концу. Вы полностью справились со всеми заданиями.

Вы все победители, если будете помнить о личной безопасности и соблюдать правила дорожного движения.

Дорожная наука - не такая простая, как кажется на первый взгляд. Она вовсе не ограничивается элементарными правилами вроде «переходи дорогу только на зеленый свет». На самом деле на дороге нас поджидает очень много неожиданных ситуаций, сориентироваться в которых зачастую бывает сложно даже взрослому человеку, не говоря уж о самых юных участниках дорожного движения. Советую быть внимательнее, использовать знания, полученные на уроках ОБЖ, и все у вас получится.








Приложение 1 (вопросы для игры)

I Тур

1*(вопрос со звёздочкой). Для чего предназначены обочины?

(Для движения пешеходов и остановки безрельсовых транспортных средств)

«Согласно Правилам дорожного движения РФ П 4.2. … Группы детей разрешается водить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.» (дополнение учителя).

2. Какого цвета дорожная разметка? (Белого, жёлтого)

3. Какие лица приравниваются к пешеходам? (лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую и инвалидную коляску).

4. Какой транспорт называется общественным? (Городской, который перевозит пассажиров - автобус, троллейбус, трамвай).

5. *(вопрос со звёздочкой). Какие группы дорожных знаков вы знаете? (Предупреждающие, запрещающие, приоритета, предписывающие, особых предписаний, информационные, сервиса, дополнительной информации).

6. Собери знак. (Приложение 2)

7. Ваши действия, если вы заметили пожар в общественном транспорте?

(1.сообщить водителю и пассажирам; 2. потребовать остановить транспорт и открыть двери; 3. в случае заблокированные дверей, эвакуироваться из салона через аварийный выход; 4. при задымлении, закрыть нос и рот платком или рукавом; 5. после выхода, отойти от транспорта на безопасное расстояние).

8. Во время правления, какого императора появились первые правила дорожного движения? (Пётр I)

9. Что относят к немеханическим транспортным средствам? (велосипеды, мопеды, прицепы).


II Тур

10. Перечислите элементы дороги (тротуар, полосы для движения безрельсовых транспортных средств, трамвайные пути, обочины, разделительная полоса).

11. Каким образом осуществляется регулирование дорожного движения?

( регулировщик, дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры). Если на регулируемом перекрёстке (светофор) стоит регулировщик, то необходимо подчиняться сигналам, подаваемыми регулировщиком. (примечание учителя).

12. Собери знак. (Приложение 2)

13. *(вопрос со звёздочкой). Это транспортное средство имеет два колеса и более и приводится в движение мускульной силой человека, находящегося на нём. О чём речь? (велосипед) Дополнительный вопрос: с какого возраста ребёнок может управлять велосипедом на дороге (14 лет), мопедом (16 лет)?

14. В каком месте пешеход имеет право пересекать проезжую часть дороги?

(по пешеходным переходам (наземным, надземным, подземным), на перекрёстках по линии тротуара или обочины)

15.Считается ли водителем человек, ведущий по дороге вьючных или верховых животных, перегоняющий стадо? (да).

16. Что относят к механическим транспортным средствам? (транспортные средства, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем).

17. С какого возраста возможна перевозка детей на переднем сидении автомобиля без использования специального детского удерживающего средства? (12 лет).

18. *(вопрос со звёздочкой). Каким образом передвигаются пешеходы? (по тротуарам, пешеходным дорожкам, или по обочинам). А при их отсутствии? (При отсутствии тротуара, пешеходной дорожки, обочины, пешеходы осуществляют своё движение по левому краю проезжей части, идя навстречу движению транспортных средств).

Приложение 2. Дорожные знаки (пазлы)

Вопрос № 6. (Пешеходный переход. Знаки особых предписаний)

Конспект урока Безопасность дорожного движения

Вопрос № 12. (Пешеходный переход. Предупреждающий знак)

Конспект урока Безопасность дорожного движения



Приложение 3. Дорожные ловушки

Дорожная ловушка 1

Конспект урока Безопасность дорожного движения

Дорожная ловушка 2

Конспект урока Безопасность дорожного движения

Дорожная ловушка 3

Конспект урока Безопасность дорожного движения



© 2010-2022