• Преподавателю
  • ОБЖ
  • ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Большеголоустненская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено Утверждаю:

на заседании Директор МОУ ИРМО

педагогического совета № 1 «Большеголоустненская ООШ»

Протокол № 1 ________Л. Г. Чикалина

от 29.08. 2013 г. «______»_________ 2013 г.






Программа

формирования Экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни








Авторы:

Чикалина Лариса Глебовна, директор

Обоева Оксана Семёновна,

педагог-организатор






Программа формирования Экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников на ступени начального общего образования разработана в со­ответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС НОО и представляет собой ценностно-нормативную основу содержания школы.

Здоровье человека во многом определяется его умением выстраивать здоровьесберегающую модель поведения, а также личностной позицией в вы­боре жизненных ценностей. Естественно, ведущим звеном в решении за­дач формирования осознанного поведения выступает система воспитания и образования. Основной характеристикой культуры обучающегося в рамках поставленной проблемы будет являться его отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, а поведенческий результат будет служить показате­лем социальной зрелости личности. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является не­умение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие лич­ных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе ку­рения, алкоголизма и наркомании.

Здоровый образ жизни школьника - это:

  • благоприятное социальное окружение;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

  • положительные эмоции.

Культура здорового и безопасного образа жизни условно включает три компонента, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:

  • когнитивный;

  • мотивационный;

  • поведенческий (деятельностный).

Когнитивный компонент, в котором обучающиеся приобретают знания, усваивают стандарты и правила здоровьесберегающего поведения, получают, добывают самостоятельно информацию, работают с ней (осмысливают, со­поставляют, анализируют, оценивают, выделяют существенное, обобщают, делают выводы, прогнозируют; происходит усвоение знаний по разделам программы). Данный компонент является основой, побудителем для следу­ющего - мотивационного.

Мотивационный компонент формирует мотивы здоровьесберегающего поведения. Знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не га­рантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении. Индиви­дуальное развитие личности школьника опосредовано базовыми потребно­стями, возможностями их реализации и определенными закономерностями развития мотивационной сферы. Поэтому важно создать условия для фор­мирования положительных установок, мотивации на здоровый и безопасный образ жизни. Учитель актуализирует имеющиеся знания ребенка, помогает в приобретении новых, побуждает к активному их применению, заинтересо­вывает в необходимости учиться сохранять и беречь здоровье, формирует от­ветственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, Мотивационный компонент стимулирует поведение человека, вызывает по­требность действовать именно так, а не иначе.

Поведенческий (деятелъностный) компонент выстраивает определен­ные линии поведения ответственной за свое здоровье личности. В процессе формирования у обучающихся иерархической' системы ценностей, обеспе­чивающих стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, происходит осво­ение ими навыков здоровьесберегающего поведения. Полученные знания и социальный опыт трансформируются в определенные стереотипы поведе­ния, становятся личностной необходимостью для человека. Учитель направ­ляет активность учащегося на освоение правил сохранения здоровья, приме­нение этих правил в специально созданных ситуациях, в быту и повседнев­ной жизни.

Задачи программы формирования культуры здорового и безопасного об­раза жизни:

  • организация мониторинга здоровья и физического развития;

  • развитие познавательной активности, творческих способностей, лю­бознательности, расширение кругозора младших школьников в области знаний о человеке и составляющих его здоровья;

  • формирование навыков личной гигиены как жизненной необходимо­сти;

  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведе­ния, безопасной жизни, потребностей здорового образа жизни;

  • профилактика заболеваний, укрепление здоровья, поддержание высо­кой работоспособности ученика;

  • формирование представлений об эмоционально-волевой сфере и раз­витие навыков психоэмоциональной разгрузки (релаксации);

  • овладение приемами управления своим поведением;

  • формирование представления о здоровом питании, его режиме, выра­ботка правильного «пищевого поведения»;

  • формирование умения правильно организовывать режим дня;

  • развитие умения общаться с окружающими, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены как жизненной необходимости;

  • повышение двигательной активности младших школьников;

  • профилактика вредных привычек;

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

В связи с этим, значительный здоровьесберегающий потенциал несут в себе типические свойства УМК «Школа России», предполагающие воспитание физической культуры и социально-нравственное воспитание. В системе учебников завершенной

предметной линии «Школа России» реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для него необходимые условия. Одно из основных условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих: уровень подготовки учащихся к школе; общие способности к обучению; уровень доступной ребенку самоорганизации; жизненный опыт.

В системе учебников завершенной предметной линии отражены: отбор содержания, включающего систему заданий разного уровня трудности (с соблюдением меры трудности); сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля; возможность сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе. В УМК «Школа России» реализуются основные принципы: принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников и принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Безусловно, заявленные позиции носят здоровьесберегающий характер, создают безопасную образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности каждого школьника. Программа экологической культуры направлена на взаимосвязь направлений, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Использование возможностей системы учебников завершенной предметной линии «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью системы учебников завершенной предметной линии «Школа России». Система учебников завершенной предметной линии «Школа России» способствуют созданию здоровьесберегающей среды обучения, формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни.

В целях создания здоровьесберегающей среды система учебников завершенной предметной линии «Школа России» обеспечивает организацию адаптационного периода обучения первоклассников в течение двух первых месяцев. Это способствует благоприятному вхождению ребенка в школьную жизнь, позволяет провести необходимую коррекционную работу для подведения детей к единому стартовому уровню.

Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы. Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовать право на выбор, на ошибку. На помощь, на успех, тем самым способствуя созданию психологического комфорта.

Создание ситуаций выбора, разноуровневые задания позволяют каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы, склонности, снимает излишне эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формирования положительных внутренних мотивов учения.

Система учебников завершенной предметной линии «Школа России» формируют установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно-ориентированный характер, обеспечивает возможность понимания учащимся начальных классов основных правил поведения в обществе. Достижению личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка. Каждый из учебных предметов вносит свой вклад в решение этой задачи.

Учебники курса «Русский язык» содержат задания, мотивирующие учащихся на здоровый образ жизни:

Пословицы;

Тексты о спорте, о режиме дня;

Учебники курса «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, работая с ними дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине.

В курсе «Окружающий мир» рассматриваются разные аспекты экологии, здоровья человека и условия здорового образа жизни.

Курс «Математика» включает адаптационный период, обеспечивающий условия для развития каждого первоклассника с учетом индивидуальных возможностей.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебников способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. Особое внимание уделяется освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Содержание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа здорового и безопасного образа жизни включает два этапа:

  • первый этап - 2013/2014 у.г. - мониторинг здоровья, заполнение паспорта здоровья на каждого обучающегося; определение тематики классных часов. Внеурочных занятий и тем для «Школы здоровья» на родительских собраниях.

  • второй этап -2014-2015 г. - работа с обучающимися и их родителями по разработанной программе.

На первом этапе проводится организация мониторинга здоровья и психо­физического развития обучающихся:

  • изучение состояния медицинского здоровья обучающихся;

  • диагностика психологического развития обучающихся;

  • определение соответствия состояния и содержания здания и помеще­ний образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нор­мам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организация качественного горячего питания учащихся;

  • оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необ­ходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;

  • наличие квалифицированных специалистов, обеспечивающих оздоро­вительную работу с обучающимися (логопед, учитель физической куль­туры, психолог, медицинские работники).

Мониторинг физического состояния

  1. критерии

  1. ответственные

  1. составление индивидуальных паспортов здоровья

  1. медицинский работник

  1. медицинский осмотр обучающихся

Врачи детской поликлиники

Второй этап предполагает работу с обучающимися и их родителями (ли­цами, их заменяющими) по формированию здорового и безопасного обра­за жизни. Реализация содержания программы осуществляется как в рамках образовательной деятельности на уроках, так и во внеурочной деятельности, режимные моменты учреждения.

Программа включает разделы, каждый из которых решает конкретную задачу.

Раздел программы

Цель

Основное содержание

Раздел 1.

Знание о своем организме и его состоянии

Формирование у учащихся знания о функционировании чело­веческого организма, причинах возникновения болезней и путях их профи­лактики

Мой организм. Помощники - ор­ганы чувств. Уход за глазами, ушами, полостью рта, волосами, кожей. Внутренние органы. Их функции.

Скелет - наша опора. Осанка - стройная спина.

Что такое здоровье? Болезнь? Причины болезни.

Дыхание - основное свойство всего живого. Чем мы дышим? Чистый воздух - это здоровье. Дыхательные упражнения. Режим и правила дыхания.

Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни.

Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха.

Определение индивидуального места посадки в классе как один из приемов саморегуляции.

Раздел 2. Путешествие в мир чувств и желаний

Информирование учащихся об особенностях чувств, эмоций, желаний, воли; формирование знания о способах сохранения и укрепления психического здоровья человека

Какие бывают потребности?

Как научиться уважать желания других?

Как воспитать в себе сдержанность? Формула «Хочу, могу, должен».

От чего зависит мое настроение? Как его сохранить хорошим?

Что такое эмоции? Чувства и поступки. Стресс. Положительные и отри­цательные эмоции.

Умеешь ли ты управлять своими эмоциями?

Приемы релаксации

Эмоции и конфликты.

Включение системы «табу» для социально неприемлемых и опасных для здоровья желаний. Толерантное поведение.

Раздел 3.

Режим дня

Информирование школьников о цикличности и закономерно­стях состояния человека в течение суток, формирование психогигиенических основ знаний для правильной организации режима

Значение режима дня для сохранения здоровья учащихся и успешной работы в школе. Примерный режим дня. Индивидуальность построения режима дня.

Правила рациональной организации учебной деятельности ученика. Назначение и выполнение физкультминуток и динамических пауз. Как нужно отдыхать на перемене и почему?

Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила ор­ганизации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Соблю­дение психогигиенических требований в домашней обстановке.

Раздел 4.

Как следует питаться




Формирование у школьников знания о полезных и вредных продуктах, рационе питания, влиянии питания на здоровье людей

Какие продукты полезны ра­стущему организму? Как следует выбирать продукты? Какой у тебя аппетит? Питание - необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

Заболевания, обусловленные неправильным питанием.

Основные правила здорового питания.

Режим питания. Гигиена продуктов питания.

Пищевые отравления. Признаки пищевого отравления и первая помощь в экстренных ситуациях.

Раздел 5.

Наша безопасность и ответственность за состояние здоровья

Формирование у школьников безопасного поведения, преду­преждение вредных привычек

Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях.

Природные катаклизмы. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Основные правила дорожного движения. Опасность в нашем доме. Чем опасен электрический ток? Пожары.

Первая помощь при укусах змей, насекомых, собак и кошек.

Почему некоторые привычки называются вредными? Как отучить себя от этих привычек?

Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей? Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, общении, жизни?

Раздел 6.

Мы в мире людей

Раскрытие учащимся секретов межличностных отношений, на­учение быть толерантными, проявлять эмпатию, поддерживать дружеские от­ношения со сверстниками и взрослыми

Что такое самовоспитание? Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков? Основные правила обще­ния с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людь­ми. Зависит ли здоровье от микроклимата в классе? Что такое конфлик­ты? Почему возникают конфликты между людьми? Как найти пути раз­решения конфликтной ситуации? Умение занять в конфликте правиль­ную позицию. Посредничество. Как научиться прощать? Конфликты и здоровье.

Раздел 6.

Мы в мире людей

Раскрытие учащимся секретов межличностных отношений, на­учение быть толерантными, проявлять эмпатию, поддерживать дружеские от­ношения со сверстниками и взрослыми

Что такое самовоспитание? Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков? Основные правила обще­ния с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людь­ми. Зависит ли здоровье от микроклимата в классе? Что такое конфлик­ты? Почему возникают конфликты между людьми? Как найти пути раз­решения конфликтной ситуации? Умение занять в конфликте правиль­ную позицию. Посредничество. Как научиться прощать? Конфликты и здоровье.

Раздел 7. Движение - это здоровье

Формирование у школьников опыта сохранения физического здоровья благодаря двигательной активности

Что нужно двигательной системе для нормальной работы? Мышцы и тренировка.

Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно?

Физическая активность - образ жизни, залог долголетия.

Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Виды активного отдыха. Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает следующие мероприятия:

  • лекции, семинары, консультации по вопросам здоровья ребенка, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье де­тей;

  • ознакомление родителей (законных представителей) с необходимой научно-методической литературой (справочники, бюллетени, книжные выставки);

  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здо­ровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.


Школа здоровья для родителей

Примерная тематика бесед и консультаций:

Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?

Как поведение родителей влияет на ребенка?

Помогают ли семейные правила противостоять вредным привычкам?

Как помочь ребенку правильно организовать отдых во время каникул?

Посеешь привычку - пожнешь характер.

Тематика родительских собраний по укреплению здоровья школьников:

Приемы оздоровления обучающихся в весенний период.

Повышение иммунитета средствами витаминизированных напитков: овсяный напиток, компот на шиповнике.

«Вопросы, которые нас волнуют».

«Физическое развитие школьника 8-9 лет».

«Питание - основа жизни».

«Режим школьника-основа здоровых привычек»

Планируемые результаты программы формирования

культуры здорового и безопасного образа жизни

Предполагается, что результатом целенаправленной работы должны стать навыки осторожного, разумного, адекватного поведения, которые позволят максимально обеспечить нормальное состояние организма учащихся.

Учащиеся должны:

  • знать строение организма человека, называть основные части;

  • иметь представление об этапах пищеварения, о роли основных пита­тельных веществ для развития организма;

  • правильно выстраивать рацион питания, знать о пользе и вреде различ­ных продуктов питания;

  • знать строение полости рта, зубов, уметь выполнять правила ухода за зу­бами, получить представление о продуктах, влияющих на зубную эмаль;

  • иметь первичное представление об органах дыхания; использовать при­емы оздоровительного дыхания;

  • усвоить простейшие упражнения для укрепления и сохранения зрения и слуха;

  • познакомиться с правилами личной гигиены и соблюдать их;

  • иметь представления об эмоциях, чувствах, настроении и методах само­регуляции;

  • уметь правильно составить распорядок дня;

  • знать основные правила поведения на улице, на воде, дома, в обще­ственных местах, на транспорте и в ситуациях природных катаклиз­мов;

  • уметь оказывать первую помощь при травмах, кровотечениях, укусах,
    различных отравлениях, тепловых ударах и обморожениях, поражении
    электрическим током;

  • соблюдать меры безопасности в общении с незнакомыми людьми;

  • сформировать отрицательное отношение к вредным привычкам, знать о последствиях для здоровья употребления алкоголя, никотина и психо­активных веществ;

  • уметь выстраивать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми, в том числе в ситуации конфликта;

  • обладать толерантностью и развитой эмпатией;

  • закрепить основные понятия о закаливании;

  • понимать значение двигательной активности для нормального функ­ционирования организма человека;

  • вести активный, физически насыщенный образ жизни;

  • соблюдать правила безопасности при занятиях физкультурой и спор­том;

  • уметь делать выводы, формулировать законы здоровья. Объективными показателями успешности комплекса мероприятий, пред­лагаемых в данной программе, будут являться:

  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;

  • стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

  • высокий уровень сплочения детского коллектива;

  • активизация интереса обучающихся к занятиям физической культурой;

  • рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;

  • активное участие родителей в пропаганде и реализации здорового об­раза жизни;

  • способность выпускника начальной школы соблюдать правила безо­пасного и здорового образа жизни.




© 2010-2022