• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Обобщение опыта «Наглядность – как средство повышения качества знаний учащихся при обучении НВП»

Обобщение опыта «Наглядность – как средство повышения качества знаний учащихся при обучении НВП»

Наименование опыта: «Наглядность – как средство повышения качества знаний учащихся при обучении НВП» Цель: развитие познавательного интереса к предмету НВП, через использование наглядности на уроках и внеклассной работе. Условия возникновения опыта: Отсутствие учебного оружия, учебных гранат и инженерного имущества подвигло меня на создание самодельных макетов, тренажёров. Идея: использование на уроках наглядных пособий, самодельных макетов, тренажёров, как средство повышения качества знаний уча...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта

Преподаватель организатор НВП

Капитан запаса Бугаёв Павел Иванович

КГУ «Архангельская сш»

Кызылжарский район

Северо - Казахстанская область


  1. Наименование опыта: «Наглядность - как средство повышения качества знаний учащихся при обучении НВП»

  2. Автор опыта: капитан запаса Бугаёв Павел Иванович, образование высшее, окончил Петропавловский педагогический институт им. Ушинского (факультет физико-математический), педагогический стаж 31 год, преподаватель - организатор НВП.

  3. Цель: развитие познавательного интереса к предмету НВП, через использование наглядности на уроках и внеклассной работе.

  4. Условия возникновения опыта: Отсутствие учебного оружия, учебных гранат и инженерного имущества подвигло меня на создание самодельных макетов, тренажёров.

  5. Актуальность опыта:

  6. Идея: использование на уроках наглядных пособий, самодельных макетов, тренажёров, как средство повышения качества знаний учащихся.

  7. Научность: Учитель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально - психологических особенностей. Этим и объясняется, то что с успехом применяется к одному школьнику, не могут дать ожидаемого эффекта, когда это же применяется по отношению к другому. А наглядность эффективно действует на каждого. Но и при этом, необходимо учитывать особенности личности школьника, состояние в котором он в данное время находится, выбирать такие наглядные пособия, используя материальную базу, которые давали бы максимальный эффект.

  8. Оптимальность: Для слабых учеников, наглядность даст стимул к усвоению простого - элементарного. Сильные ученики, имеют возможность улучшить свои знания и расширить свой кругозор, удовлетворить интересы, склонность к научным знаниям.

  9. Технология опыта:

  10. Результативность:

Президентом Казахстана была поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Поэтому совершенствование системы образования играет важнейшую роль в достижении этой цели. А учитель и ученик одно из главных звеньев данной цепочки, так как образование является одной из главных платформ, на которую опирается будущее социально культурное процветание страны.

Смысл школьного обучения - светлое завтра, а не сегодняшний день. Не удовлетворение текущих потребностей растущей личности, а приобретение знаний в интересах его будущей жизни.

С первых дней своей работы военным руководителем, я принял за правило: «Всё, что можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное - осязанию - путём осязания. Если какие-либо предметы можно воспринять несколькими, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.» - высказанное Яном Амон сом Каменским в своём трактате «Великая дидактика» и выражение «наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство». Это стало руководством в подготовке будущего воина и даёт неплохие результаты, многие стали офицерами, сержантами, исполняли интернациональный долг, и за почти 32года работы не было случая дезертирства и отказа от воинской службы.

Эффективность начальной военной подготовки во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно - воспитательный процесс. Его основными компонентами являются: обоснованная учебная программа; оптимальная методика проведения занятий; соответствующая учебно - материальная база. Не умоляя значения первых двух компонентов, можно без преувеличения сказать, что в военном обучении решающую роль играет материальная база, которую в основном приходится создавать самому преподавателю-организатору НВП, поэтому мне необходимо знать приёмы (способы) изготовления на месте этого оборудования и самодельных приборов. Это позволяет избежать ошибок при создании учебно-материальной базы своими руками.

Наглядность это важный дидактический принцип, согласно которому конкретные образы, воспринимаемые на уроке, способствуют лучшему усвоению учащимися предметов и явлений материального мира. Зрительные образы обучаемых могут создать сами предметы в их натуральном виде, например: оружие, образцы военной техники, так называемая натуральная наглядность, а так же адекватные или символические их изображения (фотографии, рисунки, модели, схемы, таблицы, макеты и т. п.), то есть изобразительная наглядность. Средства натуральной и изобразительной наглядности служат иллюстрацией к основному источнику знаний - слову.

Что касается нашей школы: военный кабинет оформлен согласно последним требованиям программы. Всегда перед глазами учащихся на передней стене портрет президента, герб, флаг, гимн, высказывания из статьи Конституции на казахском и русском языках. Что повышает у учащихся гордость за свою Республику. Вызывает чувства патриотизма и выражает стремление к миру между народами и чувства гордости за достойных граждан отечества. Имеются стенды: 1) Виды ВС РК, 2) Тактическая подготовка, 3) Огневая подготовка, 4) Военная топография. 5) Гражданская оборона, 6) Уставы. Что помогает в объяснении определённых тем программы, наглядно подтверждают сказанные и прочитанные слова. Что позволяет учащимся более глубоко вникать и усваивать темы. Имеется стенд по Чрезвычайным ситуациям, что является постоянным наглядным пособием, как вести себя в чрезвычайных ситуациях и как сделать так, чтобы таких ситуаций было меньше.

Наглядность - важный дидактический принцип педагогики, согласно которому конкретные образы, воспринимаемые на уроке, способствуют лучшему усвоению учениками изучаемого материала, помогают воспитывать интеллектуального, духовно развитого гражданина Республики Казахстан. С этой целью мною изготовлено ряд пособий - изобразительные: разрезы пуль, тактические условные знаки, опознавательные знаки самолётов, разрез противотанковой мины, схема понятия упреждения, сопроводительного и заградительного огня, карта схема выбора упреждения по низколетящим летящим самолётам и вертолётам, общая картина ядерного взрыва.

Электрифицированные стенды-тренажёры по изучению устройства АКМ и гранат. Изготовлены несколько макетов таких как: 1) макет показа: прикрытого и поражаемого пространства, 2) разрез противогаза, 3) макет местности - из пенопласта, где можно создавать внештатные ситуации и изучать манёвренность части, 4) электрифицированный макет ручной осколочной гранаты РГД5.

Самодельный разборный макет автомата Калашникова, безусловно нужная вещь при изучении устройства автомата, принципа действия автоматического оружия, можно показать неполную разборку и сборку автомата, кроме того использовать при обучении правилам и приёмам изготовки к стрельбе, при изучении строевых приёмов с оружием. Без учебного оружия, которое раньше было в школах - эффективность преподавания огневой подготовки ниже, чем хотелось бы. Сделаны макеты военной техники: самолёты, танк, которые на областной выставке технического творчества в номинации «Военная техника и вооружение» на протяжении нескольких лет занимала 2-е места.

Всё это помогает мне вести уроки, так как сообщая учащимся материал, сопровождаю рассказ - демонстрацией разнообразных наглядных пособий. Живое слово является главным источником информации, однако наглядные пособия играют важную роль, либо живое содержание является первичным источником познания. Средства наглядности, применяемые на уроке, связаны с развитием абстрактного мышления учащихся, чтобы обеспечить переход от живого содержания к абстрактному мышлению необходимо учитывать функции наглядных пособий, выполняемых ими в учебном процессе и на уроке. Они не одинаковы, в одном случае наглядные пособия создают образ нового для учащихся предмета, процесса, явления. В другом случае наглядные пособия помогают решать специальные педагогические задачи, например: создавать определённый психологический настрой, развивать наблюдательность, приближать к условиям реальной (войсковой) действительности, экономить учебное время.

Одно из наиболее эффективных средств обеспечения максимальной наглядности и доведения информации до учащихся - учебное кино. С помощью кино можно в предельно сжатые промежутки времени (3-5 мин.) преподнести такой объём материала, на устное изложение которого, даже с применением иллюстраций, потребуются часы. Звуковое кино особенно ценно при ознакомлении учащихся со сложными процессами и явлениями современного общевойскового боя. Учащиеся становятся как бы участниками происходящих на экране событий, воспринимаемая поступающая с экрана информация особенно остро, хорошо запоминают увиденное. Имею большую фильмотеку, состоящую из 70 фильмов, которую создавал сам, ведя записи передачи: «Дела армейские».

Используя всё это комплексно, я добиваюсь хороших результатов, у учащихся это вызывает живой интерес, а всё новое осваивается значительно быстрее. На ежегодных сборах учащиеся 11 класса получают много грамот за свои достижения. Многие учащиеся после окончания школы выбирают военные профессию и служат в различных войсках нашей родины и ближнего зарубежья.



© 2010-2022