• Преподавателю
  • ОБЖ
  • АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА элективного курса по выбору «Автономное существование человека в природе» для учащихся 9 класса

АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА элективного курса по выбору «Автономное существование человека в природе» для учащихся 9 класса

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Школа № 4 города Благовещенска»

















АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по выбору

«Автономное существование человека в природе»

для учащихся 9 класса









Составил: преподаватель - организатор ОБЖ

II квалификационной категории

Громобоев Виталий Юрьевич













г. Благовещенск 2015


Пояснительная записка


Элективный курс по выбору «Автономное существование человека в природе» в рамках предпрофильной подготовки предназначен для учащихся 9-х классов и имеет целью вызвать у учащихся интерес к туризму и овладеть определёнными навыками выживания в природе. Этот курс помогает ребятам определиться в дальнейшем выборе профессии:

- Спасатель;

- Военный;

- Работник лесного и рыбного хозяйства;

- Егерь

С увеличением числа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера встала необходимость более углублённого изучения автономного существования человека в природе, особенно в рамках предпрофильной подготовки. Пройдя курс АСЧП, учащиеся овладеют навыками: ориентирования на местности, устройства временного лагеря, поиска воды и добывания огня.

При создании этой программы использовалась программы:

- «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-11 класс. Автор Смирнов А.Т.;

- «Спортивный туризм и туристское многоборье» М.2003г. автор Смирнов Д.В.;

- «Младшие инструкторы туризма» М. просвещение 1982г.;

- «Юный спасатель» Благовещенск 2003г. Авторы Бережной А.В., Кильчанская Т.Н.;

Элективный курс по выбору «Автономное существование человека в природе» рассчитан на 68 часов и состоит из четырёх разделов. В конце курса учащиеся совершают зачётный пеший поход на 2(двое) суток.

Для реализации данной программы имеется необходимая учебно-материальная база, а именно, оборудованный кабинет ОБЖ, карты, компаса, палатки, туристское снаряжение, методическая литература, раздаточный материал. Предусмотрено применение информационно-коммуникационных технологий: мультимедиа проектора, компьютера.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цели:

Курс «Автономное существование человека в природе» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, выживания в природных условиях, оказывать первую медицинскую помощь.

При реализации программы следует предусмотреть:

-климатические условия;

-материально-технические возможности общеобразовательного учреждения;

- возможность изучения отдельных тем по учебному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в частности во взаимосвязи с физической культурой, ОБЖ, с внеклассными мероприятиями воспитательной и физкультурно-спортивной направленности;

- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей.

- укреплению здоровья занимающихся, соблюдению ими требований личной и общественной гигиены;

Задачи:

-воспитание здорового образа жизни среди учащихся, бережного отношения к природе;

-повышение массовости и безопасности походов с учащимися;

-отработка и совершенствование технических и тактических приемов при преодолении реальных препятствий, моделирования экстремальных ситуаций

-воспитание самообслуживание, самоуправление, самостоятельности;

- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

В результате изучения данного курса обучающийся должен:

-знать правила техники безопасности во время путешествий (походов, экскурсий), приемы страховки и самостраховки и уметь их применять;

-уметь подготовиться к путешествию (походу, экскурсии);

-уметь организовать туристский быт (установить палатку, развести костер, обеспечить питание в туристском походе и другое);

-уметь преодолевать естественные препятствия в путешествии (походе, экскурсии);

-уметь оказывать первую доврачебную помощь различного характера во время путешествий (походов, экскурсий);

-уметь ориентироваться на местности, используя различные способы ориентирования;

-уметь обеспечивать собственную жизнедеятельность и жизнедеятельность окружающих в различных природно-климатических условиях.

Учебно-тематический план


№ п/п



Наименование тем и разделов



Кол-во часов

Примеча-

ние

всего

теория

Практи-

ка.

I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

1.1.

Ситуации локального характера в при­роде.

2

2

1.2.

Смена климатогеографических условий.

1

1

1.3.

Автономное существование человека в природных условиях.

11

9

2

II. Топография и ориентирование

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте, масштабы карт.

2

1

1

2.2.

Условные знаки топографических и спортивных карт.

3

1

2

2.3.

Ориентирование по сторонам горизонта. Способы ориентирования. Азимут.

4

1

3

2.4.

Компас. Работа с компасом. Его основные части

2

1

1

III.Защита населения от последствий чрезвычайных

3.1.

Как вести себя при встрече с хищными зверями. Опасности при переправах и движении в горах.

4

2

2

3.2.

Виды туристских узлов.

3

1

2

IV.Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

2

2

Походная медицинская аптечка

2

1

1

3.3.

Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи

14

5

9

3.4.

Приёмы транспортировки пострадавшего

2

1

1

4.

Зачётный поход

16

16

ИТОГО:

68

28

40


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН


урока

РАЗДЕЛ и ТЕМА

Кол.

часов

Дата проведения

I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Ситуации локального характера в природе

1

Чрезвычайные ситуации в природе, их разновидности и воз­можные причины возникновения.

1


2

Факторы, влияющие на человека при ЧС.

1


Смена климатогеографических условий

3

Особенности и правила акклиматизации в различных климатогеографических условиях

1


Автономное существование человека в природных условиях

4

Правила поведения человека при попадании в ситуацию вы­нужденного автономного существования в природных условиях.

1


5

Преодоление страха и возможного стрессового состояния.

1


6

После­довательность действий (оценка ситуации, принятие решении, раз­работка плана действий, его выполнение и т. д.)

1


7

Временные укрытия. Устройство временных укрытий.

1


8

Добывание огня и виды костра.

1


9

Сигналы бедствия и сигнальные средства.

1


10

Поиск и обеззараживание воды.

1


11

Организация питания во временном лагере. Нетрадиционные виды пищи.

1


12

Устройство и внутреннее оборудование убежища, порядок заполнения убежища и правила поведения в нем.

2


II. Топография и ориентирование

Понятие о топографической и спортивной карте, масштабы карт

13

Топографические и спортивные карты.

2


Условные знаки топографических и спортивных карт

14

Топографические знаки.

3


Ориентирование по сторонам горизонта. Способы ориентирования. Азимут

15

Способы ориентирования на местности.

1


16

Определение сторон горизонта различными способами.

3


Компас. Работа с компасом. Его основные части

17

Определение азимута, работа с компасом.

2


Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

18

Как вести себя при встрече с хищными зверями.

1


19

Опасности при переправах и движении в горах.

1


20

Способы преодоления препятствий.

2


21

Виды туристских узлов.

1


22

Способы вязки узлов.

3


IV.Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Оказание первой помощи при травмах и переломах

23

Общие принципы оказания первой помощи.

1


24

Личная гигиена в походе.

1


25

Аптечка и природные лекарственные средства.

2


26

Потёртости, мозоли, ссадины и порезы. Первая помощь.

2


27

Закрытые травмы и их виды.

2


28

Первая помощь при травмах.

2


Первая помощь при попадании инородных тел в глаза, ухо, нос

29

Укусы животных. Первая помощь при укусах животных

1


30

Удаление инородных тел из глаза, ухо, носа.

1


31

Пищевые отравления

1


32

Первая помощь при пищевом отравлении.

1


Первая помощь при терминальных состояниях

33

Первая помощь утопающему. Основы реанимации

1


34

Тепловые и солнечные удары. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

1


35

Поражение молнией.

1


36

Технология переноски пострадавших

2


37

Итоговое занятие

1


38

Поход

16


Итого:

68


Содержание программы

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Ситуации локального характера в природе.

Чрезвычайные ситуации в природе, их разновидности и воз­можные причины возникновения (смена климатогеографических условий, автономное существование в природных условиях, заболе­вание в походе, отравления, укусы и др.). Правила безопасного поведения человека в природе.

Смена климатогеографических условий.

Вынужденная смена климатогеографических условий (переезд на новое место жительства, поездка на отдых и др.) и факторы, оказы­вающие влияние на состояние человека (температурный режим, режим солнечного воздействия, времени, питания, питьевой режим и т. д.). Правила безопасного поведения при акклиматизации.

Автономное существование человека в природных условиях.

Возможные случаи автономного существования человека в при­родных условиях: авария транспортного средства в малонаселенной местности; заблудился (в лесу, горах, степи); отстал от группы в

походе и др.

Правила поведения человека при попадании в ситуацию вы­нужденного автономного существования в природных условиях. Преодоление страха и возможного стрессового состояния. После­довательность действий (оценка ситуации, принятие решении, раз­работка плана действий, его выполнение и т. д.). Сигналы бедствия и сигнальные средства.

Проблемы, возникающие при вынужденном автономном суще­ствовании человека в природных условиях, по сохранению жизни и здоровья. Обеспечение пищей и проблема выживания в условиях голодания. Обеспечение водой и пути преодолении отрицательного воздействия жажды. Ориентирование на местности, сооружение временного укрытия из подручных средств, способы добычи огня и приготовления пиши. Профилактика возможных заболеваний и оказание самопомощи при травмах, укусах насекомых и животных, отравлениях.

Медицинская аптечка (носимый минимальный набор предметов на случай вынужденной автономии). Использование природных лекарственных средств.

2. Топография и ориентирование

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте

Роль топографии и топографических карт в народном хозяй­стве и обороне государства, значение топографических карт для туристов и специалистов различных специальностей (геологов, охотников, рыбаков и т. д.).

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации карты.

Свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Карты, пригодные для разработки туристских спортивных маршрутов и для ориентирования в походе.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координаты точек на карте.

Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты масштабы спортивных и туристских карт.

Способы и правила копирования карт.

Способы защиты карт от непогоды в походе и на соревно­ваниях.

Практические занятия в помещении.

Работа с картами раз­личного масштаба. Упражнения по определению масштаба, из­мерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.

2.2. Условные знаки

Понятие о топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и внемасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки, Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Понятие «рельеф». Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Го­ризонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезов вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия в помещении.

Топографические дик­танты, рисовка топографических знаков, упражнения на запо­минание знаков, игры. Копирование непротяженных участков (ниток) маршрутов с топографических карт.

Практические занятия на местности.

Поиск на местности изображенных на карте местных предметов, знакомство с раз­личными формами рельефа. Мини-соревнования с картами.

2.3. Ориентирование по сторонам горизонта, азимут.

Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо «роза направлений»

Определение азимута. Азимут истинный и магнитный, нитное склонение. Измерение и построение углов направлений на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута по солнцу в раз­ное время дня. Определение азимута по луне. Полярная звезда, ее местоположение на звездном небе. Определение сторон гори­зонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориенти­ровок, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью; Использование звуковой пеленгации, источников света в ноч­ное время.

Практические занятия в помещении.

Упражнения по опре­делению азимута движения в солнечные дни по теням от пред­метов, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по солнцу, луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентиров­ки, построение алгоритма действий восстановления местона­хождения.

2.4. Компас. Работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Андрианова. Спортивный жидкостный компас.

Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным ком­пасом.

Практические занятия на местности.

Ориентирование кар­ты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построении (треугольники, «бабочки» и т.

3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене. Соблюдение гигиенических норм при за­нятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом. Ги­гиенические основы режима труда, отдыха и занятий физиче­ской культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся спор­том, и туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных

процедур (умывание, обтирание, парная, баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания организма, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемо­сти организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Зака­ливание воздухом, солнцем, водой.

Практические занятия на местности.

Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса.

3.2. Походная медицинская аптечка

Комплектование медицинской аптечки. Хранение и транспор­тировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в прин­ципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и проти­вопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Лечебные травы и растения.

Личная аптечка первой медицинской помощи туриста, инди­видуальные лекарства, необходимые в зависимости от хрониче­ских заболеваний.

Практические занятия в помещении.

Формирование поход­ной медицинской аптечки. Приготовление напитков из лечеб­ных (тонизирующих) трав и растений.

3.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Формирование у туристов навыков самоконтроля за самочувствием. Помощь при различных трав­мах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Первая помощь уто­пающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респиратор­ные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмы­кающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия в помещении.

Оказание первой по­мощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи). Наложение простейших повя­зок, обработка ранок и ссадин, мозолей.

Практические занятия на местности.

Способы обеззаражи­вания питьевой воды.

3.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски постра­давшего от характера травмы и места повреждения, его состоя­ния, от количества транспортирующих. Транспортировка в рюк­заке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдво­ем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-пле­тенках из веревок. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия на местности.

Изготовление носи­лок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

4. Зачётный двухдневный поход

Прохождение 25км. за двое суток.

В конце учебного года, учащиеся должны уметь:

- пользоваться личным и групповым снаряжением;

- организовывать бивак (установить палатку, развести костёр, найтиводу и т.д.);

- подавать сигналы бедствия;

- вязать узлы, используемые в туризме;

- читать карту, работать с компасом;

- ориентироваться на местности по местным признакам;

- оказывать первую помощь при различных травмах.




Список используемой литературы:

1. Васильев И. В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. Изд. 2-е, испр. и доп. М.,

Профиздат, 1973.

2. В. Г. Варламов Основы безопасности в пешем походе.Методические рекомендации Москва-1983г.

3. П.Н.Бруевич, Е.М.Самошкин Геодезия Москва 1985г.

4. Б.П.Моргунов Туризм Москва 1977г.

5.К.В. Бардин Азбука туризма Москва Просвещение 1981г.

6. Ю.А.Штюрмер Справочник туриста Москва Профиздат 1982г.

7.В.Семёновский Снаряжение туриста Москва-Ленинград 1929г.

8. Попчиковский В. Ю. Организация и проведение туристских походов.-М.: Профиздат, 1987

9. Огородников Б. И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А. 0-39 Подготовка спортсменов-ориентировщиков. М., "физкультура и спорт", 1978.

10. В. Ф. Шимановский и В. И. Ганопольский Питание в туристских путешествиях М. Профиздат 1986

11. Е.И. Иванов Начальная подготовка ориентировщика Москва ФиС 1985г.

12. А.Г.Маслов Полевые туристские лагеря М.ГИЦ 2000г.

13. А.Г. Маслов Лето, дети и туризм Москва 1997г.

Список рекомендуемой литературы

1. Энциклопедия туриста. - М., БРЭ, 1993.

2. Берман А.Е. Юный турист. - М., ФиС, 1977. 4..

3. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М., Профиздат, 1990. 6.

4. Матюцкий С.П. Туристу о растениях. - М., Профиздат, 1988.

5. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. - М., Профиздат, 1988.

6. Куприн А.М. Занимательная картография.- М., Просвещение, 1989. 10.

17. Остапец А.А. На маршруте туристы - следопыты. - М., Просвещение, 1987.

8. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., ЦДЮТур России, 1997.

9. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. - М., ЦДЮТур России, 1996.


© 2010-2022