- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондратьев А.Ю. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа для 8а класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
-
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
-
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.
-
Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования.
-
Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
-
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
-
Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ. № 321 от 14.12. 2006г. «Об утверждении федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год».
-
Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1075 «Положение «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ».
-
Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1076«О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ».
-
Приказ Министерства образования РФ №135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
-
Информационное письмо МОиН РФ и издательства «Просвещение» от 16.08.2004 № М1-05-862 об использовании учебников издательства «Просвещение» при организации профильного обучения.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. - М.: Дрофа, 2004.
-
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера"
-
"Об охране окружающей природной среды"
-
"О пожарной безопасности " от 12.02.06г. № 78
-
"О гражданской обороне" от 12.02.06г.
-
"Об обороне" от 24.04.04г.
-
"О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.06г. № 53-ФЗ
-
Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности, 1-11 классы, под редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2006 год.
Общая характеристика учебного предмета
В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей природной среды", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне" и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Цели
Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
безопасного поведения при их возникновении; -
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; -
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своей
здоровью и жизни;
*овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Требования к результатам обучения и воспитания:
Личностные:
-
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
-
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
-
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
-
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
умение оказать первую помощь пострадавшим;
-
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
-
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Знать/понимать
-
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки их профилактику,
-
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
* способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
-
действовать при возникновении пожара в жилищё и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
-
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
-
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
-
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
-
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
-
действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимальный необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
-
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
-
пользования бытовыми приборами и инструментами;
-
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Содержание программы
№ п/п
Название темы (раздела)
Всего
1
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера
3
2
Пожары и взрывы
5
3
Аварии с выбросом опасных химических веществ
5
4
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
5
5
Гидротехнические аварии
4
6
Нарушение экологического равновесия
6
7
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
6
Итого:
34
Календарно- тематическое планирование
№п/п урока в году
Тема урока
Дата проведения
Примечание
Основные виды и причины ситуаций техногенного характера.
1.
Понятие аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера и их классификация.
2.
Краткая характеристика аварий, катастроф и ЧС техногенного характера.
3.
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы.
4.
Пожары.
5.
Взрывы.
6.
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
7.
Возможные последствия пожаров и взрывов.
8.
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Аварии с выбросом опасных химических веществ.
9.
Опасные химические вещества и объекты.
10.
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.
11.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
12.
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО
13.
Первая помощь пострадавшим от АХОВ
14.
Обобщающий урок по теме «Пожары, выбросы и аварии с выбросом АХОВ»
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
15.
Радиоактивность и радиационно- опасные объекты.
16.
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.
17.
Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения.
18.
Правила поведения и действия населения при радиоактивных авариях и радиоактивном заражении местности.
Гидродинамические аварии.
19.
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.
20.
Причины и виды гидродинамических аварий. Их последствия.
21.
Меры по защите населения от гидродинамических аварий, правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
22.
Обобщающий урок по теме «Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека».
23.
К.р. по теме «Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека».
Нарушение экологического равновесия.
24.
Экология и экологическая безопасность.
25.
Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв и природных вод.
26.
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Экологическая обстановка в России.
27.
Обобщающий урок по теме «Нарушение экологического равновесия»
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
28
Правила для велосипедистов и роллеров.
29.
Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.
30.
Как уберечь себя от преступлений.
31.
Итоговая к.р. по курсу ОБЖ за 8 класс.
32.
Анализ к.р.
33.
Резервный урок.
34.
Резервный урок.
Перечень учебно- методического и материально- технического обеспечения программы:
IЛитература для учащихся:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. М.:АСТ: Астрель, 2011.
II Литература для учителя:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.
Оборудование
- раздаточный материал
- средства индивидуальной защиты
- противогазы,
- ватно - марлевые повязки,
- аптечка
- проектор
- видеомагнитофон
- телевизор