- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
Рабочая программа по ОБЖ 9 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова А.О. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
-
Рассмотрено
на заседании МО
«__»__________2015г
_______/Михайлова А.О./
Согласовано:
методист МБОУ ОШИСОО
«__»________2015г
_______/Украинцева О.В/
"Утверждаю"
Директор МБОУ ОШИСОО
«__» ________ 2015г.
__________/Костишин А.С./
Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (2015-2016 учебный год)
учитель: Михайлова Алла Олеговна
Программа разработана на основе комплексной программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников); - М.: Просвещение; 2011г.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 9 класс А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; Москва «Просвещение», 2010г.
с. Овгорт
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011 г.)
-
Законом Российской Федерации «Об образовании».
-
Учебного плана МБОУ ОШИСОО на 2015 - 2016 учебный год
-
Положения о рабочей программе учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
-
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. А.Т. Смирнов, В.А. Васнев (Просвещение. 2010 г.)
Программа выполняет основные функции:
-
Информационно - методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
-
Организационно - планирующая - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Основное общее образование - вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
-
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
-
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства,
-
формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему ПАВ, в том числе наркотиков.
-
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
-
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни,
-
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Содержание курса ОБЖ основаны на положениях ФЗ РФ и других нормативно - правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
-
Национальная безопасность России в современном мире.
-
ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС.
-
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени.
-
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
3.1. Общие понятия о терроризме и экстремизме.
3.2. Нормативно - правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
3.3. Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
3.4. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
4.1. Здоровье - условие благополучия человека.
4.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
4.3. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
5.1. Оказание первой помощи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название темы
Кол-во часов
Вид контроля
Самостоятельная
работа
Контрольная работа
Лабораторная, практическая, творческая работы
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8ч)
Национальная безопасность России в современном мире.
4ч
1
1
1
ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России.
4ч
1
1
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС (7ч)
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени.
3ч
1
1
1
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
4ч
1
1
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ (8ч)
Основные понятия о терроризме и экстремизме.
2ч
1
1
Нормативно - правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
3ч
1
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
1ч
1
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
2ч
1
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5ч)
1.
Здоровье - условие благополучия человека.
3ч
1
1
2.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
1ч
1
3.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
1ч
1
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1ч)
1.
Оказание первой помощи при массовых поражениях и при передозировке в приеме ПАВ.
1ч
1
1
1
Итого
34ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Виды контроля
Предметные знания, умения и навыки
(или характеристика основных видов деятельности учащихся)
Дата проведения
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Национальная безопасность России в современном мире (4ч)
Россия в мировом сообществе.
1
Комбинированный
текущий
2.
Национальные интересы России в современном мире.
1
Комбинированный
текущий
3.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
1
Комбинированный
текущий
4.
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.
1
Комбинированный
Текущий, самостоятельная /контрольная работа
ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России (4ч)
5.
ЧС и их классификация.
1
комбинированный
текущий
6.
ЧС природного характера и их последствия.
1
комбинированный
текущий
7.
ЧС техногенного характера и их причины.
1
комбинированный
текущий
8.
Угроза военной безопасности России.
комбинированный
Текущий, самостоятельная/контрольная работа
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч)
9.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
1
комбинированный
текущий
10.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
1
комбинированный
текущий
11.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС.
1
Комбинированный
Текущий, самостоятельная работа/контрольная работа
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (4ч)
12.
Мониторинг и прогнозирование ЧС.
1
комбинированный
текущий
13.
Инженерная защита населения и территорий от ЧС.
1
комбинированный
текущий
14.
Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС.
комбинированный
текущий
15.
Аварийно - спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
комбинированный
Текущий, самостоятельная работа/контрольная работа
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Основные понятия о терроризме и экстремизме (2ч)
16.
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
1
комбинированный
текущий
17.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.
1
комбинированный
текущий самостоятельная работа/контрольная работа
Нормативно - правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3ч)
18.
Основные нормативно - правовые акты по противодейст-вию терроризму и экстремизму.
1
комбинированный
текущий
19.
Общегосударственное противодействие терроризму.
1
комбинированный
20.
Нормативно - правовая база противодействия наркотизму.
1
комбинированный
текущий самостоятельная работа/контрольная работа
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ (1ч)
21.
Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
1
комбинированный
текущий
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2ч)
22.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
1
комбинированный
текущий
23.
Профилактика наркозависимости.
1
комбинированный
Текущий, самостоятельная работа/контрольная работа
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Здоровье - условие благополучия человека (3ч)
24.
Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность.
1
комбинированный
текущий
25.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
комбинированный
текущий
26.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
1
комбинированный
Текущий, самостоятельная работа
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (1ч)
27.
Понятие о ВИЧ - инфекции и СПИДе.
1
Комбинированный,
текущий
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (1ч)
28.
Семья и ЗОЖ человека. Основы семейного права в РФ.
1
Комбинированный, практические занятия
текущий
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Оказание первой помощи (1ч)
29.
Оказание первой помощи при массовых поражениях и при передозировке в приеме ПАВ.
1
Комбинированный, практические занятия
текущий
Итого
34 ч.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
-
Акимов В. А. Основы анализа и управления рисков в природной и техногенной сферах: учеб. пособие в системе образования МЧС России и РСЧС / В. А. Акимов. - М., 2004. .
-
Альтшулер В. Б. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей / В. Б. Альтшулер, А. В. Надеждин. - М., 2000.
-
Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьев и др.; под общ. ред. С. К. Шойгу]. - М., 2005.
-
Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / под общ. ред. М. И. Фалеева. - Калуга, 2001.
-
Игровые классные часы. Правила пожарной безопасности (5 - 11 классы)/ Е.Н. Дубровская - М.: Педагогическое общество России, 2013г.
-
Катастрофы и человек: российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям / под ред. Ю. Л. Воробьева. - М., 1997.
-
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
-
Лях В. И. Физическая культура: учеб. для учащихся 8-9 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под ред. В. И. Ляха. - 3-е изд. - М., 2013.
-
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников: метод, пособие для учителя: 7-9 кл. /А. Г. Макеева. - М., 2005.
-
Макеева А. Г. Все цвета, кроме черного: семейная профилактика наркотизма школьников: кн. для родителей / А. Г. Макеева. - М., 2005.
-
наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления / под общей ред. А.Н. Гаранского. - М.: Владос-пресс, 2003.
-
Основы безопасности жизнедеятельности: сб.заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М.В. Маслов, Б.И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., Просвещение, 2013г.
-
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2010.
-
Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск, 2004.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
-
терроризм. это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России /под ред. А.А. Кокорева. - М.: Изограф, 2000
-
формирование ЗОЖ подростков на уроках ОБЖ: метод. пособие / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. - М.: Вентана-Граф, 2002.
-
allbest.ru/ - Формы и методы обучения безопасности жизнедеятельности.
-
studopedia.ru/3_33243_verbalnie-sredstva-obucheniya-obzh.html - Функции средств обучения ОБЖ.
-
knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bd79a4d53b88521216d27_1.html - Изучение курса "Основы безопасности жизнедеятельности"