Методическая разработка Азбука пожарной безопасности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Азбука пожарной безопасности














Исполнитель:

Евграфова Анна Борисовна










Кемерово 2016


Содержание

Пояснительная записка…………………………………......……………….……3

Методические разработки:

  1. Введение…………………………………………………………………….6

  2. История создания пожарной охраны в России….…………………....8

  3. Огонь - друг, огонь - враг…….………..………………………...……....13

  4. Электричество в нашем доме…………….………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….27

Литература…………………………………….…………………………………28







Пояснительная записка

Объективные процессы, происходящие во всех сферах жизни общества, социально-экономические изменения привели к необходимости модернизации системы образования.

29 декабря 2012 года был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», являющийся нормативно-правовой основой реформы российского образования начала XXI века.

Основной целью модернизации образования является достижение нового качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям России и основным направлениям ее развития.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дано понятие образовательного процесса.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5, с. 7].

Процесс модернизации образования сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования. В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, представляет собой инновационную сферу вариативного обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, содействующая процессу формирования ключевых компетенций учащихся.

Возрастают требования к содержанию и качеству образования, это накладывает определенную ответственность на педагога в выборе форм, методов, технологий учебно-воспитательного процесса. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.

Учебное занятие в системе ДОД - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений) [1, с.150].

Занятие является главной частью учебного процесса. В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию - это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности обучающихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы дополнительного образования характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Целью данной работы является представление опыта работы в конструировании мероприятий по формированию основ противопожарной безопасности в МБОУ Детский дом №2.

Введение

Анализ причин возникновения пожаров показывает, что они вызываются отсутствием у детей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением, а в ряде случаев - неумением взрослых правильно организовать досуг детей.

а станции юных техников начинается с младшего школьного возраста.

Цель: формирование у учащихся основ пожаробезопасного поведения, правильного поведения в случае пожара.

Задачи:

  • дать детям основные сведения о природной стихии «Огонь» как источнике жизни, тепла, источнике опасности;

  • научить осторожному обращению с огнём;

  • закрепить знания о способах обращения с огнем, методах борьбы с пожарами;

  • сформировать элементарные знания об опасности шалости с огнём, об опасных предметах;

  • воспитывать чувство уверенности в случае экстремальной ситуации.

Обучение детей правилам осторожного обращения с огнем является составной частью общей воспитательно-образовательной деятельности.

В воспитательно-образовательном процессе с детьми по основам пожаробезопасного поведения используются следующие формы познавательной деятельности с учетом возрастных особенностей:

  • познавательные занятия;

  • показ видеофильмов на пожарную тему;

  • продуктивная деятельность обучающихся;

  • конкурсы рисунков детей (совместных работ с родителями) на противопожарную тему;

  • познавательно - развлекательные мероприятия;

  • игры: сюжетно - ролевые, подвижные, дидактические;

  • создание специальных ситуаций для отработки поведенческих навыков пожаробезопасного поведения.

В данной работе представлены методические разработки мероприятий, которые педагоги могут использовать в работе для формирования у учащихся основ пожаробезопасного поведения, правильного поведения в случае пожара.






  1. История создания пожарной охраны в России

Беседа

для учащихся младшего и среднего возраста.


Много веков тушение пожаров осуществлялось в виде вза­имной помощи при несчастье. При первом известии о пожаре жители бежали со своим хозяйственным инвентарем к месту бедствия и вступали в не­легкую борьбу с огнем. Однако из-за отсутствия специальных технических средств и единого руководства необученная приемам тушения, неорганизованная масса людей мало приносила пользы. Лишь много столетий спустя человечество убедилось, что успеха в борьбе с огнем можно добиться только путем согласованных действий специально обученных групп людей, работающих под началом опытных, смелых, решительных руководителей.

Пожары, как правило, уничтожали строения, но нередко сопровождались и человеческими жертвами. Такие пожары происходил и в самых разных странах, в том числе и на Руси.

Например, в 1357 году полностью выгорела Москва. Едва успев отстроиться, в 1388 году город снова подвергся очередному набегу огня, а спустя еще год в Москве сгорело несколько тысяч дворов. Пожары продолжа­ли опустошать столицу и в XVI веке. 21 июня 1547 года огонь превратил город в огромный костер. В летописях говорилось, что железо расплавлялось, как олово, а медь таяла, как лед. Тогда погибло более двух с по­ловиной тысяч человек. А спустя 12 лет Москва снова запыла­ла во время сильной бури. В Кремле в пепел были превра­щены царские палаты, двор с казной, оружейная палата со всеми сокровищами, митрополичий двор, все правительственные учреждения с делами и архивами.

Главным способом борьбы с огнем в те времена был снос ближайших к пожару строений. Для спасения не загоревшихся построек их закрывали войлочными щитами или «парусами» из холста, которые поливали водой. Вода подавалась ведрами и ушатами, передаваемыми

по цепочке.

В 1504 году в Москве учреждается так называемая пожарно-сторожевая охрана, которой предписывалось беречь город «от огня и всякого воровства». В 1550 году в России создается стрелецкое войско, которое размещалось в Москве в специальных стрелецких слободах. Согласно царскому указу, стрельцы были обязаны являться на пожары и принимать участие в их тушении. Это была первая попытка более-менее организованной борьбы с пожарами.

Угроза возникновения опустошительных пожаров заставляла изыскивать не только новые технические средства, но и организационные формы борьбы с огнем. Так в XVH веке появились пожарные команды. Одна из первых была создана в Москве в 1629 году. Она состояла из 200 человек, была оснащена водоливными трубами, бочками с водой, ведрами, баграми и т.п. На земском дворе дежурили 20 извозчиков для доставки людей и инвентаря на пожар. С появлением водоливных труб власти стали требовать от населения устройства во дворах и на улицах колодцев для пожарных целей, а также копаных прудов и запруд на небольших реках и ручьях.

Заметное развитие получило пожарное дело во времена Петра 1. В 1712 году он запретил строить в Петербурге деревянные дома. Этим преследовались две цели - придать городу лучший внешний вид и обеспечить необходимую пожарную безопасность. Для всеобщего сведения по приказу Петра были изданы рисунки и планы огнестойких крестьянских дворов, изб и других построек. Во все города и села рассылались печатные указы о противопожарных мерах и прочие инструкции. Их читали в храмах по воскресеньям и праздничным дням. Всем жителям вменялось под страхом наказания не уклоняться от тушения пожаров. Многие современники единодушно указывали, что Петр самолично участвовал в тушении, зачастую являясь на пожар раньше тех, кому это вменялось в обязанность, а нередко самым первым;

и уж тут можно было не сомневаться - «быть великому гневу царскому» …

В 1739 году русский механик А.К.Нартов, которому при­надлежало много изобретений в различных областях техники, для «всенародной пользы» изобрел пожарный насос оригинальной конструкции. Однако правительство на это никак не отреагировало.

Профессиональные и добровольные пожарные команды не играли заметной роли в борьбе с пожарами не только из-за отсутствия технических средств, но и из-за отсутствия специалистов. Должности брандмейстеров и их помощников замещались случайными людьми, как правило, унтер-офицерами запаса или бывшими чиновниками полиции. Экономическая отсталость России сказывалась и на техническом оснащении пожарных: основными средствами их борьбы с огнем оставались допотопные багры, ломы и топоры.

Служба у пожарных была тяжелой, фактически день и ночь, круглый год. Начиналась она в 5-6 часов утра, а случись пожар, еще раньше, рабочий день длился 15-16 часов. Спали в сапогах, полностью одетыми. Пожарный имел право отлучиться лишь раз в неделю на три часа в баню, и раз в неделю ему давали увольнительную на сутки. При этом образцы бесстрашия, ловкости, выносливости, умения работать в тяжелых условиях дали основание Гиляровскому сказать о пожарных: «Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой»

После революции, в 1918 году, был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Охрана народного достояния от пожаров ставилась на уровень общегосударственных задач. Предусматривалось планомерное проведение предупредительных и оборонительных мер борьбы с пожарами и обращалось внимание на важность профилактической работы и необходимость применения в строительстве огнестойких материалов.

В дальнейшем для укрепления - пожарной охраны были изданы

постановления о противопожарной защите фабрик и заводов, учреждений, специальных фонд для выдачи ссуд и пособий на противопожарные ме­роприятия. В Ленинграде открылся пожарный техникум для подготовки специалистов пожарного дела. В 1925 году была выпущена первая партия пожарных автомобилей, и к 1927 году у пожарной охраны страны было уже 400 пожарных машин. В 1930-е годы открылся целый ряд пожарно-технических учебных заведений и многочисленные курсы для повышения квалификации работников пожарной охраны.

В предвоенные годы мощь пожарной охраны России зна­чительно выросла. Увеличился выпуск пожарной техники, были организованы новые службы: газодымозащитная, связи и освещения, водозащи­ты. Были разработаны уставы, наставления и инструкции, регламентирующие службу пожарных.

После Второй мировой войны принимается решение об ор­ганизации в крупных городах страны военизированной пожарной охраны в составе МВД. Основополагающей с тех пор стала профилактическая работа по предупреждению пожаров. Она начинается на стадии проектирования жилых кварталов и промышленных объектов и направлена на устранение нарушений правил пожарной безопасности и противопожарного режима на действующих объектах.

С 1 января 2002 года Государственная противопожарная служба в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, объединения сил и средств при проведении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, вошла в состав МЧС России.


  1. Огонь - друг, огонь - враг

Сценарий мероприятия по правилам пожарной безопасности

для учащихся младшего школьного возраста


Цель: формирование у учащихся знаний по соблюдению правил пожарной безопасности.

Задачи:

  • научить детей грамотно вести себя в случае пожара;

  • привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами;

  • сформировать у учащихся чувство опасности огня;

  • воспитывать уверенность в своих действиях.

Ход мероприятия

Сегодня на занятии поговорим об огне. О том, когда и как он стал другом и помощником человека. А также о том, почему и при каких обстоятельствах из нашего друга огонь превращается в нашего врага.

Когда-то, очень давно, на нашей планете Земля не было зимы. Ярко светило солнце, климат был влажный и теплый, поэтому землю покрывала буйная растительность. В небе летали большие причудливые птицы, в лесах водились огромные звери, наводившие на людей страх и ужас.

Люди радовались теплу. Ведь им не нужно было беспокоиться об одежде, можно было питаться тем, что росло рядом с их жилищами: плодами деревьев, кореньями. Мясо убитых ими животных они ели сырым, потому что ниче­го не знали об огне. Только иногда, во время грозы, они видели красные языки пламени, съедающие деревья, в которые попадали стрелы молний. Видели, но большого значе­ния этому явлению природы не придавали.

Но вот наступило время, когда Земля начала остывать и огромные ледники стали покрывать ее поверхность. Гибла растительность, от холода и голода вымирали животные и птицы. Трудно стало жить и людям. Теперь им приходилось искать себе место, где они могли бы спрятаться от холода, дождя и пронизывающего ветра. Но и те пещеры, в которых люди укрывались, не спасали их от морозов и голодной жизни.

Вот тогда-то и вспомнили люди про красный «язык», который появлялся во время грозы, и от которого исходило благодатное тепло. Постепенно человек научился исполь­зовать огонь как источник тепла. А однажды, попробовав мясо животных, погибших в огне, люди убедились, что оно вкуснее сырого мяса, и научились готовить пищу на огне. Так огонь вошел в жизнь человека, став его помощником и другом.

У древних людей не было спичек, и поэтому в пещере возле огня всегда находился человек, который поддерживал в нём жизнь. Такая работа доверялась не каждому и была очень почётна.

Столетия потребовались человеку для того, чтобы научится добывать огонь. В древней легенде рассказывается о морщинистых ладонях старой матери. Она брала в руки два камня и, ударяя один о другой, высекала искру. Потом раздувала из неё пламя. Она обучила этому искусству других женщин, подарила каждой «язычок» пламени и велела спрятать его между ладонями. С тех пор в руках у женщин остался жить постоянный источник тепла. Вспомните, какие тёплые и ласковые руки у ваших мам и бабушек-хранительниц домашнего очага.

Шло время. Человек учился более совершенно добывать огонь (появились спички, затем различные зажигалки), учился управлять им. Вот послушайте сказку.

Как человек женил огонь на воде.

Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. А все его отговаривают: «Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья?»

Горевал Огонь, да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали: «Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю». Сказал так мастеровой человек и стал терем строить. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей созывать.

Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. А с невестиной стороны - старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка - Ясноглазая Роса.

Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. Много ли, мало ли прошло времени, только родился у Воды и Огня сын - богатырь. Горяч, как родимый батюшка Огонь, а влажен и важен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния быстр.

Хорошее имя дали сыну-богатырю - Пар. На телегу сядет Пар-богатырь, телега его силой сама покатится, да еще сто других телег поездом повезет. На корабль ступит Пар - чародей - убирай паруса.

Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим теплом греет. На завод пожалует, где сто человек работали, - одного хватает. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит - народу помогает мать, отца радует.

И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Год от года растет сила их сына-богатыря, и слава о мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

И теперь, ребята, знают все:

Человек без огня не живет.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг,

Нам огонь - повседневный друг!

Давайте мы с вами сейчас и вспомним, как огонь помогает нам в нашей повседневной жизни?

Следуют ответы ребят.

При этом можно использовать наглядный материал.

Огонь

  • освещает квартиры;

  • помогает добраться до школы;

  • стирает и гладит одежду;

  • готовит еду;

  • дает людям электричество, чтобы: смотреть телевизор, слушать музыку, кататься на каруселях и других аттракционах.

Надо помнить, что:

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать!

От огня не сдобровать!

Знайте - в гневе он сердит:

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома всё кругом,

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес!

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда!

Это помните всегда!

Другом и помощником огонь остается до тех пор, пока мы уважительно, внимательно и бережно обращаемся с ним и с теми предметами, где он присутствует, используя их только по назначению.

Педагогу при помощи детей следует назвать несколько предметов и их назначение. Например:

Утюг. Если взрослые используют его для того, чтобы гладить белье, он - друг. А когда его включают дети для своих игр, заигравшись, забывают выклю­чить утюг - он враг.

Электрическая розетка. Если в нее включают телевизор, пылесос, настольную лампу и т.д. - она друг. Но если в нее втыкают гвозди, шпильки и другие пред­меты - она враг!

Шалость с огнем, как правило, приводит к беде - пожару. Характерно, что для своих опасных игр непослушные дети стараются найти такое укромное место, где их занятие не увидят взрослые. Это может быть подвал жилого дома или чердак, заброшенный дом или колодец теплотрассы. Нередко такое время препровождение приводит к самым серьезным последствиям. Ежегодно на пожарах гибнут дети. Многие получают ожоги, которые очень болезненны и требуют длительного лечения.

И папа, и мама мальчишку бранят -

Со спичками сыну шалить не велят.

Однажды он спички стащил со стола.

Одна загорелась, его обожгла!

Заплакал мальчишка, а папа сказал:

- Вот видишь, тебя огонек наказал.

Кусаются спички.

Их трогать не смей!

А тронешь еще - укусит сильней ...

Мальчишка тихонько на палец подул,

Мальчишка пытливо на папу взглянул.

- Я больше не буду, но ты объясни,

А вас, почему не кусают они?

И папа ответил: нас спички боятся.

Мы знаем, как надо с огнём обращаться

И спички не трогает больше малыш!

Теперь вы знаете, что огонь - плохой товарищ в игре и хороший помощник в работе, но при условии соблюдения правил и мер пожарной безопасности.

Дети!

Запомните правила эти!

Правило первое,

Касается каждого,

Правило это самое важное.

И на улице, и в комнате

Вы о нем, ре6ята, помните!

Спички не тронь -

В спичках огонь!

Возле дома и сарая

разводить костер не смей!

Может быть беда большая

для пoстроек и людей!

А вот что получается, когда забывают об этих правилах:

«Был пожар, а где причина?...»

У кота растут два сына.

В гости к ним пришли лисички,

Принесли с собою спички.

Стали котики играть

Стали спички зажигать.

Подожгли в лесу солому…

Вот и не было бы дома.

Да что дом, поймите сами,

Лес сгорел бы со зверями.

Нужно помнить, детвора,

Спички - это не игра!!!

- Кто в этом случае виновник пожара? (Ответы ребят: - «Котики и лисички»). Совершенно верно. Молодцы.

- А какие правила пожарной безопасности они забыли? (ответы ребят: «Спички - не игрушка. Нельзя поджигать солому в лесу и возле строений»).

- Чтобы вы не забывали самое важное, самое главное правило «Спички - это не игра!», давайте повторим его хором.

Дети хором повторяют правило.

Правило второе

Легко запомнить можно:

С электроприборами

Будьте осторожны!

Чтоб он не стал твоим врагом,

Не шути ты с утюгом!

Когда взрослых нет дома, не включайте плитки, утюги, телевизоры, обогреватели и другие бытовые электроприборы. От их неисправности или при неумелом с ними обращении тоже может случиться пожар!

Вот такой, как у лягушки:

Дом ее там на опушке. Побрела она в болото,

заболел знакомый кто-то

Дома были лягушата, неспокойные ребята.

Им понадобился вдруг электрический утюг.

Взяли штепсель и включили,

В тот же час о нем забыли.

Началась у них игра,

Кто скорей съест комара.

Надоели им комарики,

Появились в лапках шарики,

А утюг как раскалился -

На лягушек рассердился!

И зажег кленовый стол.

По болоту дым пошел.

Лягушата растерялись,

По углам поразбежались.

Ква - ква - ква, кричат - спасите!

Погибаем, помогите!

Бобр там мимо проходил,

Стол водою вмиг залил,

Вынул вилку из розетки ...

Вот к чему приводят шалость с плиткой, утюгом - мог дотла сгореть твой дом!

- Кто объяснит, почему лягушата попали в беду? /Ответы ребят: включили утюг без мамы и папы; забыли о нем и оставили без присмотра/.

- Обратите внимание на следующее:

Если когда-нибудь попадете в такую ситуацию, как лягушата, не следует прятаться в укромные места: под стол, под одеяло, в шкаф и т.д. Нужно немедленно покинуть квартиру, а если это невозможно, наложить на ротик и носик смоченную водой ткань и ждать помощи, лежа на полу у дверей или окна.

Очень хорошо, что многие из вас помогают своим родителям в домашних делах. Могут выстирать, высушить и выгладить белье для кукол, угостить бабушку и дедушку чашечкой чая. Но, надо помнить, что разжигать газовую плиту могут только взрослые, прошедшие специальное обучение. А сушить белье над газовой или электрической плитой запрещается и взрослым, и детям. И в заключение занятия по правилам пожарной безопасности предлагаю вам загадки и игры:

Загадки:

Дремлют в домике девчонки

­красные шапчонки. (Спички.)

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

Красный камушек не тронь,

Он горячий как огонь. (Уголек.)

То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе,

продырявит море. (Утюг.)

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски,

Бросается рыцарь в огонь. ( Пожарный.)

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не ЖДИ, не стой,

А залей его...( ... водой).

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (... отнять)!

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что ты должен сделать, детка?

Вынуть вилку из...( .. розетки).

Автомобиль пожарный

Исправно службу служит,

И быстро, быстро, быстро

Любой пожар... .(потушит).

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с ...(... огнём)

Игра: «Отгадай слово»

Учащимся дается несколько кратких словесных определений, после чего они должны отгадать стоящие за этими определениями слова.

Например:

«Тепло»

• Это бывает с рукой, когда на нее надета варежка.

Как мы это называем?

• Это бывает, когда на улице светит солнышко.

• Это бывает, когда дома на­топят печку или включат отопление

«Пожар»

• При этом гибнут леса, постройки, иногда люди.

• Чтобы с этим сражаться, у нас есть пожарная охрана.

• Когда это случается, становится страшно и можно остаться без дома и вещей.

«Гореть»

• Это бывает с электрической лампочкой, которую включили в сеть.

• Это бывает с бельем, которое сушат над газовой плитой.

• Это бывает, когда к бумаге или сену подносят горящие спички.

«Тушить»

• Для этого пожарные выезжают по вызову.

• Это когда костер поливают водой.

Заключение

Вы запомнили правила пожарной безопасности. Это поможет сберечь здоровье и жизнь - ваши и других людей, а также сотни тысяч рублей.







  1. Электричество в нашем доме

Занятие

для учащихся младшего школьного возраста

Цель занятия: формирование у учащихся знаний о бытовых приборах опасных в пожарном отношении.

Задачи:

  • научить учащихся правилам пользования электрическими приборами;

  • научить определять возможные источники возгорания;

  • закрепить порядок действий в случае пожарной опасности от включенных электрических приборов.

Оформление кабинета:

плакаты: электрическая плитка с открытой спиралью; электрический комнатный обогреватель с открытой спиралью; электрический утюг и т.д.

Ход занятия

Педагог:

- Электрическими приборами , какие вы видите на плакатах , наверное , все умеете пользоваться ?

Ученики:

- Да! Конечно! У нас дома тоже есть и утюг, и плитка , и настольная электрическая лампа.

- А у нас электрическая плитка есть , но она совсем не такая - без спирали.

- Спираль есть у каждой электрической плитки, хотя она не у всех открыта. Именно открытая спираль требует большой осторожности при обращении.

- Да, мы знаем это...

Скажите, какие электрические приборы вы еще знаете?

- Электрический чайник.

- Электрический паяльник.

- Электрическая кофеварка.

- Телевизор.

- А у нас еще электрический самовар есть.

- Правильно!

Далее можно предложить детям загадки об электроприборах: холодильнике, пылесосе, электрической лампочке.

То назад , то вперёд

Ходит- бродит пароход.

Остановишь - горе.

Продырявит море. (Утюг.)

У окошка я сижу

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор)

На столе в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок -

Развесёлый огонёк

(Настольная лампа.)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня как не трудитесь,

Без обеда насидитесь.

(Плита.)

Большую помощь оказывают нам электрические бытовые приборы. Они освещают дом, когда наступают сумерки, умеют гладить, готовить пищу, паять, крутить швейную машинку, чистить ковры, варить кофе….

Они - наши добрые помощники, но лишь в умелых руках. Если обращаться с электрическими приборами неосторожно, то может возникнуть пожар…

Скажите, в каких случаях электрическая плитка, утюг и комнатный обогреватель могут быть опасны в пожарном отношении?

- Если на открытую нагретую спираль электрической плитки попадает бумага, она может загореться….

- Если электрическая плитка стоит без подставки на деревянном столе, то, если стол очень нагреется , тоже может быть пожар..

- Правильно! Нельзя допускать , чтобы рядом с включенной плиткой или близко от электрического обогревателя с открытой спиралью было что- нибудь из того , что может легко загореться.

Какая пожарная опасность и в каком случае может возникнуть от включенного электрического утюга?

- Никогда нельзя оставлять включенный утюг без присмотра..

- Правильно! Это относится и ко всем электрическим приборам.

- Включенный утюг может прожечь ткань…

- И может появиться огонь…

- И пожар может случиться…

- Верно. А еще чем опасен включенный утюг? При глажении шнур утюга всегда в движении. Это так?

- Да.

- Значит, он может в каком - то месте перетереться, возникнет замыкание, вспыхнет огонь. Что в таком случае сразу же надо делать?

- Надо сразу же выключить утюг.

- Надо выдернуть шнур из розетки.

- Правильно, молодцы!

На занятии вы много узнали, поэтому не нарушите правила пользования электрическими приборами. Помогайте и взрослым соблюдать правила пожарной безопасности в обращении с электроприборами.

Заключение

В данной работе представлены методические разработки мероприятий, которые помогают в достижении цели: формирование у учащихся основ пожаробезопасного поведения, правильного поведения в случае пожара. Данные мероприятия можно проводить не только в общеобразовательных организациях, но и в организациях дополнительного образования.


Литература

  1. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. [Текст]: Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2005. - 324 с.

  2. Методические рекомендации по организации работы по обеспечению пожарной безопасности муниципальных детских учреждений г. Ижевска. [Текст] / Юридический журнал. 2012. - №4. - С 42.

  3. Никишина И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. [Текст]: И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 127 с.

  4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. [Текст]: Методическое пособие. / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011. - 448 с.

  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  6. Шакиров, С. А. История возникновения пожарной охраны. «Огонь - друг, огонь - враг» [Текст] / С. А. Шакиров. Информационно-методическое издание для преподавателей. Основы безопасности жизнедеятельности. 2010. - №7.- С. 20-24, 31-34, 79-80.

  7. Шинкарчук С.А. Правила пожарной безопасности для школьников [Текст] / С.А. Шинкарчук. - Москва: ЛИТЕРА, 2012. - 64 с.


© 2010-2022