- Преподавателю
- ОБЖ
- Пояснительная записка и тематическое планирование
Пояснительная записка и тематическое планирование
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колесников В.Н. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1.федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2.Программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности;( профильный уровень) под общей редакцией А.Т.Смирнова, издательство «Просвещение», 2013 год.
3.Базисный учебный план МБОУ СОШ № 10.
4.Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 9 » декабря 2008 г. № 379, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, дляпроведения учебных сборов, военно-профессиональной ориентации и военно-патриотического воспитания Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Цели учебного курса
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
-
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
-
развитиечерт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
-
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы выстроено по трем линиям:
-
безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;
-
основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
-
основы военной службы, современный комплекс проблем безопасности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Обще-учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
-
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
-
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое воспитание старшеклассников, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа рассчитана на 108 часов, а именно:
10 класс. Тема:«Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона. Основы военной службы».
Количество часов 68 (2 часа в неделю).В конце периода обучения с юношами 10 классов: проводятся 5 дневные военно-полевые сборы на базе школы - 40 часов
Содержание изучаемого курса предмета.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 10 КЛАССА
I. Основы безопасности личности, общества и государства
1. Основы комплексной безопасности.(28 час)
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Правила самозащиты от насильников и хулиганов.
Практическое занятие.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и др.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Виды наказ Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного
характера.
Практическое занятие.
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытия в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
Ч С (РСЧС), ее структура и задачи.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от ЧС. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению
безопасности.
Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы: «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», Закон РФ «О безопасности» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи
гражданской обороны.
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Современные средства поражения, их поражающие факторы,
мероприятия по защите населения.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Биологическое оружие.
Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы. МГП о запрещенных средствах поражения.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.
Практическое занятие.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
Средства индивидуальной защиты населения.
Практическое занятие.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Организация гражданской обороны в школе.
Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС.
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
проводимых в зоне ЧС. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зоне заражения.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(13час.)
Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки
юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.
Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности.
Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Биологические ритмы и работоспособность человека.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
Значение двигательной активности и закаливания организма для
здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Социальные последствия вредных привычек.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
III. Обеспечение военной безопасности государства.( 27 час.)
Основы обороны государства.
История создания Вооруженных сил России.
Организация Вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XIV в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных сил.
Вооруженные силы Российской Федерации.
Организационная структура. Виды и рода войск. Другие войска, их состав и предназначение
Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России,
их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности
страны. Реформа Вооруженных сил.
Вооруженные силы РФ - государственная военная организация.
Реформа Вооруженных сил России, ее этапы и их основное содержание.
Патриотизм и верность воинскому долгу качества защитника Отечества.
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Памяти поколений - Дни воинской славы России.
Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России.
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество - основа высокой боевой
готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.
Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести
и славы.
Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ордена и медали - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
История государственных наград. Награды Российской Империи и СССР.
Награды Российской Федерации .
Ритуалы Вооруженных сил РФ.
Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
Основы военной службы
(Практические занятия с юношами на базе воинской части во внеурочное время в объеме 35 часов проводятся согласно расписания занятий учебных сборов составленному на основании Расчета часов по предметам обучения и Учебно-тематического плана проведения учебных сборов).
Т-1 Общевоинские уставы
Занятие 1. (1 час). Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Порядок организации и проведения учебных сборов.
Занятие 2. (1 час) Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними.
Занятие 3. (1 час). Распределение времени и внутренний порядок. Распорядок дня и регламент служебного времени.
Занятие 4. (1 час). Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте.
Занятие 5. (1 час). Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при прибытии в роту офицеров и старшины роты и при подъеме роты по тревоге. Занятие 6.(1 час). Комната для хранения оружия, ее оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск личного состава в комнату для хранения оружия. Порядок выдачи оружия и боеприпасов.
Занятие 7. (1 час). Несение караульной службы - выполнение боевой задачи. Состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование
Занятие 8. (1 час). Воинская дисциплина. Поощрения и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих.
Т-2. Огневая подготовка.
Занятие 1. (3 часа). Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжании и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение.
Занятие 2. (2 часа). Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия.
Занятие 3. (4 часа). Выполнение упражнений начальных стрельб
Т-3. Тактическая подготовка.
Занятие 1. (2 часа). Передвижение солдата на поле боя. Команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения.
Занятие 2. (1 час). Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста.
Занятие 3. (1 час). Передвижение на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня, самоокапывание и маскировка.
Т-4. Строевая подготовка.
Занятие 1. (1 час). Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом.
Занятие 2. (1 час). Строевые приемы и движение без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Занятие 3. (1 час). Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Занятие 4. (1 час). Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный строй взвода.
Т-5. Физическая подготовка.
Занятие 1. (1 час). Разучивание и совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней физической зарядке.
Занятие 1. (1 час). Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения по подтягиванию на перекладине.
Занятие 3 . (1час). Совершенствование и контроль упражнения в беге на 100 метров.
Занятие 4. (1 час). Совершенствование и контроль упражнения в беге на 1 километр.
Занятие 5. (1 час). Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3 -5 километров).
Т-6. (2 часа). Радиационная, химическая и биологическая защита.
Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения.
Т-7. (2 часа). Военно-медицинская подготовка.
Основы сохранения здоровья военнослужащих. Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия.
Т-8. (1 час). Основы безопасности военной службы.
Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
Выпускники должны
знать/понимать:
-
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
-
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
-
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
-
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
-
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
-
историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России;
-
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
-
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;
-
нормы международного гуманитарного права;
-
требования, предъявляемые к уровню подготовленности призывников;
-
основные виды воинской деятельности;
-
строи отделения и порядок управления ими;
-
назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
-
правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;
-
правила подготовки автомата к стрельбе;
-
приемы и правила стрельбы из автомата;
-
основы современного общевойскового боя;
-
общие обязанности солдата в бою;
-
основные способы передвижения солдата в бою;
-
способы ориентирования на местности и движения по азимутам;
-
основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;
-
государственные и военные символы Российской Федерации;
-
боевые традиции Вооруженных Сил России;
-
классы сходных воинских должностей;
-
общие требования к безопасности военной службы;
-
порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
-
общую организацию подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;
-
правила безопасности при обращении с оружием и при организации учебных стрельб;
-
средства массового поражения и их поражающие факторы;
-
защитные сооружения гражданской обороны и правила их использования;
-
порядок размещения и условия быта военнослужащих;
уметь:
-
применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
-
выполнять строевые приемы на месте и в движении;
-
производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
-
вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся целям;
-
ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
-
пользоваться индивидуальными средствами защиты;
-
использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
-
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву;
Литература и средства обучения.
-
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
-
Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
-
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
-
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
-
Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
-
Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
-
Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
-
Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия:
-
Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности - 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
-
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
-
Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
-
ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
-
Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
-
Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
-
Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. - Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.
-
Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мульти медийные презентации.
-
Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:
-
Лекции;
-
Беседы;
-
Семинары;
-
Практические занятия;
-
Соревнования;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ОБЖ (профильный уровень)
-
№
Наименование темы
и содержание урока
Количество часов
Дата проведения урока
Виды и формы контроля
Требования уровню подготовки программы
Планируемая
Фактическая
I раздел: Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
28
ТЕМА 1:
Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения
10
1
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Уметь ориентироваться в условиях вынужденной автономии
2
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.
Движение по азимуту.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Уметь правильно двигаться по азимуту
3
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Уметь применять правила поведения в условиях криминогенного характера
4
Правила поведения в ситуациях при угрозе террористического акта.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Знать об основных правилах безопасного поведения
5
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Уметь защищать себя от ЧС природного характера
6
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Уметь защищать себя от ЧС техногенного характера
7
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.
1
Фронтальный опрос
Знать законы РФ
8
Единая государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи.
В Адыгее.
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о РСЧС о её структуре и задачах
9
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Понятия и виды преступлений.
1
опрос
Знать и уметь рассказать о уголовной ответственности несовершеннолетних и о понятиях и видах преступлений
10
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Понятия и виды преступлений.
1
зачёт
ТЕМА 2:
Гражданская оборона
- составляющая часть обороноспособности страны
18
11
Гражданская оборона - основные понятия, определения и задачи
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о задачах и органах управления ГО.
12
Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие.
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о поражающих факторах ядерного оружия
13
Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие.
1
опрос
Знать о видах отравляющих веществ
14
Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие.
1
Фронтальный опрос
Знать о поражающих факторах биологического оружия
15
Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Современные обычные средства поражения.
1
зачёт
16
Оповещение населения об опасностях, возникающие в ЧС мирного и военного времени
1
Фронтальный опрос
Знать о средствах и способах оповещения населения в мирное и военное время
17
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени
1
Фронтальный опрос
Знать о инженерной защите населения в мирное и военное время
18
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени
1
Фронтальный опрос
Знать о правилах поведения в убежище и о устройстве
19
Средства индивидуальной защиты
1
Фронтальный опрос
Знать о средствах индивидуальной защиты
20
Средства индивидуальной защиты кожи
1
Фронтальный опрос
Знать о всех средствах защиты кожного покрова
21
Медицинские средства индивидуальной защиты
1
Фронтальный опрос
Знать что такое аптечка индивидуальная и противохимический и индивидуальный противохимический пакет
22
Средства индивидуальной защиты
1
Практическая работа
Уметь правильно пользоваться противогазом и выполнять требования нормативов
23
Средства индивидуальной защиты кожи
-
Правила надевания ОЗК и Л-1
-
Тренировки в надевании ОЗК в виде плаща
-
Порядок пользования АИ-2 и ИПП-8
1
Практическая работа
24
Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля.
1
Фронтальный опрос
Знать принципы работы приборов радиационной разведки и тактика -технические данные
25
Приборы химической разведки.
1
Фронтальный опрос
Знать приборы химической разведки и тактика - технические данные
26
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения.
1
Фронтальный опрос
Знать о мероприятиях по защите населения при угрозе ЧС и уметь эвакуироваться в результате их применения
27
Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.
-
Органы управления ГО в школе
-
Задачи ГО в школе
-
Мероприятия ГО в школе
1
Фронтальный опрос
Знать о организации ГО в школе
28
Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.
1
Фронтальный опрос
Уметь пользоваться средствами пожаротушения имеющимися в школе
ТЕМА 3:
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
13
29
Сохранение и укрепление здоровья - важная забота каждого человека и всего человечества.
-
Понятия, функции и показатели здоровья
-
Индивидуальное здоровье человека
-
Общественное здоровье
1
опрос
30
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Основные понятия.
-
Понятия «инфекционная болезнь», «эпидемия»
-
Условия передачи инфекции
-
Механизмы передачи инфекции
1
Фронтальный опрос
Знать о инфекционных заболеваниях
31
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
-
Наиболее часто встречающиеся инфекции, передающиеся посредством пищевого и водного механизмов передачи
-
Наиболее часто встречающиеся инфекции, передающиеся посредством воздушно-капельного, воздушно-пылевого механизма передачи и через промежуточного хозяина
-
Наиболее часто встречающиеся инфекции, передающиеся посредством контактно-бытового механизма передачи
1
Фронтальный опрос
Уметь рассказать о наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваниях
32
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Факторы риска.
-
Понятия факторов риска инфекционных заболеваний
-
Социальные и медицинские факторы риска
-
Гигиенические факторы риска
1
Фронтальный опрос
Знать о основных инфекционных заболеваниях о их классификации и профилактике
33
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Методы борьбы.
-
Иммунитет и вакцинация
-
Санитарно-гигиенические мероприятия
-
Карантин и обсервация
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о методах борьбы с инфекционными заболеваниями
34
Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания.
-
Здоровый образ жизни - понятия и структура
-
Питание как составляющая здорового образа жизни. Культура питания
-
Здоровое питание
1
зачёт
35
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
-
Биоритмы и их влияние на режим труда и отдыха
-
Индивидуальный режим труда и отдыха.
-
Утомление и его профилактика
1
Фронтальный опрос
Знать о биологических ритмах и их влиянии на здоровье человека
36
Значение двигательной активности и закаливания для здоровья человека.
-
Необходимость двигательной активности. Гиподинамия
-
Основные виды двигательной активности подростка
1
Фронтальный опрос
Знать о основных видах закаливания подростка
37
Значение двигательной активности и закаливания для здоровья человека. Закаливание
1
Фронтальный опрос
Знать о влиянии закаливания на организм, иметь понятие о водном и воздушном закаливание
38
Вредные привычки, их влияние на организм человека.
-
Вредные привычки - понятие и классификация
-
Социальные последствия вредных привычек
1
Фронтальный опрос
Иметь представление о социальных последствиях вредных привычек
39
Вредные привычки, их влияние на организм человека. Никотиновая зависимость.
-
Влияние курения на организм подростка
-
Механизм никотиновой зависимости
-
Как побороть вредную привычку
1
опрос
Знать о механизме никотиновой зависимости и как побороть вредную привычку
40
Вредные привычки, их влияние на организм человека. Пьянство и алкоголизм.
-
Влияние алкоголя на организм подростка
-
От пьянства к алкоголизму - механизм образования алкогольной зависимости
-
Алкоголизм - социальное самоубийство
1
Фронтальный опрос
Знать о влиянии алкоголя на организм подростка
41
Вредные привычки, их влияние на организм человека. Наркомания.
-
Влияние наркотиков на организм подростка
-
Механизм возникновения наркозависимости
-
Наркомания - смерть и социальная, и физическая
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о влиянии наркотиков на организм подростка
II раздел: Основы военной службы
27
ТЕМА 4:
Вооруженные Силы Российской Федерации
- защитники нашего Отечества и его национальных интересов
14
42
Родина и ее национальная безопасность
-
Наша Родина - Россия
-
Национальные интересы России
1
опрос
Знать и уметь рассказать о национальных интересах России
43
Родина и ее национальная безопасность
-
Военная доктрина Российской Федерации об угрозах национальным интересам России
-
Структура угроз национальной безопасности России
-
Что и кто угрожает России в настоящее время?
1
Фронтальный опрос
Знать кто и что угрожает России в настоящее время
44
История создания и развития Вооруженных сил России. Зарождение ратного дела на Руси.
-
Зарождение ратного дела на Руси
-
Дружинный этап развития русского войска
-
Воители земли Русской IX-XVIвв
1
опрос
Знать о зарождении ратного дела на Руси и о дружинном этапе развития русского войска
45
История создания и развития Вооруженных сил России. Военная реформа Ивана Грозного.
-
Военные реформы Ивана Грозного. Создание постоянного войска
-
Первые уставы и военные законы на Руси
1
Фронтальный опрос
Уметь рассказать о военных реформах Ивана Грозного и о создании постоянного войска
46
История создания и развития Вооруженных сил России. Русская армия в конце XVIII-начале XIX века.
-
Создание регулярной армии и флота Петром Великим
-
Русская армия в концеXVIII-начале XIX века. Разгром Наполеона
-
Крымская война и ее итоги
1
Фронтальный опрос
Знать о создании регулярной армии и флота Петром Великим
47
История создания и развития Вооруженных сил России. Военная реформа Александра II.
-
Военная реформа Александра II
-
Русская армия в Русско-японской и Первой мировой войнах
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о реформе Александра 2
48
История создания и развития Вооруженных сил России. Создание Красной Армии.
1
Фронтальный опрос
Знать о истории создания и развитии вооружённых сил России уметь рассказать о Советской армии 50-80 е годы 20 века
49
История создания и развития Вооруженных сил России. Современная армия.
-
Военное строительство в России на рубеже XX-XXIвеков
-
Проблемы Российской армии
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о истории создания и развитии ВС России на современном этапе
50
История создания и развития Вооруженных сил России.
-
Проблемы реформирования Вооруженных сил
-
«Воевать не числом, а умением»
-
Станет ли наша армия полностью контрактной?
1
зачёт
51
Состав Вооруженных сил Российской Федерации.
-
Управление обороной государства в Российской Федерации
-
Полномочия должностных лиц
-
Структура Вооруженных сил РФ
1
Фронтальный опрос
Уметь рассказать о структуре Вооружённых сил России
52
Состав Вооруженных сил Российской Федерации.
-
Назначение и задачи Сухопутных войск
-
Структура и вооружение Сухопутных войск
1
Фронтальный опрос
Знать о составе Вооружённых Сил Российской Федерации
53
Состав Вооруженных сил Российской Федерации.
-
Назначение и задачи Военно-Воздушных сил
-
Структура и вооружение Военно-Воздушных сил
1
Фронтальный опрос
Знать о назначении и задачах Военно -воздушных сил
54
Состав Вооруженных сил Российской Федерации.
-
Назначение и задачи Военно-Морского Флота
-
Структура и вооружение Военно-Морского Флота
1
Фронтальный опрос
Знать о стуктуре и вооружении Военно- Морского флота
55
Состав Вооруженных сил Российской Федерации.
-
Назначение и задачи родов войск ВС
-
Структура и вооружение родов войск ВС
1
Самостоятельная работа
ТЕМА 5:
Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации
6
56
Патриотизм, верность воинскому догу - неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.
-
Боевые традиции Вооруженных сил - основа воинской морали
-
Патриотизм
1
опрос
Знать о боевых традициях Вооружённых сил
57
Память поколений - дни воинской славы России.
-
Дни воинской славы как важный элемент государственной политики в области обороны.
-
Дни славы русского оружия
1
Фронтальный опрос
Уметь рассказать о днях воинской славы кА о важном элементе государственной политики в области обороны
58
Память поколений - дни воинской славы России.
-
XIII-XVII век
1
Фронтальный опрос
Знать о днях воинской славы 13-17 века
59
Память поколений - дни воинской славы России.
-
XVIII-XIX век
1
Фронтальный опрос
Знать о днях воинской славы 18-19 века
60
Память поколений - дни воинской славы России.
-
XX век
1
Фронтальный опрос
Знать о днях воинской славы 20 века
61
Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности войск.
-
Воинский коллектив - понятие и особенности
-
Взаимоотношения в воинском коллективе
-
Войсковое товарищество
1
Самостоятельная работа
ТЕМА 6:
Символы воинской чести
3
62
Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.
1
опрос
Знать о боевом знамени воинской части как о символе воинской чести
63
Ордена - почетные награды и заслуги в бою и военной службе.
-
История государственных наград за военные отличия в России
-
Основные государственные награды в России
1
Фронтальный опрос
Знать о истории государственных наград за военные отличия в России
64
Ритуалы вооруженных сил Российской Федерации.
-
Ритуал приведения к военной присяге
-
Ритуал вручения Боевого знамени части
-
Ритуал вручения оружия и боевой техники молодому пополнению
1
Фронтальный опрос
Знать о ритуалах вооружённых сил Российской Федерации
ТЕМА 7:
Оружие России
4
65
Оружие России.
-
Автоматическое оружие. Автоматы.
-
Пулеметы
-
Пистолеты.
-
Снайперская винтовка
-
Гранатометы. Ручные гранатометы. Автоматические гранатометы
-
Ручные осколочные и противотанковые гранаты
1
опрос
Знать и уметь показать и рассказать о оружие России
66
Оружие России.
-
Автомат Калашникова. Боевые свойства. Устройство и тактико-технические характеристики.
-
Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки
1
Практическая работа
Уметь выполнить неполную разборку и сборку автомата Калашникова
67
Оружие России.
-
Автомат Калашникова. Неполная разборка и сборка после неполной разборки
-
Снаряжение магазина патронами
1
Практическая работа
Уметь быстро и правильно снарядить магазин патронами
68
Оружие России.
-
Автомат Калашникова. Правила прицеливания и изготовки к стрельбе
-
Меры безопасности при проведении стрельб
1
Фронтальный опрос
Знать и уметь рассказать о мерах безопасности при проведении стрельб
-