Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к рабочей программе для 8 класса.


Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2011 г.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Рабочая программа содержит:

  • Пояснительную записку.

  • Общую характеристику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Описание места предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

  • Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • Тематическое планирование с распределением учебной нагрузки по предмету.

  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах:

  • Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и и социального характера.

  • Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.

  • Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.

  • Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.

  • Отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

  • Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

  • Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.

  • Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.



Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:

1. Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.

2. Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.

3. Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.

4. Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Разделы

1

Основы комплексной безопасности

3

Основы здорового образа жизни

2

Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций

4

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОСТ общего образования второго поколения.

Место курса в учебном плане.

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах в программе на каждый класс предусмотрено 34 часа (1 час в неделю во всех классах). В учебном плане предусмотрено:


Инвариантная часть

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

-

-

-

1

-

Региональный компонент


Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

-

1


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

  • Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;

  • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;

  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;

  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Модуль 1. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства (23 ч).

Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (16 ч).

Глава 1. Пожарная безопасность (3ч).

Глава 2. Безопасность на дорогах (3 ч).

Глава 3. Безопасность на водоемах (3ч).

Глава 4. Экология и безопасность (2ч).

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения (5 ч).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от ЧС (7 ч).

Глава 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч).

Глава 7. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (3 ч).

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч).

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 ч)

Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8ч).

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч)

Глава 9. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (3 ч)

Программа будет реализована за 1 учебный час в неделю. Всего 34 часа в год. Формой проведения занятий по программе является урок.


Содержание программы 8 класс


МОДУЛЬ I: ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (23 часа)


РАЗДЕЛ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (16 часов)

1. Пожарная безопасность (3 часа)

1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара.

2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

Условия возникновения пожара. Навыки действий при пожаре.

3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

2. Безопасность на дорогах (3 часа)

1. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

Причина ДТП, травматизм. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

Общие обязанности водителя. Правила поведения на дорогах.

3. Велосипедист - водитель транспортного средства.

Общие обязанности водителя. Правила поведения на дорогах.

3. Безопасность на водоёмах (3 часа)

1. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года.

2. Безопасный отдых на водоемах.

3. Оказание помощи, терпящим бедствие на воде.

Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

4. Экология и безопасность (2 часа)

1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Экология и экологическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК.

2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосфера, литосфера.

Сведения об уровнях загрязнения регионов России.

5. ЧС техногенного характера и их возможные последствия (5 часов)

1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.

2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах

3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека.

Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза. Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически -опасные объекты).

4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

Причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, взрыв, взрывоопасный объект.

5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Гидродинамическая аварии, классификация гидродинамических сооружений. Основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления.


РАЗДЕЛ: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (7 часов)

6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)

1. Обеспечение радиационной безопасности населения.

Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне. Основные способы защиты населения.

Действия при радиоактивных авариях.

2. Обеспечение химической защиты населения.

Основные правила поведения при авариях на ХОО. Применение противогазов, респираторов.

3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывовопожароопасных объектах.

Основные причины возникновения пожаров и взрывов. Причины перерастания возгорания в пожар

4. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище. Правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

7. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (3 часа)

1. Организация оповещения населения от ЧС техногенного характера.

Схема действия в Ч.С, вызванных крупными производственными авариями на ближайших предприятиях. Схема действия школы в ЧС.

2. Эвакуация населения.

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты. Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений.

3. Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.

Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

МОДУЛЬ II: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (11 часов)


РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (8 часов)

8. ЗОЖ и его составляющие (8 часов)

1. Здоровье как основная ценность человека.

Особенности индивидуального здоровья, его духовная, физическая и социальная составляющая.

2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

Общие понятия о ЗОЖ, индивидуальное здоровье.

3. Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.

4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

6. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

7. Профилактика вредных привычек.

8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

РАЗДЕЛ: ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (3 часа)

9. Первая помощь при неотложных состояниях (3 часа)

1. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

2. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком.

3. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении.

Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении. Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего. Действия при утоплении.


Календарно-тематическое планирование


№ П/П

Тема урока

Количество часов

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты (предметные)

Тип урока

Оснащение

Возможные формы контроля, творческой, исследовательской, проектной деятельности

Дата проведения

План

Факт

Модуль 1. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства (23 ч).

Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (16 ч)

Глава 1. Пожарная безопасность (3ч).

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1

Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране.

Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте.

Урок ознакомления с новым материалом. Компьютер, презентация.

Привести примеры возникновения пожара по причине «человеческого фактора», случившиеся за последние годы в

п. Большое Голоустное.

02.09

02.09

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1

Условия возникновения пожара. Навыки действий при пожаре.

Комбинированный. Компьютер, колонки, видеофильм.

Фронтальный опрос.

09.09

09.09

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

1

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Урок ознакомления с новым материалом.

Какие меры пожарной безопасности предусмотрены в нашей школе.

16.09

16.09

Глава 2. Безопасность на дорогах (3 ч).

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

1

Причина ДТП, травматизм. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки.

Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

Урок ознакомления с новым материалом. Компьютер, презентация.

Сформулировать основные направления в формировании общей культуры по обеспечению безопасности дорожного движения.

23.09

23.09

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1

Общие обязанности водителя. Правила поведения на дорогах.

Комбинированный. Компьютер, колонки, видеофильм.

Фронтальный опрос.

30.09

30.09

6

Велосипедист - водитель транспортного средства.

1

Общие обязанности водителя. Правила поведения на дорогах.

Урок ознакомления с новым материалом.

Тестовое задание

07.10

07.10

Глава 3. Безопасность на водоёмах (3 ч).


7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

1

Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года.

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды.

Объясняют правила безопасного поведения на воде.

Отрабатывают в паре правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Урок ознакомления с новым материалом.

Сформулировать правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

14.10

14.10

8

Безопасный отдых на водоемах.

1

Безопасный отдых у воды.

Комбинированный

Решение ситуационных задач.

21.10

21.10

9

Оказание помощи, терпящим бедствие на воде.

1

Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Комбинированный. Компьютер, презентация.

Фронтальный опрос.

28.10

28.10

Глава 4. Экология и безопасность (2 ч).

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1

Экология и экологическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК.

Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания.

Анализируют состояние окружающей среды.

Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Комбинированный

Фронтальный опрос.

11.11

11.11

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1

Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосфера, литосфера.

Сведения об уровнях загрязнения регионов России.

Комбинированный

Записать правила поведения в повседневной жизни, которые способствуют сохранению окружающей природной среды.

18.11

18.11

Глава 5. ЧС техногенного характера и их возможные последствия (5 ч).

12

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.

Характеризуют причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения.

Различают ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Составляют алгоритм своего поведения во время характерной ЧС техногенного характера, возможной в регионе своего проживания.

Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

Урок ознакомления с новым материалом. Компьютер, презентация.

Заполнить таблицу «ЧС техногенного характера»

25.11

25.11

13

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

1

Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах

УОНМ.

Сообщение «Ионизирующее излучение и его влияние на организм человека» (на примере аварии на Чернобыльской АЭС).

02.12

02.12

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

1

Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека.

Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза. Понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически -опасные объекты).

УОНМ.

Таблица «Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека».

09.12

09.12

15

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1

Причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, взрыв, взрывоопасный объект.

УОНМ.

Привести примеры возникновения ЧС из-за аварии на взрывопожароопасных объектах в Иркутской области.

16.12

16.12

16

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1

Гидродинамическая аварии, классификация гидродинамических сооружений. Основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления.

УОНМ.

Тестовое задание

23.12


Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС (7 ч).


Глава 6. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч).

17

Обеспечение радиационной безопасности населения.

1

Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязненной зоне. Основные способы защиты населения.

Действия при радиоактивных авариях.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера.

Отрабатывают в группе правила безопасного поведения в условиях различных ЧС техногенного характера.

Комбинированный

Решение ситуационных задач

30.12


18

Обеспечение химической защиты населения.

1

Основные правила поведения при авариях на ХОО. Применение противогазов, респираторов.

Комбинированный

Фронтальный опрос

13.01


19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывовопожароопасных объектах.

1

Основные причины возникновения пожаров и взрывов. Причины перерастания возгорания в пожар

Комбинированный

Фронтальный опрос.

20.01


20

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

1

Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище. Правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Комбинированный

Сообщение «Авария на Саяно-Шушенской ГЭС».

27.01


Глава 7. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (3 ч).

21

Организация оповещения населения от ЧС техногенного характера.

1

Схема действия в Ч.С, вызванных крупными производственными авариями на ближайших предприятиях. Схема действия школы в ЧС.

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях ЧС техногенного характера.

Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране, по инженерной защите населения (укрытие людей в защитных сооружениях ГО и др.).

УОНМ

План действий при получении сигнала о возникновении ЧС техногенного характера.

03.02


22

Эвакуация населения.

1

Эвакуация, план эвакуации учреждения,

средства индивидуальной защиты. Правила эвакуации, использование различных укрытий и защитных сооружений.

УОНМ

Определить перечень необходимых документов и вещей на случай экстренной эвакуации, распределите их между членами семьи и определите место их хранения.

10.02


23

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.

1

Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

УОНМ

Фронтальный опрос

17.02


Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч).


Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 ч)

Глава 8. ЗОЖ и его составляющие (8 ч).

24

Здоровье как основная ценность человека.

1

Здоровье, ЗОЖ.

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.

Обосновывают значение ЗОЖ для сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие.

Формулируют правила соблюдения норм ЗОЖ для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек.

Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.

Комбинированный

Сформулировать кратко своё понимание здоровья человека и укажите критерии, по которым можно оценить его уровень.

24.02


25

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1

Общие понятия о ЗОЖ, индивидуальное здоровье.

Комбинированный

Фронтальный опрос.

03.03


26

Репродуктивное здоровье - составляющая здоровья человека и общества.

1

Репродуктивное здоровье

Комбинированный

Сформулировать кратко из личного опыта, какие наиболее значимые качества для будущей взрослой жизни вы приобрели в семье.

10.03


27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1

ЗОЖ, укрепление здоровья человека.

Комбинированный

Фронтальный опрос.

17.03


28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1

ЗОЖ, основные неинфекционные заболевания.

Комбинированный

Проанализировать, какие факторы вызывают у вас сильную эмоциональную нагрузку в повседневной жизни.

31.03


29

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Привычка, вредная привычка, наркомания, алкоголизм, курение.

Урок применения знаний и умений

Тестовое задание

07.04


30

Профилактика вредных привычек.

1

Привычка, вредная привычка

Урок применения знаний и умений

Решение ситуационных задач

14.04


31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

1

Здоровье, иллюзия, бред, демография, культура безопасности жизнедеятельности.

Урок применения знаний и умений

Сформулировать общее понятие ЗОЖ и его основных составляющих.

21.04


Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч).

Глава 9. Первая помощь при неотложных состояниях (3 ч).

32

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение.

1

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.

Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.


Урок применения знаний и умений

Практическая отработка.

28.04


33

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.

1

Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком.

Урок применения знаний и умений

Фронтальный опрос, тренировка.

05.05


34

Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении.

1

Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении. Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего. Действия при утоплении.

Урок применения знаний и умений

Практическая отработка.

12.05







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


В процессе обучения обучающихся на уроках ОБЖ учитель ставит перед собой цели, которые стремится достичь при ведении урока. Так же от обучающихся требуется определенный уровень знаний, умений, навыков.

8 класс

ЦЕЛИ:

1. Познакомить обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера.

2. Учить безопасному поведению при возникновении ЧС в нашем районе и области.

3. Воспитывать заботу о своем здоровье, жизни, безопасности при опасных ситуациях

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ:

1. Обучающиеся должны знать об опасных объектах в нашем районе и области и ЧС, которые могут произойти на них.

2 . Обучающиеся должны уметь правильно вести себя при техногенных происшествиях.

3. Обучающиеся должны овладеть навыками правильных действий при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.

Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.


Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой

ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной не грубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru

Премьеручфильм

Нормативно-правовые документы РФ (в электронном виде).

Конституция РФ (последняя редакция).

Семейный кодекс РФ (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Федеральный закон «О гражданской обороне»

ФЗ «О защите населения и территории от ЧС.

ФЗ «О пожарной безопасности 69-ФЗ».

ФЗ «О противодействию терроризму».

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

ФЗ от 05.05.2010 г «О внесении изменений в ФЗ об обороне».

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

ФЗ «О статусе военнослужащих».

Основная и дополнительная литература.

1. Пособие «День защиты детей» (в компьютере).

2. Детская энциклопедия ОБЖ (в компьютере).

3. Краткая энциклопедия по действиям в чрезвычайных ситуациях (в компьютере).

4. Дипломная работа«Чрезвычайные ситуации природного характера типичные для Иркутской области. Правила поведения в чрезвычайные ситуации природного характера» (в компьютере).

5. Программа профилактических (релаксационных) упражнений (в компьютере).

6. Природная катастрофа. Землетрясение (в компьютере).

7. Пожарная опасность (в компьютере).

8. Паспорт здоровья (в компьютере).

9. Классификация огнетушителей (в компьютере).

10. Безопасность личности (в компьютере).

11. Безопасность питания. Особенности продуктов питания (в компьютере).

12. Научись управлять собой (сборник упражнений по регуляции психоэмоционального состояния, снятию утомления и последствий стресса).

13. Антистрессовая физическая культура.

14. Производственные аварии и катастрофы и их классификация (в компьютере).

15. Стресс и пути выхода из него (в компьютере).

16. Репродуктивное здоровье (в компьютере).

17. Правила безопасного поведения в критических ситуациях (в компьютере).

18. Правила безопасного поведения на улицах (в компьютере).

19. Правила и порядок поведения населения при угрозе террористического акта (в компьютере).

20. Информационно-психологическая безопасность личности (в компьютере).

21. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся образовательных учреждений / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.: ил.

22. Обучение правилам дорожного движения: 5-9 кл.: метод. Пособие / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.: ил.

23. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб. - метод. Пособие - М.: Гумманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 - 160 с.: ил.

24. Как оказать помощь при автодорожном происшествии: 9-11 классы - М.: Издательство АСТ - ЛТД, 1997. - 64 с.: ил.

25. Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. Для сред. Учеб. Заведений / В.Н. Завьялов, М.И. Гоголев.-М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

26. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 1996. - 158 с.: ил.

27. Первая помощь детям в экстремальных ситуациях. - Иркутск.: РПЦ Радиан, 2001. - 4- с., ил.

28. Личная безопасность в чрезвычайных ситуациях.

29. Правила дорожного движения, 2003 г.

30. Правила дорожного движения, 2004 г.

31. ОБЖ. Планируемые результаты. Работаем по новым стандартам. Автор А. Т. Смирнов, 2013 г.


Презентации для 8 класса.

1. Презентации по первой медицинской помощи (13 презентаций).

2. Презентации по ЗОЖ.

3. Презентации по различным ЧС техногенного характера.

4. Убежище.

5. Гидротехническая авария.

Видеофильмы.

  • Алкоголь. Общее дело.

  • Алкоголь. Общее дело. Ролики.

  • Социальные видеоролики по вредным привычкам.

  • Защита населения от ЧС.

  • Атака боевыми ОВ.

  • Ударная сила Калашников.

  • Система Гриша.

  • Видеоролики ПДД.

  • Видеоролики по пожарной безопасности.


Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс.


№ п/п

Тема

1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2

Радиационная авария.

3

Химическая авария.

4

Гидродинамическая авария.

5

Чрезвычайные ситуации экологического характера.


© 2010-2022