- Преподавателю
- ОБЖ
- Методические указания по выполнению самотоятельной работы по дисциплине ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессий НПО
Методические указания по выполнению самотоятельной работы по дисциплине ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессий НПО
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ляпчев А.В. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области
ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы обучающимися
по дисциплине
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Профессиональный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по профессиям:
190.631.01 АВТОМЕХАНИК
151.902.03 СТАНОЧНИК
140.446.03 ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ
151.903.02 СЛЕСАРЬ
г.о. Тольятти 2014
РАССМОТРЕНО И ОдобренО
Предметно цикловой комиссией
Протокол №___ от "___"____20___ г.
Председатель ПЦК
_______________ Т.Г. Гизатуллин
Разработал ____________ А.В. Ляпчев, преподаватель ГБОУ СПО ТМК
Методические указания предназначены для самостоятельной работы обучающихся профессиям НПО 190.631.01 Автомеханик, 151.902.03 Станочник, 140.446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, 151.903.02 Слесарь по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине.
Методические указания призваны помочь обучающимся самостоятельно освоить некоторые теоретические знания о военной службе, гражданской обороне, о приемах оказания первой медицинской помощи при травмах, о действиях при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………...…………………………….
4
1
Карта самостоятельной работы обучающегося ……………..……………
7
2
Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся …………
9
3
Список рекомендуемой литературы ………………………………………
10
Приложение А ………………………………………………………………….
13
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с профессиями НПО 190.631.01 Автомеханик, 151.902.03 Станочник, 140.446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования, 151.903.02 Слесарь.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Федерального Государственного стандарта среднего профессионального образования для всех профессий.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающимися дневной формы обучения предусмотрено всего - 100 часов, самостоятельных занятий - 30 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся с литературой на основе организации её изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
-
активизация самостоятельной работы обучающихся;
-
содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
-
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
-
управление познавательной деятельностью обучающихся.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
-
определение содержания работы обучающихся по овладению программным материалом;
-
установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения обучающихся.
Цель преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» - дать студентам теоретические и практические знания в области оказания первой помощи при травмах, о порядке действий при чрезвычайных ситуациях, о гражданской обороне, о военной службе.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен:
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающего населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения (далее - ОМП);
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей (далее - ВУС) и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны (далее - ГО), способы защиты населения от ОМП;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, имеющих ВУС, родственные профессиям НПО
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1 КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» состоят из карты самостоятельной работы обучающегося и порядка выполнения самостоятельной работы обучающегося, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.
Тенденция современного образования - самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Самостоятельность - это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.
Самостоятельность - это такое качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.
Карта самостоятельной работы поможет обучающимся организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты обучающиеся узнают наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основную литературу. К каждой теме предложен план, вопросы самопроверки и проверки, которые помогут обучающимся сориентироваться в изучаемой теме, правильно расставить акценты. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
В карте самостоятельной работы обучающегося предложены наименования вопросов, количество часов для выполнения, форма осуществления работы, вопросы для самопроверки и проверки преподавателем, а также основная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения самостоятельной работы обучающимся разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению обучающихся.
Карта самостоятельной работы обучающегося
Наименование темы или
вопроса
Час
Вид работы
Форма контроля
Дата сдачи
1
2
3
4
5
Тема 2
Государственная система обеспечения безопасности населения.
8
Составить конспект ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
конспект
ноябрь
Тема 3
Основы обороны государства и воинская обязанность.
2
Составить конспект ФЗ «Об обороне»
конспект
декабрь
4
Составить конспект «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г»
конспект
январь
4
Составить конспект ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
конспект
февраль
4
Составить конспект по выполнению требования законов по воинскому учету, медицинскому обследованию и освидетельствованию, постановка на первоначальный воинский учет
конспект
март
4
Составить конспект по положению Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил РФ.
конспект
май
Тема 4
Основы медицинских знаний.
4
Составить конспект по правилам остановки кровотечения, наложения жгута и повязки
конспект
июнь
Всего
30
2 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ
Основная задача дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит в том, чтобы будущие специалисты научились оказывать первую помощь, освоили теоретические знания о вооруженных силах РФ, в области действий при ЧС природного и техногенного характера.
Некоторые вопросы дисциплины вынесены на самостоятельное изучение, по ним необходимо составить конспекты.
По каждому вопросу, выносимому на самостоятельную работу студента, приведены методические рекомендации.
-
Правила составления конспекта (Приложение А)
Результаты самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (конспекты) оформляются в соответствии с Правилами составления конспектов.
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
Для преподавателей
1.Конституция Российской Федерации;
2.Федеральные законы: "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службы", "О гражданской обороне", "О радиационной безопасности населения", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения";
3.Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ;
4.Устав войск гражданской обороны РФ;
5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с
6.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.- 320с
Для студентов
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации: «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О днях воинской славы России (победных днях», "О радиационной безопасности населения", "О безопасности дорожного движения", УК РФ, КоАП РФ…
3. Указы Президента РФ: «Военная доктрина РФ» (2010), Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ.
4 .Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 2010.
5. Постановления Правительства РФ: №№: 762, 992, 996 и т.п.
6. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. - М.: Высшая школа, 2008.
7. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. - М.: Высшая школа, 2008.
8. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. - М.: Питер, 2009.
9. Сапронов Ю.Г., Сыса А.Б., Шахбазян В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для СПО. - М.: Академия, 2009.
10. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебник для 10-11 классов. - М.: Просвещение, 2010.
11. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы. Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дрофа», 2010.
12. Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. - М.: Просвещение, 2007.
13.Воробьев Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. - М.: Астрель, 2009.
14.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2011.- 320с
Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Гетия И.Г. , Гетия С.И., Емец В.Н., Комиссарова Т.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия. Учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Колос, ИПР СПО, 2010.
2. Ю.Л. Воробьев Катастрофы и человек. Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: Издательство •АСТ-ЛТД, 2009.
3. М.И Фалеев. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Калуга: ГУП «Облиздат», 2011.
4. В.В. Смирнов Армия государства Российского и защита Отечества. М.: Просвещение, 2009.
Интернет ресурсы:
1. mchs.gov.ru/
2. mvd.ru/
3. mil.ru/
4. fsb.ru/
Для студентов
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб.. заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176с.
2. Комплект учебно-наглядных плакатов «Безопасность жизнедеятельности» М.: 2007.
Приложение А
Правила составления конспекта
Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
В ходе выполнения работы обучающийся читает текст учебника и подразделяет его на основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делает выводы.
Как писать конспект:
- В ходе подготовки к составлению конспекта изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
- Прочитайте текст и выделите основные смысловые компоненты.
- Составьте план - основу конспекта.
- Основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в тетради после наименования темы;
- прочитайте еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
- наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
- конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания);
- составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения;
- для того чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
- используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает..»,
- собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих правил и изучении рекомендованной литературы.
Правила оформления конспекта
- Конспект должен быть оформлен в тетради;
- Конспект должен начинаться с наименования темы;
- Каждый новый смысловой компонент должен начинаться с нового абзаца;
- Определения, термины должны быть выделены (подчеркиванием, другим цветом);
- В конспекте необходимо оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Критерии оценки выполненной обучающимися работы:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «4» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта не полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта.
13