• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ и с обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида на ступени основного общего образования

Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ и с обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида на ступени основного общего образования

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено Утверждаю:

на заседании Директор МОУ ИРМО

педагогического совета № 1 «Большеголоустненская ООШ»

Протокол № 1 ________Л. Г. Чикалина

от 29.08.2013 г. «______»_________ 2013 г.











Программа

коррекционной работы с детьми ОВЗ

и с обучающимися по специальной коррекционной программе

VIII вида

на ступени основного общего образования.
















Авторы:

Чикалина Лариса Глебовна, директор

Обоева Оксана Семёновна,

педагог-организатор




Программа

коррекционной работы с детьми ОВЗ

и с обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида

на ступени основного общего образования.

МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»


Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям обучающимся по специальной коррекционной программе VIII вида в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Основу данной программы составляют принципиальные положения:

  • во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;

  • во-вторых, содержание коррекционной работы - это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки детей, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы коррекционной работы - оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и занимающимся по специальной коррекционной программе VIII вида и их родителям (законным представителям),осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

Задачи:

  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

  • определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

  • разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой классного руководителя;

  • обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

  • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

  • расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

  • развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательных классах и в специальных (коррекционных) классах VIII вида по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, обучение по индивидуальной программе обучающихся VIII вида. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:

  • создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

  • дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы школы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления), отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их педагогического обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания основной образовательной программы начального общего образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Нормативные документы и педагогические литературные источники, используемые в образовательной программе


  1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с поправками)

  2. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 31.12.2012 г. (с последующими дополнениями и изменениями).

  3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г

  4. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».

  5. Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».

  6. Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)

«О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010, Пр-271.

8. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Авт.Малофеев Н.Н., Никольская О.С. ., Кукушкина О.И., Гончарова Е.В.

Характеристика содержания

Диагностический модуль

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответст-

венный

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья

Выявление состояния физического и психического здоровья детей

Изучение истории развития ребенка, беседы с родителями, наблюдение учителя, анализ результатов

сентябрь

Классный руководитель

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления детей «группы риска»

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, анкетирование родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель

Анализ причин возникновения трудностей в обучении. Выявление резервных возможностей.

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка индивидуальной коррекционной программы

до 10.10

Классный руководитель

Социально-педагогическая диагностика

Определение уровня организованности ребенка, особенностей эмоционально-волевой и личностной сфер, уровня знаний по предметам

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенностях личности, уровне знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседы с родителями (законными представителями), посещение семьи. Составление характеристики.

В течение года

Классный руководитель

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образовательной программы начального общего образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сферах детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответст-

венный

Психолого-педагогическая работа

Обеспечение педагогического сопровождения детей с ОВЗ и занимающихся по специальной коррекционной программе VIII вида

Создание индивидуальных планов, программ

Разработка индивидуальных программ по предметам, программы воспитательной работы с классом (с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ), плана работы с родителями по формированию толерантного отношения между участниками образовательного процесса; осуществление педагогического мониторинга достижений школьника

сентябрь

Учителя-предметники, классные руководители

Лечебно-профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ

Разработка рекомендаций для учителей и родителей по работе с детьми с ОВЗ; внедрение здоровьесберегающих технологий; организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни

В течение года

Педагог-организатор, классные руководители

Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения и воспитания, коррекции развития, социализации обучающихся.

Задачи

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответст-

венный

Консультирование педагогов по вопросам инклюзивного обучения

Рекомендации, приемы, упражнения и другие материалы; разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями (законными представителями)

Индивидуальные, групповые тематические консультации

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПк

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

Рекомендации, приемы, упражнения и другие материалы; разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые тематические консультации

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПк

Информационно-просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного обучения со всеми участниками образовательного процесса.

Задачи

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности

Сроки

Ответст-

венный

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы лекториев, семинаров, тренингов по вопросам инклюзивного обучения

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПк

Психолого-педагогическое просвещение педагогов по вопросам инклюзивного обучения

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного обучения

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Специалисты ПМПк


Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов (учителей-предметников, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинских работников) позволит обеспечить систему комплексного психолого медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе является психолого-медико-педагогический консилиум,который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное партнёрство. Оно предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

  • сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • сотрудничество с родительской общественностью.

Виды коррекционной работы:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений ориентации;

  • развитие представлений о времени;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

2. Развитие основных мыслительных операций:

  • навыков соотносительного анализа;

  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • умения планировать деятельность;

  • развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
5. Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Направления работы специалистов

Психологическое сопровождение

Направление

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагнос-

тическое

Выявление детей с ОВЗ; определение трудностей в обучении, определение путей и форм оказания помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в обучении

Изучение медицинских карт; диагностика, анкетирование; беседа с родителями (законными представителями) и учителями

Характеристика образовательной ситуации; составление рекомендаций для учителей и родителей

Коррекци-

онное

Развитие УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных); разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям

Коррекционные занятия с детьми с ОВЗ (групповые, индивидуальные); развивающие занятия

Повышение уровня социально-психологической адаптации; оказание психологической помощи детям в формировании УУД; психологическая поддержка детей с ОВЗ

Профилак-

тическое

Повышение психологической культуры родителей (законных представителей), педагогов;

Снятие психологических перегрузок; предупреждение трудностей и нарушений

Консультации для родителей (законных представителей), педагогов; психолого-педагогический консилиум

Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ОВЗ; создание положительного эмоционального фона для их обучения

Педагогическое сопровождение

Направление

Задачи

Содержание и формы работы

Ожидаемые результаты

Диагнос-

тическое

Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы;

организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ; установление объема предметных знаний, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.

Изучение индивидуальных карт медико - психологической диагностики;

анкетирование;

беседы;

тестирование;

наблюдение

Создание «карты проблем»;

диагностические портреты детей с ОВЗ и детей занимающихся по специальной коррекционной программе VIII вида

Коррекци-

онное

Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

формирование положительной мотивации к обучению;

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; развитие коммуникативных навыков.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности;

- поддержание постоянной связи с психологом, медицинским работником, родителями;

составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ; составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося; контроль успеваемости и поведения учащегося; - формирование комфортного микроклимата в классе; ведение документации

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей;

формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом;

усвоение учащимся учебного материала

Профилак-

тическое

Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции.

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы;

принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе;

осуществление дифференцированного подхода в обучении; использование в ходе урока стимулирующих и организующих видов помощи;

осуществление контроля за текущей успеваемостью и своевременное доведение информации до родителей;

привлечение к участию в коллективных творческих делах

Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка.

Планируемые результаты программы коррекционной работы:


  • Повышение уровня психологической компетентности.

  • Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

  • Реализация программ психолого-педагогического сопровождения.

  • Создание индивидуальных карт развития обучающихся.

  • Снижение процента детей, нуждающихся в коррекции.




© 2010-2022