- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 6-11 класс к учебнику Смирнова А. Т
Рабочая программа по ОБЖ 6-11 класс к учебнику Смирнова А. Т
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казенова Н.Н. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №29» г. Брянска
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №29
________Л. А. Шаповалова
Приказ № ______________
От «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
5 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Казенова Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Принято на заседании
МО физической культуры и ОБЖ
«___»_________2015г.
Протокол №______
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______/ О. И. Кузина
«___»__________2015г.
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Авторы программы: Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
1.2 Цели курса:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях
- о влиянии их последствий на безопасность личности
- о здоровом образа жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях
- Развитие личных, духовных, физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды
Задачи курса:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характераи противодействовать им
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
1.3 Количество учебных часов: 35(1 час в неделю) из них:
25 -теоретические занятия
10- практические работы
1.4 Формами организации учебного процесса являются:
- уроки закрепления нового материала;
-уроки повторения;
- уроки проверки приобретенных знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки.
Формы контроля: тестирование
1.5 Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
Причина изменения
1 Человек, как среда обитания, безопасность человека
5
5
2 Опасные ситуации техногенного характера
6
6
3 Опасные ситуации природного характера
2
2
4 Опасные ситуации социального характера
3
3
5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
6
6
6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
3
7 Факторы разрушающие здоровье
2
2
8 Первая медицинская помощь и правила её оказания
8
8
2. Перечень учебно-методических средств обучения:
- Программа. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б. О.Хренников «ОБЖ 5 класс»
- Интернет-ресурсы
it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
uroki.net/
obzh.ru/
school-obz.org/
metodichka.net/
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности
-
основные принципы здорового образа жизни;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
Уметь:
-
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
;
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество
часов
Человек, как среда обитания, безопасность человека
5
1
Город как среда обитания
1
2
Жилища человека, особенности жизнеобеспечения жилища
1
3
Особенности природных условий в городе
1
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
1
5
Основы безопасности жизнедеятельности человека
1
Опасные ситуации техногенного характера
6
6
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
1
7
Пешеход. Безопасность пешехода
1
8
Пассажир. Безопасность пассажира
1
9
Водитель
1
10
Пожарная безопасность
1
11
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
1
Опасные ситуации природного характера
2
12
Погодные условия и безопасность человека
1
13
Безопасность на водоемах
1
Опасные ситуации социального характера
3
14
Криминогенные ситуации и личная безопасность
1
15
Обеспечение личной безопасности дома
1
16
Обеспечение личной безопасности на улице
1
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
6
17
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
18
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
1
19
Практические занятия по обработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера
4
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
20
О здоровом образе жизни
1
21
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья
1
22
Рациональное питание. Гигиена питания
1
Факторы разрушающие здоровье
2
23
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
1
24
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
1
Первая медицинская помощь и правила её оказания
8
25
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
2
26
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)
3
27
Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)
2
28
Урок систематизации и обобщения знаний
1
Всего часов
35
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №29» г. Брянска
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №29
________Л. А. Шаповалова
Приказ № ______________
От «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
6 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Казенова Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Принято на заседании
МО физической культуры и ОБЖ
«___»_________2015г.
Протокол №______
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______/ О. И. Кузина
«___»__________2015г.
Рабочая программа по ОБЖ 6 класс
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Авторы программы: Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
1.2 Цели курса:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях
- о влиянии их последствий на безопасность личности
- о здоровом образа жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях
- Развитие личных, духовных, физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды
Задачи курса:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характераи противодействовать им
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
1.3 Количество учебных часов: 35(1 час в неделю) из них:
35 -теоретические занятия
- практические работы
1.4 Формами организации учебного процесса являются:
- уроки закрепления нового материала;
-уроки повторения;
- уроки проверки приобретенных знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки.
Формы контроля: тестирование
1.5 Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
Причина изменения
1 Подготовка к активному отдыху на природе
6
6
2 Активный отдых на природе и безопасность
5
5
3 Дальний(внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
6
6
4 Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
4
4
5 Опасные ситуации в природных условиях
4
4
6 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
4
7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие
6
6
2. Перечень учебно-методических средств обучения:
- Программа. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б. О.Хренников «ОБЖ 6 класс»
- Интернет-ресурсы
it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
uroki.net/
obzh.ru/
school-obz.org/
metodichka.net/
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности
-
основные принципы здорового образа жизни;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
Уметь:
-
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество
часов
Подготовка к активному отдыху на природе
6
1
Природа и человек
1
2
Ориентирование на местности
1
3
Определение своего местонахождения и направления движения на местности
1
4
Подготовка к выходу на природу
1
5
Определение места для бивака и организация бивачных работ
1
6
Определение необходимого снаряжения для похода
1
Активный отдых на природе и безопасность
5
7
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе
1
8
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности
1
9
Подготовка и проведение лыжных походов
1
10
Водные походы и обеспечение безопасности на воде
1
11
Велосипедные походы и безопасность туристов
1
Дальний(внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
6
12
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме
1
13
Акклиматизация человека в различных климатических условиях
1
14
Акклиматизация человека в горной местности
1
15
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта
1
16
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом
1
17
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом
1
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
4
18
Автономное пребывание человека в природной среде
1
19
Добровольная автономия человека в природной среде
1
20
Вынужденная автономия человека в природной среде
1
21
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании
1
Опасные ситуации в природных условиях
4
22
Опасные погодные явления
1
23
Обеспечение безопасности при встречи с дикими животными в природных условиях
1
24
Укусы насекомых и защита от них
1
25
Клещевой энцефалит и его профилактика
1
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
26
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях
4
27
Оказание первой медицинской помощи травмах
1
28
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге
1
29
Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых
1
Здоровье человека и факторы, на него влияющие
6
30
Здоровый образ жизни и профилактика утомления
1
31
Компьютер и его влияние на здоровье
1
32
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
1
33
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
1
34
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека
1
35
Профилактика употребление наркотиков и психоактивных веществ. Урок систематизации и обобщения знаний
1
Всего часов
35
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №29» г. Брянска
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №29
________Л. А. Шаповалова
Приказ № ______________
От «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
7 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Казенова Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Принято на заседании
МО физической культуры и ОБЖ
«___»_________2015г.
Протокол №______
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______/ О. И. Кузина
«___»__________2015г.
Рабочая программа по ОБЖ 7 класс
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Авторы программы: Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
1.2 Цели курса:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях
- о влиянии их последствий на безопасность личности
- о здоровом образа жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях
- Развитие личных, духовных, физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды
Задачи курса:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характераи противодействовать им
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
1.3 Количество учебных часов: 35(1 час в неделю) из них:
31 -теоретические занятия
4 - практические работы
1.4 Формами организации учебного процесса являются:
- уроки закрепления нового материала;
-уроки повторения;
- уроки проверки приобретенных знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки.
Формы контроля: тестирование
1.5 Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
Причина изменения
1 Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
3
3
2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения их причины и последствия
7
7
3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия
3
3
4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия
7
7
5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия
4
4
6 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
7
7
7 Первая медицинская помощь и правила ее оказания
4
4
2. Перечень учебно-методических средств обучения:
- Программа. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б. О.Хренников «ОБЖ 7 класс»
- Интернет-ресурсы
it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
uroki.net/
obzh.ru/
school-obz.org/
metodichka.net/
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности
-
основные принципы здорового образа жизни;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
Уметь:
-
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество
часов
Общее понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
3
1
Различные природные явления и причины их возникновения
1
2
Общая характеристика природных явлений
1
3
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения
1
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения их причины и последствия
7
4
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия
1
5
Защита населения от последствий землетрясений
1
6
Правила безопасного поведения населения при землетрясении
1
7
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле
1
8
Последствия извержения вулканов. Защита населения
1
9
Обвалы и снежные лавины
2
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия
3
10
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия
1
11
Защита населения от последствий ураганов и бурь
1
12
Смерчи
1
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия
7
13
Наводнения. Виды наводнений и их причины
1
14
Защита населения от последствий наводнений
1
15
Рекомендации населению по действиям при угрозе и вовремя наводнений
1
16
Сели и их последствия
1
17
Защита населения от последствий селевых потоков
1
18
Цунами и их характеристика
1
19
Защита населения от цунами
1
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия
4
20
Лесные и торфяные пожары и их характеристика
1
21
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения
1
22
Эпидемии
1
23
Эпизоотии и эпифитотии
1
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
7
24
Психологическая уравновешенность
1
25
Стресс и его влияние на человека
1
26
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте
1
27
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми
1
28
Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками
1
29
Формирование личности подростка со сверстниками противоположного пола
1
30
Взаимоотношение подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних
1
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
4
31
Общие правила оказания первой медицинской помощи
1
32
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении
1
33
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах
1
34
Общие правила транспортировки пострадавшего. Урок систематизации и обобщения знаний
1
Всего часов
35
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №29» г. Брянска
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №29
________Л. А. Шаповалова
Приказ № ______________
От «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
8 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Казенова Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Принято на заседании
МО физической культуры и ОБЖ
«___»_________2015г.
Протокол №______
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______/ О. И. Кузина
«___»__________2015г.
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Авторы программы: Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
1.2 Цели курса:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях
- о влиянии их последствий на безопасность личности
- о здоровом образа жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях
- Развитие личных, духовных, физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни
- Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды
Задачи курса:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характераи противодействовать им
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
1.3 Количество учебных часов: 35(1 час в неделю) из них:
31 -теоретические занятия
4 - практические работы
1.4 Формами организации учебного процесса являются:
- уроки закрепления нового материала;
-уроки повторения;
- уроки проверки приобретенных знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки.
Формы контроля: тестирование
1.5 Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
Причина изменения
1 Пожарная безопасность
3
3
2 Безопасность на дорогах
3
3
3 Безопасность на водоемах
3
3
4 Экология и безопасность
2
2
5 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
9
9
6 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3
3
7 Здоровый образ жизни и его составляющие
8
8
8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
4
4
2. Перечень учебно-методических средств обучения:
- Программа. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б. О.Хренников «ОБЖ 8 класс»
- Интернет-ресурсы
it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
uroki.net/
obzh.ru/
school-obz.org/
metodichka.net/
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности
-
основные принципы здорового образа жизни;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
Уметь:
-
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество
часов
Пожарная безопасность
3
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
1
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
1
Безопасность на дорогах
3
4
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
1
5
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
1
6
Водитель, формирование качеств безопасного водителя
1
Безопасность на водоемах
3
7
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
8
Безопасный отдых у воды
1
9
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
1
Экология и безопасность
2
10
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
11
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
9
12
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
13
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
1
14
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
15
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
1
16
Обеспечение химической защиты населения
1
17
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
1
18
Обеспечение защиты населения от последствий аварии на взрывопожароопасных объектах
1
19
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
1
20
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
1
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
3
21
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
1
22
Эвакуация населения
1
23
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Здоровый образ жизни и его составляющие
8
24
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
1
25
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
1
26
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества
1
27
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
1
28
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
29
Вредные привычки и их влияние на здоровье
1
30
Профилактика вредных привычек
1
31
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
3
32
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)
1
33
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)
1
34
Итоговая контрольная работа
1
35
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия). Урок систематизации и обобщения знаний
1
Всего часов
35
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №29» г. Брянска
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №29
________Л. А. Шаповалова
Приказ № ______________
От «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
10 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Казенова Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Принято на заседании
МО физической культуры и ОБЖ
«___»_________2015г.
Протокол №______
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______/ О. И. Кузина
«___»__________2015г.
Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Авторы программы: Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
1.2 Цели курса:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса
-о роли здорового образа жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях
О видах вооруженных сл РФ, о руководстве и управлении
- о государственных и военных символах РФ
Задачи курса:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и противодействовать им
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
1.3 Количество учебных часов: 35(1 час в неделю) из них:
35 -теоретические занятия
- практические работы
1.4 Формами организации учебного процесса являются:
- уроки закрепления нового материала;
-уроки повторения;
- уроки проверки приобретенных знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки.
Формы контроля: тестирование
1.5 Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
Причина изменения
1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
6
3
В связи с сокращением часов
2 Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
4
2
В связи с сокращением часов
3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера
5
4
В связи с сокращение часов
4 Нормативно- правовая база Российской федерации по обеспечению безопасности, личности, общества и государства
2
2
5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
2
2
6 Здоровый образ жизни и его составляющие
4
4
7 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
7
4
В связи с сокращением часов
8. Вооруженные силы РФ - защитники нашего Отечества
3
2
В связи с сокращением часов
9 Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск
7
4
В связи с сокращением часов
10 Боевые традиции Вооруженных Сил РФ
2
2
В связи с сокращением часов
11 Размещение и быт военнослужащих
3
1
В связи с сокращением часов
12 Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда
3
1
В связи с сокращением часов
13 Организация караульной службы
3
1
В связи с сокращением часов
14 Строевая подготовка
6
1
В связи с сокращением часов
15 Огневая подготовка
2
1
В связи с сокращением часов
16 Тактическая подготовка
3
1
В связи с сокращением часов
2. Перечень учебно-методических средств обучения:
- Программа. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б. О.Хренников «ОБЖ 10 класс»
- Интернет-ресурсы
it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
uroki.net/
obzh.ru/
school-obz.org/
metodichka.net/
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта
-
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество
часов
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
3
1
Автономное пребывание человека в природной среде. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде
1
2
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.
1
3
Правила личной безопасности при угрозе террористического акта. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности
1
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
2
4
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
1
5
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
4
6
Военные угрозы национальной безопасности
1
7
Характер современных войск и вооруженных конфликтов
1
8
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
1
9
Виды террористических актов , их цели и способы осуществления. наркотизм и национальная безопасность россии
1
Нормативно- правовая база Российской федерации по обеспечению безопасности, личности, общества и государства
2
10
Законы и другие нормативно- правовые акты РФ по обеспечению безопасности
1
11
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , ее структура и задачси
1
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
2
12
Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
1
13
Основные инфекционные заболевания , их классификация и профилактика
1
Здоровый образ жизни и его составляющие
4
14
Здоровый образ жизни
1
15
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
1
16
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
1
17
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
1
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
4
18
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы.
1
19
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
1
20
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Средства индивидуальной защиты
1
21
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
1
Вооруженные силы РФ - защитники нашего Отечества
2
22
История создания вооруженных сил РФ. Памяти поколений - дни воинской славы России
1
23
Состав Вооруженных Сил РФ. Руководство и управление Вооруженными силами РФ
1
Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск
4
24
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.
1
25
Военно - Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического предназначения, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН
1
26
Воздушно - десантные войска, их состав и предназначение. Космические войска , их состав и предназначение.
1
27
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ
1
Боевые традиции Вооруженных Сил РФ
2
28
Патриотизм и верность воинскому долгу- качества защитника отечества.
1
29
Дружба и войсковое товарищество - основы боевой готовности
1
Размещение и быт военнослужащих
1
30
Размещение военнослужащих. Распределение времени. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
1
Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда
1
31
Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте.
1
Организация караульной службы
1
32
Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового.
1
Строевая подготовка
1
33
Строи и управление ими Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение с строй. Строи отделения, развернутый строй. Выполнение воинского приветствия в движении.
1
Огневая подготовка
1
34
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Порядок неполной разборки сборки автомата.
1
Тактическая подготовка
1
35
Современный бой. Обязанности солдата в бою. Урок систематизации и обобщения знаний
1
Всего часов
35
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №29» г. Брянска
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №29
________Л. А. Шаповалова
Приказ № ______________
От «___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
11 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Казенова Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Принято на заседании
МО физической культуры и ОБЖ
«___»_________2015г.
Протокол №______
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
______/ О. И. Кузина
«___»__________2015г.
Рабочая программа по ОБЖ 11 класс
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и в соответствии с положениями Конституции РФ и федеральными законами РФ в области безопасности жизнедеятельности.
Авторы программы: Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
1.2 Цели курса:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса
-о роли здорового образа жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях
О видах вооруженных сл РФ, о руководстве и управлении
- о государственных и военных символах РФ
Задачи курса:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и противодействовать им
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях
1.3 Количество учебных часов: 35(1 час в неделю) из них:
35 -теоретические занятия
- практические работы
1.4 Формами организации учебного процесса являются:
- уроки закрепления нового материала;
-уроки повторения;
- уроки проверки приобретенных знаний, умений и навыков;
- комбинированные уроки.
Формы контроля: тестирование
1.5 Изменения, внесенные в рабочую программу и их обоснование:
Тема
Количество часов по программе
Количество часов в рабочей программе
Причина изменения
1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
2
В связи с сокращением часов
2 Организационные основы борьбы с терроризмом в РФ
2
В связи с сокращением часов
3 Нравственность и здоровье
3
В связи с сокращение часов
4 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
5
5 Вооруженные силы РФ - основа обороны государства.
3
6 Символы воинской чести
3
7 Воинская обязанность.
5
В связи с сокращением часов
8 Особенности военной службы.
4
В связи с сокращением часов
9 Военнослужащий - вооруженный защитник отечества.
3
В связи с сокращением часов
10 Ритуалы Вооруженных Сил РФ
2
В связи с сокращением часов
11 Прохождение военной службы по призыву
1
В связи с сокращением часов
12 Прохождение военной службы по контракту.
1
В связи с сокращением часов
2. Перечень учебно-методических средств обучения:
- Программа. Комплексная программа Основы безопасности жизнедеятельности под редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение» - Москва, 2009 г.
- Учебник: А.Т. Смирнов, Б. О.Хренников «ОБЖ 11 класс»
- Интернет-ресурсы
it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
uroki.net/
obzh.ru/
school-obz.org/
metodichka.net/
Дополнительная литература:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл
3. Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта
-
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Дата планируемая
Дата фактическая
Количество
часов
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
2
1
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.
1
2
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Обеспечение личной безопасности в различных ситуациях.
1
Организационные основы борьбы с терроризмом в РФ
2
3
8нормативно- правовая база борьбы с терроризмом. Контртеррористическая операция и условия ее проведения.
1
4
Правила поведения при угрозе террористического акта. Государственная политика противодействия наркотизму.
1
Нравственность и здоровье
3
5
Правила личной гигиены. Нравственность и здоровье.
1
6
Инфекции передаваемые половым путем . Меры их профилактики. Понятие о ВИЧ инфекции и СПИДе.
1
7
Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
1
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
5
8
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при ранениях.
1
9
Основные правила оказания первой медицинской помощи. Правила остановки артериального кровотечения.
1
10
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
1
11
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота, при травмах в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.
1
12
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
1
Вооруженные силы РФ - основа обороны государства.
3
13
Функции и основные задачи современных вооруженных сил РФ.
1
14
Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.
1
15
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ
1
Символы воинской чести.
3
16
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы.
1
17
Ордена- почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
1
18
Военная форма одежды.
1
Воинская обязанность.
5
19
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
1
20
Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским должностям. Подготовка граждан по военно- учетным специальностям.
1
21
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
1
22
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет.
1
23
Профессиональный психологический отбор и его предназначение. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
1
Особенности военной службы.
4
24
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего.
1
25
Военные аспекты международного права. Общевоинские уставы.
1
26
Устав внутренней службы , дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ.
1
27
Устав гарнизонной и караульной службы, строевой устав Вооруженных сил РФ .
1
Военнослужащий - вооруженный защитник отечества.
3
28
Основные виды воинской деятельности. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуальным качествам гражданина.. Военнослужащий - патриот.
1
29
Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил РФ. Военнослужащий - специалист своего дела.
1
30
Военнослужащий - подчиненный , выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров. Основные обязанности военнослужащих..
1
Ритуалы Вооруженных Сил РФ
2
31
Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к Военной присяге.
1
32
Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники стрелкового оружия. Ритуал подъема и спуска Государственного флага РФ.
1
Прохождение военной службы по призыву.
1
33
Призыв на военную службу. Порядок прохождения военной службы. Размещение и быт военнослужащих.
1
Прохождение военной службы по контракту.
1
34
Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба. Урок систематизации и обобщения знаний
1
Всего часов
34