• Преподавателю
  • ОБЖ
  • В рабоче программе по ОБЖ представлена пояснительная записка, общая характеристика предмета ОБЖ, описание места предмета, также дана характеристика класса, особенности района, в котором находится общеобразовательное учреждение

В рабоче программе по ОБЖ представлена пояснительная записка, общая характеристика предмета ОБЖ, описание места предмета, также дана характеристика класса, особенности района, в котором находится общеобразовательное учреждение

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Чита



УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

Директор школы

Зам. директора УВР

На заседании МО

_________________

_________________

_________________

«____» __________

«____» ___________

«____» ____________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАСС 11

УЧИТЕЛЬ Непомнящих Ю.С.

(первая квалификационная категория)

(2015-2016 уч.год)



г. Чита, 2015год.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по основам безопасности (далее программа) разработана для обучения в МБОУ «СОШ №14» для 11 класса на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией Ю.Л. Воробьева, образовательной программы школы на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа содержит:

  1. Пояснительную записку.

  2. Общую характеристику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

  3. Описание места предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

  4. Тематическое планирование .

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.

При составлении программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми, на изучение курса ОБЖ в 11 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю) и количеством часов по авторской программе Ю.Л. Воробьёва. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено. Последовательность прохождения тем не изменена. Количество проверочных, практических работ соответствует авторской программе.

УЧЕБНИК: ОБЖ. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Б.И. Мишин; под. ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: Астрель , 2014. - 286 [2] с.: ил.

Характеристика выпускного класса.



В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства. Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Большинство одиннадцатиклассников в нашей школе имеют устойчивые познавательные интересы, преобладающее значение в их познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемого предмета и явления. В данном возрасте обучение имеет ярко выраженный проблемный характер, заставляющий размышлять и принимать самостоятельные решения. Для стимулирования мышления и познавательной деятельности обучение имеет практический характер, приближенный к реальным условиям проживания и реальным видам опасностей. В связи с этим демонстрируется учащимся интегративность, межпредметные связи. Важнейшей особенностью этого возраста является профессиональная ориентация учащихся. В одиннадцатом классе 62 % учащихся составляют юноши. Полученные знания в разделе «Основы военной службы» помогут учащимся использовать их для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. В программе предусмотрено совместное изучение учебного материала юношами и девушками.

Особенности района, в котором находится

общеобразовательное учреждение:

Вблизи школы находится железная дорога, по которой могут транспортироваться опасные вещества в летальных концентрациях. На расстоянии порядка 3 километров северо-восточнее расположены потенциально опасные объекты - ОАО «Силикатный завод» (химически опасный объект), мебельная фабрика «АНТ» (взрывопожароопасный объект), водопроводная станция (ВС) в юго-восточном направлении на расстоянии 500 м., Асфальтобетонный завод, склад ГСМ №1 на расстоянии 1500 м., склад ГСМ № 2 на расстоянии 1000 м. . В случае взрыва или пожара на указанных объектах здание школы попадает в зону возможного химического заражения.

В результате воздействия противника возможно образование устойчивой зоны радиационного, химического или биологического заражения, возникновение, как в самой школе, так и во вблизи расположенных жилых домах пожаров, обрушение строительных конструкций самого здания школы, так и рядом расположенных жилых домов. Зоны затопления не образуются ввиду отсутствия вблизи школы гидротехнических сооружений, водохранилищ, открытых магистральных водопроводов. Возможно отключение электроэнергии и телефонной связи, прекращение водоснабжения и теплоснабжения.

Учащиеся школы могут получить химические, лучевые и термические ожоги, травмы при обрушении строительных конструкций здания, заражение боевыми отравляющими веществами и вирусами, отравления угарным газом при возникновении пожаров.

Цели и задачи изучения основ

безопасности жизнедеятельности в 11 классе:

1. Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

2. Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.

3. Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.

4. Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.

5. Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.

6. Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.

7. Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.

8. Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9. Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье

10. Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности:

-умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;

- умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

- умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

-умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

- навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно- исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

- навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

- ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

- ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

-обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;

-государственная система обеспечения безопасности населения;

-основы обороны государства и воинская обязанность.

В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения.

Общая характеристика предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (11 класс) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и пять разделов.

Модуль I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел I. Глобальный комплекс проблем безопасности жизнедеятельности.

Цель: изучение решений глобальных проблем человечества, важных мировых событий, основополагающих итоговых документов затрагивающих человечество, улучшение экологической ситуации в Забайкальском крае, России и в целом мире, бережное отношение к окружающей среде, подготовке учащихся по основам военной службы, военно-патриотическое воспитание, оказание первой медицинской помощи.

По окончанию изучения тем, учащимся предлагается изучить самостоятельно проблемы экологической безопасности Забайкальского края и написать реферат. Включение этого содержания объясняется тем, что изучение «малой» Родины и глобальных проблем современности, которые затягивают интересы всего человечества и создают реальную угрозу для будущего человечества. Изучение указанных тем очень важная задача для подрастающего поколения. Ученики должны не только иметь полное представление о глобальных проблемах человечества, но также понимать свою причастность к ним, осознавать необходимость и возможность личного вклада в их решение. Получение новой информации о наиболее важных событиях в Забайкальском крае, России и мире. Раздел состоит из пяти тем.

Модуль II. «Основы военной службы»

Раздел II. «Воинская обязанность»

Предусматривает изучение восьми тем.

Цель: изучение основных положений, раскрывающих содержание воинской обязанности, воинского учета, содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, ответственность граждан по вопросам призыва и содержание порядка призыва на военную службу.

Раздел состоит из восьми тем.

Раздел III. Правовые основы военной службы

Цель: изучение основных положений прохождения военной службы по контракту, альтернативной гражданской службы, содержание прав и ответственности военнослужащих, увольнение с военной службы.

Раздел состоит из пяти тем

Раздел IV. Военно -патриотическое воспитание.

Цель: изучение различных форм организаций военно-патриотического воспитания при прохождении военной службы, в том числе с использованием боевых традиций Вооруженных Сил РФ, Дней воинской славы России, символов воинской чести, ритуалов Вооруженных Сил РФ.

Раздел состоит из 9 тем.

Содержание подготовки по основам военной службы, в целом, направлено на формирование знаний, умений и компетенций, необходимых для осознанного прохождения военной службы по призыву. А также способствует правильному выбору профессии военного.

МодульIII. «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи».

Раздел V. Основы медицинских знаний.

Цель: знать практическое назначение оказания ПМП при ранениях, ожогах, травмах, ушибах, растяжении связок, отравлениях.

Раздел состоит из 8 тем.

Методы, технологии и формы контроля.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности, составление презентаций;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

Формы занятий,

используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- семинары и круглые столы;

- индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные олимпиады и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицинскими работниками и др.

На уроках с целью профилактики гиподинамии предусмотрены динамические паузы.

Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам в основном во внеурочное время. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. Также старшеклассники проводят уроки, выступая в роли учителя-дублёра. Конечно, такие уроки требуют особой подготовки и помощи самого педагога. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.

«Требования к уровню подготовки выпускников»

Учащиеся должны знать:

 основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

 потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

 основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

 порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

 состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

 основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

 основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

 требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

 предназначение, структуру и задачи РСЧС;

 предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

Учащиеся должны уметь:

 владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

 оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ведения здорового образа жизни;

• действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• пользования бытовыми приборами;

• использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

• соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

• соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

• соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любое время года;

• соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;

• оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях; оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных ситуациях;

• вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;

• подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.

Результаты обучения.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Оценка знаний

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

В настоящем тематическом плане реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».

Учебные понятия: Римский клуб, ядерное оружие, воинский учет, служба по контракту, альтернативная служба, боевые традиции, боевое знамя, ритуал, военная форма, звание, инфекционные заболевания, обязательное медицинское страхование, социальное страхование.

Учебно-методическое обеспечение Основной учебник: ОБЖ: 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений./М.П. Фролов, [и др.]; под ред. Ю.Л. Воробьёва. - М.: АСТ: Астрель, 2014 - 286, [2] с.: ил. ФГОС (новый стандарт).



Список литературы:

1. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. - М., 1998-1999 гг.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011- 2015 годы, 2015-2020 годы». Москва, 2010 г.

3. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2004г.

4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.

5. ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.

6. Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2006 г.

7. Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2010 г.

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

- standart.edu.ru

2. Федеральный портал «Российское образование».

- edu.ru

3. Российский общеобразовательный портал.

- school.edu.ru

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

- window.edu.ru

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

- schoolcollection.edu.ru

6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

- fcior.edu.ru

7. Федеральный институт педагогических измерений.

- fipi.ru





© 2010-2022