Материалы открытого интегрированного урока по ОБЖ (СПО)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

"Воронежский юридический техникум"







Методическая разработка

интегрированного урока по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

и «Истории России»

Тема урока: «Влияние внешнеполитического курса

Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского

государства»













Преподаватель предмета «ОБЖ»

Ю.И. Волгин







Интегрированный открытый урок

по ОБЖ и истории России



Тема: «Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания Вооруженных Сил Российского государства»

Занятие проводится с группой П--14

Место проведение: икабинет№49

Задача урока: Решение проблемы: Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра I.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить студентов с внешнеполитическим курсом Петра I, а также его военным реформированием;

  • проследить влияние его военных реформ на успешность внешней политики;

  • выявить связь между реформированием Петра I и современным состоянием ВС РФ.

Развивающие:

  • развивать интерес к предмету ОБЖ и истории за счет использования интересных фактов из биографии и жизнедеятельности исторической личности;

  • развивать умение учащихся самостоятельной работы с дополнительными источниками информации (энциклопедиями, хрестоматиями и т.п.), выбирая основной материал.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любовь к истории своей Родины

  • поддерживать в учениках стремление к учебе, приобретению новых знаний

  • воспитывать умение слушать собеседника.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРИМЕНЯЕМЫЙ НА УРОКЕ:

1.Слайдопрезентация «Влияние внешнеполитического курса Петра I на историю создания ВС Российского государства.

2. Карта «Северная война»

3.Учебник ОБЖ, истории

ХОД УРОКА :

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ( 3-5 минут)

Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность группы к занятиям, отмечает отсутствующих.

2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

На доске заранее написан эпиграф к уроку:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

Преподаватель истории:

В начале своего царствования из двух морей, к которым предстояло пробиваться России, Петр I выбрал Черное. На Балтике господствовала Швеция, обладавшая сильной армией и великолепным флотом. Османская империя представляла не менее грозную силу. Вступление в «Священную лигу» (Речь Посполитая, Австрия, Венеция) казалось Петру перспективным. Петр I полагал, что эта война против турок даст возможность освоения южных земель.

Итак, мы с вами переходим к решению нашей проблемы. Азовские походы, что ожидало Россию?

Выступление студента: Первый Азовский поход оказался неудачным (1695г.). Русское войско, как выяснилось, не могло решать серьёзные задачи: два штурма крепости были отбиты с большими потерями. Попытка же взять Азов осадой не принесла успеха, т.к. у Петра не было флота, способного блокировать крепость с моря.

Однако Петр из неудачи сделал правильные выводы и начал строить флот. В результате летом 1696 г., во время второго Азовского похода, крепость «обложили» и с суши, и с моря. Её гарнизон, не дожидаясь штурма, сдался.

Преподаватель истории:

Для продолжения войны с Турцией требовалось получить поддержку от союзников. Петр I объявил об отправке «Великого посольства»

Выступление студента:

В составе Великого посольства инкогнито отправился и сам Петр I. В посольство отправилось на Запад, чтобы побудить союзников России, прежде всего Австрию, к активизации военных действий. Однако великие державы, в том числе Австрия, готовились к борьбе за богатое «испанское наследство». В 1699 г. все союзники России по «Священной лиге» заключили мир с османами.

Продолжить войну в одиночку Петр не решился. В том же 1699 г. в Константинополе начались переговоры. Они проходили чрезвычайно тяжело: камнем преткновения был Азов, который османы требовали вернуть. В 1700 г. мир был все-таки заключен, причем Азов остался во владении России.

Однако потеряв надежды на поддержку союзников по «Священной лиге», Петр тут же принял самое активное участие в создании новой коалиции для борьбы в другом направлении - за побережье Балтики.

Учитель истории: Итак, 8 августа 1700 г. после заключения перемирия с Турцией, 9 августа Россия объявила войну Швеции.

Выступление учащегося: В августе 1700 года русская армия двинулась к шведской крепости Нарве. Этот поход оказался очень тяжелым из-за плохой погоды и бездорожья. И само движение к Нарве, и осада крепости ясно показали, что новорожденная петровская армия еще толком не готова к войне: дисциплина и выучка были на самом низком уровне, в отношениях между только что собранными новобранцами и офицерами, в основном иностранными, постоянно прорывалась постоянная ненависть, многие пушки русского литья оказались не годными, солдатские кафтаны из гнилого сукна расползались буквально на глазах, боеприпасов и провианта не хватало… Русская армия безнадежно застряла под Нарвой…

Между тем выяснилось, что противник у держав Северного союза самый серьезный: взошедший на светский престол накануне войны король Карл XII оказался талантливым полководцем. В августе 1700 года он неожиданно во главе сильного десанта высадился под Копенгагеном и принудил Данию к капитуляции. В ноябре Карл появился в тылу у русской армии, осаждавшей Нарву. Петр счел свою армию обреченной, оставил её и бросился укреплять Новгород, Псков. Он был уверен, что его грозный противник двинется в глубь России.

Однако карл, разгромив под Нарвой русских, двинулся с основными силами в Речь Посполитую воевать с Августом вторым, которого он теперь считал серьезным противником.

Между тем русская армия быстро оправилась от нарвского поражения. В 1701 году Б.П. Шереметьев в Прибалтике одержал первую победу над шведской армией под Эрестфером в Эстляндии. В 1702 он штурмом взял крепость у истоков Невы Нотебург, переименованный Петром в Шлиссельбург - «Ключ-город». Вскоре русские войска овладели и устьем Невы. Здесь 16 мая 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Санкт-Петербургу. Этот город вскоре превратился в важнейший торговый и военный порт России. Здесь на судоверфи строился русский Балтийский флот. В 1713 г. Петр провозгласил Петербург новой столицей России.

Русские продолжали теснить шведов на запад. Однако вскоре ситуация резко изменилась.

Учитель истории: Карл XII готовился к походу на территорию России- было выбрано южное направление, там шведы надеялись получить помощь от украинского гетмана Мазепы.

Выступление учащегося: В самом конце 1707 г. Карл начал свой поход. Во главе 44-тысячной армии Карл шел на Москву. Русская армия отступала, не принимая генерального сражения, тем самым изнуряя шведов. Тогда Карл XII был вынужден принять предложение гетмана И.С.Мазепы и повернуть на юг, на Украину.

Отказ от первоначального плана компании против России оказалось роковым для шведского короля. Из Прибалтики на соединение с ним шел 16-тысячный корпус генерала Левенгаупта, сопровождавший огромный обоз с провиантом и боеприпасами.

28 сентября 1708 г. у деревни Лесной в Белоруссии он был разгромлен русским войском под командованием Петра.

Позже Петр справедливо называл битву у Лесной матерью Полтавской победы.

Весной 1709 года Карл 12 надолго застрял под Полтавой. Между тем к Полтаве подошла русская армия, значительно превосходившая по численности шведскую (около 50 тысяч человек против 28 тысяч). 27 июня 1709 г. состоялась Полтавская битва, в которой шведы были разгромлены. Около половины солдат шведской армии погибли или попали в плен на поле боя; остальные попытались спастись бегством. Однако спастись и переправиться на другой берег Днепра удалось лишь только шведскому королю, Мазепе и их ближайшему окружению.

Военная мощь Швеции была подорвана бесповоротно.

Преподаватель истории: Прутский поход 1711 г. оказался плохо подготовленным и закончился переговорами. И только благодаря подкупу удалось сохранить армию, но оставить Азов.

Нам необходимо рассмотреть итог боевых действий русского флота у мыса Гангут (1714) и у острова Гренгам (1720)

Выступление студента: На последнем этапе Северной войны России предстояло сломить сопротивление противника на море, где шведский флот представлял собой грозную силу. Это было сделано в морских сражениях - в 1714 г. у мыса Гангут, в 1720 г. у острова Гренгам. Новорожденный русский флот показал в этих сражениях великолепные боевые качества своих кораблей и отличную выучку экипажей.

Потеряв превосходство на море, Швеция попала в затруднительное положение: русские корабли все чаще обстреливали её города, русские десанты разоряли побережье, на котором концентрировалась почти вся хозяйственная жизнь.

Преподаватель истории

Истощенная многолетней войной,Швеция вынуждена была пойти на переговоры с Россией.

Выступление студента: В 1721 г. в небольшом городке Ништадте в Финляндии был заключен мир. По Ништадтскому мирному договору Россия не только вернула, утраченные в Смутное время - Ингрию, Южную Карелию, но и включила в свой состав Эстландию и Лифляндию. Теперь Россия получила надежный выход на Балтику, становилась морской державой. Мощное развитие получила внешняя торговля России: война со Швецией была ещё в полном разгаре, а Петербург по внешнеторговому обороту уже в несколько раз превзошел Архангельск. Выход на Балтику, создание здесь крепостей и сильного флота - все это повысило обороноспособность России. Россия приобрела высокое международное положение, без ее участия уже не решаются важные внешнеполитические вопросы.

Преподаватель истории: Каким образом внешнеполитический курс Петра I повлиял на формирование русской армии, дальнейшее решение проблемы вы рассмотрите с учителем ОБЖ.

Выступление преподавателя ОБЖ: Эффективность внешней политики Петра I во многом обуславливалось проведением им военного реформирования. Мы знаем, что Петр-это великая историческая личность, грамотный полководец, первый император России, но он также и великий реформатор.

Во второй части нашего урока хочется назвать самые основные и значимые его военные реформы, повлиявшие на успешность внешней политики, а также провести некоторую параллель между эпохой Петра и современной действительностью, выявить влияние военного реформирования конца XVII века-н.XVIII века на современное состояние ВС. И начать, наверно, стоит с создания Петром I регулярной армии.

Выступление студента: 27 ноября 1699 года - указом Петра I было положено начало рекрутской системе набора в армию .Постепенно случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими рекрутскими наборами, хотя старые приемы вербовки частично сохранялись. Рекрутов распределяли по «станциям», сборным пунктам, в ближайших городах партиями по 500 - 1000 человек и расквартировывали на постоялых дворах. Из новобранцев назначали капралов и ефрейторов и отдавали их отставным, опытным офицерам и солдатам для обучения. С этих сборных учебных пунктов рекрутов рассылали для пополнения старых полков и создания новых. Новая система рекрутского набора полностью оправдала себя. К концу царствования Петра общая численность регулярных войск достигла 212 тысяч солдат и 110 тысяч казаков.

В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов) . Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.

Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.) . В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков) , которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Учитель ОБЖ:

Следующей реформой, которая подняла боевую способность русской армии и вывела Россию вперед, стала реформа по созданию первого российского флота.

Выступление студента:

Петр Великий осуществил ряд важнейших преобразований: создал Сенат, коллегии, ввел рекрутскую повинность, создал регулярную армию и флот. Особо интересовался морским делом. В 1697-1698гг. изучал корабельное дело в Амстердаме, работал на верфях. Окончил курс кораблестроения в Англии. в России руководил строительством кораблей военно-морского флота и ряда морских крепостей. Содействовал строительству торгового флота и развитию мореплавания в России. Около 200 металлургических предприятий, созданных при Петре, вывели Россию на первое место в мире по выплавке чугуна, которым обеспечивались нужды промышленности, армии и флота. Петр основал текстильные мануфактуры по изготовлению парусины.

Для подготовки морских кадров Петр открыл в Москве школу математических и навигацких наук (1701), а в Петербурге - Морскую академию (1715). Организовал ряд географических экспедиций для исследования северо-восточных морей.

При Петре I армия и флот получили однотипную и стройную организацию.

Уделяя много внимания техническому перевооружению армии и флота, Петр I наладил разработку и производство новых типов кораблей, новых образцов артиллерийских орудий и боеприпасов, создал стройную систему базирования флота на Азовском, Балтийском и Каспийском морях. Было построено большое количество гребных и парусных судов. Созданный при Петре I Военно-Морской Флот вел активные боевые действия.

Все это способствовало превращению России в великую державу.

Преподаватель ОБЖ: Так повелось на Руси сила духа русского человека зависит от его явных признаков на принадлежность к своей стране, а также от того насколько его дела и подвиги заметны для других. Речь, конечно же, сейчас пойдет о новой форме, появившейся при Петре и наградной системе, которые явно влияли на становление такого качества воина, как патриотизм.

Выступление учащегося:

Вновь образованной Петром I армии была дана и новая Форма обмундирования, по образцу шведской. Эта Форма была довольно проста и одинакова для пехоты и для кавалерии: кафтан длиною до колен, в пехоте зеленого, в кавалерии синего цвета; камзол несколько короче кафтана, штаны узкие до колен, сапоги с раструбами при походной Форма, обыкновенно башмаки с медной пряжкой, чулки в гвардии красные, в армии зеленые, в пехотных и драгунских полках треугольные шляпы, у гренадер круглые кожаные шапки со страусовым султаном, в бомбардирских ротах головной убор наподобие гренадерского, но с медвежьей опушкой. Верхней одеждой служила епанча, во всех родах оружия одинаково красного цвета, очень узкая и короткая, доходящая лишь до колен. Отличием унтер-офицеров служил золотой галун на обшлагах кафтана и полях шляпы. Таким же галуном обшивались борты и карманы кафтанов и камзолов у офицеров, отличием которых еще служили золоченые пуговицы, белый галстух и при парадной Форма белый с красным плюмаж на шляпе. В строю офицеры надевали еще особый металлический знак, который носился на шее [и был похож на сохраненный до настоящего времени в бывших потешных полках и бомбардирской роте.] Шарфы, носимые через плечо, служили для отличия штаб- от обер-офицеров: у первых кисти были золотые, у вторых серебряные. Напудренные парики надевались только офицерами и то лишь при парадной Форма. Каждый солдат имел шпагу и ружье, а драгуны в конном строю - пистолет и палаш; офицеры, кроме гренадерских, имевших ружья с золотым погоном (ремнем, перевязью), также имели шпаги и протазаны (нечто вроде копья на длинном древке). Бороды брили, но усы носить разрешалось. Если говорить о наградной системе Петра, то в 1699 году появился первый орден - Орден Святого Андрея Первозванного. Он состоял из восьмиконечной звезды и креста в виде буквы «х», т.к. именно на таком кресте, такой формы был распят Андрей Первозванный - первый проповедник христианства на территории зарождающейся Руси. Орденом награждали лишь дворян и представителей высших слоев населения. Петр был награжден этим орденом седьмым по счету. Также к эпохе Петра можно отнести Орден Александра Невского и многочисленные медали.

Учитель ОБЖ: Рассмотрев основные военные реформы Петра, хочется подвести итог и ответить на вопрос: Какую роль реформы Петра сыграли в истории развития ВС России, и нашли ли они продолжение в современное время? Да, действительно, первый император был настолько сильным человеком, чувствующим свою Родину, что большинство его преобразований не прошли даром. И сейчас об этом расскажет наш докладчик.

Выступление учащегося: Можно сказать, что военные реформы, проведенные Петром в к. XVII века-н. XVIII века, явились отправной точкой многих современных преобразований. Так, например, рекрутские наборы можно назвать праобразом современной воинской обязанности. Служба в армии срочно составляет 2г.8мес., в запасе человек находится до 55 лет. В армию берут граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

ВМФ и сейчас составляет оплот нашей страны и играет большое значение как в выполнении военных функций, так и торговых. Современный флот представлен: Северным, Балтийским, Черноморским, Тихоокеанским флотами и Каспийской флотилией. Корабли, действующие в разных целях, мобильны, разнообразны по выполняемым функциям, оборудованы по последним техническим разработкам. На машинах работают высококвалифицированные люди, получившие образование и навыки работы в высших военных учреждениях, специальных военных школах и училищах. Кстати, наличие таких учебных заведений, где бы «служилые» люди повышали свое мастерство, это тоже заслуга Петра I. Форма военнослужащего и современная наградная система претерпели за все это время (от эпохи Петра до настоящего времени) большие изменения. Однако Орден Св. Андрея Первозванного до сих пор остаётся в наградной системе. И награждают им ученых, деятелей РФ, внесших большой вклад в развитие нашей страны.

Учитель ОБЖ: В 1995 году был принят Ф.З. «О днях воинской славы», в котором выделяются 15 славных побед нашего народа во все времена. К эпохе Петра среди этих дат относятся сразу две -это победа в Полтавской битве, и победа в первом морском сражении у мыса Гангут.

3. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель истории:

Ну, а сейчас давайте с вами попытаемся восстановить в памяти все то, о чем сегодня шла речь. Внимание на экран.

Задание №1: соотнесите даты и события.

Задание№2: (Учитель ОБЖ) Что это за орден и какое отношение он имеет к эпохе Петра Первого?

Задание №3 XVII века-н. XVIII: Исправьте ошибки (даются названия битв, орденов, городов, а также основные понятия, которые прозвучали на уроке, в написании которых есть орфографические ошибки)

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По истории:

  • Напишите эссе:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С.Пушкин

По ОБЖ:

  • Выпишите в тетрадь военные реформы Петра I (руководствуясь учебником ОБЖ Н.В. Косолапова стр.128)

  • На основе полученных знаний во время урока и информации учебника дайте им свою оценку (письменно)


© 2010-2022