Статья Использование кооперации в обучении

Деятельность в условиях кооперации обеспечивает: ØВысокий уровень результативности и продуктивности. ØФормирование более доброжелательной обстановки в классном коллективе. ØПовышение коммуникационной компетентности школьников. ØФормирование культуры общения (умение спокойно выслушать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения); ØУмение распределить и реализовать роли, осознавая ответственность за совместный результат. Преимущества: Ø включенность каждого участника в работу; Ø воз...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование кооперации в обучении


«То, что дети могут сделать сегодня только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».

Деятельность в условиях кооперации помогает обеспечивать:

  • Стабильный уровень результативности и продуктивности учебного процесса.

  • Формирование более доброжелательной обстановки в классе.

  • Повышение самооценки и коммуникационной компетентности школьников.

  • Формирование культуры общения (умение спокойно выслушать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, делать выводы и обобщения, ориентируясь на общий, совместный результат.)

  • Умение распределить и реализовать роли (обязанности) для выполнения общего задания, осознавая ответственность за совместный результат и успехи каждого.

Преимущества групповой работы и парной работы:

  • включенность каждого участника в работу;

  • возможность свободно общаться;

  • выслушивать мнение товарищей;

  • предлагать свои идеи и объяснения;

  • быть услышанным одноклассниками.

Виды деятельности:

  • работа в микрогруппе, группе при (выполнении практической работы, работы с текстом и картой, самостоятельной работы, уроки игры, конференции, экскурсии, наблюдения);

  • работа в паре, паре сменного состава (при выполнении практической работы, работы с текстом и картой, самостоятельной работы).

  • фронтальная (в большом коллективе)

Структура занятия с использованием групповой работы.

Психологический настрой на деятельность.

  • Организационный этап. Распределение исполнительских ролей, предлагается задания учащимся, объясняю содержание и цель работы.

  • Выполнение учебного задания. На данном этапе напоминаю правила работы в паре, группе, например:

  • свободный обмен мнениями ( каждый имеет право вносить свое мнение; предлагать свой вариант решения учебной задачи; каждому предоставляется право на ошибку;)

  • уважать мнение каждого участника

  • терпимо относится к критике (поощрять критику касающуюся существа дела, но не критику личности)

При необходимости, оказываю помощь тем, у кого возникли вопросы, слежу за дисциплиной, учитываю работу учащихся.

  • Презентация результатов работы, вывод из результатов работы.

  • Рефлексия учебного занятия каждым участником, в ходе которой:

учащиеся вспоминают выполнение задания в группе, что удалось? Достигнута ли цель, поставленная в начале урока? Принимают план совершенствования работы группы и ее членов.

Основные принципы групповой работы:

  • Позитивная взаимосвязь.

Члены группы чувствуют, что они нужны друг другу для выполнения поставленной задачи.

Взаимосвязь может быть: по результату (у всех общая цель - подготовить отчет и др); ролевая (разделение ,ответственности между членами группы путем закрепления за каждым конкретных обязанностей, ролей); по ресурсу (соответствующее распределение материалов или заданий между членами группы); по успеху(оценка работы группы учитывает вклад каждого из участников); по решаемой задаче (работа распределена между членами группы и для ее завершения, каждый участник должен закончить свою часть работы).

  • Непосредственное взаимодействие членов группы в процессе работы.

  • Индивидуальная оценка результатов, и результатов работы группы. ( использую индивидуальные самостоятельные работы, выборочный опрос членов группы, взаимный опрос в парах и д.)

  • Проведение рефлексии. Учащимся предоставляется время для анализа эффективности своей работы, оценки использования навыков групповой работы. Рефлексия помогает созданию хороших деловых отношений между участниками группы.

Применяю технологию взаимообучения.

Убедившись, что класс овладел необходимыми приёмами учебной работы, перехожу на эту технологию.

  • Материал урока делю на части.

  • Ребята работают в динамических парах.

  • У каждого- задание, которое он тщательно выполняет в течение 7-10 минут.

  • Я в это время работаю индивидуально: корректирую при необходимости ход работы.

  • При работе в динамических парах каждый чувствует ответственность за подготовку своей части нового материала. Ведь он должен быстро разобраться в вопросе и объяснить каждому члену группы то, что узнал сам. При недобросовестном отношении или плохой подготовке в силу недостаточной сформированности навыков рациональной организации учебного труда ученик может подвести членов своей динамической пары. Это выяснится в результате теста, проверяющего уровень первичного усвоения материала. На первых уроках с применением такой методики случаются конфликты между детьми, которые исчезают в дальнейшем, так как в классе складывается обстановка взаимной требовательности.

  • В журнал проставляю хорошие и отличные оценки, удовлетворительные - по желанию. Таким образом, не только накапливаю оценки, но и осуществляю мониторинг усвоения темы. Каждый ученик видит, по каким вопросам у него пробелы в знаниях и имеет возможность устранить их перед итоговым контролем.


© 2010-2022