Профилактика агрессивного поведения человека

Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях. Задачи: 1) получить информацию об агрессии и агрессивном поведении;    2) расширить представление детей о своих психологических особенностях,    3) освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности. Стремительно, буквально за последние год-два подростковая агрессия из частно-семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнутьс... Прямая агрессия Косвенная агрессия • вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т. д.; • материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют. портят личное имущество и т. д. • физическая - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.; , • частичное игнорирование – непри  нятие в некоторые виды  деятельности (игры, разговоры и т. д.; • полное игнорирование  - бойкот; • другие виды психологического давления  (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать  списывать, принуждают к каким-то действиям и др.) , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен: •    внешними событиями; •    мыслями ("это несправедливо", "это специально подстроили", "мне это неприятно" и т. д.), формирующими твердую уверенность в их истинности; •    эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть); •    поведением других людей (поступки, высказывания). 1.   Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. 2.   Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на дру... Игра, шутка Агрессия 1. Никому не обидно, весело ВСЕМ. 2. В игре принимают участие все. 3. Все участники соблюдают правила игры. 4. Все участники соблюдают права других 1. 2. 3. 4. Правила «Я запрещаю себя обижать!», которые помогут вам не стать объектом агрессии   1.  Не бойся агрессора, держись уверенно. 2.  Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо. 3.  Не груби в ответ и не дерись. 4.  Используй (выбери) следующие стратегии поведения; •    твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; •    пошути в ответ; •    спокойно уйди (не убегай!); •    обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.     Ситуации...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Обшаровский государственный техникум им. В.И.Суркова»



Классный час

«Профилактика агрессивного поведения»



Выполнил:

Мастер производственного обучения

ГБПОУ «Обшаровский государственный

техникум им. В.И.Суркова»

Филев А.П.





Цель: Формирование адекватного поведения подростка в сложных жизненных ситуациях.

Задачи: 1) получить информацию об агрессии и агрессивном поведении;

2) расширить представление детей о своих психологических особенностях,

3) освоить «безвредные» способы разрядки гнева и агрессивности.

Стремительно, буквально за последние год-два подростковая агрессия из частно-семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему. Сегодня от проблемы агрессивного поведения уже нельзя отмахнуться как от несуществующей или малозначимой. И начинать решать ее надо в школе.

Примеры реальных ситуации из школьной жизни.

В одной школе мальчишки из шестого класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя "сильными". Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают.

Ученицы пятого класса не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее. Но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают.

Когда Зина пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, "кто здесь хозяин". Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая. Но все, же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика и против них может подговорить ребят...

Классный руководитель пятого класса одной из школ маленького городка обратилась в психологу за советом. Дело в том, что ученики ее класса не умеют общаться. Они постоянно обзывают друг друга, дерутся. Новичкам достается особо: их не принимают в игры, не разговаривают с ними на переменах. Одной ученице этого класса просто так, "шутя", однажды разорвали учебник, который очень трудно достать - его нет в продаже. Некоторые родители уже подумывают о том, чтобы перевести своих детей в другой класс или даже в другую школу.

Что же делать? Являются ли описанные ситуации типичными для нашей школы? Как можно решить подобные проблемы? (Обсудить с учащимися).

Игра «Ассоциации». Участники получают инструкцию: ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Во время разминки вам нужно будет давать ассоциации на то слово, ко торое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и произношу слово "тумбочка", то Петя (называете ученика, про должающего игру) говорит свою ассоциацию на это слово, на пример, "телевизор", а Маша дает свою ассоциацию на слово Пети и т.д. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: агрессия…»

Слово «Агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре: это поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.п.).

Причины агрессии могут быть разные. Возникновению агрессивных качеств способствуют: воспитание в семье с первых дней жизни ребенка, некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга.

Агрессия - это форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.

Рассмотрим более подробно акт агрессии.


АГРЕССОР ЖЕРТВА

ЗРИТЕЛИ

Агрессивное поведение

  1. Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерётся, портит вещи и т.д. тот, кто осуществляет агрессию; тот, кто ведёт себя как захватчик, первым нападая на окружающих . А вот если на организм напал незнакомый агрессор, то лимфоциты запускают целый ряд иммунных реакций. Полоса обеспечения - своеобразный щит, который обороняющаяся сторона использует против агрессора. Попав в полосу обеспечения, агрессор теряет скорость движения, его войска несут потери еще до встречи с главными силами обороняющейся стороны.

Жертва - тот, кому умышленно наносит вред агрессор, человек, пострадавший или

погибший от чего-либо. Толкование слова жертва- ж. пожираемое, уничтожаемое гибнущее,

что отдаю или чего лишаюсь невозвратно.

  1. Зрители - наблюдают за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, прямо или косвенно помогают агрессору. тот, кто смотрит сценическое представление, фильм, спортивное состязание и т. п.

  2. тот, кто наблюдает происходящее со стороны

Агрессивность - свойство личности, она является как результатом генетической предрасположенности, так и влияния среды. Агрессивность (лат. aggressio - нападать) - устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость) свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей..

Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими про явлениями:

Прямая агрессия

Косвенная агрессия

• вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т. д.;

• материальная - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют. портят личное имущество и т. д.

• физическая - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.; ,

• частичное игнорирование - непри

нятие в некоторые виды

деятельности (игры, разговоры и т. д.;

• полное игнорирование

- бойкот;

• другие виды психологического давления

(когда заставляют

делать за кого-то домашнее задание, давать

списывать, принуждают к каким-то действиям

и др.) , окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Основой агрессивного состояния является гнев, он может быть обусловлен:

• внешними событиями;

• мыслями ("это несправедливо", "это специально подстроили", "мне это неприятно" и т. д.), формирующими твердую уверенность в их истинности;

• эмоциями (злость, огорчение, чувство вины, стыд, зависть);

• поведением других людей (поступки, высказывания).

  1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  3. Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

  6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает плохо, а также ощущаемые им угрызения совести.


Чтобы дети сами научились различать причины агрессивного поведения, целесообразно предложить им заполнить до конца табл. 1

Таблица 1

Как отличить игру от агрессивного поведения?

Игра, шутка

Агрессия

1. Никому не обидно, весело ВСЕМ.

2. В игре принимают участие все.

3. Все участники соблюдают правила игры.

4. Все участники соблюдают права других

1.

2.

3.

4.

Правила «Я запрещаю себя обижать!», которые помогут вам не стать объектом агрессии

1. Не бойся агрессора, держись уверенно.

2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.

3. Не груби в ответ и не дерись.

4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения;

• твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;

• пошути в ответ;

• спокойно уйди (не убегай!);

• обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.

Ситуации для размышления

1.»В одной школе мальчишки из 6 класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя «сильными». Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают».

2.»Ученицы 7 класса не общаются с одной из девочек класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа им кажется смешной. Иногда они ее обзывают, но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединится к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают».

3.»В одной школе два ученика 8 класса стали запугивать малышей начальной школы и отбирать у них деньги. Ученики 3 класса платили эту «дань» ежедневно. Хулиганы угрозами заставляли молчать малышей. Многие ученики этой школы были свидетелями того, как старшие обижают младших, но никто из них не обратился за помощью к родителям или педагогам. Некоторым было даже интересно наблюдать за действиями хулиганов».

4.»Когда Маша пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, кто здесь «хозяин». Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают только за то, что она новенькая. Но все же, они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика может и против них подговорить ребят…»

- Являются ли описанные ситуации типичными для нашего класса? (не все)

- Случались ли отдельные моменты из приведенных историй в нашем классе? Приведите пример.

- Как вы думаете, можно ли назвать класс дружным, если хотя бы одному ученику живется в нем плохо?

Подтверждением этому служат ваши ответы на вопросы анкеты, которую мы проводили накануне. Наша рабочая группа проанализировала ответы, и сейчас познакомит вас с результатами:

Из 24 учащихся нашего класса с анкетой работали 21. Необходимо отметить, что не все откликнулись на призыв классного руководителя серьезно подойти к ответам на вопросы анкеты. Некоторые ребята оставили без ответа по 3 и более вопроса. Некоторые отписались ответами вроде «не знаю», «наверное», хотя им предлагались варианты ответов. Все это говорит о том, что ребята либо боятся откровенных ответов, либо эти ребята очень равнодушные.

Анкета показала, что 12 ребят видят в классе тех, кого обижают. Но в тоже время 7 - считают, что таких нет. Чаще всего мы обижаем друг друга за то, что нам не нравится чья-то фамилия (8 ответов) и мы ее коверкаем. Столько же ребят отметили, что дразнят за внешность. По 6 учащихся указали, что дразнить могут за личные качества и за что-то другое. Причем, двое ребят в анкетах указали все возможные варианты «дразнилок», т.е. они считают, что в нашем классе могут обидеть за что угодно: и за внешность, и за личные качества, и фамилию исковеркать.

На вопрос «Обижали ли тебя когда-нибудь одноклассники?» положительно ответили 9 ребят, а 11 - никогда не попадали в эту группу. С одной стороны хорошо, что большая часть ребят нашего класса не знает, что такое слезы обиды. Однако количество тех, кто хотя бы раз испытывал обиду от одноклассников велико! Мы считаем - так быть не должно. В анкетах мы нашли такое признание: «Я не понимал, за что меня обижают!»

Мы также узнали, что на защиту того, кого обижают смогу встать 8 ребят. Причем, они это сделают без всяких условий. А вот 10 ребят, прежде чем защитить жертву, будут устраивать «разбор полетов», и возможно примут сторону обидчика. Это очень грустно, т.к. говорит о нашей незрелости и «невзрослости». Защищать своего товарища надо, а если он не прав? Достанет ли у каждого из нас смелости сказать ему об этом прямо в глаза?

Один отметил, что обязательно примет сторону обидчика, двое будут стоять в стороне и наблюдать.

Выяснилось также, что ни молчание жертвы, ни ее слезы, ни попытки ответить не помогают остановить обидчиков. Из чего можно сделать вывод, что причина агрессивного поведения не в наличии «ученика-лоха», а в нас самих.

Хотели бы помочь ребятам, попавшим в трудную ситуацию 11 человек, т.е почти половина. Однако четверо - не помогут, а пятеро будут помогать только тем, кто из их компании, другим одноклассникам помощи от них не ждать. Нашелся и такой, кто высказал следующее мнение: «Обижают…, значит, есть за что!» А вы с этим согласны?

На последний вопрос анкеты «Как вы думаете, что надо сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?» большинство ребят писали о необходимости учиться дружить и общаться, а также находить компромиссные решения.

Сейчас мы попытаемся это сделать!

*Ученик зачитывает информацию по теме (определения).

Притча «Безвредная змея»

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камнями, таскать её за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Вопрос для обсуждения

1. В чем мораль этой притчи?

Комментарий

Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами, притча говорит о том, что каждая личность должна обладать определенной нормой агрессивности. В этом случае агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости.

Психотерапевтические задания

Упражнение «Объект агрессии». Цель выполнения задания состоит в освоении социально приемлемого способа разрядки гнева и отреагирования негативных эмоций. Существует несколько вариантов выполнения задания. Мы приведём два из них.

Вариант 1. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или по ступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него.

Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает то, что вас злит. Послушайте, что говорит вам этот человек, что вы отвечаете. При слушайтесь к своим ощущениям. Какие чувства испытываете? А те перь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становится все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация? Что вы теперь слышите, чувствуете?

Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. Глубоко вдохните 3-4 раза и откройте глаза.

Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? На ком из галереи вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Что вы чувствуете теперь?

Обычно ребята говорят, что злость ушла, и даже стало жалко человека.

Упражнение «Храм тишины»

Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счёт семь закройте глаза.

Вообразите себя гуляющим на окраине многолюдного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как ваши ноги ступают по мостовой… Обратите внимание на других прохожих, на выражение их лиц, на их фигуры… Заметьте, что некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны... Обратите внимание на транспорт, на его скорость, шум... Гудят автомобили, визжат тормоза... Может быть, вы слышите и другие звуки? Обратите внимание на витрины магазинов, булочную, цветочный магазин... Может быть, вы увидели в толпе знакомое лицо? Вы подойдете и поздороваетесь с этим человеком? Или пройдете мимо?.. Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?

Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других. Большая вывеска его гласит: «Храм тишины». Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входи те и сразу же оказываетесь в полной и глубокой тишине...

На счет семь медленно отрываем глаза. Глубоко вдохните, вы дохните.

Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями. Изменилось ли ваше состояние?

Упражнение «Поплавок в океане».

Если вы почувствуете, что в стрессовой ситуации у вас возникает внутреннее напряжение, если вы опасаетесь потерять контроль над собой, вам поможет это упражнение.

Примите максимально удобную позу. Глубоко вдохните и выдохните. На счёт семь закройте глаза.

Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, карты, компаса, руля, весел... Вы движетесь туда, куда вас несут ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность...

На счет семь медленно открываем глаза. Глубоко вдохните, выдох ните. Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.

Для итога:

В нашем классе можно:

«ДРУЖИТЬ, ОБЩАТЬСЯ СО ВСЕМИ РЕБЯТАМИ»;

«ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ»;

«ГОВОРИТЬ ПРАВДУ»;

«ПРИНИМАТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА»

В нашем классе нельзя:

«НАСТРАИВАТЬ РЕБЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА»;

«ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ»;

«ОБЗЫВАТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ ПЛОХИЕ СЛОВА»;

«ИГНОРИРОВАТЬ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ КЛАССА»

Список литературы:

  1. Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.

  2. Бойко Н.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С.27.

  3. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: Дис. ... канд. пед. наук. - Армавир, 2005. - 172 c.

  4. Заостровцева М.Н. Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2003. - 227 c.

  5. Карасева Е.А. Влияние когнитивных стилей на формирование агрессивности у подростков с поведенческими и эмоциональными расстройствами (В связи с задачами психологической коррекции): Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2002. - 166 c.

  6. Коренева А.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивности в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 128 c.

  7. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Просвещение, 1994.

  8. Молчанова Л.И. Влияние агрессивности на уровень учебно-познавательной мотивации младших школьников, обеспечивающей структуру их учебной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. - Тверь, 2002. - 146 c.

  9. Павленин В.С. Психолого-педагогические факторы проявления агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов: Дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2004. - 173 c.

  10. Разаренова Е.В. Самоактуализация личности подростка как средство снижения агрессивности: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 212 c.



© 2010-2022