Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа для 8а класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

  • Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26 января 2007 года.

  • Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования.

  • Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  • Письмо Департамента общего и дошкольного образования МО РФ №14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ. № 321 от 14.12. 2006г. «Об утверждении федеральных перечнях учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1075 «Положение «О государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ 03.12.1999 г., №1076«О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ».

  • Приказ Министерства образования РФ №135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  • Информационное письмо МОиН РФ и издательства «Просвещение» от 16.08.2004 № М1-05-862 об использовании учебников издательства «Просвещение» при организации профильного обучения.

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ. - М.: Дрофа, 2004.


  • Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природной и техногенного характера"

  • "Об охране окружающей природной среды"

  • "О пожарной безопасности " от 12.02.06г. № 78

  • "О гражданской обороне" от 12.02.06г.

  • "Об обороне" от 24.04.04г.

  • "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.06г. № 53-ФЗ

  • Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности, 1-11 классы, под редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение», 2006 год.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об охране окружающей природной среды", "О пожарной безопасности", "О гражданской обороне" и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели

Курс "Основы безопасности жизнедеятельности" в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах
    безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения
    безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своей
    здоровью и жизни;

*овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на этапе основного общего образования. В VIII классе на его изучение выделяется 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Требования к результатам обучения и воспитания:

Личностные:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки их профилактику,

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

* способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилищё и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимальный необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Содержание программы


№ п/п

Название темы (раздела)

Всего

1

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

3

2

Пожары и взрывы

5

3

Аварии с выбросом опасных химических веществ

5

4

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

5

5

Гидротехнические аварии

4

6

Нарушение экологического равновесия

6

7

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

6

Итого:

34


Календарно- тематическое планирование

№п/п урока в году

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Основные виды и причины ситуаций техногенного характера.

1.

Понятие аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера и их классификация.


2.

Краткая характеристика аварий, катастроф и ЧС техногенного характера.


3.

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.


Пожары и взрывы.

4.

Пожары.


5.

Взрывы.


6.

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.


7.

Возможные последствия пожаров и взрывов.


8.

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.


Аварии с выбросом опасных химических веществ.

9.

Опасные химические вещества и объекты.


10.

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.


11.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.


12.

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО


13.

Первая помощь пострадавшим от АХОВ


14.

Обобщающий урок по теме «Пожары, выбросы и аварии с выбросом АХОВ»


Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

15.

Радиоактивность и радиационно- опасные объекты.


16.

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.


17.

Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения.


18.

Правила поведения и действия населения при радиоактивных авариях и радиоактивном заражении местности.


Гидродинамические аварии.

19.

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.


20.

Причины и виды гидродинамических аварий. Их последствия.


21.

Меры по защите населения от гидродинамических аварий, правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.


22.

Обобщающий урок по теме «Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека».


23.

К.р. по теме «Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека».


Нарушение экологического равновесия.

24.

Экология и экологическая безопасность.


25.

Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв и природных вод.


26.

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Экологическая обстановка в России.


27.

Обобщающий урок по теме «Нарушение экологического равновесия»


Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

28

Правила для велосипедистов и роллеров.


29.

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.


30.

Как уберечь себя от преступлений.


31.

Итоговая к.р. по курсу ОБЖ за 8 класс.


32.

Анализ к.р.


33.

Резервный урок.


34.

Резервный урок.








Перечень учебно- методического и материально- технического обеспечения программы:

IЛитература для учащихся:

1.Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. М.:АСТ: Астрель, 2011.

II Литература для учителя:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. М., 1998 2006.

Оборудование

- раздаточный материал

- средства индивидуальной защиты

- противогазы,

- ватно - марлевые повязки,

- аптечка

- проектор

- видеомагнитофон

- телевизор


© 2010-2022