Теоретический материал Нетрадиционные форму уроков

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретическая часть обучающего семинара «Нетрадиционные формы урока как способ достижения метапредметных результатов учащихся».Теоретический материал Нетрадиционные форму уроков

требует методической подготовки.

В течение нескольких лет учителя основной школы изучают системно-деятельностный подход. Сегодня мы рассмотрим вопрос формирования метапредметных результатов через нетрадиционную форму урока.

Не хотелось бы акцентировать наше внимание собственно на нетрадиционных формах урока, поскольку это давно не ново, но основные моменты давайте всё же освежим в памяти.

Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. И, наконец, он основан на том, что ученик есть субъект учебной деятельности.

Такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные, эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации системно-деятельностного подхода в образовании.

В настоящее время выделяют огромное множество нетрадиционных форм уроков, применение которых так или иначе будут формировать различные УУД.

Давайте посмотрим на экран, это такие формы.

1.Урок - деловая игра, ролевая игра.

2.Урок - конференция, пресс- конференция

3. Урок- соревнование, состязание, урок-хоккей

4.Урок - КВН

5.Урок взаимообучения учащихся

6.Уроки творчества

7.Урок - бенефис

8.Урок - творческий отчет (учащихся)

9.Урок - конкурс

10. Интегрированный урок

11.Межпредметный урок

12. Межвозрастной урок

13. Урок - консультация

14.Урок - аукцион

15.Урок - парадокс

16. Урок - экскурсия, заочная экскурсия

17. Урок - путешествие

18. Урок «Что? Где? Когда?»

19.Урок - зачет

20.Урок - литературная гостиная

21.Урок - музыкальный салон

22.Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже и т.д.

23.Урок на производстве, в поле, в лесу, у реки

24.Нерегламентированный урок

25.Урок «Спрашивай - отвечаем » и т.д.

26. Конкурсные уроки

27. Урок - семинарское занятие

28. Урок - бой (предметный)

29. Урок - практикум

30. Урок - смотр знаний

31. Урок - инсценировка

32. Урок обмена опытом учащихся по рациональной организации учебной деятельности

33. Урок - общение

34. Урок - творческая игра

Признаками нетрадиционного урока являются:

1.Нерегламентированность времени.

2.Место проведения урока - не только кабинет в школе, это может быть фойе школы, музей, лес, поле и т.д.

3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы.

4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя.

5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов.

7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности.

8. Больше творчества! Творчества, направленного не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и лёгкой форме.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:
- использование коллективных и групповых форм работы;
- повышение мотивации к учебной деятельности;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- активизацию деятельности учащихся;
- более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
- становление новых отношений между учителем и учениками, формирование навыков у учебного делового общения.

Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к нетрадиционным формам обучения. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в который необходимо вносить элементы нестандартных уроков, приёмы, обеспечивающие высокую результативность деятельности учащихся.

Обратите внимание, что все выше перечисленные требования нетрадиционного урока соответствуют требованиям ФГОС второго поколения. В нашем случае, когда мы только готовимся к переходу на реализацию ФГОС на второй ступени, использование нетрадиционных форм уроков позволяют создать условия для формирования метапредметных результатов.

А что же такое метапредметные результаты, метапредметность?

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин - метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

1.личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

2.метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

3.предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

На экране: Метапредметные результаты - освоенные обучающимися обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Средствами достижения метапредметных результатов являются

  • Метапредметы

  • Метапредметные программы

  • Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)

  • Метапредметный урок

  • Предметный урок + метапредметная тема

  • Метапредметные задания

  • Межпредметные проблемные ситуации

  • Межпредметные, надпредметные проекты

Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Доктор психологических наук Громыко выделяет такие метапредметы, как знак, проблема, символ, задача, знание…

  • Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
    Основная задача метапредмета «Знание»: формирование способности работать с понятиями.
    Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.

  • Основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Однако, стремясь к достижению метапредметных результатов через интеграцию учебных предметов и осуществление межпредметных связей, мы должны знать, что метапредметный урок имеет ряд отличий.

Цели метапредметного урока:

  • обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;

  • активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;

  • подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;

  • формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;

=формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;

  • 1) Личностные УУД

  • 2) Регулятивные УУД - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность.

  • 3) Познавательные УУД - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.

  • 4) Коммуникативные УУД - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми

-ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновений позиций науки и искусства;

-умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

-создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;

  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

  • формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Признаки метапредметного урока:

- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;

- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.

Таким образом, метапредметный урок - это высшая ступень к достижению метапредметных результатов. Мы приготовили вам небольшую табличку «сравнительная характеристика метапредметного урока, интегрированного и межпредметного урока»,

Естественно, что таких метапредметов мы не найдём в учебном плане школы, пока мы не реализуем на второй ступени новые стандарты, нам ещё только предстоит разрабатывать метапредметные уроки. Поэтому на этапе перехода нашей школы к реализации ФГОС основного общего образования мы должны научиться трансформировать во все учебные предметы метазнания, метаумения и метаспособы деятельности, обеспечивая единые требования к достижению личностных, коммуникативных, регулятивных умений, то есть метапредметных результатов. В конце этого учебного года, анализируя готовность реализации в 5 классе новых стандартов, думаю, поставим новую задачу для самообразования педагогов основной школы - изучение принципа метапредметности через метапредметный урок.

Заканчивая своё небольшое теоретическое выступление, хотелось бы сказать, что метапредметные результаты - умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то что пригодится тебе в жизни. И формирование метапредметности продолжается во внеурочной деятельности, это требования нового стандарта. Отличным подспорьем в этом направлении является метод проектов. Ведь он оказывает наибольшее влияние на группы умений, являющихся важными при достижении метапредметных результатов. К ним относятся:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшие решения);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности);

  • оценочные (давать свою оценку событиям, личностям);

  • информационные (самостоятельно искать нужную информацию, использовать современные источники информации);

  • менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы и др.).






© 2010-2022