- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММ ОБЖ 8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММ ОБЖ 8 КЛАСС
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сухарев М.Ф. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
ІІ. Общая характеристика курса.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде - природной, техногенной и социальной.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
ІІІ. Место предмета в учебном плане.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю - 1час.
жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Последовательность изучения тем:
Раздел 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
-
Пожарная безопасность.
-
Безопасность на дорогах.
-
Безопасность на водоемах
-
Экология и безопасность.
Раздел II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
-
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
-
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Раздел III. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (11 часов)
-
Основы здорового образа жизни.
-
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
ІV. Содержание учебного предмета
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
Тема 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 2. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (11 часов)
Тема 3. Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 4. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (3 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
V. Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Оценивать опасные ситуации в социальной среде. Осваивать приемы безопасного поведения при угрозе терроризма и других чрезвычайных ситуациях социального характера
1
Тема 1. Пожарная безопасность
2
Тема 2. Безопасность на дорогах
3
Тема 3. Безопасность на водоемах
4
Тема 4. Экология и безопасность
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность
Оценивать опасные ситуации в социальной среде. Осваивать приемы безопасного поведения при угрозе терроризма и других чрезвычайных ситуациях социального характера
5
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
6
Тема 6. Организация защиты населения от ЧС техногенного
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Осваивать приемы оказания первой помощи при острых состояниях. Осваивать приемы проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек.
7
Тема 7. Основы здорового образа жизни
8
Тема 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
VІ. Календарно тематическое планирование.
№ п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Колич.
часов
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Дата проведения
план
факт
1
2
3
4
7
11
12
1
Вводная часть
1
Знать правила безопасности и поведения на уроках ОБЖ
2
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (11 ч)
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме
1
Знать о причинах возникновения пожаров; мерах пожарной безопасности; правилах безопасного поведения при пожаре в доме.
Владеть навыками безопасного поведения при возникновении пожара в жилище.
3
Правила безопасного поведения при пожаре на транспорте
1
Знать правила безопасного поведения при пожаре на транспорте.
Использовать приобретенные знания для соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте
4
Правила обеспечения безопасности дорожного движения
1
Знать о причинах дорожно-транспортных происшествий, правилах безопасного поведения пешехода и велосипедиста.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах
5
Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
1
Знать правила безопасного поведения пассажиров на транспорте
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в общественном транспорте
6
Правила безопасного поведения на воде
1
Знать правила поведения на воде и оказания помощи утопающему.
Владеть навыками оказания помощи утопающему.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на воде.
7
Нарушение экологического равновесия в местах проживания
1
Знать о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
Владеть навыками поведения при проживании в экологически неблагоприятных районах
8
Правила безопасного поведения в быту
1
Знать о бытовой химии; опасности различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.
Использовать полученные знания в повседневной жизни при выполнении хозяйственных работ дома
9
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
1
Знать правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.
Овладеть навыками поведения в криминогенных ситуациях.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
10
Терроризм. Поведение человека при захвате его террористами
1
Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для безопасного поведения при угрозе террористического акта; для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
11
Правила безопасного поведения в толпе
1
Знать правила безопасного поведения в толпе.
Владеть навыками поведения в местах большого скопления людей
12
Автономное существование человека в природе
1
Знать правила безопасного поведения в природной среде. Подача сигналов бедствия. Добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Владеть навыками подачи сигналов бедствия
13
Правила ориентирования на местности
1
Знать способы ориентирования на местности.
Владеть навыками ориентирования на местности
14
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
(17 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения. Землетрясения
1
Знать правила безопасного поведения при землетрясении Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Использовать полученные знания и умения в повседневной деятельности для обеспечения личной безопасности
15
Вулканы
1
Знать правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
16
Оползни, сели, обвалы, лавины
1
Знать правила безопасного поведения при угрозе схода селя, оползня, обвала. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
17
Ураганы, бури, смерчи
1
Знать правила безопасного поведения при ураганах, бурях, смерчах.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
18
Наводнения
1
Знать правила безопасного поведения при наводнении.
Уметь предвидеть опасности и правильно действовать при их наступлении
19
Цунами
1
Знать правила безопасного поведения во время цунами.
Уметь использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
20
Природные пожары
1
Знать правила
безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
21
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения. Промышленные аварии и катастрофы
1
Знать о промышленных авариях и катастрофах, потенциально опасных объектах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
22
Аварии на радиационно опасных объектах
1
Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
23
Промышленные аварии
с выбросом опасных химических веществ
1
Знать о химически опасных объектах производства, аварийно-химических опасных веществах.
Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
24
Защита населения от АХОВ
1
Знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасных химических веществ.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
25
Пожары и взрывы
1
Знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
26
Гидродинамические аварии
1
Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
27
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
1
Знать об организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Уметь владеть навыками поведения в чрезвычайных ситуациях по сигналу «Внимание всем!»; использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
28
Инженерная, радиационная и химическая защита населения
1
Иметь представление об инженерной, радиационной и химической защите населе ния.
Уметь использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности
29
Эвакуация
1
Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.
Уметь:
- комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
30
Объектовая тренировка по теме «Эвакуация»
1
Знать план-схему эвакуации из учебного здания, запасные выходы, маршрут следования, правила движения, основные и подручные средства транспортировки.
Уметь действовать при эвакуации четко, разумно, без паники, подчиняясь требованиям лиц, ответственных за эвакуацию
31
«Основы здорового образа жизни»
(2 час)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
1
Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
32
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
1
Знать о вредных привычках
и их профилактике.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
33
Оказание первой медицинской помощи
(2 ч)
Средства для оказание первой медицинской помощи
1
Знать о перевязочных и лекарственных средствах медицинской аптечки; средствах индивидуальной защиты органов дыхания Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)
34
Первая медицинская помощь при травмах и переломах
1
Знать способы первой медицинской помощи при травмах и переломах.
Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, кровотечениях.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
VІІ. Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
-
Учебник
Литература для учителя
Литература для учащихся
Интернет-ресурсы
ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
1.Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
2.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
3.ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.
1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007
2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
3. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
1.ОБЖ. 5 - 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.
VІІІ. Результаты освоения курса и система их оценки.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
- семинары и круглые столы;
- индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.
19