Статья на тему: Педагогические технологии в ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические технологии в преподавании ОБЖ.

Составил: преподаватель - организатор ОБЖ

Мелентьев Андрей Александрович,

МКОУ «Мальцевская средняя общеобразовательная

школа им. Т.С. Мальцева Шадринского района

Курганской области»

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Что же такое педтехнология?

Педтехнология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества);

  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а)роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др).

На уроках ОБЖ я довольно часто создаю игровую ситуацию. Это может быть ролевая игра, когда нескольким учащимся даётся задание (непосредственно на уроке, или на дом) обыграть ту или иную ситуацию.

Например: При изучении темы «Опасные ситуации в жилище», правила общения с незнакомыми людьми. Одного из учащихся прошу выйти за дверь и даю ему задание в роли преступника проникнуть в воображаемую квартиру, а другой ученик находясь в классе играет роль ребёнка одного оставшегося дома. После всем классом обсуждаем действия каждого участника и вырабатываем план действий в данной ситуации.

Аналогичные приёмы можно использовать при изучении правил дорожного движения это посадка и высадка пассажиров, переход дороги и т.д.

После того как тема изучена, провожу игры соревновательного характера либо с домашним заданием и привлечением учащихся других классов, либо дети готовятся на уроке, создают творческие проекты и производят их защиту.

Например: После изучения темы «Пожар в жилище» провожу игру «Огонь - друг и враг». Разбиваю класс на две команды. Даю задание на дом найти пословицы и поговорки о пожаре, придумать название и девиз командам.

К теме «Нарушение экологического равновесия» создать проект по переработке мусора. Класс делю на группы по 3-4 человека. Определяю время 20-25 минут. Затем выступление команд и подведение итогов.

«Здоровый образ жизни» - проект профилактики вредных привычек.

Опрос теоретического материала провожу в форме «ток - шоу», одного из учащихся вызываю к доске, а одноклассники задают ему вопросы по указанной теме. Если ученик не сможет ответить, то на вопрос отвечает сам задававший. Вопросы учащиеся готовят заранее. Нужно следить за тем, чтобы как можно больше учащихся принимали участие в игре, а не отсиживались. Параллельно проводится конкурс на самый оригинальный вопрос, который оценивается дополнительно.

Активизировать деятельность учащихся на уроке помогают командные соревнования. Схема их проста, правила быстро усваиваются и не отвлекают ребят от изучаемого материала.

Пусть ученикам в короткий срок нужно запомнить большое количество фактов. Такая ситуация складывается, например, с таблицей кодов сигналов или иной список, учитель объявляет, что на следующем уроке опрос по этому материалу будет проводиться в форме соревнования.

Правила соревнования просты: все учащиеся разделяются на команды, от каждой команды к доске поочерёдно выходит представитель, которому команды соперников задают по одному вопросу (круг вопросов всем известен, ведь ребята заучивали ответы дома). На обдумывание ответа и его запись на доске даётся не более 5 секунд, и сразу по результатам ответа объявляется оценка. Учитель выступает только в роли арбитра: регистрирует участников и их ответы, ставит оценки, одним словом ведёт протокол соревнования.

Когда все участники игры заканчивают свои выступления, подводятся итоги, т.е. определяются суммы баллов, полученных каждой командой. Команда, набравшая больше баллов, объявляется победительницей и награждается призовым баллом, который она по своему усмотрению прибавляет к оценке одного из своих участников.

Замечу, что времени эта игра занимает не больше, чем обычный опрос, но проходит легко, оживлённо, привлекает внимание всего класса.

Описанную игру можно сочетать с эвристической беседой, если она проводится при объяснении нового материала. За каждый правильный ответ с места учащийся получает жетон. По окончании объяснения у учащихся подсчитываются жетоны. За определённое число жетонов (оно объявляется заранее) ученик получает оценку «5» или «4». Итоги командного соревнования подводятся по общему числу жетонов в команде. Выигравшая команда премируется призовым баллом. Его можно рассматривать и как дополнительный жетон тому участнику команды, который в процессе объяснения материала набрал недостаточно жетонов для получения хорошей оценки. Вопрос о том, кому отдать дополнительный жетон, решает победившая команда.

Такая игра заставляет учеников внимательно слушать объяснения учителя, вдумываться в задаваемые вопросы, искать на них ответы. Кроме того, у учителя нет проблем с накоплением оценок. И самое главное - даже скучную и однообразную на первый взгляд работу, эта игра сделает интересной и увлекательной.

Надо отметить, что такие нехитрые соревнования мобилизуют на активную работу и класс в целом, и каждого ученика в отдельности, ведь каждый из них одновременно и участник, и болельщик.

Кроме активизации работы учащихся на уроке, такие соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей, члены команды - победительницы сталкиваются с проблемой справедливого распределения полученного призового балла, ну и, наконец, все просто получают удовольствие от такого урока.

На внеклассных мероприятиях отрабатываем с детьми практические навыки приобретённые на уроках. Проводятся они в форме подвижных игр. Таких как турслёт, игра «Зарница», различные эстафеты (военизированная, по медподготовке ПДДи др.), викторины. На таких занятиях ребята не только закрепляют полученные навыки, но и получают заряд бодрости и хорошего настроения.

Игровые ситуации созданные на уроке и вне его активизируют учащихся, пробуждают интерес к предмету.

Литеатура:

  1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно практическое пособие - М. Ассоциация авторов и издателей «Тандем»,1997.

  2. Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность Обратная связь. Пособие для учителя. 3-е изд., - М. Вита-Прес, 2001.

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. - М. НИИ школьных технологий, 2005.

  4. Володина С.А. Проблема преемственности \\ Математика в школе - № 7 - 2000.

© 2010-2022