Конспект урока по ОБЖ на тему Природные пожары

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по ОБЖ на тему Природные пожарыКонспект урока по ОБЖ на тему Природные пожарыКонспект урока по ОБЖ на тему Природные пожарыКонспект урока по ОБЖ на тему Природные пожарыКонспект урока по ОБЖ на тему Природные пожарыПриродные пожары и защита от них

Терюкова Юлия Владимировна, учитель ОБЖ МОУ СШ №3, г. Тутаев

Из одного дерева можно

сделать миллион спичек,

а из одной спички можно

сжечь миллион деревьев

Русская пословица

Участники: учащиеся 7 класса

Время: 45 мин.

Оснащение: карточки с заданиями, компьютер, проектор, схемы для групповой работы, маркеры, тестовые задания, бланки для ответов к тестовым заданиям

Цель урока:

  1. Углубление и расширение знаний по теме "Природные пожары";

  2. Формирование умения действовать согласно правилам во время нахождения в зоне лесного пожара и его тушения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Сформулировать тему урока

Готовит карточки с текстом для каждого ученика

Читают текст (Приложение№1), и формулируют тему урока

  1. Сформулировать цель урока

Формулирует цель урока, мотивирует:

Как вы думаете: так уж ли необходимо изучение данной темы? Попробуйте за 1 минуту убедить своих одноклассников в том, что изучение темы "Природные пожары" просто необходимо.

Стараются ответить на поставленный вопрос

  • Зная причины возникновения, сможем предупредить его.

  • Зная, как он опасен, мы будем сами осторожны. Если вдруг попадём в зону природного пожара, не растеряемся и будем знать, как действовать.

  • Сбережём свою и чужую жизнь


  1. Объяснить новую тему

Предлагает прослушать музыкальный фрагмент (Геннадий Трофимов «Лесные пожары») и определить какая музыка,

какие чувства возникли при прослушивании

Отвечают на вопросы учителя

• Какая музыка: весёлая или тревожная?

- Музыка тревожная.

• Какие чувства и эмоции возникли при прослушивании и просмотре фрагмента?

- При прослушивании у меня возникли чувство тревоги за лес, за человека.

Предлагает вспомнить определение «Пожар»

Давайте разберёмся, в чём именно опасность природного пожара, более конкретно рассмотрим это понятие. Из курса 5-6 класса вспомните, пожалуйста, что такое пожар

Отвечают на вопрос

Пожар - это неконтролируемое горение

Предлагает сформулировать определение «Природный пожар».

Природный пожар - это неконтролируемое стихийно распространяющееся горение растительности или торфяника.

Формулируют определение

Записывают определение в тетради

Различают следующие виды природных пожаров:

  • Лесной,

  • Степной (полевой),

  • Торфяной

Давайте подумаем, чем же они различаются

Прослушав музыкальный фрагмент, вы уже услышали об одном из видов природных пожаров: лесном.

Лесной пожар - это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Посмотрите как выглядит лесной пожар

Неконтролируемое горение растительности может стихийно распространяться в степи (поле). Такое горение называется степным (полевым) пожаром.

Неконтролируемое горение растительности, возникшее на торфянистых почвах - торфяной пожар.

Записывают определение и на слайдах смотрят фотографии с изучаемыми видами пожаров

Торфяной пожар самый коварный. Почему?

  1. Торф формируется из перегноя - разлагающихся растений, животных и насекомых - в болотистых местах. Толщина торфяного слоя может достигать 10-15 метров. В его состав входит кислород и углерод. Кислород позволяет гореть (тлеть) торфу без доступа воздуха

  2. В результате засухи или рукотворного осушения торф может оказаться на поверхности и вступить в контакт с воздухом

  3. В таком случае торф может начать самопроизвольно тлеть - или вспыхнуть в результате лесного пожара. Благодаря притоку свежего воздуха, торф разгорается все сильнее.

Тление медленно распространяется по торфянику, дым поднимается на поверхность, почва над торфяником проседает.

Отвечают на вопрос

Изучают схему торфяного пожара на слайде

  1. Выполнить практическое задание №1

Предлагает объединиться в группы по 4 человека (учащиеся на 1 и 3 партах поворачиваются назад) и выполнить практическое задание на предварительно заготовленных схемах для групповой работы (Приложение № 2)

Подумайте и запишите, какие существуют причины природных пожаров?

Работают в группах, обсуждают, записывают

  • Высокая температура

  • Жара

  • Сухость

  • Человек виноват

  • Брошенная незатушенная спичка или сигарета; Бутылки и осколки стекла (в солнечную погоду);

  • Не полностью погашенный костёр;

  • Преднамеренные поджоги;

  • Грозовые разряды.

Предлагает назвать причины природных пожаров

Формулируют полученный результат

Подводит итог

Перечисленные вами примеры можно разделить на 2 группы. Какие? Как вы думаете?

  • Антропогенные (вызванные людьми)

  • Естественные пожары (вызванные молниями, погодными условиями)

Предлагают варианты ответов

Можно ли избежать природных пожаров или хотя бы уменьшить их количество?

Да, можно, если люди будут выполнять определённые правила поведения на природе. Ведь 95 % пожаров - по вине людей.

Предлагает посмотреть видеоматериал Департамента гражданской защиты МЧС России «Природные пожары» и после этого ответить на вопросы

Смотрят

Задает вопросы:

1. Вы находитесь в лесу. Как узнаете, что начался лесной пожар?

2.Каковы будут ваши действия, если пламя подступает слишком близко.

3.Почему опасно передвигаться по горящим торфяным полям и болотам?

4.Если нет другого выхода как двигаться по горящим торфяным полям или болотам, как это безопаснее делать?

Отвечают на вопросы

  1. Выполнить практическое задание №2

Посмотрите, на вашем столе лежит табличка, в которой отмечен вид пожара и скорость его распространения. Рассчитайте скорость пешехода и сравните ее со скоростью распространения пожара (Приложение №3)

Рассчитывают скорость

• Скорость пешехода: 4 Км/ч = 4000:60 (м/мин) = 67м/мин. Это больше скорости низового пожара. Любой человек от низового пожара может спокойно уйти или убежать.

• Скорость пешехода: 4 Км/ч=4000:60 (м/мин) =67м/мин. Это больше скорости слабого верхового пожара. Человек от слабого верхового пожара может уйти или убежать. Скорость сильного верхового пожара больше скорости пешехода. На автомобиле, в принципе, можно уйти от него. Но нельзя терять ни минуты!

Таким образом, мы сделали вывод: от пожара можно спастись.

  1. Закрепляют полученные знания

Предлагает выполнить тест «Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара»

Выполняют тестовое задание, меняются работами, проверяют, оценивают друг друга

  1. Рефлексия

Предлагает учащимся написать четыре предложения.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

"Я считаю, что природный пожар…".
"Потому что …".
"Я могу это доказать это на примере …" .
"Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…".

Записывают рассуждения. Желающие озвучивают

Безопасных вам ситуаций! Спасибо за урок!





Приложение №1

А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: синяя стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные, мохнатые звери. Они припадали к земле до корней и, обнимая стволы, ловкими обезьянами лезли вверх, боролись друг с другом, ломая сучья, свистели, гудели и ухали.

Бесконечно разнообразно строились красные фигуры между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. Вот, неуклюже подпрыгивая, кувыркаясь, выкатывается на опушку леса рыжий медведь и, теряя клочья огненной шерсти, лезет, точно за медом, по стволу вверх, а достигнув кроны, обнимает ветви ее мохнатым объятием багровых лап, качается на них, осыпая хвою дождем золотых искр; вот зверь легко переметнулся на соседнее дерево, а там, где он был, на черных, голых ветвях зажглись во множестве голубые свечи, по сучьям бегут пурпуровые мыши, и, при ярком движении их, хорошо видно, как затейливо крутятся синие дымки и как по коре ствола ползут, вверх и вниз, сотни огненных муравьев.

Иногда он выползал из леса, крадучись, точно кошка на охоте за птицей, и вдруг, подняв острую морду, озирался - что схватить? Или вдруг являлся сверкающий, пламенный медведь-овсяник и полз по земле на животе, широко раскидывая лапы, загребая траву в красную огромную пасть.

Автор: М. ГОРЬКИЙ

Приложение №2

Причины природных пожаров



















Приложение №3Конспект урока по ОБЖ на тему Природные пожары



© 2010-2022