УРОК ОБЖ, КАК НЕОБЫЧНЫЙ, НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. АСТРАХАНИ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 51»







УРОК ОБЖ - УРОК НОВОГО ТИПА





Выступление на категорированных курсах

преподавателей - организаторов ОБЖ ОУ г.Астрахани

в Астраханском институте повышения квалификации

и переподготовки педагогических кадров















г. Астрахань-2015

А.И. Дегтярёв

УРОК ОБЖ, КАК НЕОБЫЧНЫЙ , НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК















Введение:

Современный урок как форма организации учебной деятельности педагога и учащихся всегда волновал умы учителей. Урок ОБЖ связан с решением любых жизненных проблем, поэтому является необычным , привлекательным.

Одни его считают легким , даже легкомысленным ,содержащим лишь рассказы и беседы для детей о необычных случаях жизни. Другие - призванным дать детям знания и умения как себя вести в экстремальных ситуациях в жизнедеятельности людей.

Так что же представляет собой урок ОБЖ ? Можно ли вообще назвать его уроком? Какое место занимает он в общепринятой классификации уроков?

Цель данного доклада - выявить и показать значение урока ОБЖ в учебно - воспитательном процессе средней школы , а также установить педагогические свойства данного урока и определить, к какому типу урока он относится.

Для сравнения рассмотрим урок, который называется типичным , традиционным или стандартным , имеющим следующие компоненты : триединая цель (задачи) ; содержание учебного материала ;методы обучения; оценки и контроль ; домашнее задание ;подведение итогов ( по Харламову И.Ф. ) обязательным для традиционного урока является фактор времени, т. е. продолжительность 40 - 45 минут. Традиционным остается мнение ,что урок - это форма организации учебной деятельности педагога и учащихся. Урок ОБЖ по сравнению с классическим уроком отличается уже тем , что не имеет определенной структуры.

Практика показывает, что на уроке ОБЖ могут оставаться следующие структурные компоненты :

оценка и контроль , домашнее задание , а в конце урока практически невозможно подвести итоги на том уровне , который соответствует требованиям педагогики. Структура урока ОБЖ полностью зависит от содержания учебного материала и времени «протекания» рассматриваемых событий , факторов , процессов .

Каждый урок ОБЖ по своей структуре является гибким, неповторимым и, самое главное, нестандартным.

Структурные компоненты традиционного урока составляют основу и являются обязательными, а в зависимости от цели и содержания могут быть главными или второстепенными. На уроке ОБЖ основными структурными компонентами являются : цель и действие, которые определяют содержание учебного материала, а также методы обучения учеников и время выполнения учебных заданий . Цель и действие, как структурные компоненты урока, являются главными в учебно-воспитательном процессе , осуществляющими функцию регуляции психофизиологического состояния учащихся в экстремальных условиях.

Рассмотрим подробнее каждый структурный компонент двух типов уроков; традиционного и нестандартного ОБЖ.

Ведущим составным компонентом урока является цель. Для традиционных уроков характерна триединая цель : обучающая , воспитывающая , развивающая , которые отражают единство обучения и воспитания .

  • Образовательная цель урока связана с расширением знаний учащихся;

  • развивающая цель связана с усложняющимися приемами процесса и учения ученика ;

  • воспитательная цель формирует у ребенка отношение к окружающему миру.

В связи с тем, что традиционный урок признан ещё и системным уроком, то достижение цели осуществляется в пределах только допустимой системы. В течение традиционного урока выполняются только определенные учебные действия , где , с одной стороны , подобное обучение является эффективным с другой стороны , без учёта характера выполнения учебных действий , традиционный урок ограничивается деятельностью ученика. На уроке ОБЖ ставится одна цель , связанная со стремлением и желанием делать быстро и качественно. Стремление - это побуждение к действию , это возбуждение к реакции. Для формирования целей необходимы психолого- педагогические понятия , отражающие «возбуждение - реакцию» ребёнка. В педагогике есть такие понятия , которые выражены в форме приказа : «внимание», «быстрее», «делай немедленно», «стоп» и т. д.

Задача преподавателя ОБЖ сформировать цель урока так, чтобы действия учащихся были побудительными, направленными и обязательно регулируемыми учителем.

Как видим, по содержанию формирование целей урока ОБЖ, они являются психологическими. Формулировка целей включает в себя психологический элемент , такой, как установка к действию или настрой детей к достижению результата . Установка или настрой - это эмоциональное реагирование детей и выражение их отношения к событиям , фактам , процессам . Поэтому цель урока ОБЖ - это сознательно планируемая установка на оптимальное решение, которое предполагает познание, учет условий, причинных связей и реальных возможностей реализации

( по Володарской И.А. , Митиной А.М. ) ни один традиционный урок общеобразовательной школы не ставит таких целей . Разработка целей требует от преподавателя ОБЖ особой подготовки, которая дает ему возможность увидеть механизмы и специфику осуществления учебных действий учащихся на уроке.

Важным структурным компонентом для всех типов уроков является содержание учебного материала, которое влияет на строение урока, уровень усвоения знаний учащихся, уровень понимания знаний и их применение. До сих пор в педагогике является непризнанный факт (практика доказывает много лет), что специфика знаний школьного предмета определяет организацию учебной деятельности педагога и учащихся. А именно, знания по физике не могут точно также одновременно передаваться и усваиваться, как знания по литературе, химии и т.д., тем более осознаваться. Нет и не может быть одновременно мыслительного процесса на всех 5-6-ти уроках в средней школе, есть степень запоминания, степень включения операций мышления.

Современные школьные знания представлены насыщенными, яркими фактами и требуют особых приемов как для передачи знаний, так и для их осмысления. Содержание учебного материала на уроке ОБЖ представляет собой сочетание знаний разных сфер деятельности людей, это могут быть далеко не научные факты, о них порой не говорится ни в одном учебнике средней школы.

Теоретическое положение учебника ОБЖ отражает, в сущности, деятельность или конкретные действия в ЧС. Это своеобразный микроучебник, отражающий сложный мир взаимодействия человека и природы. Для детей, не имеющих жизненного опыта, это первое знакомство с деятельностью человека и явлениями природы, начинающееся с негативных факторов. С психолого- педагогической точки зрения, подобное содержание учебного материала формирует у детей страх по отношению к данным процессам.

Для того, чтобы избежать этой ситуации, необходимо дополнительно ввести знания о целенаправленной благородной деятельности человека. Особенно надо подчеркнуть достоинство человека в окружающем мире, целеустремленность, разумные действия, возможность регулировать различные процессы в природе при помощи планирования, экономики, международного права ит.д. Поэтому в содержании учебного материала на уроках ОБЖ необходимо рассматривать в первую очередь положительные стороны человека как фактора необходимого взаимодействия с окружающей средой, а затем отмечать негативные явления взаимодействий и меры безопасности в данных ситуациях.

Знания о целенаправленной деятельности человека вводятся с целью научить детей видеть достоинство и недостатки жизнедеятельности человека. Знания ОБЖ должны отражать смысл и значение жизни человека на Земле. Здесь необходимо отметить, что знания подобного рода не требуют особых математических или астрономических расчётов и прочее, это -знания социальной сферы деятельности, они специфичны и требуют к себе нового подхода к усвоению и применению их не только на уроке, но прежде всего в повседневной жизни. Если сравнить знания, усвояемые на традиционном уроке, имеющие определенный объем, доступность, логику изложения, тренировочные (обязательные) упражнения, то знания ОБЖ могут быть недостаточно объемными, значимыми и незначимыми, т.е. знания, одновременно охватывающие несколько сфер человеческой деятельности. Знания ОБЖ имеют свой характер изложения, усвоения, применения.

Что изучает предмет ОБЖ как предмет? Научный анализ показал, что самым доступным предметом для детского понимания и уяснения является деятельность человека при каких либо условиях. Таким образом, предмет исследования ОБЖ - деятельность людей в различных условиях жизни. Это конкретные действия человека в постоянно возникающих противоречиях природы и общества.

Предмет ОБЖ изучает принципы и закономерности, изменения и развития действий человека в экстремальных ситуациях, а также признаки возникновения и развития ЧС, связанных с явлениями в природе и обществе. ОБЖ изучает деятельность человека как систему мер безопасности и специфические приемы, способы индивидуальной и групповой работы. В разнообразной деятельности человека формируются понятия и функции основ безопасности жизни : медицинские, психологические, производственные, социальные, юридические. Следовательно, содержанием предмета ОБЖ являются знания о деятельности людей в разных сферах природы и общества с целью самосохранения, саморегуляции , саморазвития человека и с учетом характера окружающей среды

Приведу несколько примеров названий тем для общеобразовательной школы.

Раздел для 1-4 классов «Деятельность человека как основа жизни».

Раздел для 5-8 классов «Действия человека в условиях ЧС».

Раздел для 9-11 классов «Организация деятельности людей в экстремальных условиях».

Методы обучения для педагога являются инструментом развития и формирования личности ребенка. Методы обучения традиционного урока представляют собой комплекс многочисленных приёмов, способов, используемых учителем в течение учебной деятельности учащихся. В настоящее время в педагогической практике возникла серьёзная психолого-педагогическая проблема, а именно : чем сложнее дается информация ребёнку, тем сложнее выбрать способы, приёмы, действия, операции для передачи знаний и усвоения их.

Успехи обучения зависят от умения учителя чувствовать (видеть) характер выражения психологических функций у ребёнка, т.е. умения учителя «читать» внешние проявления психики и выбирать соответствующий приём обучения. Существуют в педагогике различные методы: рассказ, беседа и другие, но они являются недееспособными.

Самым эффективным методом является определённое конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. Учебное действие - определенная единица деятельности, минимальная по своему объёму и содержанию, отражающая свойства целостной деятельности ( по Ильясову И.И. ), например: сравнение, анализ. В педагогической психологии существует классификация учебных действий, одним из которых являются типичные действия - это учебные действия конкретного предмета, например, математические действия, литературные действия и пр. Для чего мы рассматриваем учебные действия?

Дело в том, что предмет ОБЖ должен выделить свои типичные учебные действия и тем самым ответить на вопрос : чему учит ОБЖ?

В связи с тем, что мы выявили предмет изучения ОБЖ , теперь более конкретно и определенно можно выделить учебные действия данного урока . Например, учебные действия : медицинские ,психологические , пожарно-прикладного искусства. Следовательно, методы обучения учащихся на уроке ОБЖ по своей специфике являются нетрадиционными, нестандартными и требуют условий для их существования.

Одним из таких условий являются организация учебной ситуации, в которой можно практически закрепить полученные знания.

Методы обучения детей на уроках ОБЖ - сочетание разных видов действий: физиологических , психологических , нравственных с учетом возрастных особенностей детей . По своей сущности урок ОБЖ - урок действий, урок движений . Ни один школьный предмет не ставит цели научить ребёнка действовать практически, научить жить и выживать в условиях окружающей среды.

Действие для ребенка - это основа его жизни, это средства изменения себя, совершенствование и становление мужества, формирования ответственности и реальное сосуществование.

Если урок ОБЖ для 1-4 классов рассматривать как краткий сюжет жизни, где люди каждый по-своему исполняют какую-то роль и действия, то методом обучения будет сюжетно-ролевая игра, в которой каждый ребенок выполняет практически конкретное учебное действие. Для 5-8 классов будут легче восприниматься сюжетно-ролевые действия с определением обязанностей, распределением места и времени. Для 9-11 классов это организация производственной деятельности, отражающей объём всех взрослых отношений: социальных, психологических, производственно - бытовых.

Таким образом, урок ОБЖ должен позволить детям двигаться, только тогда можно достичь желаемого результата. Организованная сюжетно-ролевая деятельность учащихся является самым эффективным условием для приобретения знаний, а также усвоение их на практике. Именно этим урок ОБЖ отличается от всех остальных: стандартных, классических и традиционных уроков.

Рассматривая оценку и контроль как структурный компонент, выделяем значимость данного компонента в учебной деятельности, а именно : это процесс регулирования уровня усвоения, исправления, дополнения, закрепления знаний учащихся. Считается, что оценка является стимулом для детей, а для учителей - показатель результата педагогической деятельности. Слабой стороной оценки знаний является отсутствие критериев усвоения содержания учебного материала по каждому предмету, отсюда возникают сложности взаимоотношений между учеником и учителем!

В настоящее время в педагогической практике интенсивно применяются разнообразные формы тестирования, которые ошибочно отождествляют с оценкой. Тестирование имеет свои определенные цели и функции, это форма контроля, регулирующая способы усвоения знаний.

Например, последовательный, выборочный, системный и др. Практика показывает, что тестирование необходимо использовать как метод обучения детей контрольным действиям. На уроках ОБЖ существенную роль играет не оценка, а контроль. Особенности содержания учебного материала и методов обучения способствуют разработке новых форм контроля за выполнением определенных целей и действий.

Формы контроля на уроке ОБЖ усложняются ещё и тем, что время является обязательным фактором для выполнения определенных операций. Поэтому для разработки новых форм контроля необходимо учитывать следующие параметры: цель, действие, время. Важным аспектом для урока ОБЖ может быть применение разных видов контроля в течение всего урока, т.е. контроль по своей сути содержания должен быть долговременным и кратковременным в зависимости от реакции организма ребенка. Для педагогической деятельности это необычный и непривычный контроль за содержанием действия учащихся. Тем более, что формам контроля саморегуляции необходимо учить детей, т.е. контрольные действия для детей - это приём или способ управления своими реакциями.

Рассмотрение содержания оценки и контроля позволяет сделать вывод о том, что оценка за выполнение действия детей в ЧС не отражает своей значимости. Для нас важно, что ребенок умеет делать: умеет реагировать на сигналы, умеет ориентироваться в обстановке и т.д.

Таким образом, особенностью урока ОБЖ является своеобразное подведение итогов, которое можно осуществить на основе разных видов контроля.

Рассмотрим краткую характеристику типов традиционных уроков. Нерешенной педагогической проблемой до сих пор остаётся классификация уроков, связанная, прежде всего с тем, что нет педагогического определения понятию «тип урока». Анализ научной литературы показал, что типом урока называют форму учебной деятельности, имеющую определенные структурные компоненты, повторяющиеся в учебном процессе. Например, типичный комбинированный урок, типичный урок закрепления, типичный урок обобщения и т.д.

Урок ОБЖ - урок нового типа, не имеющий обязательных структурных компонентов. Основным педагогическим свойством урока ОБЖ является содержание учебного материала, которое влияет на характер ведения урока, на методы обучения и контроля. Здесь необходимо отметить, что в традиционную форму урока учителя пытаются ввести новые знания. Сама форма и её структура не выдерживают такого объёма и глубины знаний разных областей науки, применяемых на одном уроке. Традиционный урок как форма изживает себя, всё чаще на практике учителя не используют все структурные компоненты, а выбирают те, которые наиболее эффективны. Например, фронтальную проверку знаний заменяют повторением знаний в связи с тем, что дети не готовят домашнее задание. Домашнее задание как структурный компонент урока малоэффективен в связи с тем, что дети не умеют самостоятельно учиться.

Каждый тип традиционного урока отражает систему учебных действий, заранее спланированного единого учебного процесса. Анализ урока показывает, что системные учебные действия учащихся и учителя ограничивают их деятельность, не развивают гибкость мыслительных операций. Система действий эффективна там, где необходим определенный конкретный комплекс учебных действий локального характера.

Традиционное применение одних и тех же учебных действий из урока в урок в определенной последовательности формирует однообразное восприятие учебного материала, теряется интерес к учебе, вырабатывается монотонность режима учебных приёмов.

На традиционном уроке любого школьного предмета используется один и тот же педагогический механизм: дать знания, усвоить знания. Учителя пытаются любыми методами, способами, приёмами передать знания учащимся, а дети не владеют этими любыми способами, чтобы знания усвоить. Для того, чтобы научить ребёнка учиться, необходимо изменить структуру урока, изменить педагогические требования к характеру обучения учащихся, изменить их учебные действия, а также определить необходимое дидактическое время.

Дидактическое - это определенное, конкретное время, в течение которого осуществляется какое - либо действие . Урок ОБЖ располагает такими возможностями, а именно, обучать детей конкретным действиям можно при помощи дидактического времени. Например , вовремя оказать медицинскую помощь, позвонить в службу безопасности, убрать предметы возгорания.

Содержание учебного материала урока ОБЖ отражает целенаправленную организацию деятельности людей, зависимую от времени исполнения своих обязанностей в экстремальных ситуациях, поэтому обучение учащихся основам безопасности жизни связано с приобретением навыков и умением ориентироваться во времени. Данному учебному действию не учит ни один школьный предмет.

Дидактическое время на уроке ОБЖ является необходимым условием для закрепления приёмов сомоорганизациии индивидуальной и групповой деятельности.

Таким образом, из вышеперечисленного содержания урока ОБЖ общеобразовательной школы выявляются педагогические свойства нетипичного, нестандартного, нетрадиционного урока. Современный урок ОБЖ - это психология воспитания личности. Это единственный урок общеобразовательной школы, который ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребёнка.

Урок ОБЖ создаёт реальные педагогические условия, в которых ребенок может проявлять решительность, целеустремленность, самостоятельность, самоорганизованность и ответственность за свои поступки. Педагогические условия урока могут реально научить чувствовать меру своих действий и желаний. Учебная ситуация урока позволяет детям показать наглядно и в действии признаки развивающихся ЧС. Дети впервые сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить; чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива.

Именно на уроке ОБЖ дети должны научиться выбирать действия: физические, психологические, физиологические. На уроке появляется возможность детям пережить разные виды психических состояний, а у взрослых (учителей) появляется возможность для практического осуществлениями психолого- педагогической коррекции. Условия урока ОБЖ позволяют ребенку принять и осуществить сознательные волевые решения. В течение урока можно решить самую актуальную проблему современности - научиться организовывать деятельность группы в условиях ЧС с целью предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей. На уроке есть возможность распределения целенаправленных действий детей с учётом их возрастных особенностей. Конкретное распределение ролей в группе, с последующей ответственной деятельностью, обеспечивает относительные упорядоченные действия конкретной личности.

Таким образом, урок ОБЖ по своим содержательным характеристикам является уроком нового типа.

Рассмотрим примерную организацию урока ОБЖ на основе выявленных характеристик, отражающих специфику и педагогические свойства обучения учащихся.

Примерная организация учащихся.

Тема: «Предметная деятельность ( предметные действия) людей в условиях ЧС».

Цель: * научить детей действиям : физическим, психологическим, физиологическим в условиях ЧС;

* научить детей организовывать деятельность людей: распределение ролей, распределение обязанностей и т.д.

Организация урока.

  1. Создание учебной ситуации ЧС в виде игровой деятельности (конфликты, события и т.д.):

а) демонстрация признаков ЧС;

б) определение цели деятельности людей в ЧС.

2. Организация педагогических условий групповой деятельности и индивидуальной:

а) распределение ролей;

б) распределение обязанностей;

в) распределение средств безопасности и т.д.

3. Дидактическое время:

а) время действий для группы (примерно) - 20 минут;

б) время действий для учащегося (примерно) - 3 минуты;

в) время для технических средств - 1 минута.

4. Выполнение контрольных действий с учётом возрастных особенностей детей.

5. Подведение итогов:

а) выполненные учебные действия детьми;

б) самочувствие детей.

Данная схема организации урока является примерной и не отражает полного процесса учебной деятельности. Содержание организации приводится с целью показать преподавателям ОБЖ возможность моделировать процесс обучения в зависимости от обстоятельств, условий и средств проведения. Здесь необходимо напомнить, что 20 % урока составляют содержание учебного материала (знаний) и 80% - учебные действия.

Для того чтобы урок ОБЖ отражал содержательность, направленность и дееспособность, можно предположить критерии его ведения и анализа.

Критерии ведения и анализа урока ОБЖ:

  • Соответствие сформированных целей и дидактических действий учителя на уроке.

  • Качественные характеристики урока, использование различных упражнений для развития личностных качеств ребёнка, в частности, упражнения по развитию наблюдательности, способностей реагировать, выбора нравственных действий, умения ориентироваться в окружающей среде, умения регулировать взаимоотношения в коллективе, умения саморегуляции и самоконтроля.

  • Количественные характеристики урока: количество групповых учебных действий, количество индивидуальных учебных действий.

  • Использование дидактического времени как фактора регуляции и организации учебных действий учащихся на уроке.

  • Педагогическая коррекция учителя (методы, способы и приёмы изменения, дополнения, закрепления знаний учащихся в течение учебной деятельности).

Анализируя выявленное содержание урока ОБЖ и подводя итог, необходимо конкретно показать педагогические свойства урока ОБЖ:

* Предметная деятельность учащихся и учителя является темой каждого урока.

* Применение цели урока как сознательной установки к действию учащихся.

* Педагогические действия учителя на каждом уроке отражают оперативную, гибкую и направленную деятельность каждого ребенка и группы в целом.

* Дидактическое время является педагогическим приемом учителя для организации учебно - воспитательного процесса.

* На уроке осуществляется практическое применение психологии воспитания личностных качеств ребенка.

Заключение:

На основе изложенного материала делаем вывод, что урок ОБЖ - урок нового типа, отражающий психолого - педагогическую деятельность учащихся и учителя в современных условиях.

© 2010-2022