Рабочая программа по обж 5 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Рабочая программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта средне­го (полного) общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности ( серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект -2 издание, переработанное., Просвещение, 2011год.)

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:

· безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

· принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

· готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

· выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ

Курс предназначен для:

· формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

· выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

· приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

· формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

· ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

· ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

· Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

· ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

· ценность человечества - осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

МЕСТО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (всего 170 часов)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ

Личностные результаты:

· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

5 класс

· формирование первичных навыков определения потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающих в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

· формирование системы безопасного поведения в повседневной жизни в условиях города;

· формирование навыков определения экстремизма и терроризма, причин их возникновения;

· умение пользоваться системой обеспечения безопасности (полиция, скорая помощь, пожарная охрана);

· знание правил обеспечения безопасности на современном транспорте;

· владение основными правилами дорожного движения, правильностью определения знаков ДД;

· умение правильно оценить ситуацию при пожаре;

· знание правил безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

· владение понятиями о здоровье и здоровом образе жизни;

· владение первичными знаниями по оказанию первой помощи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБЖ

За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведе­ния.

Модульный принцип позволяет:

· эффективнее организовать учебно-воспитательный про­цесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в облас­ти безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания рабочей программы, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности.


5 класс

( 34 часа, 1 час в неделю)

Раздел I. Основы безопасности личности, общества н государства (22 ч)

Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

Город как среда обитания. Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Особенности природных условий в городе. Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность. Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Основы безопасности жизнедеятельности человека. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход. Безопасность пешехода. Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Пожарная безопасность. Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях .Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.

Опасные ситуации природного характера (2 ч)

Погодные условия и безопасность человека. Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Безопасность на водоемах. Состояние водоемов в различное время года. Правила безопасного поведения на водоемах в различное время года. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

Криминогенные ситуации и личная безопасность. Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Обеспечение личной безопасности дома. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Обеспечение личной безопасности на улице. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение полиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Общие понятия об экстремизме и терроризме, причин их возникновения. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Виды экстремистской и террористической деятельности, их цели и способы осуществления. Виды террористической и экстремистской деятельности, их характерные особенности.

Виды террористических актов и их последствия. Из истории терактов. Рекомендации по снижению факторов риска для жизни и здоровья в случае теракта

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. Особенности уголовной ответственности и наказание несовершеннолетних согласно Уголовному кодексу Российской Федерации. Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющие наказание за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Раздел II. Основы здорового образа жизни (5 ч)

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

О здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Рациональное питание. Гигиена питания. Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Факторы, разрушающие здоровье человека (2 ч)

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения. Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств. Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (7 ч)

Первая помощь и правила ее оказания (7 ч)

Первая помощь при различных видах повреждений. Первая помощь, общее положение по оказанию первой помощи.

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при ссадинах и ушибах.

Первая помощь при отравлениях (практические занятия). Отрабатываются навыки в оказании первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.

Календарно-тематическое планирование 5 класс



Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

P-1

Основы комплексной безопасности

22


Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5


1

Город как среда обитания

1


2

Жилище человека, особенности жизнеобеспече­ния жилища

1


3

Особенности природных условий в городе

1


4

Взаимоотношения людей, проживающих в горо­де, и безопасность

1


5

Основы безопасности жизнедеятельности чело­века

1


Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6


6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1


7

Пешеход. Безопасность пешехода

1


8

Пассажир. Безопасность пассажира

1


9

Водитель

1


10

Пожарная безопасность

1


11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1


Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2


12

Погодные условия и безопасность человека

1


13

Безопасность на водоемах

1


Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3


14

Криминогенные ситуации и личная безопасность

1


15

Обеспечение личной безопасности дома .

1


16

Обеспечение личной безопасности на улице.

1


Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера

2


17

Чрезвычайные ситуации природного характера

1


18

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1


Тема 6

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

4


19

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

1


20

Виды экстремисткой и террористической деятельности, их цели и способы осуществления

1


21

Виды террористических актов и их последствия.

1


22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

1


Р-2

Основы здорового образа жизни

5


Тема 7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3


23

О здоровом образе жизни

1


24

Двигательная активность и закаливание ор­ганизма - необходимое условие укрепления здоровья

1


25

Рациональное питание. Гигиена питания

1


Тема 8

Факторы, разрушающие здоровье

2


26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1


27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1


P-3

Основы медицинских знаний и оказание первой ме­дицинской помощи

7


Тема 9

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

7


29

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1


29

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1


30-31

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (прак­тические занятия)

1


30-31

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (прак­тические занятия)

1


32-33

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

1


32-33

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

1


34

Первая медицинская помощь при травмах

1



ИТОГО

34






13


© 2010-2022