Рабочая программа по ОБЖ 8 класса

I.               Пояснительная записка Рабочая программа по ОБЖ 8 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», и составлена на основе: ·       Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, ·       Примерной программы по ОБЖ основного общего образования, ·       Программы по ОБЖ 8 кл. (автор-составитель А.Т. Смирнов «ОБЖ»; ·       Образовательной программы МБОУ лицея №57 города Росто...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по ОБЖ 8 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании», и составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,

  • Примерной программы по ОБЖ основного общего образования,

  • Программы по ОБЖ 8 кл. (автор-составитель А.Т. Смирнов «ОБЖ»;

  • Образовательной программы МБОУ лицея №57 города Ростова-на-Дону на 2014-2015 год;

  • Авторского тематического планирования учебного материала;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • С учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Целью изучения основ безопасности жизнедеятельности в основной школе является формирование системы знаний и умений действий при техногенных авариях и катастрофах;

Задачи:

-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих; защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

-формирование у обучающихся потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности;

-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, личному здоровью;

-овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности,

анализировать причины возникновения опасных ситуаций; обобщать и

сравнивать последствия опасных ситуаций; выявлять причинно-

следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность

жизнедеятельности человека;

-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,

генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к

обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в опасных

ситуациях;

-освоение приемов действий в опасных ситуациях природного,

техногенного и социального характера;



  1. Общая характеристика учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности - учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний об опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера и правилах поведения в случае их возникновения.

В 8 классе изучаются следующие блоки: «Введение», «ЧС техногенного характера», «Правила дорожного движения». Первый блок - обеспечивает формирование у обучаемых общей комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях техногенного характера, знакомит их с классификацией ЧС. Второй блок - обеспечивает формирование системы конкретных действий при развитии различных техногенных аварий и катастроф, решает задачи, а также умения оказывать первую медицинскую помощь. Третий блок включает в себя раздел «Правила дорожного движения».

Ш. Описание места предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе отводится не менее 34 часов из расчета 1 ч в неделю. В соответствии с учебным планом лицея, годовым календарным графиком и расписанием занятий на 2014-2015 учебный год в 8а классе-35 часов, в 8б классе- 35 часов, в 8в классе - 35 часов, в 8г классе - 34 ч.

В основное программное содержание включены дополнительные вопросы по правилам дорожного движения, в разделе «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», способствующие формированию знаний безопасного поведения обучающихся на дорогах, элементов дороги и дорожных знаков.

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе дает возможность обучающимся достигнуть следующих результатов:

  1. в направлении личностного развития:

  • формирование у обучающегося современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

  1. в метапредметном направлении:

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  1. в предметном направлении:

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам; применять полученные знания на практике - принимать обоснованные решения и в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • знания об опасных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

  • умение оказывать первую медицинскую помощь;

  • формирование установки на здоровый образ жизни

  • умение анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия.


V. Содержание учебного предмета.

Введение.

ЧС техногенного характера и их классификация. Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

ЧС техногенного характера

Взрывы и пожары. Аварии на объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. Причины возникновения взрывов и пожаров. Основные поражающие факторы пожаров. Правила безопасного поведения при пожарах.

Аварии с выбросом АХОВ. Виды аварий на ХОО. Опасные АХОВ и их поражающие действия. Причины и последствия аварий на ХОО. Защита населения от АХОВ.

Радиация вокруг нас. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Особенности радиоактивного загрязнения. Характер поражения людей и животных. Правила поведения при радиационных авариях. Защита населения при радиации.

Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Причины гидродинамических аварий и их последствия. Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила поведения при гидродинамических авариях. Нарушение экологического равновесия. Состояние природной среды. Изменение состава атмосферы, состояния гидросферы и почвы.

Правила дорожного движения.

История дорожных знаков. Разметка проезжей части улиц и дорог. Движение пешеходов. Правила поведения участников дорожного движения. Назначение номерных знаков. Остановочный путь автомобиля. Велосипед с подвесным двигателем и мопед.


VI. Тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование реализует подходы к распределению материала «Содержание курса» по модулям. Разделы основного содержания разбиты на темы (модули), в которых программное содержание представлено более детально.

В тематическом планировании содержится описание возможных видов деятельности обучающихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на достижение поставленных целей обучения. Представленное тематическое планирование составлено на основе программы С.Т. Смирнова «ОБЖ». Сборник программ для общеобразовательных учреждений. «Дрофа», Москва 2014 г.

В календарно-тематическом планировании дается подробный расчет часов, отведенных на изучение каждой темы, определяются сроки прохождения учебного материала в соответствии с расписанием уроков, определены виды контроля, сроки проведения проверочных работ.




При организации учебного процесса выделяются следующие виды уроков:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, представленный в ЦОР, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке обучающиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных практических задач, обсуждение проблем, выполнение практических задач, связанных с применением средств индивидуальной защиты (ОЗК, противогазы и др.). Компьютер на таких уроках используется как источник справочной информации, персональное рабочее место обучающегося.

Урок-исследование. На уроке обучающиеся решают проблемную задачу исследовательского характера с помощью компьютера.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности, тренировки техники тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.

Урок-зачет. Индивидуальный устный или письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ, в том числе и на компьютере.

Урок - контрольная работа.

Предлагаются различные виды контрольных работ: традиционные письменные, тестовые, наборы практических задач различного уровня сложности, компьютерное тестирование.

Система оценивания традиционная - пятибалльная. Но наряду с ней применяются и рейтинговые и накопительные системы.

VII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оснащение процесса обучения ОБЖ обеспечивается библиотечным фондом (учебная и справочная литература), печатными пособиями, а также ИКТ средствами обучения, учебно-практическими оборудованием.

В библиотечный фонд входят: федеральный компонент государственного Стандарта основного общего образования по ОБЖ, примерные программы по ОБЖ основного общего образования, авторская программа программы ОБЖ 8 класса (автор-составитель: А.Т.Смирнов «Основы безопасности жизнедеятельности»), федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году.

В библиотечный фонд также входят сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, учебная и справочная литература, необходимая для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ.

В комплект печатных пособий включено более 100 таблиц и плакатов практически по всем темам курса ОБЖ.

Состав учебно-методического комплекта для изучения ОБЖ в 8-м классе

(издательство Дрофа, 2012-2014 г.)

  1. В.В. Латчук и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс; 2012-2014

  2. Смирнов А.Т. Методические рекомендации по ОБЖ (8 кл.), 2012

  3. Смирнов А.Т. Поурочные разработки по ОБЖ 8 кл. 2012

  4. Смирнов А.Т. Справочник для учащихся по ОБЖ, 2013

  5. С.С. Соловьев Тесты по ОБЖ (8 класс), 2014

В ходе реализации рабочей программы применяются информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы, электронные учебные пособия, презентации. Это позволяет обеспечить дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов учебного материала. Кроме того, применение ИКТ предоставляет техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающихся (в том числе и тестового контроля). Инструментальная среда дает возможность изучения и исследования опасных процессов в природе: землетрясения, торнадо, цунами, ураганы, вулканизм и других, повышая наглядность на уроках ОБЖ.

Электронные карты дают возможность отрабатывать различные вопросы теории и практики , применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на уроках при изучении опасных природных явлений , взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Наборы тренировочных упражнений включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы теории и практики.

Электронные учебник используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала.

Использование компьютерных технологий в преподавании ОБЖ позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и тестовые упражнения, осуществлять разные подходы к решению практических вопросов и задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

База мультимедийных пособий регулярно пополняется новыми обучающимися программами и материалами, представленными в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. На уроках часто используются технические средства обучения: интерактивная доска, ПК.

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета (по темам)

В этом разделе программы представлен обязательный минимум содержания образовательной области ОБЖ, который должен освоить каждый обучающийся после изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса, наборы заданий, которые должны и могут выполнять обучающиеся после изучения курса ОБЖ 8 класса. Здесь же представлен комплект теоретических вопросов на конец учебного года и один из возможных вариантов контроля реализации программы (стартовый и итоговый контроль).

Раздел Введение.

Сквозная линия

- Безопасность

- ЧС техногенного характера

- Аварии и катастрофы

Обязательный минимум содержания образовательной области ОБЖ

- ЧС техногенного характера и их классификация.

- Опасности аварий и катастроф.

- Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

1.Что такое ЧС техногенного характера?

2. На какие группы делятся ЧС техногенного характера?

3. В чем опасность аварий и катастроф?

4. Как обеспечить личную безопасность при техногенных авариях?

Уровень возможностей

Выполнить задания

1.Подготовить презентацию на тему «ЧС техногенного характера»;

2. Выработать алгоритм действий при техногенных авариях;

Раздел ЧС техногенного характера

Сквозная линия

- Взрывы и пожары.

- Аварии с выбросом АХОВ.

- Радиация вокруг нас.

- Виды аварий на гидродинамически опасных объектах.

Обязательный минимум содержания образовательной области ОБЖ

Аварии на объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. Причины возникновения взрывов и пожаров. Основные поражающие факторы пожаров. Правила безопасного поведения при пожарах.

Виды аварий на ХОО. Опасные АХОВ и их поражающие действия. Причины и последствия аварий на ХОО. Защита населения от АХОВ.

Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Особенности радиоактивного загрязнения. Характер поражения людей и животных. Правила поведения при радиационных авариях. Защита населения при радиации.

Причины гидродинамических аварий и их последствия. Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила поведения при гидродинамических авариях. Нарушение экологического равновесия. Состояние природной среды. Изменение состава атмосферы, состояния гидросферы и почвы.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

1.Какие существуют АХОВ?

2. Что такое ХОО?

3.Что такое радиация? Какие виды радиации существуют?

4. Что такое гидротехнические объекты? Какие виды аварий на них могут быть?

Уровень возможностей

Выполнить задания

1.Подготовить презентации на темы «Взрывы и пожары», «Аварии с выбросом АХОВ», «Радиация вокруг нас», «Виды аварий на гидродинамически опасных объектах»;

2. Выработать алгоритм действий при различных техногенных авариях;


Раздел Правила дорожного движения.

Сквозная линия

- Безопасность

- ЧС техногенного характера, ДТП

- Дорожные знаки и разметка

Обязательный минимум содержания образовательной области ОБЖ

- История дорожных знаков.

- Разметка проезжей части улиц и дорог.

- Движение пешеходов.

- Правила поведения участников дорожного движения.

- Назначение номерных знаков.

- Остановочный путь автомобиля.

- Велосипед с подвесным двигателем и мопед.

Уровень обязательной подготовки

Ответить на вопросы

1.Каково назначение номерных знаков?

2.Как рассчитать остановочный путь автомобиля?

3. Какие существуют правила поведения участников дорожного движения?

Уровень возможностей

Выполнить задания

1.Подготовить презентации на темы «История дорожных знаков». «Разметка проезжей части улиц и дорог». «Движение пешеходов». «Правила поведения участников дорожного движения». «Назначение номерных знаков». «Остановочный путь автомобиля». «Велосипед с подвесным двигателем и мопед».

2. Уметь рассчитывать остановочный путь автомобиля;

3. Знать дорожные знаки

Оценка предметных результатов

Устный ответ.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») Отметка выставляется, если учащийся

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка выставляется, если учащийся

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Низкий уровень. Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Оценка «неудовлетворительно» (отметка «2») выставляется, если учащийся

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.

Базовый уровень достижений демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»). Отметка выставляется, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4») Отметка выставляется, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Отметка выставляется, если учащийся

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Низкий уровень. Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»). Отметка выставляется, если учащийся

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

стартовой диагностики;

тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерием достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.


© 2010-2022