• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный колледж










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА


по дисциплине


Безопасность жизнедеятельности


Тема:


«Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»













2015г.Содержание


Пояснительная записка 4

1 План проведения занятия 5

1.1 Цели занятия 5

1.2 Дидактическая актуальность 5

1.3 Проблемное поле урока 5

1.4 Требования к результатам усвоения учебного материала 5

1.5 Связи с другими дисциплинами 6

1.6 Дидактическое пространство занятия 6

1.7 Инновационные технологии обучения, элементы которых

применяются на уроке 6

1.8 Хронологическая карта урока 8

1.9 Организационные мероприятия по подготовке урока 9

2. Основное содержание занятия 10

3. Список используемой литературы 23

Приложения 24





Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлена на основе Государственных требований к минимуму содержания образования и подготовке по специальностям 38.02.01, 09.02.01, 20.02.04, 13.02.02, 09.02.03, 15.02.07, 15.02.08.

В настоящее время в связи с разработкой и внедрением Системы менеджмента качества в ГБПОУ НМК значительное место занимают инновационные образовательные программы и научно-исследовательская работа. Поэтому на уроке применяются инновационные методы обучения: логико-смысловые модели, информационно- коммуникационная технология.

Эта форма урока обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студента при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних.

В данной методической разработке приводится план и содержание межпредметного интегрированного урока. В процессе урока творчески используются разнообразные формы работы, чередуются виды деятельности. Обсуждаемые на уроке вопросы имеют четко выраженную конкретную смысловую и дидактическую направленность.

Чередование форм деятельности педагога и студента ориентировано на активизацию их мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в учебно-познавательный процесс. При изучении нового материала преподаватель опирается на субъективный опыт студентов, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи.

Главная цель урока - заложить базовые знания студентам, которыми они могут реально воспользоваться при изучении специальных дисциплин и в дальнейшей профессиональной деятельности.

В рамках заявленной темы и выбранного вида занятия прослеживается органическая связь между задачами обучения, развития и воспитания.

Содержание данного урока позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские и реализовать весь комплекс педагогических целей современного урока.

1 План проведения занятия

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

Тема занятия: Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких

Вид занятия: урок усвоения новых знаний, визуальная лекция

1.1 Цели занятия:

  1. Учебные

знать:

  • последовательность патофизиологических этапов в развитии клинической смерти, способы и методы их диагностики;

  • показания для проведения реанимационного комплекса;

  • последовательность действий при проведении базовой реанимации

  1. Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление

3) Воспитательные:

  • формировать такие качества, как терпимость, уважительное отношение к другим людям

1.2 Дидактическая актуальность

Прослеживается динамика формирования сложных надпредметных умений: постановка и решение проблемы, рассуждение по аналогиям, формулирование выводов на основе сравнений и обобщений.


  1. Проблемное поле урока

Содержательная проблема урока заключается во взаимосвязи между поставленными целями.

1.4 Требования к результатам усвоения учебного материала

Студенты должны:

знать:

- понятие «Смерть»,

- явления вызывающие смерть,

- признаки клинической и биологической смерти.

уметь:

  • правильно определять место для наложения рук при проведении непрямого массажа сердца

  • правильно проводить непрямой массаж сердца

  • правильно проводить искусственную вентиляцию легких.

1.5 Интеграционные связи

Междисциплинарные связи: «ОБЖ», реаниматология.

1.6 Оснащение занятия:

  • Методическое - методическая разработка, алгоритмы, контрольные задания

  • Техническое - ноутбук; мультимедийный проектор; экран; часы

  • Материальное - фантом реанимационный


1.7 Инновационные технологии обучения, элементы которых применяются на уроке

1 Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает познавательный диалог. Его применение способствует более глубокому освоению новыми понятиями, развитию мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение), обеспечивает обратную связь с группой, помогает студенту стать активным участником познания.

2 Информационно-коммуникативная технология: Компьютерная техника используется на всех этапах процесса обучения:

- при подготовке к уроку студентами творческого домашнего задания;

- при объяснении преподавателем нового материала;

- при закреплении материала студентами;

- при контроле усвоенного материала студентами.

3 Дидактическая многомерная технология: Используется для объяснения и закрепления изучаемого материала, инструментом, в качестве которого выступает логико-смысловая модель (ЛСМ).

Весь процесс обучения на уроке направлен на развитие аналитического мышления, усиление познавательного интереса к рассматриваемым вопросам, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов мышления для успешного овладения знаниями.

1.8 Хронологическая карта урока

Этапы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент

3 мин

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия

Записывают в тетради тему, цели занятия

2

Мотивация учебной деятельности. Проверка исходного уровня знаний

5 мин

Стимулирует познавательный процесс студентов. Показывает слайды по теме. Задает вопросы по изученному ранее материалу

Включаются в диалог во время показа слайдов. Отвечают устно на поставленные вопросы

3

55 мин

Объясняет студентам новый материал, сопровождая демонстрацией презентации

Слушают объяснения преподавателя, кратко записывают основные положения, задают уточняющие вопросы

4

Обобщение и систематизация знаний

7 мин

Задает вопросы по изученному материалу. Корректирует ответы

Отвечают устно на вопросы преподавателя

5

Контроль усвоения знаний

10 мин

Предлагает выполнить тестовые задания.

Самостоятельно выполняют задания в тестовой форме

6

Рефлексия

5 мин

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникновения затруднений

7

Итоги занятия

5 мин

Оценивает работу студентов, дает задание на дом, объясняет порядок выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Записывают задание на дом. Задают уточняющие вопросы

Общее время занятия

90 мин


1.9 Организационные мероприятия по подготовке урока

Подготовительно-организационный период урока достаточно трудоемкий, но возможно, основной в проведении каждого занятия. От четкости его организации во многом зависит восприятие студентами дальнейшего учебного материала.

Он включает в себя следующие действия:

- определение структуры занятия;

- составление вопросов и подготовка компьютерных тестов;

- установка тестовой программы на персональные компьютеры;

- поиск, анализ и обработка дополнительного материала;

- подготовка методического обеспечения;

- подготовка видеоролика;

- разработка слайдов, иллюстрирующих ключевые понятия, схемы;

- подготовка аудитории и проекционного оборудования;

- подготовка раздаточного материала;








2. Основное содержание занятия

Организационная часть

Преподаватель. Здравствуйте, уважаемые студенты. Я рад нашей встрече. Думаю, что 1 час 30 минут, проведенные нами вместе, будут минутами познания нового и интересного. Полученные знания пригодятся вам не только в вашей профессиональной деятельности, но и в жизни.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня наш урок посвящен оказанию первой неотложной помощи.

Тема занятия: Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

Основная цель нашего занятия - ознакомление Вас с понятием смерти, последовательностью патофизиологических этапов в развитии клинической смерти, способами и методами их диагностики; показаниями для проведения реанимационного комплекса; последовательностью действий при проведении базовой реанимации.

Данная тема проникает в другие предметные области, т.е. прослеживается интеграция межпредметных областей знаний: «ОБЖ », «Реаниматология».

Во вступительной части лекции следует дать опре­деления смерти, рассказать о явлениях, вызывающих смерть, рассказать о представлении смерти в истории и религии.

Смерть (ги́бель) - прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. Явления, вызывающие смерть - это старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи.

Понятие смерти в истории

Французский историк Ф. Арьес, анализируя происхождение массовых представлений о смерти, выделяет пять этапов в развитии представлений о ней:

1. С архаических времён и вплоть до XI в. - «нормальное» (т. н. «прирученная смерть»). Представление о том, что все люди когда-нибудь умрут, то есть смерть - это обыденное, неизбежное явление, которое не вызывает особого страха. Умершие рассматривались как уснувшие («усопшие») «до конца времён». Поэтому кладбища были не только местами захоронения, но и местами жизни (местом собраний, встреч и т. д.).

2. Начиная с XII века - «смерть своя». Это представление о смерти появилось под влиянием роста индивидуального сознания и утверждения в обществе между XI и XIII столетиями идеи Страшного Суда. Значение ритуалов, связанных с предсмертным состоянием и захоронением, возрастает. Близость живых и умерших прекращается - кладбища выносят за городскую черту (территорию живущих). Вместе с тем, смерть находит активное выражение в искусстве.

3. В эпоху Просвещения - «смерть далёкая и близкая». Смерть представляется как нечто дикое, необузданное. Это реакция на утрату механизмов защиты от природы.

4. В эпоху романтизма - «смерть твоя». Смерть другого человека переживается тяжелее, чем близость собственной смерти.

5. В XX веке - «смерть перевёрнутая». Появляется страх перед самим упоминанием смерти, эта тема становится запретной. Происходит сокращение сроков ритуалов, связанных со смертью (похороны, траур). Трупам умерших стараются придать вид, похожий на живых.

Понятие смерти в религии

Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

Реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Смерть - это всего лишь переход из одной жизни в другую, переоблачение из старой одежды в новую.»

В христианстве смерть - это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть - это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики (св. Игнатий Богоносец и др.) принимали свою смерть с радостью - для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда в будущем, при правлении Царства Бога.

Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Души умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.

В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. - перешеек) - состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Виды смерти. Терминальные состояния

Выделяют 2 вида смерти: клиническая смерть, биологическая смерть.

Наступлению смерти всегда предшествуют терминальные состояния - преагональное состояние, агония и клиническая смерть, - которые в совокупности могут продолжаться различное время, от нескольких минут до часов и даже суток. Вне зависимости от темпа наступления смерти ей всегда предшествует состояние клинической смерти. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными, наступает биологическая смерть, которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях нервной системы, так как они являются наиболее критичными к требованиям дыхания. Вследствие процессов разложения происходит дальнейшее разрушение организма, что постепенно уничтожает структуру нервных связей, делая принципиально невозможным восстановление личности. Этот этап называется информационная смерть. До информационной смерти человек теоретически может быть сохранён в состоянии анабиоза, например, с помощью крионики, что предохранит его от дальнейшего разрушения, а позднее потенциально может быть восстановлен.

Преагональное состояние

Данная рефлекторная защитная реакция организма представляет собой функцию «снижения мучений» перед смертью. Сопровождается полной или частичной потерей сознания, равнодушностью к происходящему и потере чувствительности к боли.

В преагональном состоянии происходит нарушение функций центральной нервной системы (сопор или кома), снижение артериального давления, централизация кровообращения. Дыхание нарушается, становится неглубоким, нерегулярным, но, возможно, частым. Недостаток вентиляции лёгких приводит к недостатку кислорода в тканях. Длительность преагонального состояния может быть различной: оно может полностью отсутствовать (например, при тяжёлом механическом поражении сердца), а может сохраняться длительное время, если организм в состоянии каким-либо образом компенсировать угнетение жизненных функций (например, при кровопотере).

Без проведения лечебных мероприятий процесс умирания зачастую прогрессирует, и преагональное состояние сменяется терминальной паузой. Она характеризуется тем, что после учащенного дыхания внезапно наступает его полное прекращение.

Агония

Агония - попытка организма в условиях угнетения функций жизненно важных органов использовать последние оставшиеся возможности для сохранения жизни. В начале агонии увеличивается давление, восстанавливается сердечный ритм, начинаются сильные дыхательные движения (но лёгкие при этом практически не вентилируются - одновременно сокращаются дыхательные мышцы, ответственные и за вдох, и за выдох). Может кратковременно восстановиться сознание.

Продолжительность агонии обычно невелика, не более 5-6 минут (в отдельных случаях - до получаса). Затем артериальное давление падает, сердечные сокращения прекращаются, дыхание останавливается, и наступает клиническая смерть.

Клиническая смерть

Клиническая смерть продолжается с момента прекращения сердечной деятельности, дыхания и функционирования ЦНС и до момента, пока в мозгу не разовьются необратимые патологические изменения. В состоянии клинической смерти анаэробный обмен веществ в тканях продолжается за счёт накопленных в клетках запасов. Как только эти запасы в нервной ткани заканчиваются, она умирает. При полном отсутствии кислорода в тканях омертвение клеток коры головного мозга и мозжечка (наиболее чувствительных к кислородному голоданию отделов мозга) начинается через 2-2,5 минуты. После смерти коры восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

В случае успешного проведения активных реанимационных мероприятий за длительность клинической смерти принимают обычно время, прошедшее от момента остановки сердца до начала реанимации

В обычных условиях продолжительность клинической смерти составляет не более 5-6 минут. На длительность клинической смерти влияет причина умирания, условия, продолжительность, возраст умирающего, степень его возбуждения, температура тела во время умирания и другие факторы. В отдельных случаях клиническая смерть может продолжаться до получаса, например при утоплении в холодной воде, когда из-за пониженной температуры обменные процессы в организме, в том числе и в головном мозге, существенно замедляются. С другой стороны, некоторые обстоятельства могут сильно сократить длительность клинической смерти, например, в случае умирания от сильной кровопотери патологические изменения в нервной ткани, делающие невозможным восстановление жизни, могут развиться ещё до остановки сердца.

Клиническая смерть в принципе обратима - современная технология реанимации позволяет в ряде случаев восстановить функционирование жизненно важных органов, после чего «включается» ЦНС, возвращается сознание. Однако в действительности количество людей, переживших клиническую смерть без серьёзных последствий, невелико: после клинической смерти в условиях медицинского стационара выживают и полностью восстанавливаются порядка 4-6 % больных, ещё 3-4 % выживают, но получают тяжёлые нарушения высшей нервной деятельности, остальные умирают. В ряде случаев, при позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пациента, пациент может перейти к так называемой «вегетативной жизни».

Признаки клинической смерти

  • Отсутствие пульса на сонной или бедренной артерии

  • Отсутствие самостоятельного дыхания

  • Отсутствие сознания

  • Широкие зрачки и отсутствие реакции на свет

  • Вид трупа (бледность или синюшность кожных покровов)

СТАДИИ И ЭТАПЫ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ И ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ РЕАНИМАЦИИ

По П. Сафару при проведении реанимации выделяется 3 стадии и 9 этапов.

Стадия I - элементарное поддержание жизни. Состоит из трех этапов:

A (airway open) - восстановление проходимости дыхательных путей;

В (breath for victim) - экстренная искусственная вентиляция легких и оксигенация;

С (circulation his blood) - поддержание кровообращения.

Стадия II - дальнейшее поддержание жизни. Заключается в восстановлении самостоятельного кровообращения, нормализации и стабилизации показателей кровообращения и дыхания. Стадия II включает в себя три этапа:

D (drug) - медикаментозные средства и инфузионная терапия;

Е (ECG) - электрокардиоскопия и кардиография;

F (fibrillation) - дефибрилляция.

Стадия III - длительное поддержание жизни. Заключается в послереанимационной интенсивной терапии и включает этапы:

G (gauging) - оценка состояния;

Н (human mentation) восстановление сознания;

I - коррекция недостаточности функций органов.

Нас будет интересовать только первая стадия.

СТАДИЯ I. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ПОДДЕРЖАНИЕ ЖИЗНИ

Этап А. Восстановление проходимости дыхательных путей

При возникновении неотложных состояний проходимость дыхательных путей часто нарушена из-за западения языка, который прикрывает вход в гортань и воздух не может попасть в легкие. Кроме того, у больного в бессознательном состоянии всегда существует опасность аспирации и закупорки дыхательных путей инородными телами и рвотными массами.

Для восстановления проходимости дыхательных путей необходимо произвести "тройной прием на дыхательных путях". При этой манипуляции происходит растяжение передних мышц шеи, за счет чего корень языка приподнимается над задней стенкой глотки.

Методика выполнения тройного приема :

1) запрокидывание головы;

2) выдвижение нижней челюсти вперед;

3) открывание рта.

II- V пальцами обеих рук захватывают восходящую ветвь нижней челюсти больного около ушной раковины и выдвигают ее с силой вперед (вверх), смещая нижнюю челюсть таким образом, чтобы нижние зубы выступали впереди верхних зубов.

Этап В. Искусственное дыхание

Искусственное дыхание - это вдувание воздуха или обогащенной кислородом смеси в легкие пациента, выполняемое без или с применением специальных устройств, то есть временное замещение функции внешнего дыхания. Выдыхаемый человеком воздух содержит от 16 до 18% кислорода, что позволяет его использовать для искусственного дыхания при проведении реанимации. При массаже сердца необходимо проводить адекватную вентиляцию легких. Каждое вдувание должно занимать 1-2 секунды, поскольку при более длительном форсированном вдувании воздух может попасть в желудок. Вдувание надо производить резко и до тех пор, пока грудная клетка пациента не начнет заметно подниматься. На рисунках показана методика проведения искусственной вентиляции рот в рот и рот в нос.

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Надо отметить, что восстановление самостоятельного дыхания быстро восстанавливает все остальные функции. Это связано с тем, что дыхательный центр является водителем ритма для мозга.

Этап С. Поддержание кровообращения

Определение реакции зрачка на свет

1. Приподнять большим пальцем верхнее веко.

2. Посмотреть на зрачок.

Если темно, посветить на зрачок электрическим фонариком

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Если зрачок сузился -значит, есть реакция зрачка на свет.

Если зрачок после попадания света на него остался широким-значит, отсутствует реакция зрачка на свет.

ВНИМАНИЕ!

При смерти от передозировки наркотиков зрачки умершего еще несколько часов могут оставаться узкими. Определить остановку сердца и клиническую смерть тогда сможете по отсутствию пульса на сонной артерии.

Определение пульса на сонной артерии

Расположить четыре пальца на шее пострадавшего. Пальцы расположенные между кивательной мышцей и хрящами гортани, осторожно продвигайте вглубь, стараясь почувствовать удары пульса.

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Определять пульс следует не более 10 секунд.

Перед началом проведения непрямого массажа сердца можно нанести прекардиальный удар (удар по грудине).

Как правильно следует наносить прекардиальный удар

  1. ПРИКРЫТЬ ДВУМЯ ПАЛЬЦАМИ МЕЧЕВИДНЫЙ ОТРОСТОК. В случае удара по мечевидному отростку он может отломиться от грудной кости и травмировать печень

  2. НАНЕСТИ УДАР КУЛАКОМ выше своих пальцев, прикрывающих мечевидный отросток.

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Место удара обозначено пунктирной линией.

3. ПОСЛЕ УДАРА - ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС НА СОННОЙ АРТЕРИИ

4. Если после удара пульс не восстановлен - приступайте к непрямому массажу сердца.

ВНИМАНИЕ!

При нанесении удара при наличии пульса на сонной артерии есть риск спровоцировать остановку сердца. Поэтому, прежде чем нанести удар, обязательно убедитесь, что пульса на сонной артерии нет!

КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА

  1. РАСПОЛОЖИТЬ ЛАДОНЬ ВЫШЕ МЕЧЕВИДНОГО ОТРОСТКА так, чтобы большой палец был направлен на подбородок или живот пострадавшего.

  2. ПЕРЕМЕСТИТЬ ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПОСТРАДАВШЕГО И проводить непрямой массаж сердца прямыми руками.

  3. НАДАВИТЬ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ и продавливать ее на 3-4 см с частотой не реже 60 раз в минуту. Каждое следующее нажатие начинайте только после того, как грудная клетка вернется в исходное положение!

Методическая разработка урока по БЖД на тему: «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких»

Оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственного дыхания способом «рот в рот»- 15 : 2,

Независимо от количества участников реанимации.

Если из- под ладони раздался неприятный хруст-значит, сломано ребро.

Тогда уменьшайте не глубину и силу надавливаний, а их ритм.

Ни в коем случае не прекращайте непрямой массаж сердца!

Проведение первой стадии Сердечно-легочной реанимации длится около 30 минут. При позднем начале реанимационных мероприятий или их неэффективности, обусловленной тяжестью состояния пострадавшего, наступает смерть коры, при которой восстановление жизненных функций организма становится невозможным, то есть клиническая смерть переходит в биологическую.

Признаки биологической смерти:

  1. Отсутствие пульса на сонной или бедренной артерии

  2. Отсутствие самостоятельного дыхания

  3. Отсутствие сознания

  4. «феномен кошачьего зрачка», иногда называемый признаком Белоглазова. Форма зрачка у человека определяется двумя параметрами, а именно: тонусом мышцы, сужающей зрачок, и внутриглазным давлением. Причём основным фактором является тонус мышцы. При отсутствии функции нервной системы прекращается иннервация мышцы, сужающей зрачок, и тонус её отсутствует. При сдавлении пальцами в боковом или вертикальном направлениях, которое необходимо проводить осторожно, чтобы не повредить глазное яблоко, зрачок приобретает овальную форму

  5. Трупные пятна и трупное окоченение.

Студенты конспектируют основные понятия, правило к себе в тетрадь.

Преподаватель: А сейчас мы с вами сделаем упражнения на закрепление пройденной темы.

Закрепление пройденного материала


Фронтальный опрос

1. Определение смерти? Явления, вызывающие смерть.

  1. Какие 3 стадии сердечно-легочной реанимации существует?

  2. Назовите 3 этапа первой стадии сердечно-легочной реанимации?

Студенты выполняют задание

Преподаватель: Отлично! Молодцы! А теперь запишите домашнее задание:

  1. Отработать практические навыки.


Студенты записывают домашнее задание в тетрадь.

Преподаватель: С целью проверки ваших полученных знаний по теме «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких» проведем компьютерное тестирование. Результаты теста мы увидим на экране.

Вопросы к тесту приведены в Приложении.

Студенты выполняют тест, преподаватель выводит результаты на экран, подводит итог тестирования.

Преподаватель: Подводятся итоги занятия, выставляются оценки.

Сегодня мы с вами изучили тему «Смерть. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких». Думаю, что сегодняшний урок будет хорошей основой при оказании первой неотложной помощи.

Спасибо за урок! До свидания!


3 Список используемой литературы

Основные источники:

1. Зарянская В.Г. Основы реаниматологии и анестезиологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

2. Сумин С.А., Окунская Т.В. Основы реаниматологии. М., ГЭОТАР, 2013.

Дополнительные источники:

1. Мороз В.В. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. Учебно-методическое пособие. М., 2011

2. Рекомендации Европейского Совета по реанимации - 2010г.

Приложение

Контрольные тесты

1. Продолжительность клинической смерти в условиях нормотермии?!

1) 1-2 минуты

2) 5-7 минут

3) 25-30 минут

4) 8-10 минут

2. Признак эффективности реанимационных мероприятий?

1) отсутствие экскурсий грудной клетки

2) зрачки широкие

3) отсутствие пульсовой волны на сонной артерии

4) появление пульсовой волны на сонной артерии, сужение зрачков

3. При неэффективности реанимационных мероприятий их прекращают через:

1) 30-40 мин.

2) 3-6 мин.

3) 2 часа

4) 15-20 мин.

4. Основное осложнение, возникающее при проведении закрытого массажа сердца?!

1) перелом ключицы

2) перелом ребер

3) повреждение трахеи

4) перелом позвоночника

5. Достоверный признак биологической смерти

1) прекращение дыхания

2) прекращение сердечной деятельности

3) расширение зрачка

4) симптом "кошачьего глаза"

6. Закрытый массаж сердца новорожденному проводят:

1) кистями обеих рук

2) четырьмя пальцами правой руки

3) проксимальной частью кисти правой руки

4) одним пальцем руки

7. Признаки клинической смерти!?

1) потеря сознания и отсутствие пульса на сонных артериях

2) спутанность сознания и возбуждение

3) нитевидный пульс на сонных артериях

4) дыхание не нарушено

8. Глубина продавливания грудной клетки при проведении закрытого массажа сердца новорожденному:

1) 1,5-2 см

2) 4-6 см

3) 5-6 см

4) 7-8 см

9. Правильная укладка больного при сердечно-легочной реанимации:

1) приподнять ножной конец

2) приподнять головной конец

3) положить на твердую ровную поверхность

4) опустить головной конец

10. «Тройной» прием для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей включает

1) положение на спине, голова повернута на бок, нижняя челюсть выдвинута вперед

2) под лопатки подложен валик, голова отогнута кзади, нижняя челюсть выдвинута вперед

3) положение на спине, голова согнута кпереди, нижняя челюсть прижата к верхней

4) положение на спине, под лопатки подложен валик, нижняя челюсть прижата к верхней

11. Соотношение дыханий и компрессий на грудину при проведении реанимации взрослому человеку одним лицом?

1) на 1 вдох - 5 компрессий

2) на 2 вдоха - 4 компрессии

3) на 3 вдоха - 6 компрессий

4) на 2 вдоха - 15 компрессий

12. Показания к прекращению реанимации:

1) отсутствие признаков эффективного кровообращения

2) отсутствие самостоятельного дыхания

3) появление признаков биологической смерти

4) широкие зрачки

13. Число дыханий в 1 минуту при проведении ИВЛ взрослому человеку?!

1) 8-10 в 1 минуту

2) 30-32 в 1 минуту

3) 12-20 в 1 минуту

4) 20-24 в 1 минуту

14. Основные мероприятия при выведении из клинической смерти

1) дать понюхать нашатырный спирт

2) проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ)

3) проведение закрытого массажа сердца

4) одновременное проведение ИВЛ и закрытого массажа сердца

15. Соотношение дыханий и компрессий на грудину при проведении реанимации взрослому человеку двумя лицами

1) на 1 вдох - 2 компрессии

2) на 1 вдох - 10 компрессий

3) на 1 вдох - 5 компрессий

4) на 2 вдоха - 15 компрессий

16. При проведении наружного массажа сердца ладони следует расположить

1) на верхней трети грудины

2) на границе верхней и средней трети грудины

3) на границе средней и нижней трети грудины

4) в пятом межреберном промежутке слева

17. Глубина продавливания грудины при проведении закрытого массажа сердца взрослому человеку

1) 1-2 см

2) 4-6 см

3) 7-8 см

4) 9-10 см

18. Для клинической смерти не характерно

1) отсутствие самостоятельного дыхания

2) отсутствие пульса на сонной артерии

3) отсутствие сознания

4)патологическое дыхание

19. Показаниями к закрытому массажу сердца являются:

1) остановка дыхания

2) остановка сердца, фибрилляция желудочков

3) отсутствие сознания

4) верно а) и б)

20. Препарат, применяемый при остановке сердца:

1) кордиамин.

2) дроперидол

3) адреналин

4) фуросемид

Правильные ответы на тесты

1-1

2-4

3-1

4-2

5-4

6-4

7-1

8-1

9-3

10-2

11-4

12-3

13-3

14-4

15-3

16-3

17-2

18-4

19-4

20-3


Кто, согласно Конституции РФ и Закону РФ «Об обороне», является Верховным Главнокомандующим ВС РФ?

а - Министр обороны РФ

РФ

Тест № 2

Кто осуществляет РФ?

а - Верховный Главнокомандующий

- Министр обороны РФ, через министерство обороны

Тест № 3

Какие войска относятся к видам ВС РФ?

а - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот

- Сухопутные войска, Воздушно-десантные войска, танковые войска



© 2010-2022