- Преподавателю
- ОБЖ
- Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности
Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болясов А.Б. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированное обучение основ безопасности жизнедеятельности.
Болясов Андрей Борисович - преподователь-организатор основ безопасности жизнедеятельности (Andrei [email protected]) .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)
г. Красный Сулин Ростовской Области.
Аннотация
В работе представлен опыт работы по интегрированному обучению основ безопасности жизнедеятельности.
На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет процесс научного познания. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. Я основываюсь на предположении о том, что если использовать межпредметные интегрированные уроки для изучения предмета Основы безопасности жизнедеятельности то у учащихся сформируется активная познавательная деятельность как в целом, так и в рамках тематики и предмета ОБЖ. Это способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, а так же, способности учащихся применять знания, полученные в школе в различных сферах своей повседневной деятельности.
Для достижения максимального эффекта от интегрированного курса при его составлении я учитывал: направленность нашего образовательного учреждения, взаимосвясь с темами других дисциплин, возрастные особенности учащихся. Главным же документом, который регламентирует содержание интегрированной программы, является образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности.
Переход к интегрированным методам преподования ОБЖ способствует сокращению нагрузки учащихся и обновлению содержания образования, приближении его к реалиям жизни. При этом , интегрированный принцип обучения способстует интеграции знаний различных предметов и курсов в системное представление об окружающем мире.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными направлениями являются:
1.Умение учащихся сознательно организовывать познавательную деятельность.
2.Понимание учащимися основных положений концепции безопасности страны, места Вооруженных сил РФ.
3.Развитие умения выпускников оценивать учебные достижения, поведение, для корректировки собственного поведения в окружающей среде.
Для меня важно осознание подростком целевой установки при изучении предмета, а именно: курс ОБЖ поможет подготовиться к взрослой жизни, более реально взглянуть на мир, научиться оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и делать правильный выбор.
Важное место в преподавании основ безопасности жизнедеятельности занимает интеграция с другими предметами. Например, при изучении темы "Символы воинской чести и славы" акцентирую внимание учащихся на происхождении некоторых слов. Так, слово "прапор" пришло к нам с Древней Греции. На Украине это слово употребляется и в нынешние дни, в русском же языке оно звучит как "знамя". А вот слово "прапорщик" в русском языке сохранилось и употребляется в значении воинского звания. В прошлом военнослужащие в звании прапорщика отвечали за сохранность боевого знамени воинской части. Почитание боевого знамени ввел Николай I, а клятву перед боевым знаменем ввел Петр I (с тех пор до сегодняшнего дня знамя воинской части является святыней). При правлении Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал расстрелу, полк (воинская часть) - расформированию. Нововведения Петра сохранились до наших дней. Правда, в нынешнем уставе Вооруженных Сил РФ это звучит немного по-другому: "При утрате боевого знамени воинская часть расформировывается, а военнослужащие, причастные к утрате боевого знамени, подлежат воинскому трибуналу". При такой подаче материала прослеживается прямая связь с историей и русским языком. Богатый фактический материал для осуществления межпредметных связей дают такие учебные предметы, как химия, физика, биология, география, математика и другие.
Важным составляющим всесторонней подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности, а также юношей к действительной военной службе являются воспитание у них творческого, системного характера мышления, формирование умения мобильно использовать знания при изучении школьных дисциплин.
Раздел «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» интегрирован с предметом биология и физическая культура. Программой предусмотрено изучение теоретических прикладных основ оказания первой медицинской помощи. Раздел «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» интегрирован в предметы «Физика», «Химия». «Биология» и «Обществознание». Раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность» связан с предметом «Обществознание» и направлен на подготовку подрастающего поколения к службе в армии, выполнению конституционного долга по защите отечества. В ходе изучения предмета «Обществознание» учащиеся получают сведения по обороне государства, истории создания Вооруженных смл, их функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, основных воинских обязанностях.
Материал для проведения занятий каждый учитель может получить из учебника по Основам безопасности жизнедеятельности и на следующих сайтах:Сайт выживание в экстремальных ситуациях http:survive.ru;Сайт МЧС России ситуациях http: //mchs.gov,ru/; Сайт Библиотечка ГО и ЧС
http : //gr-obor, narod,ru/,biblioteka,htm.и других. В результате, мои ученеки участвуя в различных конкурсах и олимпеадах достигли следующих результатов:
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях
в 2011-2012 году
№ п/п
Наименование
Ф.И. участника
Предмет
Класс
Результат
1
Муниципальная олимпиада
1.Колебанов Вадим
2.Курганов Никита
3.Долгошеев Александр
4.Ларин Михаил
5.Жигалкин Александр
6.Вертий Егор
ОБЖ
ОБЖ
технология технология технология
технология
10
10
9
11
10
9
призер
призер
призер
призер
призер
победитель
2
Муниципальный этап политехнической олимпиады
1.Титов Филипп
2. Потаков Михаил
технология
7
8
1 место
2 место
3
Рационализаторы и изобретатели
1.Колебанов Вадим
2.Курганов Никита
технология
10
10
3 место
3 место
4
Всероссийская спартакиада «Призывники России»
20 человек
ОБЖ
11
3диплома
(1,2,3место) и 20 сертифика-тов
5
Всероссийская игра-конкурс по ОБЖ «Спасатели»
ОБЖ
1-11
8
победителей
21 призер
дипломы
6
Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ «Муравей»
1.Вертий Егор
14 человек
ОБЖ
9
3 место
лауреаты
7
Всероссийский конкурс-игра по физической культуре «Орленок»
1.Жиляков Артем
2.Рыбалко Альберт
10
10
лауреаты
8
Всероссийский конкурс «Летний лагерь СНЕЙЛ»
«Натура творческая»
«Занимательная школа»
«Мне не все равно»
10 человек
10 человек
10 человек
5-10
5-10
5-10
лауреаты
Личностно ориентированная образовательная среда в обучении
основ безопасности жизнедеятельности.
Болясов Андрей Борисович - преподавателя-организатора ОБЖ (Andrei [email protected]) .
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ № 4)
г. Красный Сулин Ростовской Области.
Аннотация
В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении основ безопасности жизнедеятельности.
Личностно ориентированная образовательная среда школы создаётся совместными усилиями всех специалистов школы: учителей, психологов социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.
Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии. Для создания личностно ориентированной образовательной среды строю работу по выявлению субъективного опыта детей, стимулирую и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения.
Принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока). Гибко и вариативно веду урок в зависимости от возникающих учебных, ситуаций. Стараюсь разнообразить дидактические средства с учётом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению.
Даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости. Организовываю и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку. Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учёта индивидуальных возможностей каждого - один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приёмы и методы работы, позволяющие создать личностно ориентированную среду на уроках ОБЖ. Вот некоторые из них.
1.В ходе объяснения нового материала, при обобщении и изучении опираюсь на субъективный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявлять содержание субъективного опыта, «окультуривать» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным методом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках ОБЖ учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъективного опыта, который предъявили ученики входе беседы.
2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках.
По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и принять правильное решение.
3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках по подготовки презентаций по тем или иным темам. Работая в группе, каждый ученик поочерёдно выполняет различные обязанности: старший группы рационально организует работу, одни подготавливают материал, другие обрабатывают этот материал, третьи группируют этот материал в одно целое. В должности руководителя группы успевает побывать каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Такая форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учёбе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношение ребёнка к социально важным вопросам.
5. Подбираю для учащихся посильные практические задания.
В ходе выполнения практической работы перед учениками встаёт возможность отработать те или иные навыки на практике. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и поэтому необходимо дать возможность им поверить в себя, в то, что они смогут справиться с поставленной задачей.
6. Отмечаю положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечаю наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.
7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку.
На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребёнка не остаётся обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чём его ошибка.
8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребёнку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к своим ученикам по имени, подчёркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.
Важную роль в создании личности ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
-воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументации, но в тоже время требует терпимости к чужой точки зрения;
- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
Мой опыт показывает, что важную роль в создании личностно ориентированной образовательной среды школы может играть преподаватель-организатор ОБЖ, который, в силу специфики предмета, имеет больше возможностей для учёта личных способностей и предпочтений своих учеников. Причём для работы в этом направлении не требуется ни дополнительных материальных ресурсов, ни дополнительного учебного времени.
А результат этой работы можно увидеть в приведенной таблице результатов участия учащихся МБОУ СОШ №4 за 2012-2013 учебный год.
Участие учеников в конкурсах, олимпиадах, конференциях
в 2012-2013 году
№
Наименование
Участники
Класс
Место в регионе
Место в конкурсе
1
Международный конкурс - игра по ОБЖ МУРАВЕЙ 2012
5
5
5
11
5
6
10
11
1
2,2,3,3
4,4,5,5,6
1.1.1.1.1
1,1,1,1,3,3,3,3,3,3,3
Лауреат
5,5,6,6
8,8,10,10,12
4,4,4,4,4
5,5,5,5,7.7.7.7.7.7.7.
2
Всероссийская игра - конкурс ОБЖ Спасатели
33
2-11
1
23 победителя
10 лауреаты
3
Всероссийская спартакиада Призывники России
20
10-11
1
сертификаты
4
Всероссийская спартакиада Призывники России финал
2
11
1
1 место в интеллектуальном конкурсе
4 место в стрельбе
4 место в беге на 60 метров
5
Международная Интернет-Олимпиада
Эрудиты Планеты-2012 год
6
11
1
сертификаты
6
Районный Конкурс-фестиваль ЮИД
Безопасное колесо
4
5
1 место
7
Областной Конкурс-фестиваль ЮИД
Безопасное колесо
4
5
12 место
Очир-Горяев Остап
3 место на этапе Автогородок
8
Районные соревнования по стрельбе
13
10-11
1 место
Долгошеев Александр 2-место
В личном зачете
9
Районные соревнования по волейболу посвященное воинам-интернационалистам
8
10-11
1 место