Рабочая программа по ОБЖ 5 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Источники составления программы.

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

  • Примерная программа «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классов», М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

  • Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классы, М: «Просвещение» 2011 год, предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова.

  • Учебник по ОБЖ для 5 класса, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Цели и задачи:

Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.

Содержание образования в 5 классе устанавливает следующие задачи:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.


Цели основного общего образования:
1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Курс ОБЖ предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности - любви.

Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предполагает обучение в объеме 35 часов, в неделю 1 час.

Результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Содержание учебного предмета.

Модуль- I. Основы безопасности личности, общества и государства:

P - I. Основы комплексной безопасности:

  1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды..

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  1. Опасные ситуации техногенного характера

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.


  1. Опасные ситуации природного характера

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

Тема 4.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Тема-5. Опасные ситуации социального характера.

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.


Модуль - II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел III.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Р- III Основы здорового образа жизни

Тема 7.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье.

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.

Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Раздел IV.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Тема-9. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

  • при ушибах;

  • при ссадинах;

  • при носовом кровотечении.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:

  • медикаментами;

  • препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.

Тематический план 5 класс

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

22

Р-1

Основы комплексной безопасности

22

Тема 1

Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

Тема 2

Опасные ситуации техногенного характера

6

Тема 3

Опасные ситуации природного характера

2

Тема 4

Опасные ситуации социального характера

3

Тема 5

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

6

Итоговое задание

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

P-III

Основы здорового образа жизни

5

Тема 6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

Тема 7

Факторы, разрушающие здоровье

2

P-IV

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8

Тема 8

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8

Итоговое задание

Всего часов

35

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Всего 35 часов. В неделю 1 час)

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол- во

часов

Дата проведения

Тип урока

Требования ФГОС
Планируемые результаты

Домашнее задание

план

факт

УУД

Предметные

знать

уметь

1.

Человек, среда его обитания безопасность человека

(5 ч.)



Город как среда обитания

1

УФЗ

Личностные:

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

Познавательные:

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

Коммуникативные:

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Познавательные:

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

-адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные:

-работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

основам коммуникативной рефлексии

Личностные:

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

Познавательные:

-ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

-самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

Регулятивные:

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Знать: источники и зоны

опасности в современном

городе; службы, входящие в

систему обеспечений

безопасности города, номера

телефонов и содержание

информации при их вызове.

Уметь сообщать по телефону

об аварии или опасной

ситуации

Мой дом - моя крепость?

2.





Жилище

1

УФЗ

Знать: об основных

причинах возникновения

опасных ситуаций в

квартире; о том, какие

опасные ситуации возможны

в квартире и каковы их

источники.

Уметь: применять полученные знания на практике

Опасные ситуации, что это?

человека, особенности жизнеобеспечения жилища

3.

Особенности природных условий в городе

1

УФЗ

Знать: особенности природных условий в современном

городе;

Уметь сообщать по телефону

об аварии или опасной

ситуации

Опасные ситуации на улице.

4.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

1

УФЗ

Знать: основные опасности города, посёлка, современного жилища, правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни;

Уметь: применять полученные знания на практике.

Как защитить свой дом?

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1

УФЗ

Знать: что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности человека.

Уметь: применять полученные знания на практике

ПДД

6

Опасные ситуации техногенного характера (6 ч.)




















Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

УФЗ

Знать: основные причины

транспортных

происшествий и правила

безопасного поведения

при пользовании

транспортом.

Уметь: уметь действовать

в случае захвата

транспортного средства

террористами.

Основы безопасности жизнедеятельности человека

7

Пешеход. Безопасность пешехода

1

УФЗ

Знать: причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.

ПДД

8

Пассажир. Безопасность пассажира

1

УФЗ

Знать: организацию дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.

Город как среда обитания

9

Водитель.

1

УФЗ

Знать: общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.

Обращение со спичками

10

Пожарная безопасность. Проект «Пожар - друг или враг?».

1

УОСЗ

Знать: основные причины

и последствиях пожара,

правила поведения при

пожарах в доме и

способах эвакуации из

горящего помещения.

Уметь правильно

действовать в случае

пожара в доме,

эвакуироваться из

горящего здания

Пешеход. Безопасность пешехода

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

УФЗ

Знать: основные причины

и последствиях пожара,

правила поведения при

пожарах в доме.

Уметь правильно

действовать в случае

пожара в доме,

пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Почему дует ветер?

12

Опасные ситуации природного характера (2 ч.)

Погодные условия и безопасность человека

УФЗ

Уметь: решать ситуационные задачи

Вода-это жизнь!

13

Безопасность на водоемах

1

УФЗ

Знать: особенности водоёмов в различное время года, правила поведения вблизи них.

Уметь: решать ситуационные задачи

Опасности на улице.

14

Опасные ситуации социального характера

(3 ч.)

Криминогенные ситуации и личная безопасность

1

УСЗ

Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности;

Уметь: решать ситуационные задачи

Как разговаривать по телефону?

15

Обеспечение личной безопасности дома.

1

Комбинирован-ный

Знать:

о характерных

криминогенных

ситуациях, которые могут

возникнуть в доме.

Уметь: правильно

действовать в

криминогенных

ситуациях.

Безопасные места на улице

16

Обеспечение личной безопасности на улице.

1

УФЗ

Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности;

Уметь: решать ситуационные задачи

Что такое ЧС?

17

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

(6 ч.)

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

Комбинирован-ный

Знать: понятие ЧС, её признаки, общий порядок действий при их возникновении;

Уметь: решать ситуационные задачи

Чем опасен дождь?

18

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Комбинирован-ный

Уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности

Чем опасен транспорт?

19

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

1

УФЗ

Знать возможные

чрезвычайные ситуации

природного характера,

наиболее вероятные для

района проживания.

Уметь: решать ситуационные задачи

Как закаляться?

20

Повторение темы: «Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».

1

УОСЗ

Знать общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».

Уметь: решать ситуационные задачи

Опасности на улице.

21

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

УФЗ

Знать чрезвычайные ситуации техногенного характера Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности

Безопасные места на улице

22

Повторение темы: «Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

1

УОСЗ

Знать общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера».

Уметь: решать ситуационные задачи

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

23

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

(3 ч.)

О здоровом образе жизни.

1

УФЗ

Знать: основные составляющие ЗОЖ; опасности вредных привычек для здоровья и меры их профилактики;

уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения норм здорового образа жизни.

Что такое здоровье?

24

Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья

УФЗ

Знать о функциях

организма в различные

промежутки времени.

Уметь следить за

работоспособ-ностью организма.

Режим дня

25

Рациональное питание. Гигиена питания

1

Ком-бини-рован ный

Знать о

правильном питании, как о

важном составляющим

здорового образа жизни.

Знать гигиенические

требования к питанию.

Уметь рассчитывать рацион

по калорийности продуктов.

Утренняя гимнастика

26

Факторы, разрушающие здоровье

(2 ч.)

Проект «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека».

1

УОСЗ

Знать: полезные и вредные привычки, опасности вредных, важность полезных;

Уметь: решать ситуационные задачи.

Что такое привычка?

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

УФЗ



Знать: полезные и вредные привычки, опасности вредных, важность полезных;

Уметь: решать ситуационные задачи.

Что такое травма?

28

Первая медицинская помощь и правила ее оказания

(7 ч.)










Первая медицинская помощь при различных видах повреждений

1

УФЗ

Знать: общую

характеристику

повреждений и их

последствия для здоровья

человека; основные

правила оказания ПМП

при различных видах

повреждений

Уметь: оказывать помощь

при незначительных

ранениях.

Иметь представление о правилах оказания ПМП

при значительных

повреждениях, при

глубоких и обширных

Аптечка, что это?

29

Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

1

УФЗ

Знать правила оказания ПМП при ушибах.

уметь: оказывать первую помощь при ушибах.

Чем опасны раны?

30

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах, носовом кровотечении

1

УФЗ

знать: опасности ранений, виды кровотечений, способы их остановки;

уметь: оказывать первую помощь при кровотечениях

Какие бывают раны?

31

Первая медицинская помощь при отравлениях

1

УФЗ

Знать: правила оказания ПМП при отравлениях

уметь: оказывать первую помощь при отравлениях

Опасные растения

32

Повторение темы: «Человек, среда его обитания безопасность человека».

1

УОСЗ

Знать: что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности человека, о среде обитания и безопасность человека.

Уметь: применять полученные знания на практике

Живая и неживая природа

33

Повторение темы: «Опасные ситуации социального характера».

1

УОСЗ

Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности;

Уметь: решать ситуационные задачи

Опасные и безопасные места

34

Повторение темы: «Опасные ситуации природного характера».

1

УОСЗ

Знать: правила поведения при возникновении ЧС природного характера в случае эвакуации из помещения школы.

Уметь: применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

Климатические зоны России

35.

Игра: «Как я знаю ОБЖ?»


Знать: правила поведения в опасных ситуациях

Уметь: решать ситуационные задачи

Правила поведения в опасных ситуациях



Условные обозначения, используемые в тексте программы:


УФЗ - урок формирования знаний УОЗ - урок обобщения знаний

УКЗ - урок контроля знаний УИ - урок-исследование

УСЗ - урок совершенствования знаний УЗЗ - урок закрепления знаний

УКЗУ - урок коррекции знаний и умений ПДД - правила дорожного движения

ЧС - чрезвычайная ситуация ГО - гражданская оборона

РСЧС - Российская система по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

1) Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2009.

2) Основы безопасности жизнедеятельности . Тесты 5-11 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2003.

3) Таблицы «Кровь», «Кровеносная система»

4) Таблица «Схема строения органов пищеварения»

5) Таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя»
6) Таблица «Режим дня»

7) Таблицы по оказанию первой медицинской помощи

8) Аптечка с лекарственными препаратами.

Планируемые результаты учебного предмета.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности 5 класса ученик должен знать:

1. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

2. Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, и социального характера, их последствия и классификацию;

3. Правила обеспечения безопасности на современном транспорте;

4. Основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ПДД;

5. Правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

Ученик должен

уметь:

1. Правильно оценить ситуацию при пожаре;

2. Пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);

3. Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

4. Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

5. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся

должны уметь

1. Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

2. Обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, и социального характера;

3. Оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

4. Соблюдения норм здорового образа жизни.





© 2010-2022