Дополнительная образовательная программа «Школа безопасности»

Дополнительная образовательная программа «Школа безопасности», в основу которой легла идеология Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», призвана обогатить объем знаний, умений, навыков и ключевых компетенций  детей и подростков  в вопросах выживания в экстремальных условиях, само- и взаимопомощи, популяризовать здоровый и безопасный образ жизни, способствовать их личностному росту и обретению социальной позиции и социальной защиты, а также возможному выбору ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«Школа безопасности»



Составитель Программы -

Логинова Елена Викторовна,

преподаватель - организатор

основ безопасности жизнедеятельности











СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение 3

  2. Пояснительная записка 3

  3. Цели и задачи Программы 5

  4. Базовые принципы программы 5

  5. Методы обучения и воспитания 6

  6. Виды предлагаемой деятельности 7

  7. Условия реализации Программы 7

  8. Критерии эффективности программы 8

  9. Предполагаемые результаты 8

  10. 1 этап Программы 9

  11. 2 этап Программы 17

  12. 3 этап Программы 27

  13. 4 этап Программы 35

  14. 5 этап Программы 36

  15. Примерный учебная программа 37

  16. Психологическая подготовка обучающихся 43

  17. Воспитательная работа 48

  18. Перечень необходимого снаряжения и оборудования 49

  19. Литература 50




Введение.

Человек постоянно подвергается воздействию различного рода опасностей: в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и в других условиях. Не проходит дня, чтобы средства массовой информации не сообщили об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии или криминальном происшествии, повлекшим за собой гибель людей или громадный материальный ущерб. Мы очень часто думаем, что причины наших бедствий скорее в невезении, в трагических стечениях обстоятельств или просто в несчастливых совпадениях. Но каждодневная жизнь свидетельствует об обратном: чаще всего мы сами виноваты в своих несчастиях, когда по тем или иным причинам что-то не учитываем, не предусматриваем, а чаще, просто пренебрегаем элементарными правилами самосохранения. Чтобы быть готовыми к встрече с такими ситуациями, не растеряться в трудную минуту, чтобы не поддаться панике, необходимо себя, да и других людей подготовить к адаптации в любых экстремальных ситуациях. В общем образовании роль гаранта в подготовке ребенка к различным экстремальным ситуациям отведена предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В дополнительном образовании этим гарантом может стать движение «Школа безопасности».

Как и все программы, разрабатываемые для детей и подростков, программа «Школа безопасности», в основу которой легла идеология Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», призвана обогатить объем знаний, умений и навыков детей в вопросах выживания в экстремальных условиях, само- и взаимопомощи, популяризовать здоровый и безопасный образ жизни, способствовать их личностному росту и обретению социальной позиции и социальной защиты.


Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

Данная Программа многопрофильна и предназначена для ребят увлекающихся различными направлениями деятельности, она включает в себя: краеведение, туризм, ориентирование, медицину, действия в условиях ЧС природного, техногенного и криминогенного характера, гражданскую оборону, поисково-спасательные работы и т. д.

Учебный план предусматривает теоретическую, физическую, техническую, психологическую, и профессиональную подготовку.

Одним из основных показателей реализации Программы является участие ребят в различных соревнованиях, слетах и т. д. Ребенок учится понимать необходимость успеха для себя и создавать ситуации успеха для других. Программы соревнований, как правило, состоящие из большого числа различных конкурсов, представляют собой разнообразие дел, в которых может проявить себя каждый подросток, и являются своеобразным педагогическим проектированием недостающих зон развития каждого ребенка в различных видах деятельности. Участие в соревнованиях позволяет ребенку сформировать адекватную самооценку, развить волевые качества, самоопределиться в мире увлечений и профессий, продемонстрировать свои знания, умения и навыки, воспитать эстетический вкус, развить коммуникативные способности, приобрести навык совместной деятельности.

Программа представляет собой систематизированное и последовательное изложение целей, задач, принципов, направлений, форм, методов и т. д., все направления работы органически связаны между собой.

Программа рассчитана на 5 лет и адресована детям и подросткам 12-17 лет и может использоваться как полностью, так и отдельными блоками по направлениям, и не претендует на полное и всестороннее решение вопросов, которые в ней представлены.

В основу содержания Программы легли методические рекомендации, разработанные заместителем директора Центра детско-юношеского туризма Минобразования России, члена-корреспондента Академии детско-юношеского туризма А. Г. Маслова «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», «Программа подготовки юных туристов - спасателей», ЦДЮТК МО РФ, «Программа подготовки юных судей туристских соревнований», ЦДЮТК МО РФ.

Программа предназначена для преподавателей- организаторов Основ безопасности жизнедеятельности, педагогов учреждений дополнительного образования, работающих или желающих работать в этом направлении.

После прохождения программы педагог может дополнить Программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей. Время, отведенное на обучение, увеличивается с каждым годом, причем практические занятия составляют большую часть Программы.

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта занимающихся следует делать больший упор на групповые (5-8 человек) и индивидуальные занятия, особенно на этапе более углубленной подготовки.

Обязательным условием является практическое участие ребят в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение учебно-тренировочных сборов, зачетных степенных или категорийных походов, а также участие в слетах, соревнованиях и т.д.

Программа не является догматическим документом, она открыта для внесения корректив и дополнений, в ходе ее реализации и предусматривается постоянный анализ процесса выполнения ее разделов.

Новизна данной Программы заключается в интеграции образовательных программ учреждений общего и дополнительного образования. Программа является логическим, более углубленным продолжением школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», дающим возможность расширить спектр теоретических вопросов и значительно увеличить практическую подготовку.

Цели и задачи программы.

Цель:

Создание условий для формирования личности безопасного типа способной к дальнейшему процессу самопознания, самовоспитания, самосовершенствования, самоспасения и спасения других.

Задачи:

  • подготовить учащихся к действиям в различных экстремальных ситуациях;

  • формировать стремление к здоровому образу жизни;

  • формировать практические навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях;

  • формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;

  • совершенствовать морально-психологическое состояние и физическое развитие подростков;

  • популяризовать Всероссийское движение «Школа безопасности».

Базовые принципы Программы.

Принцип актуальности

Ориентированность на решение наиболее значимых проблем безопасного существования средствами конкретной профильной Программы.

Принцип целостности

Отражение в Программе целостной и последовательной системы мер по достижению поставленной цели, взаимосвязь всех ее организационных, содержательных и процессуальных компонентов.

Принцип гуманистической направленности

Отношение к ребенку как к высшей ценности, утверждающей его право на свободу, творчество, счастье, самоопределяемое развитие и проявление собственных духовных и физических сил.

Принцип культуросообразности

Осуществление воспитания в соответствии с культурным наследием, сложившимся в обществе.

Принцип природосообразности

Учет половозрастных особенностей, наследственных факторов, физиологических и биологических особенностей детей.

Принцип новизны

Оригинальность, необычность Программы, предлагаемых учебных и воспитательных форм.

Принцип системности

Взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания, формирования и развития личности в коллективе и т. д.

Принцип управления

Базирование на понятиях: планирование, организация, стимулирование, учет и контроль, обратная связь, анализ.

Принцип информативности

Поиск, использование и передача информации с целью развития Программы.

Принцип связи теории с практикой

Практика - критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.

Принцип единства воспитательных воздействий

Совместная деятельность педагогов, общественных институтов и семьи по воспитанию подрастающего поколения.

Основной принцип - не навредить ребенку!

Методы обучения и воспитания.

Для успешной реализации Программы следует использовать следующие методы:

Методы обучения:

  • работа в группах;

  • индивидуальные консультации;

  • наглядность;

  • практика;

  • использование информационно компьютерных технологий;

  • решение проблемных ситуаций;

  • рефлексия.

Методы воспитания:

  • формирование сознания личности;

  • организация деятельности и формирование опыта общественного поведения;

  • стимулирование поведения и деятельности.

Виды предполагаемой деятельности:

  • предметная;

  • игровая;

  • досуговая;

  • организаторская;

  • трудовая;

  • спортивно-оздоровительная;

  • аналитическая;

  • учебная;

  • профориентационная и др.

Все виды деятельности направлены на решение поставленных задач.

Условия реализации Программы.

Данная Программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов:

Научно - теоретическое обеспечение.

  • Систематические исследования мотиваций различных слоев общества в плане воспитания подрастающего поколения.

  • Диагностика потребностей, интересов учащихся.

  • Использование результатов исследования с целью оптимизации и корректировки Программы с учетом новых явлений и тенденций в современном обществе.

Организационно-методическое обеспечение.

  • Учебно- методические комплексы для учебных курсов.

  • Программы по различным направлениям.

  • Нормативно-правовая документация.

  • Методические пособия и рекомендации по организации деятельности в рамках Программы.

Материально-техническое обеспечение.

  • Наличие материально-технической базы и эффективное её использование во время прохождения Программы.

  • Наличие необходимого для занятий снаряжения и инвентаря.

Ресурсное обеспечение.

  • Реализация Программы возможна при текущем финансировании в пределах бюджета и средств Попечительского совета МОУ «СОШ № 49».

  • Привлечение специалистов, учреждений разного типа для сотрудничества.

Критерии эффективности Программы.

Основными критериями оценки эффективности учебно-воспитательного процесса Программы являются:

практическо-результативный

определяет действенность учебно-воспитательного процесса в плане обеспечения реального влияния на подрастающее поколение, после чего в его деятельности происходят конкретные позитивные изменения.

оптимально-деятельностный

определяет соответствие задач, содержание, форм, средств воспитания и обучения интересам и особенностям современной молодежи.

реализационно-целевой

определяет готовность ребенка правильно ставить и творчески решать конкретные задачи, находить конкретные пути для достижения поставленных целей.

Предполагаемые результаты реализации Программы.

  • Моральная и физическая готовность учащихся к действиям в различных экстремальных ситуациях;

  • приобретение практических навыков поведения в экстремальных ситуациях;

  • сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;

  • устойчивое морально-психологическое состояние и физическое развитие подростков.

  • самореализация участников Программы;

  • возможное самоопределение участников Программы в выборе будущей профессии.

Программа успешно реализуется на протяжении 3-х лет, что позволило показать высокие результаты на соревнованиях «Школа безопасности» различного уровня (город- 2 место, краевой финал-1 место, соревнования Сибирского федерального округа - 2 место).

В 2007 году Программа была взята за основу для работы дружины «Спасательная» Международной летней детской деревни «Алтай», а в 2009 году Программа стала лауреатом Краевого конкурса методических материалов в помощь организатору туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися.

I этап Программы - этап предварительной подготовки.

На данном этапе учащиеся занимаются в группах 1 года обучения, возраст занимающихся 12 - 13 лет.

Учебный план и программа первого года занятий предусматривают обучение ребят азбуке выживания. Сообщение им начальных сведений по организационным вопросам, основных сведений о своем крае, элементарных понятии об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, а также правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

В прохождении многих тем программы полезно использовать игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Разделы тематического плана вовсе не обязательно изучаются в той строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, во второй половине каждого занятия планируется практическая работа ребят (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим сборам, выездам или соревнованиям).

Практические занятия позволяют лучше усвоить теоретический блок каждого раздела Программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя.

На этапе предварительной подготовки педагог решает следующие задачи:

  • дать основы краеведения;

  • ввести в ориентирование и топографию;

  • дать основы действий в экстремальных ситуациях различного характера;

  • обучить основам туртехники;

  • обучить основам доврачебной помощи;

  • дать основы психологии экстремальных ситуаций.

  • заниматься разносторонней общей физической подготовкой и начальным развитием физических качеств;

  • развить ловкость, выносливость, координацию в подвижных играх, эстафетах;

  • привить интерес к регулярным занятиям спортом, воспитать дисциплинированность, аккуратность и старательность;

  • принимать активное участие в соревнованиях.

Годовая нагрузка -210 часа, 3-дневный зачетный учебно-тренировочный сбор вне сетки часов.

На данном этапе учебная нагрузка распределена следующим образом:

Примерный учебный план.

п\п

тема

теория

практика

всего

1

Ориентирование и топографии

4

18

22

2

Краеведение

5

9

14

3

Основы автономного существования человека в природных условиях

4

18

22

4

Жизнеобеспечение человека

6

18

24

5

Доврачебная помощь

4

18

22

6

Техника преодоления естественных препятствий

4

20

24

7

Действия в ЧС техногенного характера

4

20

24

8

Действия в ЧС криминогенного характера

3

16

19

9

Поисково-спасательные работы

3

18

21

10

Общая спортивно-оздоровительная подготовка

4

14

18

Всего:

41

169

210

Минимум знаний, умений и навыков объединения «Школа безопасности» после первого года обучения.

№ п\п

Название разделов и тем

Знания

Умения и навыки

1

Ориентирование и топография

1.1

Понятие о топографической карте

Понятие о масштабе карты. Оформление карт. Их отличительные свойства.

Определение масштаба и расстояния по карте. Копирование участков маршрута на кальку.

1.2

Условные знаки

Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа.

Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте.

1.3

Ориентирование по горизонту, азимуту

Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение.

Измерение и построение азимутов.

1.4

Компас. Работа с компасом

Устройство компаса. Действия с компасом. Понятие ориентиров.

Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса.

1.5

Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Использование курвиметра.

Измерение расстояний на карте и на местности.

1.6

Способы ориентирования.

Способы ориентирования с помощью карты. Виды ориентиров. Сохранение направления движения. Движение по азимуту, по легенде.

Определение ориентиров движения, способы привязки к местности, точки стояния. Сохранение направления движения.

1.7

Ориентирование по местным предметам

Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Порядок действий в случае потери ориентировки.

Определение сторон горизонта по светилам и местным предметам. Определение направленности выхода в случае потери ориентировки.

2

Краеведение.

2.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

Основные сведения о климате, растительном и животном мире родного края. Транспортные магистрали. Основные сведения по истории и культуре своего города и края.


2.2

Туристские возможности родного края.

Памятники истории, культуры и природы родного края.

Разработка маршрута по интересным местам своего края.

2.3

Общественно-полезная работа во время учебно -тренировочных сборов

Порядок выполнения краеведческих заданий на маршруте.

Выполнение краеведческих заданий на маршруте. Изучение краеведческих объектов.

3

Основы автономного существования в природных условиях

3.1

Понятие о выживании и автономном существовании в природе

Понятие о выживании и автономном существовании в природе. Особенности автономного существования в различных климатогеографических условиях

Определение особенностей автономного существования в различных климатогеографических условиях.

3.2

Основные причины вынужденного автономного существования

Основные причины вынужденного автономного существования в природе. Чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации.

Меры по предотвращению чрезвычайных, экстремальных и аварийных ситуаций.

3.3

Первоочередные действия потерпевших бедствие.

Первоочередные действия потерпевших бедствие.

Алгоритм действий потерпевших бедствие.

4

Жизнеобеспечение человека.

4.1

Групповое и личное туристское снаряжение.

Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению. Перечень личного и группового снаряжения.

Составление перечня группового и личного снаряжения с учетом походных условий. Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением.

4.2

Организация бивака. Привалы и ночлеги.

Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря. Основные типы костров и их назначение. Меры безопасности при обращении с огнем и заготовке дров.

Выбор места для бивака, привала. Установка палатки и размещение в ней вещей. Разведение костра и заготовка дров.

4.3

Питание в походе.

Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов. Принцип составления меню и списка продуктов.

Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа.

5

Доврачебная помощь

5.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематических занятий спортом.

Уход за телом, одеждой и обувью. Комплекс упражнений утренней зарядки.

5.2

Медицинская аптечка, использование лекарственных растений.

Состав медицинской аптечки, ее хранение при транспортировке. Назначение и дозировка препаратов. Личная аптечка.

Подбор состава медицинской аптечки. Применение медицинских препаратов.

5.3

Основные приемы оказания доврачебной помощи.

Правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, при ожогах. Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Наложение повязок.

Оказание доврачебной помощи. Способы обеззараживания воды.

6

Техника преодоления естественных препятствий.

6.1

Виды естественных препятствий. Техника и тактика их преодоления.

Основные правила движения группы. Общие характеристики естественных препятствий. Правила поведения в населенных пунктах.

Использование самостраховки для преодоления несложных естественных препятствий.

6.2

Узлы. Техника вязания узлов.

Основные виды туристских узлов.

Вязание узлов: ткацкий, прямой, проводник, восьмерка, булинь.

6.3

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений.

7

Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7.1

Классификация ЧС техногенного характера.

Классификация ЧС техногенного характера. Основные причины техногенных аварий и катастроф.

Источники и виды источники и виды опасных и вредных факторов производственной среды, причины их возникновения.

7.2

Понятие об опасности и определение опасных факторов.

Понятие об опасности и определение опасных факторов. Возможные последствия.

Порядок действий при угрозе ЧС техногенного характера.

7.3

Пожары и взрывы

Виды пожаров и взрывов. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Виды развития обстановки на пожаре. Возможные последствия.

Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва.

7.4

Аварии с угрозой выброса АХОВ

Химические вещества и опасные объекты. Характеристика и классификация АХОВ. Поражающие факторы и возможные последствия при авариях с выбросом АХОВ.

Правила поведения и действия населения при авариях на химически опасных объектах.

7.5

Средства индивидуальной защиты.

Виды средств индивидуальной защиты. Классификация противогазов. Устройство и правила применения противогазов.

Правила надевания противогаза ГП-7, выполнение норматива по надеванию.

7.3

История создания спасательных служб в России и в мире.

История создания спасательных служб в России и в мире.


8

Действия при чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.

8.1

Город как источник социальной опасности.

Город как источник социальной опасности (нарушение межличностных связей, скопление людей и материальных ценностей). Зоны повышенной криминогенной опасности.

Правила поведения в зонах повышенной опасности (вокзалы, парки, места скопления людей) и в уединенных местах ( переулки, подземные переходы и т. д.)

8.2

Обеспечение безопасности личности и имущества.

Роль информационного фактора в обеспечении безопасности личности и имущества. Оценка и прогнозирование опасных ситуаций.

Психологический тренинг по действиям в криминогенной ситуации. Меры безопасности при нахождении в толпе.

8.3

Приемы самозащиты и самообороны.

Приемы самозащиты и самообороны. Удары ногой и рукой.

Отработка приемов самозащиты и самообороны.

9

Поисково-спасательные работы.

9.1

Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ. Определение опасных и безопасных зон.

Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ. Четкое руководство ПСР, создание рабочей обстановки. Определение опасных и безопасных зон.

Подготовка места проведения поисково-спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ.

9.2

Изготовление транспортных средств. Виды носилок и волокуш.

Изготовление транспортных средств. Виды носилок и волокуш. Применение различных транспортных средств при эвакуации по дорогам, по тропам и без троп.

Изготовление носилок и волокуш.

9.3

Подача сигналов бедствия.

Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.

Международная кодовая таблица сигналов.

10

Общая спортивно-оздоровительная подготовка.

10.1

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма.

10.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Значение врачебного контроля и самоконтроля.

Осуществление самоконтроля.

10.3

Общая физическая подготовка.

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к соревнованиям и УТВ.

Выполнение школьных нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15%

10.4

Специальная физическая подготовка.

Значение специальной физической подготовки в развитии различных групп мышц.

Комплекс упражнений на развитие выносливости.

Летний учебно-тренировочный сбор готовится в течение всего года. Во время этого сбора участники Программы выполняют краеведческую работу, совершают экскурсии на различные объекты своего края, ведут путевые записи, фотографируют достопримечательности и т. д. Учебно-тренировочный сбор - завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники, навыков автономного существования в природе, поисково-спасательных работ и т. д. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, переход через реку по бревну и вброд, ориентирование по карте, компасу и звездам, ходьба по заболоченной местности, по густому мелколесью, подъемы и спуски по лесистым склонам, определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу. За время сборов должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива, а также практически отработаны основы доврачебной помощи, тактических знаний, действий в экстремальных ситуациях.

I I этап Программы - этап начальной специализации.

На данном этапе учащиеся занимаются в группе 2 года обучения, возраст занимающихся 13-14 лет.

Учебный план и программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому участнику Программы.

Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей родного края, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях, действий в условиях ЧС, психологию экстремальных ситуаций и т. д.

Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные умения и навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

Значительное внимание в программе второго года занятий уделяется тактике поведения в условиях автономного существования. При изучении тем по краеведению надо раскрыть перед ребятами все многообразие природы, экономики и культуры края, обогатить их знаниями всех достопримечательных мест края удовлетворить естественную потребность детей в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность земле, на которой они родились.

На этапе начальной специализации педагог решает следующие задачи:

  • обучить действиям в экстремальных ситуациях различного характера;

  • углубить знания по ориентированию;

  • дать основы топографической съемки местности;

  • ознакомить со способами выживания в автономных условиях;

  • ознакомить с основами реанимационных мероприятий;

  • научить работать со специальным снаряжением и техникой;

  • дать основы самообороны;

  • дать основы решения пожаро-технических задач;

  • содействовать укреплению здоровья и гармоничному развитию функций организма занимающихся;

  • способствовать развитию ловкости, выносливости, координации в подвижных играх, эстафетах;

  • ознакомить с психологическими основами выживания в экстремальных ситуациях;

  • содействовать регулярному участию в соревнованиях различного уровня.

Годовая нагрузка -280 часов, 5 - дневный зачетный учебно-тренировочный сбор - вне сетки часов.

На данном этапе учебная нагрузка распределена следующим образом:

Примерный учебный план.

п\п

тема

теория

практика

Всего

1

Ориентирование и топография

6

28

34

2

Краеведение

3

18

21

3

Основы автономного существования человека в природных условиях

6

26

32

4

Жизнеобеспечение человека в природе

5

24

29

5

Доврачебная помощь

6

22

28

6

Техника преодоления естественных препятствий

4

28

32

7

Действия в ЧС техногенного характера

4

22

26

8

Действия в ЧС криминогенного характера

4

20

24


9

Поисково-спасательные работы

4

24

28

10

Общая спортивно-оздоровительная подготовка

4

25

29

Всего:

46

234

280

Минимум знаний, умений и навыков объединения «Школа безопасности» после второго года обучения.

№ пп

Названия разделов и тем

Знания

Умения и навыки

1

Ориентирование и топография

1.1

Определение направлений по заданным азимутам.

Определение направлений по заданным азимутам. Прямые и обратные засечки.

Определение прямого и обратного азимута. Взятие азимута на предмет.

1.2

Виды топографических карт.

Виды топографических карт и основные сведения о них. Масштабы. Условные знаки топографических карт.

Распознание элементов рельефа. Определение масштаба. Определение по горизонталям различных форм рельефа. Выбор путей движения с учетом основных форм и элементов рельефа.

1.3

Компас. Работа с компасом.

Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут снятие азимута с карты. Движение через промежуточные ориентиры.

Определение азимута. Снятие азимута с карты. Прохождение азимутальных отрезков. Прохождение через КП без карты.

1.4

Измерения расстояний.

Способы измерения расстояний на карте и на местности. Глазомерный способ измерения расстояний. Определение пройденного расстояния по времени движения. Правила определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

Измерение различных отрезков на карте и на местности. Определение расстояния до недоступного предмета. Автоматизм при счете шагов.

1.5

Способы ориентирования.

Ориентирование с помощью карты, при условиях отсутствия видимости. Движение по легенде. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

Определение точки своего местонахождения на местности при помощи карты. Определение сторон горизонта по местным предметам.

2

Краеведение

2.1

Туристские возможности родного края.

Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия.


2.2

История края.

История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период Великой Отечественной войны.

Посещение экскурсионных объектов. Выполнение краеведческих заданий.

2.3

Охрана природы и памятников культуры.

Изучение и охрана памятников природы, истории и культуры.

Сбор материалов для школьного музея.

3

Основы автономного существования человека в природе.

3.1

Психологические основы выживания в автономных условиях.

Победа над врагами выживания: болью, холодом, жаждой, голодом, упадком сил, апатией, одиночеством, чувством бессилия.

Психологические тренинги по концентрации на выживании. Развитие личных качеств, необходимых для преодоления критических ситуаций.

3.2

Основные способы ориентирования по местным предметам

Основные способы ориентирования по местным предметам: деревьям, строениям, светилам и т.д. особенности ориентирования днем и ночью, зимой и летом.

Ориентирование по местным предметам.

3.3

Жизнеобеспечение в автономных условиях.

Способы сооружения временного жилища: навесы, шалаши, пещеры, иглу и т.д. Разведение и поддержание огня различными способами. Добыча пищи и воды в различных климатогеографических условиях.

Сооружение временного жилища, разведение огня без спичек, добыча и фильтрация воды, определение съедобных ягод и растений.

4

Жизнеобеспечение человека в природе

4.1

Личное и групповое снаряжение.

Личное и групповое снаряжение. Требования к снаряжению. Подготовка снаряжения с учетом сезона. Кухонное оборудование для летних и зимних условий. Специальное снаряжение: веревки, страховочные системы, карабины, репшнуры, альпеншток.

Комплектование личного и группового снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Навыки использования специального снаряжения.

4.2

Организация быта. Привалы и ночлеги.

Требования к месту бивак: жизнеобеспечение, безопасность, комфортность. Установка палатки в различных условиях. Заготовка дров, разведение костра в неблагоприятную погоду. Хранение кухонных и костровых принадлежностей.

Самостоятельная работа по развертыванию и свертыванию бивака. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров - работа с пилой и топором.

4.3

Питание в походе

Режим питания, калорийность, вес и нормы дневного рациона. Нормы закладки продуктов. Составление меню

Составление меню, списка продуктов. Приготовление пищи на костре.

5

Доврачебная помощь

5.1

Личная гигиена.

Личная гигиена, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.

Подбор одежды и обуви для тренировок и УТС, уход за ними. Применение средств личной гигиены.

5.2

Профилактика заболеваний.

Профилактика заболеваний. Закаливание. Значение систематических занятий физкультурой. Вредные привычки и их влияние на организм.

Правила закаливание водой, воздухом, солнцем.

5.3

Основные приемы оказания доврачебной помощи.

Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами, пищевых отравлений, желудочных заболеваний. Укусы змей, клещей, насекомых. Ушибы, ссадины, потертости. Обработка ран, наложение жгута, способы бинтования ран. Помощь при переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Непрямой массаж сердца, ИВЛ

Бинтование ран, наложение жгута. Приемы ИВЛ и непрямого массажа сердца. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

5.4

Медицинская аптечка. Использование лекарственных растений.

Состав аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению. Лекарственные растения, возможность их применения. Сбор, обработка, хранение.

Формирование аптечки. Виды лекарственных препаратов и показания к их применению. Сбор и использование лекарственных растений.

6

Техника преодоления естественных препятствий.

6.1

Тактика планирования маршрута.

Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута.

Работа с маршрутными документами.

6.2

Характеристика естественных препятствий

Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники и т.д.

Определение типа препятствия.

6.3

Техника движения через естественные препятствия

Техника движения через естественные препятствия по дорогам и тропам, равнине, тундре, тайге, горам, рекам.

Преодоление естественных препятствий в зависимости от вида.

6.4

Страховка и самостраховка.

Использование страховки и самостраховки на сложных участках. Использование специального снаряжения (страховочные системы, веревки, карабины).

Техника движения и преодоления естественных препятствий.

6.5

Узлы. Техника вязания узлов.

Техника вязания узлов.

Узлы: простой и двойной проводник, встречный, восьмерка, прямой, схватывающий.

7

Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Цели, задачи, силы и средства РСЧС. Поисково-спасательные службы.


7.2

Аварии с угрозой выброса радиации.

Радиационно-опасные объекты. Поражающие факторы и возможные последствия при авариях с выбросом радиации

Правила поведения и действия населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

7.3

Аварии на транспорте.

Аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном. Действия пассажиров при угрозе и во время и после аварии.

Действия при авариях на транспорте. Меры безопасности.

8

Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.

8.1

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних. Меры наказания.


8.2

Как уберечь себя от преступников.

Как уберечь себя от преступников: физическая, экономическая, информационная безопасность.


8.3

Приемы самообороны.

Приемы самообороны.

Самозащита в замкнутом помещении, на лестнице, в транспорте.

9

Поисково-спасательные работы

9.1

Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ.

Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ. Четкое руководство ПСР, создание рабочей обстановки. Установление наблюдения за возможными опасностями.

Подготовка места проведения поисково-спасательных работ. Организация взаимодействия участников работ.

9.2

Изготовление транспортных средств. Эвакуация пострадавших.

Изготовление транспортных средств. Виды носилок и волокуш. Разведка и подготовка путей эвакуации пострадавших. Применение различных транспортных средств при эвакуации по дорогам, по тропам и без троп.

Изготовление носилок и волокуш. Обеспечение страховки и самостраховки спасателей и пострадавших.

9.3

Спасательные работы на акватории.

Спасательные работы на акватории. Специальное снаряжение для работы на акватории.

Длительное подныривание и извлечение пострадавшего.

9.4

Подача сигналов бедствия.

Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.

Международная кодовая таблица сигналов.

10

Общая спортивно-оздоровительная подготовка

10.1

Общие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений.

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья и предотвращение травматизма.

10.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Систематический врачебный контроль. Осуществление самоконтроля. Приемы самомассажа.

10.3

Общая физическая подготовка.

Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к соревнованиям и УТВ.

Выполнение школьных нормативов по физической подготовке с превышением их на 10-15%

10.4

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для развития различных групп мышц.

Комплекс упражнений на развитие выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.

10.5

Спортивные игры

Ручной мяч, футбол, волейбол, баскетбол.


I I I этап Программы - этап углубленной подготовки.

На этапе углубленной подготовки учащиеся занимаются в группе 3 года обучения, возраст занимающихся 14-15 лет.

На данном этапе перед педагогом ставятся следующие задачи:

  • достичь высокого уровня подготовки;

  • освоить сложные элементы работы со специальным снаряжением;

  • освоить комплекс приемов защиты;

  • совершенствовать навыки поисково-спасательных работ;

  • освоить резервные возможности организма;

  • научить решать пожаро-технические задачи повышенной сложности;

  • совершенствовать базовую психологическую подготовку, формировать состояние готовности к различным экстремальным ситуациям, а также к соревнованиям, самонастройке, саморегуляции, сосредоточению и мобилизации;

  • совершенствовать тактическую подготовку;

  • развивать активную соревновательную практику, популяризовать Всероссийское движение «Школа безопасности».

На данном этапе учебная нагрузка распределена следующим образом:

Годовая нагрузка - 315 часов, 2-недельный зачетный учебно-тренировочный сбор - вне сетки часов.

Примерный учебный план:

пп

тема

теория

практика

всего

1

Ориентирование на местности

4

26

30

2

Краеведение

5

20

25

3

Основы автономного существования человека в природных условиях

2

27

29

4

Жизнеобеспечение человека в природе

4

28

32

5

Доврачебная помощь

2

30

32

6

Техника преодоления естественных препятствий

4

32

36

7

Действия в ЧС техногенного

характера

2

30

32

8

Действия в ЧС криминогенного характера

4

24

28

9

Поисково-спасательные работы

4

32

36

10

Общая спортивно-оздоровительная подготовка

-

35

35

Всего:

31

284

315

Минимум знаний, умений и навыков объединения «Школа безопасности» после третьего года обучения.

№ пп

Названия разделов и тем

Знания

Умения и навыки

1

Ориентирование и топография

1.1

Топографическая и спортивная карта.

Топографическая и спортивная карты, основные сведения о них. Чтение карты и составление схем. Копирование карт и схем. Прокладка и описание маршрута. Карты с различными формами рельефа.

Планирование маршрута похода на топографической карте. Составление схем. Чтение топографических и спортивных карт.

1.2

Ориентирование в сложных условиях.

Ориентирование на участках при отсутствии крупномасштабных карт. Разведка, маркировка пути движения. Движение при потере видимости. Оценка пройденного пути по времени.

Прохождение маршрутов с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков, участков с измерением пройденного расстояния.

1.3

Соревнования по ориентированию.

Подготовка к участию в соревнованиях. Тактические действия на дистанции. Выбор пути движения и факторы, влияющие на него.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

2

Краеведение

2.1

Туристские возможности родного края.

Рельеф, гидрография, растительность, климат, полезные ископаемые и т. д. характеристика сельского хозяйства, промышленности, дорожной сети. Население края, его национальный состав.

Сбор краеведческой информации. Работа с архивами.

2.2

Краеведческие наблюдения.

Составление физико-географической характеристики края. Описание краеведческих памятников.

2.3

Охрана природы и памятников культуры.

Техника выполнения краеведческих поручений и их фиксация. Деятельность по охране природы во время УТС, сбор материалов для школьного музея.

Сбор материалов для школьного музея. Приведение в порядок памятников истории и культуры, воинских захоронений.

3

Основы автономного существования человека в природе.

3.1

Психологические основы выживания в автономных условиях.

Победа над врагами выживания: болью, холодом, жаждой, голодом, упадком сил, апатией, одиночеством, чувством бессилия.

Психологические тренинги по концентрации на выживании. Развитие личных качеств, необходимых для преодоления критических ситуаций.

3.2

Основные способы ориентирования по местным предметам

Основные способы ориентирования по местным предметам: деревьям, строениям, светилам и т.д. особенности ориентирования днем и ночью, зимой и летом.

Ориентирование по местным предметам.

3.3

Жизнеобеспечение в автономных условиях.

Способы сооружения временного жилища, добывания огня, пищи, воды.

Сооружение шалаша, добывание огня, фильтрация воды, определение съедобных ягод и растений.

4

Жизнеобеспечение человека в природе

4.1

Личное и групповое снаряжение.

Усовершенствование личного и группового снаряжения. Техника его изготовления.

Изготовление необходимого туристского снаряжения.

4.2

Организация быта. Привалы и ночлеги.

Организация ночлегов в сложных климатогеографических условиях. Виды примусов и правила работы с ними.

Организация ночлегов в сложных климатогеографических условиях. Подготовка примуса и приготовление пищи на нем.

4.3

Питание в походе

Расчет калорийности дневного рациона. Карманное питание. Витамины. Приготовление пищи на примусах.

Расчет меню и калорийности дневного рациона в различных вариантах. Приготовление пищи на костре и примусе.

5

Доврачебная помощь

5.1

Медицинские манипуляции.

Инъекции. Назначение. Виды. Необходимый набор оборудования для проведения инъекций. Введение препарата «по схеме». Тампонада носа. Помощь при рвоте. Профилактика асфиксии в бессознательном состоянии. Реанимационные мероприятия.

Проведение инъекций, ИВЛ и непрямого массажа сердца.

5.2

Осмотр, обследование и оценка состояния пострадавшего. Алгоритм действий.

Осмотр, обследование и оценка состояния пострадавшего. Визуальный осмотр, первый контакт с пострадавшим. Правила снятия одежды и обуви с пострадавшего.

Осмотр и оценка состояния пострадавшего.

5.3

Особенности анатомии и физиологии человека в свете оказания ПМП.

Цель и принципы травматологической помощи при заболеваниях и травмах головного мозга, переломах ребер и грудины, повреждении внутренних органов, костно-суставной системы. Несовместимые с жизнью повреждения. Характеристика причин смерти.

ПМП при заболеваниях и травмах головного мозга, переломах ребер и грудины, повреждении внутренних органов, костно-суставной системы.

6

Техника преодоления естественных препятствий.

6.1

Переправы через реки.

Характеристика горных и равнинных рек. Определение возможности, времени и способа организации переправы. Виды переправ. Использование специального снаряжения.

Работа с маршрутными документами.

6.2

Движение по снежникам.

Оценка состояния снежного покрова. Способы движения: в лоб, траверсирование, глиссирование. Страховка. Положение корпуса при движении, темп, интервал, использование веревочных перил.

Техника движения и преодоление рек и снежников. Наведение переправ.

6.3

Страховка и самостраховка.

Использование страховки и самостраховки на сложных участках. Использование специального снаряжения (страховочные системы, веревки, карабины, жумары, лепестки и т. д.).

Техника движения и преодоления естественных препятствий с помощью страховки и самостраховки.

6.5

Узлы. Техника вязания узлов.

Техника вязания узлов.

Узлы: простой и двойной проводник, встречный, восьмерка, прямой, схватывающий, грейпвайн, спасательный, удавка.

7

Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7.1

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

Действия при угрозе и во время аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения.

7.2

Город как источник опасности.

Действия при сигнале «Внимание всем!». Эвакуация.

Действия в различных аварийных ситуациях. Правила эвакуации.

7.3

Работа в индивидуальных средствах защиты.

Виды СИЗ. Приборы химической и радиационной разведки, их назначение, устройство, применение.

Выполнение нормативов и правил надевания СИЗ. Работа с приборами химической и радиационной разведки.

8

Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера.

8.1

Рефлексивное управление источником опасности.

Рефлексивное управление источником опасности. Самооборона: способы, средства, пределы.

Приемы самозащиты и самообороны.

8.2

Меры по обеспечению личного и коллективного имущества.

Меры по обеспечению личного и коллективного имущества.


8.3

Фомы внеколлективного поведения людей.

Фомы внеколлективного поведения людей. Толпа и ее виды. Групповая психология. Меры безопасности.

Психологический тренинг по действиям в криминогенной ситуации.

9

Поисково-спасательные работы

9.1

Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ.

Контроль за обстановкой и динамикой развития потенциально опасных факторов. Создание рабочей обстановки. Жесты и сигналы при работе в неблагоприятных условиях.

9.2

Работа со средствами связи.

Назначение связи. Организация связи при проведении ПСР. Альтернативная связь. Порядок радиообмена.

Работа со средствами связи.

9.3

Подача сигналов бедствия.

Виды сигналов бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.

Международная кодовая таблица сигналов.

10

Общая спортивно-оздоровительная подготовка

10.1

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Прохождение врачебного контроля. Осуществление самоконтроля. Приемы самомассажа.

10.2

Общая физическая подготовка.

Упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Элементы акробатики. Упражнения на равновесие. Элементы скалолазания.

Выполнение нормативов.

10.3

Специальная физическая подготовка.

Ориентирование, лыжная подготовка, туристская техника.

Комплекс упражнений на развитие выносливости, быстроты и силы.

10.4

Спортивные игры

Ручной мяч, футбол, волейбол, баскетбол.



I V этап Программы - этап высшего мастерства.

На этапе высшего мастерства учащиеся занимаются в группе 4 года обучения, возраст занимающихся 15- 16 лет.

В течение всего периода обучения инструктор готовит себе помощников, привлекая старших учащихся к организации занятий с младшими. Перед старшими ставятся следующие требования:

  • уметь самостоятельно проводить разминку, занятия по общефизической подготовке, обучать основам по направлениям Программы;

  • знать правила соревнований, систематически 4 - 6 раз в год привлекаться к судейству, уметь организовывать и проводить внутришкольные соревнования.

На данном этапе учащиеся проходят обучение по Программе подготовки судей соревнований «Школа безопасности».

На IV заключительном этапе перед педагогом стоят следующие задачи:

  • Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности.

  • Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня готовности к действиям в экстремальных ситуациях и во время соревнований.

  • Дальнейшее совершенствование теоретической, практической и тактической подготовки.

  • Повышение уровня квалификации, судейской беспристрастности и тактичности.

Примерный учебный план по подготовке младших судей соревнований

«Школа безопасности»

№ п\п

Наименование тем

теория

практика

всего

1

Правила проведения соревнований «Школа безопасности»

4


4

2

Положение о соревнованиях и условия отдельных видов соревнований

4


4

3

Обеспечение безопасности и охрана природы

2

2

4

4

Состав судейской коллегии, взаимодействие судейских бригад

4


4

5

Работа судейских бригад по подготовке соревнований

4

12

16

6

Работа судейских бригад во время проведения соревнований

6

20

26

Всего:

24

34

58

V этап Программы - этап специализации.

На этапе специализации учащиеся занимаются в группе 5 года обучения, возраст занимающихся 16 -17 лет.

Заключительный этап реализации Программы предполагает получение максимального опыта практической деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.

Основная задача педагога на этом этапе - создание условий для формирования компетенций, максимально приближенных к реальной действительности, необходимых для повседневной жизни:

- Ценностно-смысловая компетенция: формирование научных знаний по направлениям Программы, способных помочь ученику видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде.

- Учебно-познавательная компетенция: формирование общеучебных умений и навыков самообразовательной работы (творческое решение учебных и практических задач; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы). Формирование знаний, умений, навыков организации целеполагания планирования, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

- Социальная компетенция: формирование социальной активности, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

- Компетенция в области безопасности: овладение креативными навыками продуктивной деятельности (владение приемами действий в нестандартных, чрезвычайных ситуациях). Формирование качеств личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.). Формирования практических умений и навыков по адаптации к экстремальным ситуациям.

Способствовать формированию вышеперечисленных компетенций призваны «курсы по выбору», связанные, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных интересов, потребностей и склонностей каждого подростка. Именно они являются важнейшим средством построением индивидуальных образовательных программ. Такие курсы «компенсируют» достаточно ограниченные возможности базового курса в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей обучающихся.

Пятый год обучения предполагает подготовку обучающихся по одному из направлений Программы:

  • Ориентирование (прикладной курс по выбору);

  • Краеведение (предметный курс по выбору);

  • Поисково-спасательные работы (ориентационный курс по выбору).

Обучение по предлагаемым курсам ведется по отдельным программам, с привлечением узких специалистов.

Примерная учебная программа объединения

«Школа безопасности».

Ориентирование и топография.

  • Стороны горизонта. Устройство компаса. Пользование компасом в походе.

  • Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж).

  • Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.

  • Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

  • Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам.

  • Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка).

  • Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

  • Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками.

  • Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт.

  • Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.

  • Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир

  • Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

  • Практические занятия. Зарисовка топографических знаков, чтение топографической карты по квадратам и маршрутам.

  • Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный.

  • Проложение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде).

  • Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

Краеведение.

  • Природа родного края, его история.

  • Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

  • История края, памятные исторические места. Предприятия края. Знатные люди края.

  • Охрана природы. Закон об охране природы.

  • Знакомство с картой края, «Путешествия» по карте края. Подготовка и заслушивание докладов о природе, интересных людях и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

  • Краеведческая работа в походах.

  • Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк.

  • Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Фотографирование в походе.

Автономное существование.

Даже в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов. Главная задача человека в автономной ситуации - выжить. Слово «выжить» всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле - «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

  • Понятие о выживании и автономном существовании.

  • Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации.

  • Условия, определяющие успех выживания.

  • Первоочередные действия потерпевших бедствие при авариях на транспорте.

  • Как сконцентрировать свой разум на выживании.

  • Победа над врагами выживания: болью, холодом, жаждой, голодом, упадком сил, апатией, одиночеством, чувством бессилия и т. д.

  • Личные качества, необходимые для успешного преодоления критической ситуации: способность концентрировать разум, способность импровизировать, способность жить в одиночестве, способность сохранять спокойствие, способность оставаться оптимистом, в то же время, готовясь к худшему, способность понять собственные страхи, укротить и преодолеть их.

  • Основные способы ориентирования по местным предметам.

  • Сооружение временного убежища.

  • Добывание огня и разведение костра.

  • Обеспечение водой (добывание, отчистка, обеззараживание) и питанием.

Жизнеобеспечение человека.

  • Туристское снаряжение. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов.

  • Устройство туристской палатки. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

  • Туристский бивак. Эстетические и гигиенические требования к месту бивака. Организация бивачных работ. Панорама бивачных работ: виды, последовательность, исполнители, материальное обеспечение, роль ответственного дежурного по биваку в производстве работ в нормальных и критических условиях.

  • Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта.

  • Бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды, бивак в горах (на снегу), в тайге, в тундре.

  • Типы костров и их назначение. Выбор места для костра. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Обложной костер.

  • Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива.

  • Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Меры безопасности для костровых.

  • Питание в походе. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Учет расхода продуктов.

  • Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи.

  • Технология приготовления походных блюд.

  • Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

  • Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

  • Личное снаряжение. Одежда и обувь в дальнем походе. Типы рюкзаков. Предметы походной постели. Прочие предметы личного снаряжения.

  • Групповое снаряжение. Типы палаток. Хозяйственное оборудование.

  • Походная посуда. Топоры, пилы. Состав и назначение ремнабора.

  • Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в полевых условиях.

  • Умывание и купание. Правила безопасности при купании.

  • Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака.

Доврачебная помощь.

  • Гигиена.

  • Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

  • Кровотечения. Виды и признаки кровотечений. Неотложная помощь.

  • Ушибы. Виды ушибов, общие сведения. Признаки ушибов, неотложная помощь.

  • Вывихи. Общие сведения о строении суставов. Виды вывихов. Признаки вывихов. Неотложная помощь, дальнейшие действия.

  • Отрыв конечности. Общие сведения. Неотложная помощь.

  • Раны. Виды ран. Признаки ран. Общие сведения и неотложная помощь.

  • Травмы грудной клетки. Признаки. Неотложная помощь.

  • Травмы позвоночника. Признаки. Неотложная помощь.

  • Травмы живота. Признаки. Неотложная помощь.

  • Травмы таза. Признаки. Неотложная помощь.

  • Укусы насекомых и пресмыкающихся. Признаки. Неотложная помощь.

  • Пищевые отравления и желудочные заболевания. Признаки. Неотложная помощь.

  • Отравление аварийными химически опасными веществами. Виды АХОВ. Признаки отравления. Первая помощь.

  • Химический ожог. Виды химических ожогов. Первая помощь при химических ожогах. Ожоги фосфором.

  • Радиационное поражение. Первая помощь (неотложные действия) при радиационных поражениях.

  • Лучевой ожог. Признаки лучевого ожога. Первая помощь при лучевых ожогах.

  • Отравления окисью углерода. Поражающее действие окиси углерода. Признаки поражения. Первая помощь.

  • Электротравма. Признаки электротравмы. Первая помощь. Реанимационные мероприятия.

  • Термический ожог. Первая помощь. Реанимационные мероприятия.

  • Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе,

простудных заболеваний в летних походах.

  • Содержание аптечки. Виды лекарственных препаратов.

  • Транспортировка пострадавшего. Виды транспортировки.

Техника преодоления естественных препятствий.

  • Виды естественных препятствий. Техника и тактика преодоления

естественных препятствий (без специального снаряжения и с ним).

  • Переправы. Тактика и техника организации переправ. Определение возможности, времени и способа организации переправы на выбранном участке.

  • Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам и без троп.

  • Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями.

  • Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений.

  • Правила поведения в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, , в населенных пунктах.

  • Страховка и самостраховка. Использование специального снаряжения. Узлы. Техника вязания узлов.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

  • Классификация ЧС.

  • Химическая авария, предупредительные мероприятия. Действия при химической аварии и после нее.

  • Радиационная авария, предупредительные мероприятия. Действия при оповещении о радиационной аварии. Правила поведения на радиоактивнозараженной местности. Эвакуация.

  • Гидродинамическая авария, предупредительные мероприятия. Действия при угрозе гидродинамической аварии. Правила поведения в условиях наводнения при гидродинамической аварии и после нее.

  • Аварии на железнодорожном транспорте. Основные профилактические мероприятия. Действия при железнодорожной аварии и после нее.

  • Аварии на автомобильном транспорте. Действия при неизбежном столкновении. Действия после аварии, при падении автомобиля в воду. Обеспечение личной безопасности при движении в общественном транспорте.

  • Аварии на воздушном транспорте. Действия пассажиров при декомпрессии, пожаре, «жесткой» посадке и после нее.

  • Аварии на водном транспорте. Действия при высадке с судна. Действия при отсутствии спасательных средств. Действия при нахождении на спасательном плавательном средстве.

  • Внезапное обрушение зданий. Предупредительные мероприятия. Действия при внезапном обрушении здания, действия в завале.

  • Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Способы подготовки к авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения. Действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения с утечкой магистрального газа. Правила обращения с газовыми баллонами.

  • Пожары и взрывы. Предупредительные мероприятия. Действия при пожаре и взрыве.

  • Определение и преодоление зоны заражения.

  • Средства индивидуальной защиты и коллективной защиты. Назначение, устройство, порядок применения.

  • Приборы радиационной и химической разведки, их назначение, устройство и применение.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

  • Город как источник социальной опасности.

  • Обеспечение безопасности личности и имущества.

  • Формы внеколлективного поведения людей.

  • Толпа. Групповая психология.

  • Действия при угрозе и во время террористического акта.

  • Приемы самозащиты (удары рукой, защитные действия руками, обезоруживание противника)

Поисково-спасательные работы.

  • Основы безопасного ведения поисково-спасательных работ. Определение опасных и безопасных зон.

  • Поиск пострадавшего в различных ситуациях. Организация взаимодействия участников работ.

  • Спасательные работы на акватории. Специфика работы на воде и под водой.

  • Изготовление транспортных средств. Виды носилок и волокуш.

  • Организация эвакуации пострадавшего. Разведка и подготовка путей эвакуации. Обеспечение страховки и самостраховки.

  • Подача сигналов бедствия.

  • Работа с различными поисковыми приборами.

Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

  • Понятие о категорийных путешествиях. Какие физические и морально-волевые качества необходимы путешественнику.

  • Рассказы о мужестве и находчивости туристов, спортсменов, людей попавших в условия автономного существования, проявленных ими в годы войны на фронте, в тылу врага и в походах в мирное время.

  • Врачебный контроль и самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках.

  • Физическая и морально-волевая подготовка. Закаливание, комплекс утренней зарядки, маршевая подготовка, нормативы.

  • Упражнения для развития общей выносливости (спортивная ходьба, кросс).

  • Упражнения для развития силы мышц (штанга, гири, гантели, тренажеры).

  • Упражнения, отягощенные весом собственного тела (отжимание, подтягивание, лазания по канату).

  • Упражнения для развития ловкости (бег по лабиринту, преодоление препятствий, упражнения на гимнастических снарядах, акробатика).

  • Полоса препятствий.

  • Разучивание комплекса утренней гимнастики.

Психологическая подготовка обучающихся.

В основе психологической подготовки лежат, с одной стороны, психологические особенности вида деятельности, с другой - психические особенности каждого участника Программы. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от подростка высоких результатов в освоении Программы.

В психологической подготовке можно выделить:

  • базовую психологическую подготовку;

  • психологическую подготовку к тренировкам (тренировочную);

  • психологическую подготовку к соревнованиям (соревновательную, которая, в свою очередь, подразделяется на предсоревновательную и постсоревновательную).

Базовая психологическая подготовка включает:

  • развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения; а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

  • формирование значимых морально - нравственных и волевых качеств (целеустремленности, выносливости, координации, силы воли, инициативности, настойчивости, смелости, самообладания, выдержки и дисциплинированности);

  • психологическое образование (формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных состояний);

  • формирование умения регулировать психологические состояние, сосредоточиваться в экстремальных ситуациях, мобилизовывать силы во время соревнований, противостоять неблагоприятным воздействиям.

Успех соревновательной деятельности, как основного способа подготовки к различным экстремальным ситуациям, во многом зависит от качества предшествующего тренировочного процесса, который порой выражается в монотонной и продолжительной работе.

Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до соревнований, опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи:

  • формирование значимых мотивов соревновательной деятельности;

  • овладение методикой формирования состояния ситуационной, актуальной готовности к соревнованиям, уверенности в себе, в своих силах;

  • разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих мероприятий;

  • совершенствование методики само регуляции психических состояний;

  • формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;

  • отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий;

  • сохранение нервно - психической устойчивости, профилактику перенапряжений.

Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно специально планировать их решение, опираться на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы. Ниже приводится примерный план - схема психологической подготовки в годичном цикле занятий.

План-схема психологической подготовки

Этап

Задачи

Средства и методы

Обще подготовительный







1. Формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы

Постановка трудных, но выполнимых задач; убеждение подростка в его больших возможностях, одобрение его попыток достичь успеха, поощрение достижений

2.Формирование благоприятных отношений к режиму и тренировочным нагрузкам

Беседы, разъяснения, убеждения, примеры выдающихся людей, личный пример, поощрения и наказания

3.Совершенствование способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе

Беседы, разъяснения, убеждения, примеры выдающихся людей, личный пример, поощрения и наказания

4.Развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности

Регулярное применение тренировочных заданий, представляющих для занимающихся как объективную, так и субъективную трудность, проведение тренировок в усложненных условиях

5.Формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах психорегуляции

Лекции, беседы, семинары, изучение специальной литературы, самонаблюдение и самоанализ

6.Овладение приемами само регуляции психических состояний:

- изменение мыслей по желанию;

- подчинение само приказу;

-успокаивающая и активизирующая разминка;

- дыхательные упражнения;

- психорегулирующая тренировка;

-успокаивающий и активизирующий само массаж

Обучение соответствующим приемам на специальных занятиях или во время тренировок, применяя обычную методику обучения: объяснение и многократное упражнение в применении осваиваемых приемов

7. Развитие психических свойств и качеств, необходимых для успешного существования в экстремальных условиях

Специальные задания, регулярное обновление учебного материала и изучение нового. Применение методических приемов, позволяющих акцентировать внимание на развиваемых психических функциях и качествах.

Специально-подготовительный

1. Формирование значимых мотивов соревновательной деятельности.

Совместно с подростком определить задачи предстоящего соревновательного периода в целом и конкретизировать их на каждые соревнования. Корректировать задачи по мере необходимости.

2. Овладение методикой формирования состояния готовности к соревнованиям.

Разработать индивидуальный режим соревновательного дня, опробовать его на учебных соревнованиях, проанализировать, внести поправки. Корректировать по мере необходимости.

3. Разработка индивидуального комплекса настраивающих мероприятий.

Разработать комплекс действий перед стартом, опробовать его. Вносить соответствующие коррективы по мере необходимости.

4. Совершенствование методики само регуляции психических состояний.

Совершенствоваться в применении методов само регуляции в соревновательных условиях: во время тренировок, УТВ, соревнований

5. Формирование соревновательной устойчивости к соревновательному стрессу

Готовясь к основным соревнованиям, провести занимающихся через систему учебно-подготовительных соревнований, определить индивидуально целесообразную норму таких соревнований.

6. Отработка индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий.

Путем самоанализа определить индивидуально эффективные психорегулирующие мероприятия: экскурсии, поездки за город, кино, концерты, чтение, игры, прогулки.

Соревновательный

1. Формирование уверенности в себе, своих силах и готовности к высоким достижениям.

Объективная оценка качества проделанной тренировочной работы, реальной готовности ребенка, убеждение его в возможности решить соревновательные задачи.

2.Сохранение нервно-психической устойчивости, профилактика нервно-психических перенапряжений.

Применение индивидуального комплекса психорегулирующих мероприятий.

3. Мобилизация сил на достижение высоких результатов.

Применение всего комплекса ранее отработанных средств формирования состояния готовности к соревнованиям.

4. Снятие соревновательного напряжения

Разбор результатов соревнований, анализ ошибок, обсуждение возможности их исправления, постановка задач на будущее, отвлекающие, восстановительные мероприятия











Воспитательная работа.

Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным руководителем. В процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно - туристских мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.

Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;

  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;

  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

  • дружный коллектив;

  • система морального стимулирования;

  • наставничество опытных инструкторов.

Основные воспитательные мероприятия:

  • торжественный прием вновь поступающих;

  • проводы выпускников;

  • соревновательная деятельность учащихся и ее анализ, регулярное подведение итогов учебной и спортивной деятельности учащихся;

  • проведение тематических праздников;

  • встречи со знаменитыми людьми;

  • экскурсии, культпоходы в театры, на выставки;

  • тематические диспуты и беседы;

  • трудовые сборы и субботники;

  • оформление стендов и газет.



Перечень минимального необходимого снаряжения и оборудования.

  1. Палатки;

  2. Спальники;

  3. Рюкзаки;

  4. Коврики изоляционные;

  5. Котлы туристские;

  6. Топоры, пилы;

  7. Костровое оборудование;

  8. Лопаты саперные;

  9. Веревка основная;

  10. Веревка вспомогательная;

  11. Репшнуры;

  12. Карабины;

  13. Страховочные системы;

  14. Спусковые устройства типа «Лепесток» и т. д.;

  15. Компасы;

  16. Радиостанция портативная;

  17. Карты спортивные, физические, административные, туристские;

  18. Аптечка;

  19. Противогазы;

  20. Общевойсковые защитные комплекты;

  21. ВПХР;

  22. Дозиметрические приборы;

  23. Лавинные ленты;

  24. Поисковые приборы типа «ПИПС»;

  25. Спортивное снаряжение.



Литература.

  1. Баленко С. В. Школа выживания: приложение к журналу «Зарубежное военное образование».- М.: 1992

  2. Библиотечка по защите населения в чрезвычайных ситуациях (выпуск 1, 2, 3). - М.: Папирус, 1998.

  3. Волович В. Г. человек в экстремальных условиях среды.- М.: Мысль, 1989.

  4. Волович В. Г. С природой один на один. - М.: Воениздат, 1989.

  5. Волович В. Г. Академия выживания.- М.: Технополюс, 1996.

  6. Выживание в экстремальных условиях. -М.: ИПЦ «Русский раритет»,1993.

  7. Волков Б. Н. Волков Н. Н. Организация и проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы: методическое пособие.- М.: ЦРИБ «Турист», 1981

  8. Гостюшин А. В. Шубина С. И. Азбука выживания.- М.: Знание, 1996.

  9. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций.- М.: Зеркало, 1994.

  10. Дрогов И. А. программа объединения «Юные туристы - спасатели», М.: ЦДЮТиК, 2004.

  11. Константинов Ю. С. Программа туристского объединения «Юные судьи туристских соревнований», М.: ЦДЮТиК, 2001.

  12. Костродуб А. А. Медицинский справочник туриста.- М.: ЦРИБ «Турист», 1987.

  1. Маслов А. Г. «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», 2000.

  2. Маслов А. Г., Константинов Ю.С., Латчук В. Н. Способы автономного выживания человека в природе: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004.

  3. Марзоева Э. В. Методические рекомендации по организации профильной смены «Сильные люди».- Всероссийский детский центр «Океан», 2004.

  4. Нарицын Н. Азбука психологической безопасности. - М.: Изд. «Русский журнал», 2000.

Палкевич Я. Е. Выживание в городе. Выживание на море. - М.: Карвет, 1992.

16. Романов А. Н. Харламов С. В. По дважды алтайской земле. Барнаул, 2003.

17. Романов А. Н. Харламов С. В. Колыванский хребет. Барнаул, 2002.

18. Самыгин О. П., Столяренко Л. Д., Турчина Н. Ю., Шевченко В. А. Школа выживания: обеспечение безопасности жизнедеятельности.- Ростов - на - Дону, Феникс, 2002.

19. Скубневский В. А. Алтай в трудах ученых и путешественников 18, начала 20 веков. Барнаул, 2005

20. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях в экстремальных ситуациях.- М.: ФиС, 1998.

21. Цвилюк Г. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных ситуациях.- М.: Образование, 1997.

22.Элбакян Н. Р. Организация поисково-спасательных работ в горах: методические рекомендации.- М.: ЦРИБ «Турист», 1983.


© 2010-2022