Урок по ОБЖ для 7 класса по теме «Наводнения»

План – конспект по ОБЖ для учеников 7 класса по теме «Наводнения .Виды наводнений и их причины» Разработан по учебнику А.Т.Смирнова и Б.О.Хренникова глава 4 «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения». Конспект включает: проверку домашнего задания по теме «ЧС природного характера. Классификацию», вводную часть , ход урока , заключительную часть . Раскрыты темы: виды наводнений (половодье, паводок, затор, зажор), низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические. Ребусы для проверки домаш...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План -конспект урока ОБЖ 7»г»класса.

Тема:»Наводнения.Виды наводнений и их причины.

Цель и задачи урока :систематизация знаний учащихся о видах и причинах наводнений.

Инвентарь :учебник ОБЖ 7 класс ,проектор , диск.

Время проведения :45 мин.

Место проведения :СОЩ №7 кабинет 103.

Практикант: Кузнецова Евгения Михайловна.

Дата проведения :19.09.13г.

  • Перед уроком :на доске написать число и тему ,раздать учебники ,приготовить проектор.

п\п

Частные задачи

Содержание

ОМУ


Повторение изученного на прошлом уроке




Изучение нового материала .


Организация учащихся




Проверка домашнего задания


Работа с презентацией


Записать тему в тетради.











Записать определение в тетради








Записать определение в тетради







Записать определение в тетради

















Повторение изученного материала


Подведение итогов урока

  • Приветствие

  • Вступительное слово

  • Проверка присутствующих в классе

Вопрос ?какая тема была на прошлом уроке

Ответ: ЧС природного характера .

Вопрос? Дайте определение ЧС природного характера .

Ответ :предполагаемый .

Вопрос? Как классифицируется ЧС природного характера .

Ответ :геологические ,метеорологические , гидрологические ,биологические , космические опасные явления .

Отгадывание ребусов

Ответы 1.Эвакуация2.Паника 3.Пожар 4.Буря

Проверка четверостиший

Проверка сообщений:

1.Наводнение в Крымске .

2.ЧС в России за 3013г.

Откройте учебники на 92 странице .

1 слайд

Учитель :скажите какая ЧС чаще всего присуща нашему краю в котором мы живем ?

Тема сегодняшнего нашего урока «Наводнения .Виды наводнений и их причины .»

Цель нашего урока систематизировать знания о наводнениях о их причинах ;эти знания помогут нам избежать ЧС связанной с ними .

2 слайд

Поверхность нашей планеты более чем на 2/3 занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега

3 слайд

Выпавшие осадки питают влагой все живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.

В процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения.

4 слайд

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов.

5 слайд

Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5-10 лет до одного раза в 15-20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

6 слайд

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

7 слайд

Возникают наводнения вследствие обильного и сосредоточенного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русла реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор), нагона воды ветром в морских устьях рек.

8 слайд

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.

9 слайд

Наводнения могут быть вызваны различными причинами, связанными с особенностями речного стока воды и его изменениями в различное время года. На сток воды в реках оказывают влияние таяние снега и льда, ливневые осадки и нагонный ветер в устьях рек.

В зависимости от этих причин различают несколько видов наводнений.

10 слайд

1. Наводнения, связанные со стоком воды во
время половодья.

Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием (весеннее половодье). Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время (летнее половодье). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.

11 слайд

2. Наводнения, формируемые за счет паводка.

Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. Значительный паводок может вызвать наводнение. Этот вид наводнения характеризуется интенсивным, сравнительно кратковременным подъемом уровня воды.

12 слайд

З. Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки. Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.

Затор - это скопление льда в русле реки, ограничивающее ее течение. Заторы образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек. Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш).

13 слайд

зажор - это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Зажор возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин и вовлечения его под кромку образовавшегося ледяного покрова, что препятствует свободному течению воды и вызывает подъем уровня воды в реке вверху по ее течению. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева.

14 слайд

4. Наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек. Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды поднимается.

15 слайд

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5-10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения

16 слайд

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселенных районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20-25 лет.

17 слайд

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50-100 лет

18 слайд

Катастрофические наводнения вызывают затопление обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения при водят к огромным материальным убыткам и к гибели людей. Отмечаются примерно один раз в 100-200 лет.

19 слайд

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности

20 слайд ,21 слайд, 22 слайд, 23 слайд - зачитать слайды

Целью нашего урока было систематизировать знания о наводнениях о их причинах давайте вспомним что мы изучили и ответим на несколько вопросов .

24 слайд Повторение изученного материала

Вопросы

Ответы 25 слайд

Просмотр видео «Наводнение»

Домашнее задание 6

  • Повторить тему в тетради.

  • Составить кроссворд из 5 слов по пройденной теме.

Похвалить детей , отметить лучших.

Уход детей из класса



Учитель :Подолякин А.В.

Методист :Ивченкова О.В.

Соблюдение дисциплины








Следить чтобы все дети конспектировали в тетради.














Соблюдение дисциплины



© 2010-2022