Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения»), базисного учебного плана, учебного плана школы, тематического и поурочного планирование по ОБЖ 5 кл.: к учебнику А.Т.Смиронова, Б.О.Хренникова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под редакцией А.Т.Смирнова.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов Российской Федерации:

- ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;

- ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года ;

- ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

- «ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

- ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;

- ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;

- ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года;

- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года;

- постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и других нормативно-правовых актов в области безопасности, общества и государства.

Настоящая рабочая программа направлена на формирование и повышение современного уровня культуры безопасности учащихся 5-х классов. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

Предмет ОБЖ в 5-х классах реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной. При изучении курса ОБЖ активно используются знания учащихся, полученные при изучении других дисциплин: природоведение, физическая культура, ИЗО, история и математика.

Содержание рабочей программы выстроено по двум модулям:. Основы безопасности личности ,общества и государства; Здоровый образ жизни и оказание первой помощи. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

Цели и задачи учебного курса

Изучение ОБЖ в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся основных понятий, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  • понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • Выработка у учащихся антиэкстремитской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

  1. Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-11 классы) предназначен для:

  • Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.

  • Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.

  • Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.

  • Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОСТ общего образования второго поколения.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-11 классах в программе предусмотрено 175 часов на 5 лет обучения (1 час в неделю во всех классах). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-5 программы).



  1. Место учебного предмета в базисном учебном плане

В соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ № 3 , г. Навашино, в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5-х классов рассчитана на 35 часов учебного времени в год (1 часа в неделю).

  1. Результаты обучения

Личностными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников и новых информационных технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;

  • овладение обучающимися умениями анализировать причины возникновения, последствия и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность человека;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике;

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при укусах, отравлениях, ожогах, кровотечениях.

Обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённые знания в реальной жизни.



  1. Содержание учебного предмета « Основы безопасности жизнедеятельности"


5 КЛАСС


I. Раздел. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

Город как среда обитания

Опасные и чрезвычайные ситуации. Особенности города (поселка) как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности (транс­порт, места массового скопления людей). Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности.

Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище

Современное жилище, его конструкция и особенности его жиз­необеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах.

Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.). Способы эвакуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.), огнетушители, их типы. Угарный, бытовой газы.

Затопление жилища. Правила поведения при затоплении. Разрушение здания.

Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Отравление ртутью, пестицидами, лекарствами, продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Чрезвычайные ситуации в транспорте

Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров, правила поведения при их возникновении опасных ситуаций на железной дороге.

Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при взлете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке).

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе про­живания, наиболее характерные случаи ее проявления.

Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, ос­новные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных си­туациях.

Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадио­ны, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации. Террористический акт. Правила поведения при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета террористами.

Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушениями экологического равновесия в местах проживания

Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, воз­можные их причины.

Недоброкачественность продуктов питания и возможные опас­ности для здоровья. Шум, вибрация, радиоактивное загрязнение, компьютер, телевизор и опасности для здоровья.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль за качеством продуктов и т.д.) и порядок их выполнения.

II. Раздел. Основы здорового образа жизни.

Возрастные особенности развития человека и ЗОЖ. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

II. Раздел. Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Основы медицинских знаний

Правила оказания первой медицинской помощи при кровоте­чениях и различных видах повреждений..

Обобщение и повторение

Практические занятия по разделам

Рекомендации по правилам поведения при пожаре.

Точка пальцевого прижатия артерий. Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Правила оказания первой помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении..


Учебно-тематический план.


№ темы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Сроки проведения

I

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

16

Учебно-познавательная

Объяснять понятия опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации; безопасность.

Знакомиться с главными правилами ОБЖ.

Выявлять и предвидеть опасности.

Знать особенности жизни городского и сельского жителя и основные виды опасностей.

Знакомиться с опасными ситуациями в жилище.

Аналитическая

Анализировать опасные и чрезвычайные ситуации в городе и посёлке.

Практическая

Отработать действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Моделировать ситуацию вызова экстренных служб защиты населения.

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

По 7.10

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

По 25.11

3

Опасные ситуации природного характера

2

По9.12

4

Опасные ситуации социального характера

3

По 30.12

II

Чрезвычайные ситуации

6

Учебно-познавательная

Объяснять понятия опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации; безопасность.

Знакомиться с главными правилами ОБЖ.

Различать ч.с.геологического,метеорологического,гидрологического,биологического происхождения.

Знать причины возникновения.

Составлять правила собственного безопасного поведения дома.

Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

Аналитическая

Анализировать последствия опасных ситуаций и причины их возникновения.

Анализировать причины возникновения пожаров в жилых зданиях.

Различать предметы бытовой химии

Классифицировать чрезвычайные ситуации по месту возникновения и последствиям..

Практическая

Вырабатывать практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении газом.

Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.

Моделировать выполнение правил поведения при возникновении конкретной Ч.С. природного и техногенного характера.

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

По 24.02

По 16.03

III

Основы здорового образа жизни

7

Учебно-познавательная

Определять влияние индивидуальной системы здорового образа жизни на обеспечение личного благополучия, на сохранение и укрепление здоровья.

Характеризовать основные факторы, разрушающие здоровье( вредные привычки); последствия для здоровья человека вредных привычек

Аналитическая

Анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье , и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья.

Практическая

Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни( режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими)

Формировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

По 16.03

7

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

4

По 13.04

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

Учебно-познавательная

Характеризовать общие правила оказания первой помощи.

Овладевать способами остановки кровотечения.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия при различных повреждениях.

Практическая

Отрабатывать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях, термических и химических ожогах.

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

6

По 25.05

Всего часов:

35
















Учебно-тематический план.


№ темы

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

I

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

16

Учебно-познавательная

Объяснять понятия опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации; безопасность.

Знакомиться с главными правилами ОБЖ.

Выявлять и предвидеть опасности.

Знать особенности жизни городского и сельского жителя и основные виды опасностей.

Знакомиться с опасными ситуациями в жилище.

Аналитическая

Анализировать опасные и чрезвычайные ситуации в городе и посёлке.

Практическая

Отработать действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Моделировать ситуацию вызова экстренных служб защиты населения.

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

2

Опасные ситуации техногенного характера

6

3

Опасные ситуации природного характера

2

4

Опасные ситуации социального характера

3

II

Чрезвычайные ситуации

6

Учебно-познавательная

Объяснять понятия опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации; безопасность.

Знакомиться с главными правилами ОБЖ.

Различать ч.с.геологического,метеорологического,гидрологического,биологического происхождения.

Знать причины возникновения.

Составлять правила собственного безопасного поведения дома.

Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

Аналитическая

Анализировать последствия опасных ситуаций и причины их возникновения.

Анализировать причины возникновения пожаров в жилых зданиях.

Различать предметы бытовой химии

Классифицировать чрезвычайные ситуации по месту возникновения и последствиям..

Практическая

Вырабатывать практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении газом.

Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.

Моделировать выполнение правил поведения при возникновении конкретной Ч.С. природного и техногенного характера.

5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

III

Основы здорового образа жизни

7

Учебно-познавательная

Определять влияние индивидуальной системы здорового образа жизни на обеспечение личного благополучия, на сохранение и укрепление здоровья.

Характеризовать основные факторы, разрушающие здоровье( вредные привычки); последствия для здоровья человека вредных привычек

Аналитическая

Анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье , и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья.

Практическая

Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни( режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими)

Формировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

7

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

4

IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

Учебно-познавательная

Характеризовать общие правила оказания первой помощи.

Овладевать способами остановки кровотечения.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия при различных повреждениях.

Практическая

Отрабатывать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях, термических и химических ожогах.

8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

6

Всего часов:

35












Календарно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем.

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

I

По плану

фактически

Человек, среда его обитания, безопасность человека

1.


1

Город как среда обитания

2.09

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

9.09

3

Особенности природных условий в городе

16.09

4

Социальные условия проживания в городе

23.09

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

30.10

Опасные ситуации техногенного характера

2.


6

Дорожное движение, безопасность дорожного движения

7.10

7

Пешеход. Безопасность пешехода

14.10

8

Пассажир. Безопасность пассажира

21.10

9

Водитель.

4.11

10

Пожарная безопасность

11.11

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

18.11

Опасные ситуации природного характера

3.


12

Метеоусловия и безопасность человека

25.11

13

Безопасность на водоемах

Опасные ситуации социального характера

4.


14

Ситуации криминогенного характера и личная безопасность

2.12

15

Обеспечение личной безопасности дома

9.12

16

Обеспечение личной безопасности на улице

16.12

Чрезвычайные ситуации

II

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

5.


17

Чрезвычайные ситуации природного характера

23.12

18

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

13.01

19-22

Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера

20,27.01

Основы здорового образа жизни

III

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ

6.


23

О здоровом образе жизни

3.02

24

Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья

10.02

25

Рациональное питание. Гигиена питания

17.02

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

7.


26

Вредные привычки

24.02

27

Курение

2.03

28

Употребление алкоголя

9.03

29

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

16.03

Основы медицинских знаний и оказания первой

IV

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8.


30-31

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

30,6.04

32-33

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)

23,30.04

34-35

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

6,13.05

Всего часов: 35









7.описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2007 года, подготовленная авторским коллективом под редакцией А.Т. Смирнова.

Примерные программы программы по учебным предметам Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект.-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,2011.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса под общей редакцией А.Т. Смирнова. Издательство М., « Просвещение», 2010. Данный учебник соответствует учебной программе. Ярко иллюстрирован, имеет хорошую нормативную базу и практические задания на моделирование различных ситуаций.

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса:

1) Компьютер;

2) Мультимедиапроектор;

3) Аптечка;

4) Использование видеороликов и презентаций интернет-сайта «Фестиваль «Открытый урок» 1 СЕНТЯБРЯ»;









8. .Планируемые результаты

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен знать:

  • понятия «безопасность», «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация»;

  • главные правила ОБЖ;

  • источники и зоны опасности современного города;

  • сигналы оповещения;

  • опасные ситуации в жилище (пожар, электричество, затопление, опасные вещества);

  • чрезвычайные ситуации на транспорте;

  • опасные ситуации криминального характера (дома, на улице, в общественных местах).

Ученик должен уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище, учебном учреждении и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • соблюдать меры предосторожности и правила поведения на улицах и дорогах, в общественном транспорте;

  • пользоваться бытовыми приборами;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и местах большого скопления людей;

  • оказать первую помощь при укусах, отравлениях, ожогах, кровотечениях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами; проявления бдительности при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы.

Формы контроля

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся.

В ходе обучения проводятся:

  • Тестирование, самостоятельные работы, творческие работы, викторины, практические задания, устные ответы, с использованием иллюстративного материала.

Требования к уровню усвоения дисциплины

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов, практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе.






© 2010-2022