Рабочая программа по ОБЖ 9 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Выкатной»


Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МКОУ ХМР "СОШ п. Выкатной" на 2015 - 2016 учебный год




Рабочая учебная программа

Основы безопасности жизнедеятельности (наименование учебного предмета (курса) 9 класс (базовый уровень) (уровень, ступень образования) 2015 -2016 учебный год (срок реализации программы)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г., авторской программы элективного курса «За здоровый образ жизни» В.В. Гаевой, Волгоград Изд-во «Учитель», 2009г.


Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.


Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:

Пономарева Марина Ивановна



п. Выкатной

2015 год

Структура рабочей программы элективного курса:

1 раздел. Пояснительная записка.

2 раздел. Содержание учебного предмета, курса.

3 раздел. Требования к уровню подготовки обучающихся.

4 раздел. Календарно-тематическое планирование.

5 раздел. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.


I. Пояснительная записка

Данная программа элективного курса ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. года № 273-ФЗ;

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями, с изменениями 03.06.2011г №1994);

  • Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Примерная программа основного общего образования по ОБЖ;

  • Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

  • Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 « О утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03.03.2011г. зарегистрированный №19993).

  • Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных организаций материальной и информационной средой» (school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).

  • Региональный базисный учебный план для образовательных организаций ХМАО-Югры (Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 22.08.2011 г. № 662 с изменениями)

Программа по элективному курсу 9 класса разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях основного общего образования. Программа предусматривает логическое завершение подготовки учащихся в области здорового образа жизни.

Целью программы является завершение формирования у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью.

Задачи:

  1. Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.

  2. Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье.

  3. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

Данное тематическое планирование по программе элективного курса «Здоровый образ жизни» предполагает классно-урочную и лекционную систему проведения занятий; использование ИКТ.

Формы отчётности:

  1. Тестовый контроль.

  2. Презентации по здоровому образу жизни.

  3. Выполнение исследовательских работ.

  4. Рефераты по здоровому образу жизни.

Количество часов всего: 35, в неделю 1час.

Плановых практических работ - 11, тестов - 2.

Планирование составлено на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г., авторской программы элективного курса «За здоровый образ жизни» В.В. Гаевой, издательство «Учитель» Волгоград, 2009 г.

II. Содержание учебного курса

Раздел 1. Причины нарушения здоровья (11 ч)

Тема 1. Введение (2ч.)

Вводный инструктаж по технике безопасности. Здоровый образ жизни - образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья.

Тема 2.

ЗОЖ, основные составляющие. Право человека на здоровье.

Тема 3.

Окружающая среда и здоровье человека. Причины, нарушающие здоровье. Пути поступления токсичных веществ (мутагенов, аллергенов, канцерогенов) в организм и их воздействие.

Тема 4.

Курение. Мы и наше потомство. Курение, его влияние на организм человека.

Тема 5.

Правда, об алкоголе. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм.

Тема 6.

Наркотики, зависимость и последствия. Наркотики их свойства, классификация и влияние на человека.

Тема 7.

Шум - медленный убийца. Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

Тема 8.

Неправильное питание - результат болезней. Рациональное питание.

Тема 9.

Компьютер и здоровье человека. Его вредное воздействие на организм.

Тема 10.

Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье

Тема 11.

Защита презентаций.

Раздел 2. Сохранение здоровья (14 ч)

Тема 1.

Закаливание организма. Польза закаливания для организма.

Тема 2.

Культура питания. Режим и культура питания. Вред и польза диет.

Тема 3.

Составление и анализ индивидуального суточного пищевого рациона. Практическая работа.

Тема 4.

Витамины - круглый год. Витамины, их многообразие и значение.

Тема 5. Режим дня - залог здоровья. Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие - основные нарушения скелета школьников. Профилактика.

Тема 6.

Биологические ритмы. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.

Тема 7.

Личная гигиена. Гигиена тела, волос, одежды.

Тема 8.

Оптимальный двигательный режим школьника. Зависимость здоровья от физических нагрузок и двигательной активности; гиподинамия.

Тема 9.

Иммунитет. Наследственные заболевания. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.

Тема 10.

Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий. Норма выполнения, правила и рекомендации по подготовке домашних заданий.

Тема 11.

Пищевые добавки. Азокрасители в пищевой промышленности и рак.

Тема 12.

Жизнь без стрессов и конфликтов - жизнь без болезней. Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные.

Тема 13.

Из какого материала выбирать одежду? Что лучше натуральные материалы или искусственные?

Тема 14.

Тестирование по разделу 2.

Раздел 3. Исследовательская работа (10 ч)

Тема 1. Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни». Опрос учащихся школы.

Тема 2.

Определение своего образа жизни. Практическая работа.

Тема 3.

Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления. Тест.

Тема 4.

Причины быстрого старения организма.

Тема 5.

Изучение мнения учащихся о вредных привычках: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания.

Тема 6.

Прививки польза или вред? Дисскусия.

Тема 7.

Выбор темы исследования. Составление плана, выдвижение гипотезы.

Тема 8.

Подбор материала и литературы. Оформление работ

Тема 9.

Отчёт по исследовательской работе

Тема 10.

Заключение. Итоговое тестирование.



Учебно-тематический план

Название раздела

Часы

К/раб.,

тест

Практич. раб



Раздел I

Причины нарушения здоровья

11

1

Раздел II

Сохранение здоровья

14

1

Раздел III

Исследовательская работа

10

1

10

Итого:

35

2

11

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения ученик должен знать:

  • что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни;

  • последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека;

  • традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека;

  • самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья;

  • влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;

  • понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку;

  • инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;

  • основные правила повеления для профилактики травм в быту, в школе, на улице и при занятиях спортом.

Владеть навыками:

  • применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;

  • объяснять действия факторов среды на человека;

  • обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;

  • уметь анализировать свой собственный взгляд на окружающую среду;

  • владеть приемами оказания медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах;

  • уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.

Иметь представления:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- основ правильного питания и о вредных продуктах;

- выполнения рефератов, исследовательских и практических работ по темам курса.













IV. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол - во часов

Дата проведения

Коррекция

По плану

Факт.

Раздел 1. Причины нарушения здоровья (11 ч)

1.

Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

08.09.15

2.

ЗОЖ, его составляющие.

1

15.09.15

3.

Окружающая среда и здоровье человека.

1

22.09.15

4.

Курение. Мы и наше потомство.

1

29.09.15

5.

Правда, об алкоголе.

1

06.10.15

6.

Наркотики, зависимость и последствия

1

13.10.15

7.

Шум- медленный убийца.

1

20.10.15

8.

Неправильное питание - результат болезней

1

27.10.15

9.

Компьютер и здоровье человека.

1

28.10.14

10.

Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье

1

10.11.15

11.

Защита презентаций.

1

17.11.15

Раздел 2. Сохранение здоровья (14 ч)

12.

Закаливание организма

1

24.11.15

13.

Культура питания

1

01.12.15

14.

Составление и анализ индивидуального суточного пищевого рациона

1

08.12.15

15.

Витамины - круглый год.

1

15.12.15

16.

Режим дня - залог здоровья.

1

22.12.15

17.

Биологические ритмы.

1

12.01.16

18.

Личная гигиена

1

19.01.16

19.

Оптимальный двигательный режим школьника

1

26.01.16

20.

Иммунитет.

1

02.02.16

21.

Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий.

1

09.02.16

22.

Пищевые добавки. Азокрасители в пищевой промышленности и рак.

1

16.02.16

23.

Жизнь без стрессов и конфликтов-жизнь без болезней.

1

25.02.16

Внеурочное занятие

24.

Из какого материала выбирать одежду?

1

01.03.16

25.

Экскурсия

1

10.03.16

Внеурочное занятие

Раздел 3. Исследовательская работа (10 ч)

26.

Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом образе жизни».

1

15.03.16

27.

Определение своего образа жизни.

1

22.03.16

28.

Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.

1

05.04.16

29.

Причины быстрого старения организма.

1

12.04.16

30.

Изучение мнения учащихся о вредных привычках

1

19.04.16

31.

Прививки польза или вред?

1

26.04.16

32.

Выбор темы исследования. Составление плана, выдвижение гипотезы.

1

05.05.16

Внеурочное занятие

33.

Подбор материала и литературы. Оформление работ

1

10.05.16

34.

Отчёт по исследовательской работе.

1

17.05.16

35.

Заключение. Итоговое тестирование.

24.05.16

Итого:

35




























V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

для учителя:

  1. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс, Москва «Издательство Просвещение», 2011г.

  2. Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.

  3. Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.

  4. Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.

  5. Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.

  6. Копыт Н. Я. Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.

  7. Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.

  8. Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Пономарёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.

  9. Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.

  10. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана» Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  11. Маюров А.Н. «Алкоголь - шаг в пропасть» Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

  12. Ресурсы Интернет.

для учащихся:

1. Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.

  1. Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.

  2. Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.

4. Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г 5. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.

6. Маюров А.Н. «Алкоголь - шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.


© 2010-2022