КТП по туризму

Цели: -развития туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации -повышения технического и тактического мастерства учащихся, обеспечения безопасности спортивных туристских походов -освоение знаний об истории туризма и физкультурно-спортивного движения -формирование стремления обучающихся к познанию достопримечательностей родного края в процессе туристской и физкультурно-спортивной деятельности; -формирование у обучающихся основ здорового образа жизни; -приобретение обучающимися специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями родного края; -приобретение навыков общения и творческого сотрудничества обучающихся в ходе интегрированной спортивно-познавательной туристской деятельности.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областная станция детско-юношеского туризма и экскурсий



Календарно-тематический план работы кружка

«Юный турист» 1-года обучения

на 2009-2010г.



Педагог дополнительного образования

Громобоев В.Ю.












г. Благовещенск


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цели:

-развития туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации -повышения технического и тактического мастерства учащихся, обеспечения безопасности спортивных туристских походов

-освоение знаний об истории туризма и физкультурно-спортивного движения -формирование стремления обучающихся к познанию достопримечательностей родного края в процессе туристской и физкультурно-спортивной деятельности; -формирование у обучающихся основ здорового образа жизни;

-приобретение обучающимися специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями родного края;

-приобретение навыков общения и творческого сотрудничества обучающихся в ходе интегрированной спортивно-познавательной туристской деятельности.

При реализации программы по учебному предмету следует предусмотреть: -климатические условия; -материально-технические возможности общеобразовательного учреждения;

- возможность изучения отдельных тем по учебному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в частности во взаимосвязи с физической культурой, с внеклассными мероприятиями воспитательной и физкультурно-спортивной направленности;

- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.

- привитие чувства любви к истории, культуре, природе своей Родины, своего края; формирование позиции их хранителя и созидателя;

- содействие профессиональной ориентации детей в многообразной туристско-краеведческой деятельности;

- следование общечеловеческим и национальным ценностям и традициям;

- содействие осуществлению туристских, краеведческих, экологических экспедиций.

- организации систематической воспитательной работы в духе нравственных принципов морального кодекса строителей коммунистического общества;

- привитию спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;

- укреплению здоровья занимающихся, соблюдению ими требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки и режима спортсмена, а также четкой организации врачебного контроля;

- систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию членов секции в соревнованиях своего коллектива, района, города и т. д.;

- активному участию членов секции в пропаганде физической культуры, спорта и туризма среди населения.

Задачи:

-воспитание патриотизма и гражданственности, здорового образа жизни среди учащихся, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

-пропаганда передового опыта в организации туристско-краеведческой работы с учащимися и выявление лучших туристских коллективов и образовательных учреждений области;

-повышение массовости и безопасности походов с учащимися, повышение спортивного мастерства юных туристов;

-отработка и совершенствование технических и тактических приемов при преодолении реальных препятствий, характерных для спортивных походов (СП), моделирования экстремальных ситуаций

- привлечения населения к организации активного отдыха в доступных географических районах области.

-воспитание самообслуживание, самоуправление, самостояние - естественные черты и личности, и группы, занимающейся активными видами туризма. - совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;

- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

В результате изучения учебного предмета «Спортивный туризм» обучающийся должен:

-знать историю туризма и физкультурно-спортивного движения в родного крае;

-знать основные достопримечательности, объекты искусства и культуры, их создателей и их культурно-историческое значение;

-знать спортивные сооружения, социально-культурные объекты родного города;

-знать о туристских и лечебно-оздоровительных возможностях области;

-знать правила техники безопасности во время путешествий (походов, экскурсий), приемы страховки и самостраховки и уметь их применять;

-знать приемы самоконтроля и уметь контролировать и оценивать свое состояние в процессе туристской деятельности и жизнедеятельности;

-уметь подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);

-уметь организовать туристский быт (установить палатку, развести костер, обеспечить питание в туристском походе и другое);

-уметь преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);

-уметь оказывать первую доврачебную помощь различного характера во время путешествий (походов, экскурсий);

-уметь ориентироваться на местности, используя различные способы ориентирования;

-уметь обеспечивать собственную жизнедеятельность и жизнедеятельность окружающих в различных природно-климатических условиях.

Формы работы:

- организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных целей;

- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

- создание конкретных баз данных по выбранным темам;

- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;

- участие в мероприятиях, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников:

- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Содержание

Туристское путешествие или поход являются универсальным инструментом в системе воспитания подрастающего поколения. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию. Программа предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки, выполняют нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". В начальный период обучения учащиеся приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи, организации туристского быта.

В дальнейшем деятельность направлена на повышение уровня туристского мастерства, выполнение разрядов по спортивным походам и туристскому многоборью. Здесь используются самые различные приемы и методы подготовки








1-й год занятий

Этап базовый Туристско-спортивной подготовки

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Примечание

всего

теория

практ.

1Основы туристской подготовки:

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма.

2

2

-

1.2.

Воспитательная роль туризма.

2

2

-

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение.

10

2

8

1.4.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

24

4

20

1.5.

Подготовка к походу , путешествию.

6

2

4

1.6.

Питание в туристском походе. Рацион и калорийность продуктов.

9

2

7

1.7.

Туристские должности в группе.

4

2

2

1.8.

Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.

14

2

12

1.9.

Техника безопасности в туристских походах и на занятиях.

23

9

14

1.10.

Подведение итогов похода.

10

2

8

104

29

75

2.Топография и ориентирование:

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте.

4

2

2

2.2.

Условные знаки.

8

4

4

2.3.

Ориентирование по сторонам горизонта, азимут.

6

2

4

2.4.

Компас. Работа с компасом. Его основные части.

8

2

6

2.5.

Измерение расстояний.

6

2

4

2.6.

Способы ориентирования.

10

2

8

2.7.

Действия в случае потери ориентировки.

4

2

2


46

16

30

З.Краеведение:

3.1.

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

2

2

-

3.2.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.

6

2

4

3.3.

Изучение района путешествия.

6

2

4

3.4.

ОПТ в походе. Охрана природы и памятников культуры в походе.

2

2

-

16

8

8

4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь:

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

2

2

-

4.2.

Походная медицинская аптечка.

4

2

2

4.3.

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.

6

2

4

4.4.

Приёмы транспортировки пострадавшего.

6

2

4

18

8

10


5.Общая и специальная физическая подготовка:

5.1.

Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений.

2

2

5.2.

ООП.

24

-

24

5.3.

Специальная ФП.

6

-

6

32

2

30

6. Зачётные мероприятия:

6.1

Зачётные соревнования по туристскому многоборью.

Вне сетки часов

6.2.

Зачётный поход с 2-3 ночлегами.

Вне сетки часов

Итого

216

63

153
















1-й год занятий

Календарно-тематический план


№ п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Примечание

всего

теория

практ

1. Основы туристской подготовки:

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма:

2

Помещение

1.1.1.

Туризм - история развития. Виды туризма.

2

1.2.

Воспитательная роль туризма:

2

2

Помещение

1.2.1.

Значение и роль туристско-краеведческой деятельности.

2

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение:

10

2

8

Помещение

1.3.1.

Понятие и перечень личного снаряжения.

1

1.3.2.

Групповое снаряжение, требования к нему.

1

1.3.3.

Правила размещения предметов в рюкзаке - укладка.

2

1.3.4.

Подгонка личного снаряжения.

2

1.3.5.

Работа с групповым снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. Распределение снаряжения между группой.

4

1.4.

Организация туристского быта:

24

4

20

Местность

1.4.1.

Привалы и ночлеги в походе.

1

1.4.2.

Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря.

1

1.4.3.

Установка палаток. Размещение личного и группового снаряжения в палатке.

2

4

1.4.4.

Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

2

1.4.5.

Уборка места лагеря перед уходом.

2

1.4.6.

Типы и назначение костров.

2

1.4.7.

Правила разведения костра. Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком.

2

1.4.8.

Правила безопасной работы с топором и пилой при заготовке дров. Правила переноски и хранения колющих и режущих предметов.

2

1.4.9.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

2

1.4.10.

Организация ночлегов.

4

1.5.

Подготовка к походу, путешествию:

6

2

4

Помещение

1.5.1.

Определение цели, задач и выбор района похода. Составление плана подготовки. Изучение района похода.

2

1.5.2.

Изучение маршрутов походов. Составление плана - графика движения в походе.

4

1.6.

Питание в туристском походе:

9

2

7

Помещение

1.6.1.

Значение рационального питания в походе. Варианты организации питания в походе.

2

1.6.2.

Калорийность продуктов. Составление меню, списка продуктов.

3

1.6.3.

Фасовка и упаковка продуктов в рюкзак

2

1.6.4.

Приготовление пищи на костре.

2

1.7.

Туристские должности в группе:

4

2

2

Местность

1.7.1.

Должности в группе постоянные и временные.

1

1.7.2.

Обязанности должностных лиц в группе.

1

1.7.3.

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, во время проведения и подведения итогов похода.

2

Игровой тренинг

№ п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Примечание

всего

теория

практ

1.8.

Организация передвижения в походе, преодоление препятствий:

14

2

12

Местность

1.8.1.

Порядок движения группы на маршруте.

1

1.8.2.

Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

1

1.8.3.

Отработка техники движения по дорогам.

2

1.8.4.

Отработка техники движения по тропам, по лесу, через заросли кустарников, через завалы, по заболоченной местности.

10

1.9.

Техника безопасности в туристских и на занятиях:

23

9

14

Местность

1.9.1.

Дисциплина - основа безопасности. Правила переезда группы на транспорте. Правила поведения в населённом пункте.

2

1.9.2.

МБ при преодолении препятствий.

2

1.9.3.

Самостраховка и взаимопомощь.

2

4

1.9.4.

Назначение и техника вязания узлов.

2

8

1.9.5.

Правила пользованием альпенштоком.

1

2

1.10.

Подведение итогов похода:

10

2

8

Помещение

1.10.1

Обсуждение итогов похода в группе.

1

1.10.2.

Отчеты ответственных лиц.

1

1.10.3.

Обработка собранных материалов.

2

1.10.4.

Составление отсчета о походе.

2

1.10.5.

Ремонт и сдача инвентаря.

4

2.Топография и ориентирование:

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте:

4

2

2

Помещение

2.1.1.

Масштаб, свойства, номенклатура карт.

1

2.1.2.

Назначение, способы и правила копирования карт.

1

2.1.3.

Определение масштаба карты и измерение расстояния на карте.

1

2.1.4.

Копирование на кальку участка топографической карты.

1

2.2.

Условные знаки:

8

4

4

Помещение

2.2.1.

Понятие «рельеф», топографические знаки.

2

2.2.2.

Изображение рельефа и топознаков на карте.

2

2.2.3.

Топографический диктант, копирование маршрутов с карт.

2

2.2.4.

Поиск на местности изображённых на карте знаков.

2

Местность

2.3.

Ориентирование по сторонам горизонта, азимут:

6

2

4

Помещение

2.3.1.

Основные, дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

1

2.3.2.

Градусное значение, азимутальное кольцо.

1

2.3.3.

Определение азимута ориентиров на карте.

2

2.3.4.

Определение ориентиров на карте по азимуту.

2

2.4.

Компас. Работа с компасом:

8

2

6

Местность

2.4.1.

Типы, устройство, правила работы с компасом.

1

2.4.2.

Ориентир, визирование, движение по азимуту.

1

2.4.3.

Определение азимута на заданный предмет /обратная засечка/.

2

2.4.4.

Нахождение ориентиров по заданному азимуту /прямая засечка/.

4

№ п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Примечание

всего

теория

практ

2.5.

Измерение расстояний:

6

2

4

Местность

2.5.1.

Способы измерения расстояний на местности и на карте.

1

2.5.2.

Измерение прямых линий на картах.

2

2.5.3.

Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой.

2

2.6.

Способы ориентирования:

10

2

8

Местность

2.6.1.

Виды ориентиров.

2

2.6.2

Упражнение по отбору основных .ориентиров на карте по заданному маршруту.

2

2.6.3.

Разработка маршрута туристского похода Составление графика движения по маршруту.

2

2.6.4.

Прохождение маршрута.

4

2.7

Действие в случае потере ориентировки:

4

2

2

Помещение, Местность

2.7.1

Ориентирование по небесным светилам

2

2.7.2.

Определение сторон горизонта.

2

2.7.3.

Определение точки стояния на карте.

2

З.Краеведение:

3.1.

Родной край, его природные особенности, история, известные землякиб

2

2

Помещение

3.1.1.

История своего населённого пункта. Знакомство с картой своего края. Транспортная сеть и промышленность. Административное деление области.

2

3.2.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов:

6

2

4

Местность

3.2.1.

Интересные места для проведения походов.

2

3.2.2.

Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям своего населённого пункта.

4

3.3.

Изучение района путешествия:

6

2

4

Помещение

3.3.1.

Сбор краеведческого материала о районе похода.

1

3.3.2.

Доклады о районе похода.

1

3.3.3.

Посещение музея.

4

3.4.

ОПР в походе. Охрана природы:

2

2

-

Помещение

3.4.1.

Составление плана работы в путешествии. Выполнение краеведческих заданий в походе.

2

4.основы гигиены и первая доврачебная помощь:

4.1.

Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний:

2

2

Помещение

4.1.1.

Гигиенические основы.

1

4.1.2.

Подбор одежды для занятий и похода.

1

4.2.

Походная медицинская аптечка:

4

2

2

Помещение

4.2.1.

Состав аптечки.

2

4.2.2.

Формирование походной аптечки.

2

4.3.

Основные приемы оказания первой помощи:

6

2

4

Помещение

4.3.1.

Заболевание в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.

2

4.3.2.

ПП при различных травмах.

3

4.3.3.

Способы обеззараживания воды.

1

4.4.

Приёмы транспортировки пострадавшего:

6

2

4

Помещение

№ п/п

Наименование тем

Кол-во час.

Примечание

всего

теория

практ

4.4.1.

Способы транспортировки.

2

4.4.2.

Способы переноски пострадавшего при травмах.

4

Местность

5.Общая и специальная физическая подготовка:

5.1.

Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений.

2

2

5.1.1.

Краткие сведения о строении человеческого организма (ор­ганы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строе­ние и взаимодействие.

2

5.2.

ОФП.

24

-

24

5.2.1.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.

24

5.3.

Специальная ФП.

6

-

6

5.3.1.

Упражнения на разви­тие выносливости, быстроты; для развития силы, гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

6

6.Зачётные мероприятия:

6.1

Зачётные соревнования по туристскому многоборью.

Вне сетки часов

6.2.

Зачётный поход с 2-3 ночлегами.

Вне сетки часов

Итого

216

63

153


В конце учебного года, учащиеся должны уметь:

- пользоваться личным и групповым снаряжением;

- организовывать бивак (установить палатку, развести костёр, и т.д.);

- преодолевать естественные препятствия в природе;

- работать с самостраховкой;

- вязать узлы, используемые в туристском многоборье;

- читать карту, работать с компасом;

- ориентироваться на местности по местным признакам;

- оказывать первую помощь при различных травмах.







© 2010-2022