- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 8 кл
Рабочая программа по ОБЖ 8 кл
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бобыр А.И. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макаричская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________Баюр В.О
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________Ляхова А.А.
«Утверждено»
Директор школы
__________ Боровик В.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
СОСТАВИТЕЛЬ:
Бобыр Александр Иванович
Утверждено на заседании
Педагогического совета школы,
Протокол № от «____» августа 20____г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю - 1час.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Общее количество часов по плану: 35часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, М.:Просвещение, 2010 г.
Учебник - «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2010 г. М. «Просвещение»
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
-
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
-
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
-
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
-
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
-
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
-
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
-
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
-
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Тематическое планирование.
№ раздела, темы и урока
Наименование раздела, темы и урока
Требования к уровню
Подготовки учащихся
Дата
проведен
план
факт
І
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1
Пожарная безопасность
1.1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Знать причины и последствия пожаров в жилых и общественных зданиях
Уметь использовать полученные знания в жизни
1.2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Знать о профилактике пожаров
Уметь использовать полученные знания в жизни
1.3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре
Знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности
Уметь использовать полученные знания в жизни
2
Безопасность на дорогах
2.1
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей
Знать причины дорожно-транспортных
Уметь использовать полученные знания в жизни
2.2
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров
Знать обязанности пешеходов и пассажиров
Уметь использовать полученные знания в жизни
2.3
Водитель, формирование качеств безопасного водителя
Знать о формировании качеств безопасного водителя
Уметь использовать полученные знания в жизни
3
Безопасность на водоемах
3.1
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Знать о безопасном поведении на водоемах
Уметь использовать полученные знания в жизни
3.2
Безопасный отдых у воды
Знать о безопасном отдыхе у воды
Уметь использовать полученные знания в жизни
3.3
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Знать об оказании помощи терпящим бедствие на воде
Уметь использовать полученные знания в жизни
4
Экология и безопасность
4.1
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
Знать о загрязнении окружающей природной среды и здоровьи человека
Уметь использовать полученные знания в жизни
4.2
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Знать о правилах безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Уметь использовать полученные знания в жизни
ІІ
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения
5
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
5.1
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Знать о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.2
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
Знать об авариях на радиационно-опасных объектах и их возможных последствиях
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.3
Обеспечение радиационной безопасности населения
Знать об обеспечение радиационной безопасности населения
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.4
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Знать об авариях на химически опасных объектах и их возможных последствиях
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.5
Обеспечение химической защиты населения
Знать об обеспечении химической защиты населения
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.6
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Знать о пожарах на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможных последствиях
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.7
Обеспечение защиты населения от последствий аварии на взрывопожароопасных объектах
Знать о последствиях аварий на взрывопожароопасных объектах
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.8
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
Знать об авариях на гидротехнических сооружениях и их последствиях
Уметь использовать полученные знания в жизни
5.9
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
Знать о защите населения от аварий на гидротехнических сооружениях
Уметь использовать полученные знания в жизни
6
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
6.1
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Знать сигналы оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Уметь использовать полученные знания в жизни
6.2
Эвакуация населения
Знать способы эвакуации населения
Уметь использовать полученные знания в жизни
6.3
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Знать мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Уметь использовать полученные знания в жизни
ІІІ
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
7
Основы здорового образа жизни
7.1
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Знать общие понятия о здоровье
Уметь использовать полученные знания в жизни
7.2
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
Знать, что такое индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность
Уметь использовать полученные знания в жизни
7.3
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества
Знать о репродуктивном здоровье - как о составной части здоровья человека и общества
Уметь использовать полученные знания в жизни
7.4
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Знать о сохранении и укреплении здоровья человека
Уметь использовать полученные знания в жизни
7.5
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Знать профилактику основных неинфекционных заболеваний
Уметь использовать полученные знания в жизни
7.6
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Знать вредные привычки и их профилактику
Уметь использовать полученные знания в жизни
7.7
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
Знать о здоровом образе жизни
Уметь использовать полученные знания в жизни
8
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8.1
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практические занятия)
Знать о значении помощи пострадавшим
Уметь использовать полученные знания в жизни
8.2
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практические занятия)
Знать признаки отравления АХОВ
Уметь использовать полученные знания в жизни
8.3
Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия)
Знать правила оказания ПМП при травмах
Уметь использовать полученные знания в жизни
8.4
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)
Знать правила оказания ПМП при утоплении
Уметь использовать полученные знания в жизни
8.5
Первая медицинская помощь при утоплении (практические занятия)
Знать правила оказания ПМП при утоплении
Уметь использовать полученные знания в жизни
Всего часов
35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Корректировка.
15