• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока по ОБЖ 10 класс на тему: Биологические ритмы и работоспособность человека

Конспект урока по ОБЖ 10 класс на тему: Биологические ритмы и работоспособность человека

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Биологические ритмы и их влияние

на работоспособность человека»:

разработка урока основ безопасности жизнедеятельности. 10 класс.



На вопрос «Чего я хочу добиться на уроке?» можно ответить, если четко определить цель: «Учащиеся должны увидеть зависимость своей работоспособности от времени суток, дня недели, времени года и научиться использовать эти знания максимально эффективно в своей дальнейшей жизни.

ЦЕЛИ:

Обучающая:

-обеспечить понимание учащимися значения знаний о биологических ритмах своего организма;

-научить учитывать биологические ритмы при планировании своей деятельности.

Развивающая:

- развитие логического мышления;

- развитие умения работать в должном темпе;

- развитие умения делать выводы;

Воспитательная:

- воспитание целеустремленности и дисциплинированности, бережного отношения к своему и чужому времени, самодисциплины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Карточки-задания (работа в парах).

  2. Рабочая тетрадь.

ТИП УРОКА: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

Постановка проблемного вопроса.

«В 1972 году французский спелеолог Мишель Сиффр провел в одной из техасских пещер в полном одиночестве более 200 дней. У него не было ни часов, ни радиоприемника, ни тем более телевизора, звук и свет в пещеру не проникали. Сиффр ложился спать и вставал, когда хотел, ел, когда хотелось есть... И что же? Оказалось, что организм исследователя жил в ритме суток, продолжительностью 24 часа. Ученые пытались навязать организму исследователя 16 и даже 48-ми часовой ритмы, но адаптироваться к новому ритму организм человека так и не смог».

Как вы считаете, почему сутки у Сиффра были такие же, как и у обычных людей, ведь у него не было явной связи с внешним миром, он не знал когда заканчивается ночь и начинается день, и тем не менее?

(Возможные ответы учащихся, о том, что человек привык жить и работать в 24-х часовом ритме и поэтому в пещере работал в таком же ритме; тогда привести пример с собакой Павлова про условные рефлексы, которые, если их не подкреплять затухают).

(В процессе дискуссии ребята приходят к выводу, что между спелеологом и внешним миром была какая-то невидимая связь.)

Правильно, по всей видимости, между спелеологом и внешним миром была какая-то связь. Только вот какая?

Ученые постарались исключить абсолютно все воздействия на человека: свет, звук, общение, время, но что им исключить не удалось?

(Здесь учитель как бы между делом, невзначай вращает глобус, стоящий у него на столе.)

(Ответ: ученым не удалось исключить вращение Земли вокруг своей оси).

Если и в этом случае ученики не приходят к правильному ответу, то натолкнуть их на него помогут наводящие вопросы.

Ребята, давайте подумаем, почему в году 365 дней, а не 500 например?Правильно, потому что один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней.

Хорошо, А почему в сутках 24 часа? Верно, потому что Земля обращается вокруг своей оси ровно за 24 часа.

Так влияние чего на организм человека не смогли исключить ученые? Правильно, вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Учащиеся высказывают свои предположения).

Правильно, говорить мы сегодня с вами будем о ритмах, но не о простых, а обиологических.

Объявление темы, изучение нового материала и закрепление его.

Итак, давайте запишем тему нашего урока. Звучит она следующим образом: «Биологические ритмы».

В качестве эпиграфа или основной идеи нашего урока я взял слова выдающегося русского ученого академика В.В. Павлова, который писал: «Сейчас трудно себе представить, какие практические выгоды извлечет человек, если он сумеет управлять биологическими ритмами».

Как вы считаете, какова цель нашего урока?

Правильно, познакомиться с биологическими ритмами и научиться использовать знания о них в нашей повседневной деятельности.

Но прежде, чем перейти непосредственно к изучению темы, давайте вспомним: «Что такое ритм?» Верно, ритм- это периодические колебания.

А что такое «био»? Правильно, «био» - это жизнь.

Следовательно, биологические ритмы - это периодические колебания биологических процессов, протекающих в организме человека.

Давайте подумаем, какие характеристики нашего организма ритмически меняются?

Правильно, это и температура тела, и дыхание (частота вдох-выдох), исердцебиение, и давление, и многие другие.

Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

В зависимости от продолжительности колебаний их называют:

  1. Суточные. 2. Недельные. 3. Месячные. 4. Годовые и т.д.

А сейчас представьте такую ситуацию, вы подъезжаете к месту своей работы, выходите из автомобиля и по пути следования видите 100 долларовую купюру. Ваши действия? Хорошо, а если вы миллиардер? Сколько времени у вас уйдет на то, чтобы поднять купюру? Примерно 2-3 секунды. А если из своего лимузина выйдет Билл Гейтс, глава компании Майкрософт, состояние которого оценивается в 100 млрд. долларов? Оказывается потеря времени всего в 1 секунду для него приносит убытков его компании в несколько тысяч долларов. Поэтому ему выгоднее (в финансовом отношении) пройти мимо. Его время дорого стоит.

Какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Отлично, нужно уметь ценить свое время, это самое главное. Деньги можно заработать, а время вернуть нельзя, если им не умеешь пользоваться рационально, то никогда в жизни не добьешься успеха.

Сейчас мы с вами выступим в роли исследователей и проанализируем сутки с точки зрения того, рационально ли мы распределяем время и помогут нам в этом знания о биоритмах.

Для этого разобьем сутки на три равные части:

  1. Работа (учеба в школе + домашнее задание) 8 часов;

  2. Свободное время (8 часов);

  3. Сон (8 часов).

Для чего нам нужен сон? Верно, для полного восстановления своих сил. Хорошо, а если ученик лег спать в 2 часа ночи, то, как пройдет у него следующий день? Совершенно верно, следующий день для него пройдет неважно, у него будет повышенная сонливость, неважное самочувствие, в результате он наполучает двоек в школе и придет домой в неважном настроении, а ведь все эти факторы влияют на здоровье.

Вывод: т.о., человеку необходим полноценный сон в течении 8 часов.

Хорошо, а сейчас мы проанализируем нашу учебу в школе.

Для этого в течение двух минут ознакомьтесь с гигиеническими требованиями к расписанию уроков.

Вопросы:

  1. В какие часы наблюдается наибольшая работоспособность организма человека в течение суток? Ответ: (с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов).

  2. На каких уроках должны проводиться наиболее сложные предметы и почему? Ответ: (на 2, 3 и 4-ом уроках)

  3. В какие дни недели умственная работоспособность человека максимальна, и как это можно использовать?

Ответ: во вторник и среду.

4. В какие дни недели умственная работоспособность низкая и чем это объясняется? Ответ: в понедельник и в пятницу.

А сейчас письменно выполните задание №1.

Ну и как, совпадают графики? Пожалуйста, к доске. У всех такое расписание? Хорошо, а почему вы поставили на третье место такой-то урок?

Ну и какой вывод мы можем сделать? Совершенно верно, расписание составлено без учета биоритмов, а это значит, что вы могли бы получить больше знаний при наименьшей затрате сил.

А какие преимущества дает нам идеальное расписание? Действительно, вы могли бы учиться лучше.

Т.о., что мы научились делать, выполняя это задание? Верно, составлять правильное расписание с учетом биоритмов. Мы с вами проделали анализ расписания уроков только на один день, но вы можете дома провести анализ расписания по остальным дням недели.

Задание №2: А сейчас разобьемся на группы, и проанализируем расписание с учетом нагрузки по дням недели.

Для этого посчитайте общее количество баллов на каждый день недели.

Ну и как, учитывает ли реальное расписание знания о биоритмах, что нужно изменить в графике, чтобы расписание стало лучше, идеальнее?

Т.о., теперь вы самостоятельно можете корректировать свое расписание уроков и выходить с предложениями к администрации школы.

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего между уроками нужны перемены? А может в школе лучше заниматься без перемен или сделать переменки короткими по 5 минут, тогда вроде бы и свободного времени останется больше, таким образом, экономится целый час, как вы считаете?

Правильно, без перемен никак нельзя, ведь перемена позволяет снять усталость, накопившуюся в течение целого урока, а работа будет более продуктивна, если правильно чередовать труд и отдых.

А каким образом снимается усталость, накопившаяся в течение недели, четверти, года.

Верно, при помощи выходных и каникул.

Хорошо, с учебой в школе мы закончили, однако, часами, проведенными в стенах школы, далеко не ограничивается твой рабочий день.

Мы переходим к анализу свободного времени, чтобы посмотреть, как сделать так, чтобы свободное время провести максимально эффективно, с пользой для здоровья. И, прежде всего нужно составить определенный план или иначе распорядок или режим дня и стараться неукоснительно его выполнять.

Режим в переводе с французского означает управление, и я хочу, чтобы каждый из вас стал полноправным хозяином своего времени.

Задание №3: составьте распорядок вашего свободного времени начиная с момента ухода домой из школы и до отхода ко сну.

Каким будет ваш распорядок, если вы хотите стать выдающимся ученым, спортсменом или музыкантом? Постройте ваш распорядок с учетом биоритмов.

В какое время лучше учить уроки? Почему? В какое время лучше организовать ужин? Когда лучше всего посещать спортивные секции? Зачем нужна прогулка на свежем воздухе перед сном?

4. Итог урока.

Итак, подытожим:

  1. Что нужно сделать, чтобы у нас оставалось больше свободного времени?

Ответ: максимально эффективно трудиться в школе, чтобы домашнее задание выполнять было легче и быстрее.

  1. Вернемся к эпиграфу урока. Какие практические выгоды вы извлекли для себя на сегодняшнем уроке?

  2. Что у вас изменилось после сегодняшнего урока? Ответ: отношение ко времени.


  1. Домашнее задание.

Ребята, запишите домашнее задание, расшифруйте и выполните его.

Д/з в виде шифра: МИЖЕР ЯНД АН ЮЛЕДЕН (режим дня на неделю).



© 2010-2022