- Преподавателю
- ОБЖ
- КТП по туризму
КТП по туризму
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Громобоев В.Ю. |
Дата | 23.08.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Областная станция детско-юношеского туризма и экскурсий
Календарно-тематический план работы кружка
«Юный турист» 1-года обучения
на 2009-2010г.
Педагог дополнительного образования
Громобоев В.Ю.
г. Благовещенск
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цели:
-развития туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации -повышения технического и тактического мастерства учащихся, обеспечения безопасности спортивных туристских походов
-освоение знаний об истории туризма и физкультурно-спортивного движения -формирование стремления обучающихся к познанию достопримечательностей родного края в процессе туристской и физкультурно-спортивной деятельности; -формирование у обучающихся основ здорового образа жизни;
-приобретение обучающимися специфического двигательного опыта в нетрадиционных условиях организации и содержания физической активности, связанных с природно-климатическими особенностями родного края;
-приобретение навыков общения и творческого сотрудничества обучающихся в ходе интегрированной спортивно-познавательной туристской деятельности.
При реализации программы по учебному предмету следует предусмотреть: -климатические условия; -материально-технические возможности общеобразовательного учреждения;
- возможность изучения отдельных тем по учебному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в частности во взаимосвязи с физической культурой, с внеклассными мероприятиями воспитательной и физкультурно-спортивной направленности;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.
- привитие чувства любви к истории, культуре, природе своей Родины, своего края; формирование позиции их хранителя и созидателя;
- содействие профессиональной ориентации детей в многообразной туристско-краеведческой деятельности;
- следование общечеловеческим и национальным ценностям и традициям;
- содействие осуществлению туристских, краеведческих, экологических экспедиций.
- организации систематической воспитательной работы в духе нравственных принципов морального кодекса строителей коммунистического общества;
- привитию спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
- укреплению здоровья занимающихся, соблюдению ими требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки и режима спортсмена, а также четкой организации врачебного контроля;
- систематическому проведению спортивных соревнований и активному участию членов секции в соревнованиях своего коллектива, района, города и т. д.;
- активному участию членов секции в пропаганде физической культуры, спорта и туризма среди населения.
Задачи:
-воспитание патриотизма и гражданственности, здорового образа жизни среди учащихся, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
-пропаганда передового опыта в организации туристско-краеведческой работы с учащимися и выявление лучших туристских коллективов и образовательных учреждений области;
-повышение массовости и безопасности походов с учащимися, повышение спортивного мастерства юных туристов;
-отработка и совершенствование технических и тактических приемов при преодолении реальных препятствий, характерных для спортивных походов (СП), моделирования экстремальных ситуаций
- привлечения населения к организации активного отдыха в доступных географических районах области.
-воспитание самообслуживание, самоуправление, самостояние - естественные черты и личности, и группы, занимающейся активными видами туризма. - совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;
- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;
- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.
В результате изучения учебного предмета «Спортивный туризм» обучающийся должен:
-знать историю туризма и физкультурно-спортивного движения в родного крае;
-знать основные достопримечательности, объекты искусства и культуры, их создателей и их культурно-историческое значение;
-знать спортивные сооружения, социально-культурные объекты родного города;
-знать о туристских и лечебно-оздоровительных возможностях области;
-знать правила техники безопасности во время путешествий (походов, экскурсий), приемы страховки и самостраховки и уметь их применять;
-знать приемы самоконтроля и уметь контролировать и оценивать свое состояние в процессе туристской деятельности и жизнедеятельности;
-уметь подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);
-уметь организовать туристский быт (установить палатку, развести костер, обеспечить питание в туристском походе и другое);
-уметь преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);
-уметь оказывать первую доврачебную помощь различного характера во время путешествий (походов, экскурсий);
-уметь ориентироваться на местности, используя различные способы ориентирования;
-уметь обеспечивать собственную жизнедеятельность и жизнедеятельность окружающих в различных природно-климатических условиях.
Формы работы:
- организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных целей;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- создание конкретных баз данных по выбранным темам;
- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
- участие в мероприятиях, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников:
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Содержание
Туристское путешествие или поход являются универсальным инструментом в системе воспитания подрастающего поколения. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию. Программа предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки, выполняют нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". В начальный период обучения учащиеся приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи, организации туристского быта.
В дальнейшем деятельность направлена на повышение уровня туристского мастерства, выполнение разрядов по спортивным походам и туристскому многоборью. Здесь используются самые различные приемы и методы подготовки
1-й год занятий
Этап базовый Туристско-спортивной подготовки
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование тем и разделов
Кол-во часов
Примечание
всего
теория
практ.
1Основы туристской подготовки:
1.1.
Туристские путешествия, история развития туризма.
2
2
-
1.2.
Воспитательная роль туризма.
2
2
-
1.3.
Личное и групповое туристское снаряжение.
10
2
8
1.4.
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
24
4
20
1.5.
Подготовка к походу , путешествию.
6
2
4
1.6.
Питание в туристском походе. Рацион и калорийность продуктов.
9
2
7
1.7.
Туристские должности в группе.
4
2
2
1.8.
Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.
14
2
12
1.9.
Техника безопасности в туристских походах и на занятиях.
23
9
14
1.10.
Подведение итогов похода.
10
2
8
104
29
75
2.Топография и ориентирование:
2.1.
Понятие о топографической и спортивной карте.
4
2
2
2.2.
Условные знаки.
8
4
4
2.3.
Ориентирование по сторонам горизонта, азимут.
6
2
4
2.4.
Компас. Работа с компасом. Его основные части.
8
2
6
2.5.
Измерение расстояний.
6
2
4
2.6.
Способы ориентирования.
10
2
8
2.7.
Действия в случае потери ориентировки.
4
2
2
46
16
30
З.Краеведение:
3.1.
Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.
2
2
-
3.2.
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.
6
2
4
3.3.
Изучение района путешествия.
6
2
4
3.4.
ОПТ в походе. Охрана природы и памятников культуры в походе.
2
2
-
16
8
8
4.Основы гигиены и первая доврачебная помощь:
4.1.
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.
2
2
-
4.2.
Походная медицинская аптечка.
4
2
2
4.3.
Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
6
2
4
4.4.
Приёмы транспортировки пострадавшего.
6
2
4
18
8
10
5.Общая и специальная физическая подготовка:
5.1.
Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений.
2
2
5.2.
ООП.
24
-
24
5.3.
Специальная ФП.
6
-
6
32
2
30
6. Зачётные мероприятия:
6.1
Зачётные соревнования по туристскому многоборью.
Вне сетки часов
6.2.
Зачётный поход с 2-3 ночлегами.
Вне сетки часов
Итого
216
63
153
1-й год занятий
Календарно-тематический план
№ п/п
Наименование тем
Кол-во час.
Примечание
всего
теория
практ
1. Основы туристской подготовки:
1.1.
Туристские путешествия, история развития туризма:
2
Помещение
1.1.1.
Туризм - история развития. Виды туризма.
2
1.2.
Воспитательная роль туризма:
2
2
Помещение
1.2.1.
Значение и роль туристско-краеведческой деятельности.
2
1.3.
Личное и групповое туристское снаряжение:
10
2
8
Помещение
1.3.1.
Понятие и перечень личного снаряжения.
1
1.3.2.
Групповое снаряжение, требования к нему.
1
1.3.3.
Правила размещения предметов в рюкзаке - укладка.
2
1.3.4.
Подгонка личного снаряжения.
2
1.3.5.
Работа с групповым снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт. Распределение снаряжения между группой.
4
1.4.
Организация туристского быта:
24
4
20
Местность
1.4.1.
Привалы и ночлеги в походе.
1
1.4.2.
Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря.
1
1.4.3.
Установка палаток. Размещение личного и группового снаряжения в палатке.
2
4
1.4.4.
Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.
2
1.4.5.
Уборка места лагеря перед уходом.
2
1.4.6.
Типы и назначение костров.
2
1.4.7.
Правила разведения костра. Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком.
2
1.4.8.
Правила безопасной работы с топором и пилой при заготовке дров. Правила переноски и хранения колющих и режущих предметов.
2
1.4.9.
Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).
2
1.4.10.
Организация ночлегов.
4
1.5.
Подготовка к походу, путешествию:
6
2
4
Помещение
1.5.1.
Определение цели, задач и выбор района похода. Составление плана подготовки. Изучение района похода.
2
1.5.2.
Изучение маршрутов походов. Составление плана - графика движения в походе.
4
1.6.
Питание в туристском походе:
9
2
7
Помещение
1.6.1.
Значение рационального питания в походе. Варианты организации питания в походе.
2
1.6.2.
Калорийность продуктов. Составление меню, списка продуктов.
3
1.6.3.
Фасовка и упаковка продуктов в рюкзак
2
1.6.4.
Приготовление пищи на костре.
2
1.7.
Туристские должности в группе:
4
2
2
Местность
1.7.1.
Должности в группе постоянные и временные.
1
1.7.2.
Обязанности должностных лиц в группе.
1
1.7.3.
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, во время проведения и подведения итогов похода.
2
Игровой тренинг
№ п/п
Наименование тем
Кол-во час.
Примечание
всего
теория
практ
1.8.
Организация передвижения в походе, преодоление препятствий:
14
2
12
Местность
1.8.1.
Порядок движения группы на маршруте.
1
1.8.2.
Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
1
1.8.3.
Отработка техники движения по дорогам.
2
1.8.4.
Отработка техники движения по тропам, по лесу, через заросли кустарников, через завалы, по заболоченной местности.
10
1.9.
Техника безопасности в туристских и на занятиях:
23
9
14
Местность
1.9.1.
Дисциплина - основа безопасности. Правила переезда группы на транспорте. Правила поведения в населённом пункте.
2
1.9.2.
МБ при преодолении препятствий.
2
1.9.3.
Самостраховка и взаимопомощь.
2
4
1.9.4.
Назначение и техника вязания узлов.
2
8
1.9.5.
Правила пользованием альпенштоком.
1
2
1.10.
Подведение итогов похода:
10
2
8
Помещение
1.10.1
Обсуждение итогов похода в группе.
1
1.10.2.
Отчеты ответственных лиц.
1
1.10.3.
Обработка собранных материалов.
2
1.10.4.
Составление отсчета о походе.
2
1.10.5.
Ремонт и сдача инвентаря.
4
2.Топография и ориентирование:
2.1.
Понятие о топографической и спортивной карте:
4
2
2
Помещение
2.1.1.
Масштаб, свойства, номенклатура карт.
1
2.1.2.
Назначение, способы и правила копирования карт.
1
2.1.3.
Определение масштаба карты и измерение расстояния на карте.
1
2.1.4.
Копирование на кальку участка топографической карты.
1
2.2.
Условные знаки:
8
4
4
Помещение
2.2.1.
Понятие «рельеф», топографические знаки.
2
2.2.2.
Изображение рельефа и топознаков на карте.
2
2.2.3.
Топографический диктант, копирование маршрутов с карт.
2
2.2.4.
Поиск на местности изображённых на карте знаков.
2
Местность
2.3.
Ориентирование по сторонам горизонта, азимут:
6
2
4
Помещение
2.3.1.
Основные, дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.
1
2.3.2.
Градусное значение, азимутальное кольцо.
1
2.3.3.
Определение азимута ориентиров на карте.
2
2.3.4.
Определение ориентиров на карте по азимуту.
2
2.4.
Компас. Работа с компасом:
8
2
6
Местность
2.4.1.
Типы, устройство, правила работы с компасом.
1
2.4.2.
Ориентир, визирование, движение по азимуту.
1
2.4.3.
Определение азимута на заданный предмет /обратная засечка/.
2
2.4.4.
Нахождение ориентиров по заданному азимуту /прямая засечка/.
4
№ п/п
Наименование тем
Кол-во час.
Примечание
всего
теория
практ
2.5.
Измерение расстояний:
6
2
4
Местность
2.5.1.
Способы измерения расстояний на местности и на карте.
1
2.5.2.
Измерение прямых линий на картах.
2
2.5.3.
Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой.
2
2.6.
Способы ориентирования:
10
2
8
Местность
2.6.1.
Виды ориентиров.
2
2.6.2
Упражнение по отбору основных .ориентиров на карте по заданному маршруту.
2
2.6.3.
Разработка маршрута туристского похода Составление графика движения по маршруту.
2
2.6.4.
Прохождение маршрута.
4
2.7
Действие в случае потере ориентировки:
4
2
2
Помещение, Местность
2.7.1
Ориентирование по небесным светилам
2
2.7.2.
Определение сторон горизонта.
2
2.7.3.
Определение точки стояния на карте.
2
З.Краеведение:
3.1.
Родной край, его природные особенности, история, известные землякиб
2
2
Помещение
3.1.1.
История своего населённого пункта. Знакомство с картой своего края. Транспортная сеть и промышленность. Административное деление области.
2
3.2.
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов:
6
2
4
Местность
3.2.1.
Интересные места для проведения походов.
2
3.2.2.
Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям своего населённого пункта.
4
3.3.
Изучение района путешествия:
6
2
4
Помещение
3.3.1.
Сбор краеведческого материала о районе похода.
1
3.3.2.
Доклады о районе похода.
1
3.3.3.
Посещение музея.
4
3.4.
ОПР в походе. Охрана природы:
2
2
-
Помещение
3.4.1.
Составление плана работы в путешествии. Выполнение краеведческих заданий в походе.
2
4.основы гигиены и первая доврачебная помощь:
4.1.
Личная гигиена туриста. Профилактика различных заболеваний:
2
2
Помещение
4.1.1.
Гигиенические основы.
1
4.1.2.
Подбор одежды для занятий и похода.
1
4.2.
Походная медицинская аптечка:
4
2
2
Помещение
4.2.1.
Состав аптечки.
2
4.2.2.
Формирование походной аптечки.
2
4.3.
Основные приемы оказания первой помощи:
6
2
4
Помещение
4.3.1.
Заболевание в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
2
4.3.2.
ПП при различных травмах.
3
4.3.3.
Способы обеззараживания воды.
1
4.4.
Приёмы транспортировки пострадавшего:
6
2
4
Помещение
№ п/п
Наименование тем
Кол-во час.
Примечание
всего
теория
практ
4.4.1.
Способы транспортировки.
2
4.4.2.
Способы переноски пострадавшего при травмах.
4
Местность
5.Общая и специальная физическая подготовка:
5.1.
Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений.
2
2
5.1.1.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие.
2
5.2.
ОФП.
24
-
24
5.2.1.
Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол.
24
5.3.
Специальная ФП.
6
-
6
5.3.1.
Упражнения на развитие выносливости, быстроты; для развития силы, гибкости, на растягивание и расслабление мышц.
6
6.Зачётные мероприятия:
6.1
Зачётные соревнования по туристскому многоборью.
Вне сетки часов
6.2.
Зачётный поход с 2-3 ночлегами.
Вне сетки часов
Итого
216
63
153
В конце учебного года, учащиеся должны уметь:
- пользоваться личным и групповым снаряжением;
- организовывать бивак (установить палатку, развести костёр, и т.д.);
- преодолевать естественные препятствия в природе;
- работать с самостраховкой;
- вязать узлы, используемые в туристском многоборье;
- читать карту, работать с компасом;
- ориентироваться на местности по местным признакам;
- оказывать первую помощь при различных травмах.