- Преподавателю
- ОБЖ
- Разработка урока Здоровье - богатство на все времена!
Разработка урока Здоровье - богатство на все времена!
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петров Н.И. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБСОУ «Нелидовская специальная школа-интернат VIII вида»
Учитель : Петров Николай Иванович
Цели:
-
Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
-
Расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
-
Вызвать у детей желание заниматься физкультурой и спортом;
-
Воспитывать общую культуру здоровья.
Двигательная активность - это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.
Ход урока:
Учитель:
Когда-то очень давно, на земле Древней Греции жил врач Асклепий, сын бога Апполона.
Умению врачевания Асклепий был обучен кентавром Хироном.
Однако в мастерстве врачевания Асклепий превзошел и своего бога отца и своего учителя Хирона.
Он не только умел излечивать болезни, но ещё умел воскрешать умерших…
За эту дерзость разгневался на него главный бог Зевс и убил Асклепия ударом молнии.
Но у Асклепия остались две дочери: Панацея и Гигиея. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному.
Панацея считала, что может подарить людям лекарство, которое избавит человечество от любой болезни.
А Гигиея утверждала, что на все случаи жизни одного единственного средства быть не может. Она говорила: «Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Вот этим законам и надо его обучить.… И тогда человек станет физически и духовно здоровым, а сама жизнь - прекрасной.»
Есть такая замечательная пословица: «День потерял - ничего не потерял,
время потерял - много потерял,
а здоровье потерял - все потерял».
Почему так говорят?
(Ответы детей: «нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни и т.д.».)
В век технического прогресса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что важнее всего? Конечно, же здоровье!
Здоровье - это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Именно о здоровье, о том, как его сохранить, мы и поговорим сегодня. Здоровье - богатство на все времена.
ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) дает следующее определение здоровью:
ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков
А закладывается оно в детстве. Ваше здоровье, как клад, который находится глубоко в земле. И чтобы найти клад, нужно приложить большие усилия.
А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете?
Дети:
- Делать утреннюю зарядку
- Соблюдать режим дня
- Заниматься спортом
- Закаляться
- Соблюдать чистоту
- Правильно питаться
Учитель:
Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, плаванием и другими видами спорта, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе - то есть вести здоровый образ жизни. За вас для вашего здоровья, никто этого не сделает.
Каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.
В подтверждение сказанного обратимся к высказываниям великих людей разных эпох о значении двигательной активности человека для его здоровья.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие. Жизнь требует движения» (Аристотель, древнегреческий философ).
«Кто превосходно соединяет гимнастику с музыкой... того мы по всей справедливости можем назвать человеком вполне гармоничным» (Платон, древнегреческий философ).
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ, древнегреческий врач).
«Движение - кладовая жизни» (Плутарх, древнегреческий писатель, историк).
«Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно» (Р.Декарт, французский философ, математик, физик и физиолог).
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать, необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, тогда ум тоже начинает двигаться» (Жан-Жак Руссо, французский писатель и философ).
«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до минимума» (И.П.Павлов, русский физиолог).
Чтобы быть здоровым человеком, необходимо, прежде всего, отказаться от вредных привычек. Мы с вами сейчас поиграем.
Игра «Полезно-вредно»
-
Читать лежа …
-
Смотреть на яркий свет …
-
Промывать глаза по утрам …
-
Смотреть близко телевизор…
-
Оберегать глаза от ударов …
-
Употреблять в пищу морковь, петрушку …
-
Тереть грязными руками глаза…
-
Заниматься физкультурой …
Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, беспокоились ли наши предки о своем здоровье? Конечно, беспокоились. И это отражается в народных пословицах и поговорках. Какие вы знаете пословицы о здоровье?
"Здоровый человек - богатый человек".
"Здоровьем слаб, так и духом не герой".
"Чистым жить - здоровым быть".
"В здоровом теле - здоровый дух"
"Здоровье - дороже золота".
Посмотрите, на доске прикреплена волшебная ромашка. На её лепестках вы сможете прочитать пословицы. Кто хочет пойти к доске , прочитать и объяснить смысл пословицы?
Игра «Ромашка» (дети выходят к доске, отрывают по одному лепестку, зачитывают пословицу и объясняют ее смысл)
Лепесток 1 «Здоровому - все здорово!»
Лепесток 2 «Болезнь человека не красит»
Лепесток 3 «Труд - здоровье, лень - болезнь»
Лепесток 4 «Здоровье дороже богатства»
Лепесток 5 «К слабому и болезнь пристает»
Лепесток 6 «Кто любит спорт - здоров и бодр»
Учитель: Ребята, а что и кто мешает нам быть здоровыми? Конечно микробы.
Как попадают микробы в наш организм?
(Ответы детей)
Ученик1.
В глубоком, черном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо, днем и ночью,
Они детей немытых ждут.
С немытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он!
Нет, он не пустит под откос
Большой железный паровоз.
Он незаметно расплодится,
Когда забудете умыться,
И эти тысячи микробов
Вас могут довести до гроба!
Но только не надо бояться!
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого мыла.
Ученик 2.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Учитель: Ученые подсчитали, что на немытых руках находится 3 000 000 микробов. В наш организм при этом попадает 1/100 этих микробов. Сколько же микробов попадает в организм, если вы не помыли руки? (ответы детей).
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Черный ящик»
Игра «Черный ящик»
В черном ящике лежит то, что необходимо, чтобы быть чистыми и здоровыми. Что там? (Если дети правильно называют предмет, воспитатель достает из «Черного ящика» нужный предмет - мыло, зубную щетку, зубную пасту, носовой платок, расческу).
Учитель:
Запомнить нужно навсегда
Залог здоровья - чистота!
Для того чтобы мы могли считать себя здоровым человеком, нужно не забывать и о зубах.
Ученик3.
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку -
Вот вам, дети, наш совет.
Ученик 4.
Все хорошие ребята
Чистят зубы аккуратно.
Чистить зубы им не лень,
Чистят их два раза в день.
Ученик 5. Чистят зубки дважды в сутки,
Чистят долго - три минутки,
Щеткой чистой, не мохнатой,
Пастой вкусной, ароматной.
Ученик6.
Репка, яблоки, морковка -
Детским зубкам тренировка.
Чтобы зубы не болели, знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.
Ученик7.
Зубы мне почистить нужно.
В руку щеточку возьму,
Зубную пасту нанесу.
И, за дело, взявшись смело
Зубы чищу я умело
Сверху вниз и справа - влево
Снизу - вверх и снова влево.
Изнутри, потом снаружи
Я старательно потру.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щетку я вожу кругами.
Зубы чищу осторожно,
Ведь поранить десны можно…
Но чтобы быть здоровым, добрым и веселым, надо закаляться.
А.В.Суворов в детстве был очень слабым и хилым ребёнком. С самого детства он очень хотел стать военным, но понимал, что это невозможно. Слишком плохим было его здоровье. Тайком от няни он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера. Зимой, когда все ещё спали, мальчик на улице натирался снегом. Всю жизнь А.В.Суворов начинал свой день с обливания холодной водой и с зарядки. Таким образом, будущий генералиссимус готовил себя к военной службе. Он закалял не только своё здоровье, но и силу воли.
Ученик 8.
Дружи с водой,
Купайся, обтирайся,
Зимой и летом
Спортом занимайся.
Ученик 9.
Едва ль здоровьем может тот хвалиться,
Кто любит кутаться и форточки боится.
Учитель:
Чтобы быть здоровым, добрым и веселым, надо соблюдать режим дня, утро начинать с зарядки ( звучит «Песня о зарядке»)
Ученик10.
В нашем распорядке
Утром есть зарядка,
Все без исключения
Вспомним упражнения.
(Физкультминутка
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз;
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.)
Отгадайте загадки, о том, что является друзьями здоровья.
1.Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет (смородина)
2.Каротином он богат
И полезен для ребят.
Нам с земли тащить не вновь
За зеленый его хвост (морковь)
3.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко).
4.Кинешь в речку - не тонет,
Бьёшь о стенку - не стонет,
Будешь озимь кидать,
Станет кверху летать (мяч)
5.Деревяные кони по снегу скачут,
В снег не проваливаются (лыжи)
6.Этот конь не ест овса,
Вместо ног 2 колеса.
Сядь верхом и мчись на нем
Только лучше правь рулём (велосипед).
Учитель:
Игра на внимание
Слушайте вопросы, которые задаёт ведущий. Если ответ отрицательный, то все молчат, а если положительный- отвечают хором фразой: "Это я, это я, это все мои друзья".
- Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
- Знает кто, что красный цвет
Означает: хода нет.
- Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
- Кто любит маме помогать,
По дому мусор рассыпать?
- Кто одежду бережёт,
Под кровать её кладёт?
- Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
- Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
- Кто, из вас идя, домой,
Мяч гонял по мостовой?
- Кто любит в классе отвечать,
Аплодисменты получать?
Учитель:
Молодцы! Поаплодируйте себе за правильные ответы. А знаете ли вы, что когда аплодируете, то делаете массаж рук, что благотворно сказывается на вашем здоровье. Так что аплодируйте себе на здоровье!
А еще ученые выяснили, что когда человек смеётся, в его легкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. Так что смейтесь на здоровье!
Учитель:
Все неприятности, которые сваливаются на человека, похожи на снежный ком, проливной дождь, от которых трудно спрятаться. А где можно спрятаться от дождя и снега? Давайте мы с вами построим «Дом здоровья», то есть наметим пути, которые помогут нам избежать многих неприятностей жизни.
Игра «Строим дом здоровья»
1.Фундамент - сознание
Каждый должен заботиться о своем здоровье. И мы уже сделали шаг к его сохранению. Мы можем начать строительство. Ведь основой всего, фундаментом, является сознание, наше осознание необходимости здорового образа жизни. (дети прикрепляют на доску первый элемент «Дома здоровья» - сознание)
2. Зарядка (кирпичики)
Каждый день человека должен начинаться с чего? (С зарядки) А какие еще виды деятельности человека, связанные с движением, помогут сохранить здоровье? (Активный отдых, подвижные игры) (дети прикрепляют «кирпичики»: зарядка, активный отдых, подвижные игры - к доске)
3. Личная гигиена (кирпичики)
Мы с вами говорили, что для того, чтобы быть здоровым, надо соблюдать правила личной гигиены (дети прикрепляют «кирпичики»: личная гигиена, гигиена зрения и слуха, уход за зубами - к доске)
4. Режим (окно)
В каждом доме должно быть окно. Чтобы построить окна в нашем доме надо расшифровать слово, которое обозначает важный элемент здорового образа жизни. (дети прикрепляют «окна»: режим - к доске)
5. Питание (кирпичики).
Основными режимными моментами являются завтрак, обед, ужин. Попробуем составить меню на один день. Выберите те блюда, которые считаете нужными. (дети прикрепляют «кирпичики»: фрукты и овощи, молочные продукты и крупы, мясо и рыба - к доске)
6. Крыша - здоровье
Итог. Вот мы с вами построили «Дом здоровья», т. е. наметили пути его сохранения. Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия.
А на прощанье ребята дадут такие советы:
З - Рано вставать,
День впереди -
Каждую мышцу
С утра заряди!
Д - Ешь не спеша,
Пусть работают скулы,
Мы - дети, а не акулы!
О Вредно ребятам
Лежачее чтение:
Вредно для книги
И вредно для зрения.
Р - Не бойся воды,
И мойся!
Вовремя пей,
Вовремя ешь -
Будешь до старости
Крепок и свеж!
О - Мойте руки мылом белым
Пропадут микробы навсегда
Защищают наше здоровье
Солнце, воздух, мыло и вода.
В - Чтоб с болезнями не знаться,
К докторам не обращаться.
Чтобы сильным стать и смелым,
Быстрым, ловким и умелым.
Ь - Надо с детства закаляться
И зарядкой заниматься
Физкультуру всем любить
И со спортом в дружбе быть
Е - Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье свое сбережем с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед.
Приложения:
Мы в экологическом лагере «Ковчег»
о-в Малосоловецкий
(Пеновский р-н)
Пороги на р. Западная Двина Андреапольский р-н
Поездка в г.Старица (ледовый комплекс)
Учитель:
Если вы хотите быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывайте выполнять эти простые действия, которые помогут вам достичь результатов не только в сохранении вашего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни. И я вам хочу подарить памятки, которые помогут вам быть здоровыми.
Памятка для обучающихся № 1
-
Вставай всегда в одно и то же время!
-
Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!
-
Утром и вечером тщательно чисти зубы!
-
Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимаясь спортом!
-
Совершай длительные прогулки!
-
Одевайся по погоде!
-
Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!
-
Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!
-
Занимайся спортом, учись преодолевать трудности!
Памятка для обучающихся № 2
-
Читайте и пишите при хорошем освещении!
-
При ярком солнечном свете надевайте солнечные очки!
-
Не проводите много времени у компьютера и телевизора!
-
Берегите свои глаза от ударов и уколов, различных травм!
-
При выполнении заданий, связанных с напряжением зрения, делайте гимнастику для глаз!
-
Своевременно обращайтесь к врачу!
-
Не стесняйтесь носить очки, если в этом есть необходимость.
Надеюсь, что сегодня встреча не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее.
Так что будьте здоровы!
Список литературы.
-
Гончарук ,С.В. Активный образ жизни и здоровье. - Белгород. ПОЛИТЕРРА, 2011
-
Дик Н.Ф. Как прожить долгую и здоровую жизнь. - Ростов-на-Дону.- ФЕНИКС, 2010
-
Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности ., М., 2010