Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности

В работе представлен опыт работы по интегрированному обучению основ безопасности жизнедеятельности.   На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет процесс научного познания. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. Я основываюсь на предположении о том, что если использовать межпредметные интегрированные уроки для изучения предмета Основы безопасности жизнедеят...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности.

Болясов Андрей Борисович - преподователь-организатор основ безопасности жизнедеятельности (Andrei [email protected]) .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)

г. Красный Сулин Ростовской Области.

Аннотация

В работе представлен опыт работы по интегрированному обучению основ безопасности жизнедеятельности.

На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет процесс научного познания. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. Я основываюсь на предположении о том, что если использовать межпредметные интегрированные уроки для изучения предмета Основы безопасности жизнедеятельности то у учащихся сформируется активная познавательная деятельность как в целом, так и в рамках тематики и предмета ОБЖ. Это способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, а так же, способности учащихся применять знания, полученные в школе в различных сферах своей повседневной деятельности.

Для достижения максимального эффекта от интегрированного курса при его составлении я учитывал: направленность нашего образовательного учреждения, взаимосвясь с темами других дисциплин, возрастные особенности учащихся. Главным же документом, который регламентирует содержание интегрированной программы, является образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности.

Переход к интегрированным методам преподования ОБЖ способствует сокращению нагрузки учащихся и обновлению содержания образования, приближении его к реалиям жизни. При этом , интегрированный принцип обучения способстует интеграции знаний различных предметов и курсов в системное представление об окружающем мире.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными направлениями являются:

1.Умение учащихся сознательно организовывать познавательную деятельность.

2.Понимание учащимися основных положений концепции безопасности страны, места Вооруженных сил РФ.

3.Развитие умения выпускников оценивать учебные достижения, поведение, для корректировки собственного поведения в окружающей среде.

Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.

Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Символы воинской чести и славы" акцентирую внимание учащихся на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит как "знамя". А вот слово "прапорщик" в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I, а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: "При утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу". При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дают такие учебные предметы, как химия, физика, биология, география, математика и другие.

Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.

Раздел «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» интегрирован с предметом биология и физическая культура. Программой предусмотрено изучение теоретических прикладных основ оказания первой медицинской помощи. Раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» интегрирован в предметы «Физика», «Химия». «Биология» и «Обществознание». Раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» связан с предметом «Обществознание» и направлен на подготовку подрастающего поколения к службе в армии, выполнению конституционного долга по защите отечества. В ходе изучения предмета «Обществознание» учащиеся получают сведения по обороне государства, истории создания Вооруженных смл, их функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, основных воинских обязанностях.

Материал для проведения занятий каждый учитель может получить из учебника по Основам безопасности жизнедеятельности и на следующих сайтах:Сайт выживание в экстремальных ситуациях http:survive.ru;Сайт МЧС России ситуациях http: //mchs.gov,ru/; Сайт Библиотечка ГО и ЧС

http : //gr-obor, narod,ru/,biblioteka,htm.и других. В результате, мои ученеки участвуя в различных конкурсах и олимпеадах достигли следующих результатов:















































Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях

в 2011-2012 году


№ п/п

Наименование

Ф.И. участника

Предмет

Класс

Результат

1

Муниципальная олимпиада

1.Колебанов Вадим

2.Курганов Никита

3.Долгошеев Александр

4.Ларин Михаил

5.Жигалкин Александр

6.Вертий Егор


ОБЖ

ОБЖ

технология технология технология

технология

10

10

9

11

10

9

призер

призер

призер

призер

призер

победитель

2

Муниципальный этап политехнической олимпиады

1.Титов Филипп

2. Потаков Михаил

технология

7

8

1 место

2 место

3

Рационализаторы и изобретатели

1.Колебанов Вадим

2.Курганов Никита

технология

10

10

3 место

3 место

4

Всероссийская спартакиада «Призывники России»

20 человек

ОБЖ

11

3диплома

(1,2,3место) и 20 сертифика-тов

5

Всероссийская игра-конкурс по ОБЖ «Спасатели»


ОБЖ

1-11

8

победителей

21 призер

дипломы

6

Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»

1.Вертий Егор

14 человек

ОБЖ

9

3 место

лауреаты

7

Всероссийский конкурс-игра по физической культуре «Орленок»

1.Жиляков Артем

2.Рыбалко Альберт


10

10

лауреаты

8

Всероссийский конкурс «Летний лагерь СНЕЙЛ»

«Натура творческая»

«Занимательная школа»

«Мне не все равно»

10 человек

10 человек

10 человек


5-10

5-10

5-10

лауреаты

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении

основ безопасности жизнедеятельности.

Болясов Андрей Борисович - преподавателя-организатора ОБЖ (Andrei [email protected]) .

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)

г. Красный Сулин Ростовской Области.

Аннотация

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении основ безопасности жизнедеятельности.

Личностно ориентированная образовательная среда школы создаётся совместными усилиями всех специалистов школы: учителей, психологов социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.

Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии. Для создания личностно ориентированной образовательной среды строю работу по выявлению субъективного опыта детей, стимулирую и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения.

Принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока). Гибко и вариативно веду урок в зависимости от возникающих учебных, ситуаций. Стараюсь разнообразить дидактические средства с учётом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению.

Даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости. Организовываю и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку. Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учёта индивидуальных возможностей каждого - один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приёмы и методы работы, позволяющие создать личностно ориентированную среду на уроках ОБЖ. Вот некоторые из них.

1.В ходе объяснения нового материала, при обобщении и изучении опираюсь на субъективный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявлять содержание субъективного опыта, «окультуривать» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным методом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках ОБЖ учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъективного опыта, который предъявили ученики входе беседы.

2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках.

По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и принять правильное решение.

3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках по подготовки презентаций по тем или иным темам. Работая в группе, каждый ученик поочерёдно выполняет различные обязанности: старший группы рационально организует работу, одни подготавливают материал, другие обрабатывают этот материал, третьи группируют этот материал в одно целое. В должности руководителя группы успевает побывать каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Такая форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.

4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учёбе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношение ребёнка к социально важным вопросам.

5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.

В ходе выполнения практической работы перед учениками встаёт возможность отработать те или иные навыки на практике. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и поэтому необходимо дать возможность им поверить в себя, в то, что они смогут справиться с поставленной задачей.

6. Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.

7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.

На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребёнка не остаётся обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чём его ошибка.

8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребёнку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к своим ученикам по имени, подчёркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

Важную роль в создании личности ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

-воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументации, но в тоже время требует терпимости к чужой точки зрения;

- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.

Мой опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть преподаватель-организатор ОБЖ, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учёта личных способностей и предпочтений своих учеников. Причём для работы в этом направлении не требуется ни дополнительных материальных ресурсов, ни дополнительного учебного времени.



А результат этой работы можно увидеть в приведенной таблице результатов участия учащихся МБОУ СОШ №4 за 2012-2013 учебный год.

Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях

в 2012-2013 году

Наименование

Участники

Класс

Место в регионе

Место в конкурсе

1

Международный конкурс - игра по ОБЖ МУРАВЕЙ 2012

5

5

5

11

5

6

10

11

1

2,2,3,3

4,4,5,5,6

1.1.1.1.1

1,1,1,1,3,3,3,3,3,3,3

Лауреат

5,5,6,6

8,8,10,10,12

4,4,4,4,4

5,5,5,5,7.7.7.7.7.7.7.

2

Всероссийская игра - конкурс ОБЖ Спасатели

33

2-11

1

23 победителя

10 лауреаты

3

Всероссийская спартакиада Призывники России

20

10-11

1

сертификаты

4

Всероссийская спартакиада Призывники России финал

2

11

1

1 место в интеллектуальном конкурсе

4 место в стрельбе

4 место в беге на 60 метров

5

Международная Интернет-Олимпиада

Эрудиты Планеты-2012 год

6

11

1

сертификаты

6

Районный Конкурс-фестиваль ЮИД

Безопасное колесо

4

5

1 место

7

Областной Конкурс-фестиваль ЮИД

Безопасное колесо

4

5

12 место

Очир-Горяев Остап

3 место на этапе Автогородок

8

Районные соревнования по стрельбе

13

10-11

1 место

Долгошеев Александр 2-место

В личном зачете

9

Районные соревнования по волейболу посвященное воинам-интернационалистам

8

10-11

1 место


© 2010-2022