Положение об индивидуальном проекте учащихся

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО:

на заседании

педагогического совета

протокол от «___»____20___г. №____

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «СОШ № 6»

________________/________________./

приказ от «___»_____20___г. №______

РАССМОТРЕНО

на заседании Совета обучающихся

протокол от «___»____20___г. №____

Положение

об индивидуальном проекте учащихся 5-9 классов,

реализующих ООП ООО

1. Общие положения

1.1. Данное Положение разработано в соответствии с п. 2 ст. 13, п. 6, 11 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с п.18.2.1. Стандарта основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (Зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный №19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с образовательной программой ООО

1.2. Индивидуальный проект учащихся 5-9 классов, реализующих ООП ООО (далее Индивидуальный проект) - часть системы (элемент) внутришкольного мониторинга образовательных достижений и является инструментом динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся.

1.3. Индивидуальный проект относится к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

1.4. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

1.5. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

2. Цель разработки Индивидуального проекта

Целью работы над Индивидуальным проектом является стимулирование и/или поддерживание учебной мотивации обучающихся, поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения, развивание навыков рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности, способствование становлению избирательности познавательных интересов, повышение статуса ученика.

3. Основными задачами работы над Индивидуальным проектом:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать готовность учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

-формировать способность к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику и готовности к использованию ИКТ;

- формировать способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

- учитывать становление устойчивых познавательных интересов учащихся, в том числе сопровождающего успехами в различных учебных предметах, а также формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

3. Организация работы над Индивидуальным проектом

3.1. Учащиеся ежегодно сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта1; тема проекта утверждается директором школы, план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта и руководитель его согласовывает.

3.2.Для каждого обучающегося руководителем разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

3.3. Приказом по школе утверждаются темы и руководители индивидуальных проектов не позднее февраля текущего года.

4. Содержание и направленность индивидуального проекта

Проектная деятельность должна иметь практическую направленность. Должны быть описаны: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

5. Защита Индивидуального проекта

5.1. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов - описание эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Регламентируется данное требование ежегодным приказом по ОУ.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта.

6. Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяются два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев2.


Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.


некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация (2*)

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Отметка за выполнение проекта фиксируется в Порфеле достижений учащихся.

Результаты выполнения индивидуального проекта рассматривается как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.

7. Структура проектной и исследовательской деятельности

К общим характеристикам проектной и исследовательской деятельности относятся:

• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной

и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена по следующим основаниям:

• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;

• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

8. Требования к условиям при планировании Индивидуального проекта

При планировании Индивидуального проекта необходимо соблюдать ряд условий:

• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;

• для выполнения проекта должны быть все условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

5. Порядок работы над Индивидуальным проектом

5.1. Индивидуальный проект ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

5.2. Индивидуальный проект оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

4.3. Ответственность за организацию выбора индивидуального проекта несёт классный руководитель, а учитель (руководитель проекта) несёт ответственность за содержание реализуемого проекта.

5.4. Индивидуальный проект оформляется ежегодно и хранится в Портфеле достижений.

5.6. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей оформляют Индивидуальный проект в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

5.7. Классный руководитель:

- оказывает помощь обучающимся в процессе определения темы Индивидуального проекта;

- проводит информационную, консультативную работу с учащимися и их родителями по оформлению Индивидуального проекта.

5.8. Руководитель проекта:

- составляет план работы над проектом;

- сопровождает деятельность ученика по выполнению этапов работы над проектом, корректирует результаты работы;

- пишут рецензии, отзывы на индивидуальные проекты.

5.10. Администрация школы:

- обеспечивает контроль за выбором индивидуальных проектов;

- распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

- создает условия для защиты индивидуальных проектов;

- осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии проектной деятельности в практике работы образовательного учреждения.

Приложение № 1

Образец оформления Индивидуального проекта


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

№ 6 ГОРОДА ТУЛУНА»





ПРОЕКТ

«…………………………………………..»


Проект подготовил:……………..………..

Руководитель проекта: …………………..




2015-2016 учебный год


ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

1. Титульный лист. Паспорт проекта.

2. Краткая аннотация проекта (введение)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для ученика, образовательного учреждения; степень адекватности проекта современным целям, задачам).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы.

7.Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием).

10. Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект (результаты-продукты, возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.

Паспорт проекта

Название проекта


Исполнитель


Руководители проекта


Учебный год, в котором разрабатывался проект


Цель


Задачи


Предмет(ы) к которому проект

имеет отношение


Тип проекта


Сроки реализации проекта


Продукт проектной деятельности






1 Руководителем проекта может быть как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.

22*. Данные критерии могут уточняться, дополняться и/или изменяться предложенные критерии с учётом особенностей проектов.

© 2010-2022