• Преподавателю
  • ОБЖ
  • «Активные и интерактивные методы работы на уроках как средство формирования личности обучаемого»

«Активные и интерактивные методы работы на уроках как средство формирования личности обучаемого»

«Активные и интерактивные методы работы на уроках как средство формирования личности обучаемого» Главной целью образовательного  учреждения подготовить выпускника, обладающего ключевыми и профессиональными компетенциями и отвечать требованиям современного мира, быть мобильным.Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Активные и интерактивные методы работы на уроках как средство формирования личности обучаемого»

Главной целью образовательного учреждения подготовить выпускника, обладающего ключевыми и профессиональными компетенциями и отвечать требованиям современного мира, быть мобильным. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Одной из приоритетных задач обучения является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента, формирование активной позиции обучающихся в учебном процессе. Согласно теории Л.С. Выготского, развитие обучающегося как личности определяется процессом обучения.

От того как будет построен процесс обучения зависит вектор развития личности студента.

Подростковый возраст - важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос " почему?" и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к преподавателям. Им интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частыми фактами. В то же время увеличивается индивидуальные различия в уровне направленности умственных интересов и способностей учащихся.

Все эти особенности юношеского возраста учитываются при выборе методов обучения по дисциплинам основы безопасности жизнедеятельности и безопасность жизнедеятельности.

Одним из эффективных методов обучения дисциплине является обучение с помощью ситуационных задач, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков студентов в процессе групповых взаимодействий.

Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность студента, совпадая с его личным интересом именно в этом знании. Предлагаются конкретные ситуационные задачи, в которых описывается действительная ситуация или которая может быть. Для решения проблемы необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Если знаний недостаточно, у студента есть возможность пополнить необходимый запас знаний с помощью различных источников информации (учебник, интернет ресурсы, наглядные пособия,) и выполнить правильно поставленную передним задачу.

Использование метода ситуационных задач помогает стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, умение практически применять полученные знания. Педагог выступает как помощник, он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность студентов.

При изучении новых тем, для активизации деятельности обучающихся используется метод выдвижения гипотез. Для подтверждения или опровержения гипотезы нужны факты, доказательства. При включении в данную деятельность формируется рефлекторное мышление. Суть рефлекторного мышления поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового.

Формируется личность умеющая анализировать.

Для эффективной деятельности студентов на уроке создается «ситуация успеха», для этого предлагаются задания различной сложности и содержательности. (Пример) В процессе урока очень часто студенты ставятся в ситуацию выбора, какое задание делать, с чего начать изучать материал(Пример). Право выбора, предоставляемое студенту, является не только фактором мотивации. Выбор должен закрепиться в сознании как процесс принятия на себя ответственности.

Развитию у студентов коммуникабельности способствуют коллективные, творческие задания. Важно в жизни умение не только высказывать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда полностью противоположную своей.

При подготовке к урокам, в выборе методов обучения основная цель направлена на развитие умений анализировать проблемную ситуацию, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций (новости, фильмы), строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к деятельности, к реализации собственной «Я-концепции» (Я могу, я хочу, я знаю).

Роль студента в учебном процессе принципиально меняется, они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.

Активные методы обучения способствуют формированию навыков и умений.

Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами).

-Творческие (умение, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых

решений, умение видеть новую проблему). (ПРИМЕР)

Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности

Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Урок следует организовывать так, чтобы студенту было интересно от самого процесса учения и комфортно от общения с педагогм, однокурсниками. Наиболее эффективными методами обучения, развивающие ключевые компетенции для формирования личности на уроках ОБЖ и БЖД считаю активные методы обучения, это ситуационные задачи, проблемные вопросы, игровые методики.



© 2010-2022