• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья Формирование на уроках ОБЖ ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и безпасности

Статья Формирование на уроках ОБЖ ответственного отношения обучающихся к своему здоровью и безпасности

 В данной статье я поднимаю проблему мотивации детей к знаниям через различные формы урока. . Данная статья с одной стороны затрагивает проблемы преподавания ОБЖ, а с другой я делюсь в ней  опытом  преподавания ОБЖ в сельсой школе.Именно педагог - организатор ОБЖ занимает в вопросах безопасности и формирования ЗОЖ особое место. Он дает учащимся первичные знания о понятиях   «здоровье» и  «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С. М. Клепалов, преподаватель-организатор

ОБЖ МОУ «Ключевская СОШ» - Базовая школа,

с.Ключи, Суксунского района, Пермского края.


Формирование у обучающихся на уроках ОБЖ ответственного отношения к своему здоровью и безопасности.

Прошло более двух десятков лет с начала формирования в России системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. За истекшее время сделано не мало:

- сформировалась образовательная область и формируется научная область- безопасность жизнедеятельности;

- в образовательные программы высшего и среднего профессионального образования введена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»;

- в вузах идет подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности;

- в школьную программу был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».

Концепция развития образования Пермского края на ближайшие годы как одну из приоритетных проблем определила здоровьесбережение учащихся.

На мой взгляд, решение проблемы сохранения и укрепления здоровья должно быть неразрывно связано с обеспечением безопасности жизнедеятельности. Актуальность и сложность ее в том, что ухудшение здоровья, снижение ответственности за свою личную безопасность и безопасность окружающих нельзя остановить мерами запрета или ужесточения.

Мы не можем насильно заставить школьников заботиться о своем здоровье и безопасности. Для решения этой проблемы общество и мы с вами, уважаемые коллеги, пытаемся найти иные пути решения, иные стимулы.

Проработав в школе более двух десятков лет, я часто сравниваю контингент учащихся 20-ти летней давности и сегодняшних учеников и, к сожалению, ловлю себя на мысли, что ответственность за свое здоровье и безопасность у учащихся начали снижаться, особенно это стало заметно в последние годы.

Вспоминается фраза Н.В.Гоголя «Эх, русский народец, не любит он умирать своей смертью, ему присуще какое то бесшабашное ухарство». Очень часто убеждаешься в актуальности этой фразы и на сегодняшний день.

По данным статистики наше здоровье, а я бы добавил и безопасность, более чем на пятьдесят процентов зависят от образа жизни, индивидуального поведения. Людей во все времена подстерегали опасности, без них наша жизнь невозможна. Много бед приносят аварии, катастрофы, стихийные бедствия, пожары, преступники. Люди попадают под электрический ток, падают с высоты, тонут, оказываются заброшенными в безлюдной тайге и т.д.

Опять же согласно статистике ежегодно гибнет: на пожарах 18-20 тысяч человек, на дорогах 30-35 тысяч, на водных объектов до 20 тысяч. Кроме того, совершается около 30 тысяч умышленных убийств и покушения на убийства, 45 тысяч тяжких телесных повреждений, 9 тысяч изнасилований. Добавим сюда же около 20 тысяч детей и подростков, добровольно уходящих из жизни и более 3 миллионов официально зарегистрированных наркоманов.

Поскольку от опасных ситуаций никто не застрахован, очень важно каждому из нас знать, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации, а главное не попасть в неё. Но детям во сто крат труднее, чем взрослым, не попасть в чрезвычайные ситуации, а тем более выбраться из нее невредимым. Главная причина этого - отсутствие «взрослости», элементарной осторожности, рассудительности при совершении тех или иных поступков, необходимого жизненного опыта, знаний в области безопасности. Поэтому, детям крайне необходимо овладеть культурой и знаниями безопасности жизнедеятельности. Мы, взрослые, должны им в этом помочь, и в первую очередь, естественно, это могут сделать учителя ОБЖ - люди, добровольно взявшие на себя столь ответственную обязанность.

Именно педагог - организатор ОБЖ занимает в вопросах безопасности и формирования ЗОЖ особое место. Он дает учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения, и навыки по основам медицинских знаний.

Думаю коллеги согласятся с тем, что эффект реализации курса ОБЖ напрямую зависит от дирекции школы, наличия материальной базы по предмету, а самое главное от того, как он ведется в школе, лицее, или колледже.

Практика показывает, что в тех учебных заведениях, где курс ОБЖ ведут профессионально подготовленные, любящие свое дело специалисты, где существует четкая отлаженная система занятий по курсу, решение проблем безопасности и ЗОЖ получает мощный импульс.

Очевидно также, что в таких учебных заведениях курс укрепляет свои позиции, растет его авторитет. Все больше число школьников называют ОБЖ своим любимым предметом.

Наша школа работает по программе «Школа - центр гражданского образования». Уроки ОБЖ ведутся с 5-11 класс и являются важной составляющей в школьной модели гражданского образования. К сожалению, выпадает звено начальных классов, а учить детей и подростков вопросам безопасности нужно не с 5 класса, а с детского сада.

Людям многому надо учиться у обитателей дикой природы, птиц и зверей, в том числе и элементам безопасности. Птицы и звери с первых дней жизни своих питомцев учат их безопасному поведению, вырабатывая инстинкт самосохранения. Так же и людям необходимо прививать эти важнейшие принципы с раннего возраста.

Основной формой обучения вопросам безопасности и ЗОЖ был и остается урок. Каждый учитель хорошо знает, как трудно удерживать внимание обучаемых в течение всего урока. Сейчас учащиеся получили возможность добывать дополнительную информацию из множественных источников, в том числе и по изучаемым темам. Поэтому, при изучении курса ОБЖ стараюсь, чтобы излагаемый учебный материал был не только содержательным, но и интересным. Всем известна аксиома: чем интересней урок, тем легче и прочнее усваивается учебный материал. Но на практике добиваться этого не просто. Несмотря на старания, через 15-20 минут урока некоторые учащиеся начинают отвлекаться, разговаривать или заниматься посторонними делами. Поэтому на занятиях стараюсь не увлекаться изложением готовых рекомендаций, а активно вовлекаю обучаемых в учебный процесс.

Ученые утверждают, что учащиеся удерживают в своей памяти до 95 % от того, чему они научились сами, а не то, что им дали готовым. Считаю, что не одна существенная тема ОБЖ не может обходиться без практики. Роль практики исключительна. Например: можно прослушать десятки лекций о способах и приемах плавания, но впоследствии утонуть в небольшом озерке или речушке. Ведь чтобы научиться плавать, надо плавать. Такие примеры можно приводить по любой теме ОБЖ.

Для достижения цели урока я стараюсь использовать различные методические приемы.

Беседа. Этот метод я применяю, когда необходимо вызвать учащихся на обсуждение какой-либо проблемы. Этот метод делает урок доверительным, развивает мышление, речь учащихся, позволяет выявить уровень их знания.

Знакомство с новым материалом. Теоретическая часть урока часто проводиться с использованием наглядных пособий, таблиц, графиков и других дидактических материалов.

Урок-лекция. К такому типу урока прибегаю в 5-6 классах, т.е. в тех классах, где у учащихся отсутствуют учебники и тема дается из недоступных для них источников.

Решение проблемных задач. До подачи нового материала перед учащимися ставлю проблемные вопросы, они пытаются их решить самостоятельно, имея только собственный опыт и некоторые знания.

Помимо перечисленных приемов и методов использую также: дискуссии по темам, работу с таблицами, деловые игры, работу по карточкам, разгадывание кроссвордов, работу с учебником, просмотр видеофильмов по определенным темам и другие.

Каким бы интересным, содержательным и разнообразным не был урок, но одного часа в неделю катастрофически не хватает, особенно на приобретение стойких навыков и умений. Поэтому без внеурочной деятельности по предмету было бы сложно формировать у учащихся потребность в ЗОЖ и безопасности.

В течение всего учебного года провожу инструктажи по пожарной безопасности, безопасности на летних и зимних водоемах, электробезопасности, безопасном поведении на дорогах, а также практические тренировки по действию учащихся и персонала при пожаре.

Ежегодно в апреле месяце для начальных и средних классов проводится конкур «Безопасное колесо». К нему ребята очень ответственно и серьезно готовятся и показывают неплохие теоретические знания ПДД и практические навыки вождения велосипеда. В мае проводится общешкольная игра «Зарница». В июне принимаем активное участие в районной «Зарнице» и районном «Марш - броске». В течение учебного года один раз в четверть совместно с преподавателем физкультуры организуем и проводим общешкольные спортивные праздники. К дню защитника Отечества проводятся конкурсы: «Сила, ловкость, грация»,

«А ну-ка юноши», смотр строя и песни, соревнование по стрельбе, товарищеские встречи по волейболу и баскетболу между учителями и учащимися, между родителями и учащимися.

Почти каждый год организуем туристические походы или сплавы по реке Сылва. Один такой поход или сплав может дать учащимся с точки зрения укрепления здоровья и получения навыков безопасности столько, сколько они иногда не получат за год. Именно в походах, сплавах у ребят вырабатывается чувство коллективизма, взаимопомощи, раскрываются и проявляются качества личности. Методом проб и ошибок они добиваются решения многих проблем, в том числе и в вопросах безопасности. Чистый воздух, солнце и вода дают учащимся колоссальный заряд бодрости и здоровья. В походах и сплавах они закрепляют теоретические знания и приобретают практические умения и навыки по пребыванию в природных условиях, а также готовятся к районному туристическому слету, в котором ежегодно принимаем участие.

В течение пятнадцати лет являюсь руководителем военно - патриотического клуба «Отвага», на занятиях которого ребята получают практические знания по основам военной службы, прикладной физической подготовке и основам медицинских знаний.

Больше десяти лет для учащихся старших классов (с 9 по 11класс) веду занятия волейбольной секции, а для учащихся с 7 по 9 класс - секцию баскетбола.

Вся эта целенаправленная деятельность направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, на профилактику травм и отравлений, на повышение личной безопасности и безопасности окружающих.

Как результат - учащиеся подтверждали свои годовые оценки на государственной (итоговой) аттестации в форме экзамена по выбору. Средний балл по предмету за последние 3 года составляет соответственно: 3,9; 3,9; 4,1 качество 66%; 69%; 82%. Дети являются победителями и призёрами районных и краевых конкурсов, олимпиад, соревнований.

Краевая спартакиада по военно-прикладным видам спорта: 2009г. - 1 место личное, 2 место командное по стрельбе из м/к винтовки; 2010г. - 4 место в конкурсе «Знаток истории Вооружённых Сил».

Олимпиада по ОБЖ (край): 2010г. - участие; 2011г. - участие (10 место); 2012г - призёр; 2013г.- участие; 2014г.- призёр; 2015г. - победитель (1место).

Олимпиада по ОБЖ (район): 2010г. - 2,2 места; 2011г . - 1,2,1 места; 2012г. - 2,3 места; 2013г. - 1,2 места; 2014г. - 2 место.

Спартакиада «Сыны Отечества» (район): 2010г.-1,2 места; 2011г. - 1место; 2012г. - 1место; 2013г.-3место; 2014г.2-место.

«Зарница» (район) 2010г. - 1,2 места; 2011г. - 1 место; 2012г. - 1 место; 2013г. - 1место;

2014г. - 1место.

«Безопасное колесо» (край) 2011г. - 1место личное.

«Безопасное колесо» (район) 2011г. - 1место.

Конкурс «Молодой солдат» (район) 2011г. - 1 место; 2012г. - 2 место; 2013г. - 1место; 2014г. -2м.

Межрайонный конкурс «Марш - бросок» 2010г. - 1 место; 2011г. - 1,2 места; 2013г. - 3 место.

Но самое главное, в школе за последние годы уменьшилось количество детей с нарушением осанки и снизилось количество травм.

© 2010-2022